Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Логопедическая работа по формированию графомоторных навыков у слабослышащих младших школьников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У
СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 7
1.1. Графомоторные навыки в структуре письменной
речи. 7
1.2. Понятие о нарушениях слуха. 16
1.3. Особенности графомоторных навыков у
слабослышащих младших школьников 25
1.4 Методики изучения письма у слабослышащих
младших школьников. 32
Выводы по
1 главе. 39
ГЛАВА 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У
СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 40
2.1. Изучение состояния графомоторных навыков у
слабослышащих младших школьников. 40
2.2. Игры и упражнения, направленные на
формирование графомоторных навыков у слабослышащих младших школьников. 47
2.3.Анализ эффективности логопедической работы по
формированию графомоторных навыков у слабослышащих младших школьников. 57
Выводы по 2 главе. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 62
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ… 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 83
Введение:
Актуальность исследования. В последние годы наблюдается
тенденция к увеличению количества учащихся, которые не способны усвоить типовую
программу общеобразовательного учреждения вследствие трудностей овладения
письмом, в частности графомоторными навыками. Проблема освоения учащимися
графомоторными навыками занимает особое место в системе подготовки и обучения
ребёнка в школе. Связано это с тем, что для большинства детей самым сложным
предметом в начальной школе является письмо. У детей с нарушением слуха графомоторные
навыки сформированы слабо или недостаточно. Это связано с низким уровнем
развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью
пространственно-временной ориентировки и самоконтроля.
Как свидетельствуют многочисленные исследования ученых (А.Н.
Корнев, Р.И. Лалаева, М.М. Кольцова, В.В. Тарасун, Н.В. Чередниченко, Г.В.
Чиркина и др.), из-за незрелости сложных произвольных форм зрительно-моторной
координации у детей с нарушением слуха
наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, неправильное
положение руки во время графомоторных деятельности, низкий уровень развития
мелкой моторики руки.
Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова и С.Н.
Шаховская среди причин
возникновения нарушений в формировании графомоторных навыков выделяет трудности
выполнения сложных двигательных актов, требующих четкого и дифференцированного
управления движениями. Ученые единогласно отмечают, что недостаточный уровень
сформированности графомоторных навыков может привести к возникновению
устойчивых специфических ошибок во время письма, а это, в свою очередь,
угрожает общей успеваемости ученика.
Обучая письму первоклассников, учитель должен знать
особенности развития каждого ребенка, в процессе работы обращать внимание на
психофизиологическое состояние и руководствоваться этим в предоставлении объема
и характера задач. Особенно это касается обучения слабослышащих учеников.
Цель исследования — выявить состояние овладения
графомоторными навыками письма и разработать логопедическую работу
предупреждения и преодоления нарушений графомоторных навыков у слабослышащих
младших школьников.
Объектом исследования является процесс овладения
графомоторными навыками письма младшими школьниками с нарушением слуха.
Предметом исследования является процесс формирования
графомоторных навыков у слабослышащих первоклассников.
Гипотеза исследования: формирование графомоторных навыков
младших школьников с нарушением слуха будет более продуктивным, если в процессе
коррекционно-логичексой раьоты будут использоваться игры и упржнения.
Предметом исследования является состояние и особенности
сформированности графомоторных навыков у слабослышащих первоклассников.
Гипотеза исследования: специально-организованная
коррекционно-логопедическая работа сможет значительно повлиять на процесс
формирования графомоторных навыков младших школьников с нарушением слуха.
Соответственно цели определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние разработанности
проблем формирования графомоторных навыков у детей, причин, механизмов и
проявлений трудностей в обучении младших школьников с нарушеним слуха в
литературных источниках общедидактического, методического,
психофизиологического психолингвистического направления.
2. Экспериментально изучить состояние сформированности графомоторных
навыков у слабослышащих младших школьников и установить взаимосвязь между
особенностями развития графомоторных навыков и характера трудностей в обучении
данной категории учащихся.
3. Определить этапы коррекционно-логопедической работы по
преодолению нарушений овладения графомоторными навыками первоклассниками с
нарушением слуха.
Методы исследования:
— теоретические – анализ, систематизация и обобщение
психолого-педагогических данных по проблеме исследования;
— эмпирические — наблюдение, анализ продуктов письменной и
графической деятельности, констатирующий эксперимент, которые были использованы
с целью изучения фактического уровня сформированности графомоторных навыков у слабослышащих
учащихся начальных классов, конкретизации трудностей обучения детей этой
категории;
— статистические – количественный и качественный анализ
полученных в ходе эксперимента данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили
психолого-педагогические учения:
— об письменной речи как сложной осознанной форме речевой
деятельности (Л.С. Выготский, А. Корнев, А. Лурия, А. Леонтьев и др.);
— о сложной психологической структуре процесса письма,
психологических предпосылках и психофизиологических механизмах, обеспечивающих
его усвоение (О. Корнев, О. Леонтьев, А. Лурия
и др.);
— теория о коррекционную направленность образования детей с
особыми образовательными потребностями (Л.С. Выготский, В. Синев, В. Тарасун и
др.).
Методологические принципы исследования: системность,
комплексность, непрерывность, последовательность, деятельностный подход,
дифференцированный характер обучения; постепенный переход от простого к
сложному.
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в
том, что:
— выявлена особенность взаимосвязи графомоторных навыков и многоуровневой
организации психических функций и операций, обеспечивающих усвоение письма,
— разработана диагностическая модель и методика, направленная
на выявление наиболее типичных и устойчивых нарушений графомоторных навыков
слабослышащих младших школьников,
— определены уровни сформированности графомоторных навыков
слабослышащих младших школьников,
— теоретически обоснован и разработан
коррекционно-развивающий методический комплекс логопедической работы,
построенный с учетом выявленных симптомов, причин и механизмов нарушений графомоторных
навыков слабослышащих младших школьников.
Практическое значение исследования заключается в том, что получены
эмпирические данные об уровне и особенностях сформированности графомоторных
навыков у слабослышащих первоклассников, представлены методические основы коррекционно-логопедической
работы по преодолению их нарушений. Результаты исследования могут быть учтены
учителями начальных классов во время преподавания интегрированного курса
«обучение грамоте».Теоретические положения исследования могут быть использованы
студентами при написании курсовых и научных работ.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы и приложения.
Заключение:
Таким образом, анализ психолого-педагогической
литературы позволяет констатировать:
Графомоторные умения трактуются как освоенный
способ выполнять определенное положение и движения пишущей руки, который
позволяет изображать письменные знаки и их соединения. К группам графомоторных умений
относятся: умения удерживать пишущий инструмент, определенное положение
корпуса, рук; умения, связанные с выработкой качества движения; умения,
обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов; умения выполнять
графические движения с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.
При наблюдении за процессом письма
необходимо обращать внимание на такие показатели как описание ведущей руки,
способа удержания графического инструмента, положения ведущей руки, движений
ведущей руки, участия вспомогательной руки, расположения листа, положения
сидящего, темпа работы и др.
Для
детей с нарушениями слуха характерны ошибки зрительно-двигательного типа
(замена букв, имеющих сходные элементы, смешение величины и формы элементов
букв, написание лишних элементов); каллиграфические ошибки (нарушение высоты,
ширины и наклона элементов букв, способов соединений букв, отсутствие связности
букв при письме; несоблюдение интервала между буквами в словах, между словами
на строке; слишком узкие или растянутые буквы; разнонаправленность наклона или
чрезмерный наклон вправо или влево; несоблюдение расположения букв по линиям
строки; неразборчивость почерка.
В исследовании принимало участие 5 слабослышащих младших школьников.
По результатам 1 серии, было выявлено, что все младшие
школьники получили низкие результаты. Дети не смогли точно и правильно
выполнить упражнение на дорисовывание. Они постоянно отрывали карандаши и
смотрели, правильно ли они делают или неправильно. По клеткам было рисовать
гораздо удобнее, однако, рисунок был мелким, дети постоянно его рисовали мимо
клеток, терялся в рисунках такт и ритм, карандаш выскакивал из рук. Сила нажима
была очень слабой или же наоборот очень сильной. Это наблюдалось и во всех
последующих сериях. Карандаш то ломался, то рисунка не было видно совсем.
Карандаш располагался под углом 90 градусов.
По результатам 2 серии, мы выявили, что все дети более трех раз выходили за
пределы дорожки, два раза отрыв карандаша от бумаги, не ровная, дрожащая линия.
По результатам 3 серии дети не смогли по линии
вырезать геометрические фигуры. При вырезании квадрата или круга могли выйти
абсолютно другие геометрические фигуры, в основном многоугольники или полоски.
Рука у детей постоянно тряслась, пальцы не удерживали ножницы в ровном
положении относительно начерченной линии. При сгибании листа бумаги, дети не
могли координировать пальцы рук, руки тряслись, и лист складывался не пополам,
а отдельными полосками. Края листка не совпадали, как и его углы. Дети никак не
могли настроить силу давления на лист бумаги,
Мы выявили, что в целом у детей
графические умения находятся на низком уровне, именно поэтому, считаем, что
техника квиллинг поможет их сформировать.
Основная
цель формирующего этапа — сформировать графомоторные навыки у слабослышащих
младших школьников.
В начале учебного года был составлен
перспективный план, который согласовывался с классным руководителем.
Перспективный план, по формированию графомоторных навыков у слабослышащих
младших школьников был реализован на специально организованных занятиях,
которые влючади в себя:
— организационный момент (с
проговариванием лексической темы),
— дидактичексие игры и упражнения
— творческая работа, направленная на
формирование графомоторных навыков.
Этапы работы, темы и приемы
подбирались так, чтобы материал, усвоенный на уроках одного педагога,
применялся, обобщался, расширялся и находил свое продолжение на занятиях у
других педагогов.
На контрольном этапе исследования
была повторно проведена диагностика графических умений младших школьников по
тем же методикам, что и на констатирующем этапе исследования.
В 1 группе только 4 детей получили
средний уровень. Остальные 6 детей так и остались на низком уровне графических
умений.
По результатам
контрольного этапа можно сказать, что в первой серии упражнений вызывало
затруднение дорисовывание в смене ритма. Дети по-прежнему испытывали
затруднения, но ошибок встречалось мало 1-2. Дети так же рисовали мимо клеток,
но уже более ровнее. Нажим на карандаш стал средним. Карандаш перестали
отрывать. В целом дети получили по данной серии – высокий и средний уровень. По
серии рисование по образцу дети получили высокие результаты. Дети смогли
правильно сосчитывать клетки, правильно угадывали направление, старались за
края не выходить, хотя у некоторых детей, это получалось с трудом.
В
процессе изучения выполнения детьми данных заданий 2 серии, мы выявили, что
дети ни разу выходили за пределы дорожки. Дети при рисовании дорожек, ни разу
не отрывали карандаш, линия ровная, четкая.
По результатам вырезания и сгибания
были получены средние результаты. Дети так же вырезали неточно, но уже фигуры
стали соответствовать заданным геометрическим фигурам. Дети при сгибании листов
практически не затруднялись, почти все
совпали края и углы листка бумаги.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ
У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Графомоторные навыки в структуре письменной речи Как известно, речевая деятельность
человека представляет собой четыре вида речевых действий: говорение
(экспрессивная речь), слушание (импресивная речь), письмо и чтение. Чтение и
письмо в качестве равноправных составляющих входят в понятие «письменная речь».
Письменная речь – это вторичная форма
существования языка, сложное речевое действие, особенностью которой является ее
более позднее появление в психической сфере человека по сравнению с другими
высшими психическими функциями. И устная, и письменная формы речи являются
видом временных связей второй сигнальной системы, но в отличие от устной,
письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то
есть ее механизмы закладываются в период обучения грамоте и совершенствуются в
процессе всего дальнейшего обучения. В результате рефлекторного повторения
образуется динамический стереотип слова в целостности акустических, оптических
и кинестетических раздражений (Б.Г. Ананьев[1], Л.С. Выготский [11]).
Письменная речь – процесс
перекодирования содержания мышления с мыслительного кода посредством звуковой
звена (устное проговаривание перед записью или внутреннее проговаривания) на
графический буквенный код.
Процесс письма рассматривают как
многоуровневую систему, сложный системный и психический процесс, сложную форму
речевой деятельности человека. Этот процесс требует взаимообусловленных,
слаженных действий четырех анализаторов: двигательного, речевого, зрительного и
слухового.
Это комплексный навык, который
требует интеграции и координации различных функциональных систем. Овладение им
является не что иное, как установление новых связей между словом, которое мы
слышим и произносим, словом, которое мы видим и записываем. Поэтому письмо
нельзя относить только к речи, его так же можно отнести к системным и произвольным
процессам восприятия или к двигательной сфере [9].
Письмо представляет собой знаковую
систему фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать
информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.
Выдающийся исследователь А.Р. Лурия [26]
в научной работе «Очерки психофизиологии письма» отмечает, что процесс письма
представляет собой сложную деятельность, имеет многоуровневую структуру,
которая включает ряд психофизиологических компонентов. У взрослого человека они
носят сокращенный, свернутый характер. При овладении письмом эти операции
представляются в развернутом виде [26].
Начинается процесс письма с
побуждения, мотива, замысла. Мотивационный уровень письма обеспечивается лобными
отделами коры головного мозга. Включение их в функциональную систему письма
обеспечивает создание замысла, который удерживается посредством внутренней
речи. Удержание в памяти информации обеспечивается целостной деятельностью
мозга. Автоматизированные движения руки являются конечным этапом сложного
процесса перевода устной речи в письменную.
А.Р. Лурия выделяет три этапа
(операции) процесса письма [26]. Первой операцией процесса письма является
анализ звуковой структуры слова, которое подлежит написанию, определение
последовательности и места каждого звука. Необходимым на этом этапе является
анализ и сохранение последовательности звучания, выделение и превращение
звуковых вариантов в четкие фонемы [26]. Звуковой анализ осуществляется
совместной деятельностью слухового и речевого анализаторов. Большую роль при выявлении
характера звуков и их последовательности в слове играет проговаривание: громкое,
шепотом или внутреннее. На начальных этапах овладения навыками письма роль
проговаривания очень важна. Оно помогает уточнить характер звука, отличить его
от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове.