Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Русский язык

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Лингвистический потенциал курса «Русская родная литература»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава 1. Специфика курса «Русская родная
литература». 7

1.1.   Общая
характеристика «Родная русская литература». 7

1.2.   Лингвистический
потенциал курса. 12

Выводы по первой главе. 23

Глава 2. Возможности введения лингвистических
упражнений в курс. 24

2.1. Методические лингвистические приемы на
уроках. 24

2.2. Организация лингвистического анализа на
уроках. 34

Выводы по второй главе. 41

Глава 3. Применение лингвистического анализа на
уроках «Русской родной литературы»  42

3.1. Планирование работы по лингвистическому
анализу на уроках «Русской родной литературы». 42

3.2. Описание опыта обучения лингвистическому
анализу. 47

Выводы по третьей главе. 58

Заключение. 59

Список используемых источников. 61

Приложение. 68

  

Введение:

 

Данная работа выполнена в русле
методических и филологических исследований и посвящена возможностям проведения
филологического анализа на уроках родной русской литературы

Актуальность
исследования. В современном мире
широко обсуждаются возможности замены человека компьютерной программой. Однако,
исходя из антропоцентричного вектора развития современной науки, вопрос
соотношения данных результатов обработки компьютерными программами и
человеческого фактора, встает на первое место. Один из самых распространённых
аргументов среди критики компьютера как замены человеческого разума – это
неспособность машины распознавать и проявлять эмоции. Как следствие, все чаще
поднимается вопрос об обучении языку на основании интеграции в другие предметы.

Русский язык входит в пятерку самых
влиятельных языков мира. По мнению специалистов, на нем говорят более 260 млн
человек. В настоящее время «русскоязычное» высшее образование является
достаточно привлекательным для иностранных студентов: в 2014 году около 15 000
иностранных граждан предпочли его образованию в других странах. В настоящее
время примерно 10,5 миллиона иностранных граждан изучают русский, а в мире
насчитывается около 7200 школ, которые ведут обучение на русском языке [1].

Международное сотрудничество в сфере
образования в последние годы приобрело устойчивый характер. Это имеет большое
значение для развития национальных образовательных систем, педагогической
науки, взаимного общения и творческого роста работников образования. Активное
расширение сферы образовательных услуг, которые предоставляются в Российской
Федерации иностранным гражданам является одним из результатов изменений,
происходящих в современном мире.

Кроме того, русский язык по-прежнему
остается необходимым для получения образования в России и приобретения
специальности, он содействует контактам иностранных государств с нашей страной
в сфере науки, культуры, финансов, бизнеса, медицины, туризма и т. д.

Развитие лингвистического анализа при
работе с сокровищницами русского языка – текстами классической русской
литературы активно развивает знания языка и дает примеры качественной работы
над текстами.

Цель
работы – обоснование целесообразности применения методов лингвистического
анализа на уроках

Для достижения поставленной цели решаются
следующие задачи:

— определить сущность, структуру и
содержание  программы по родной
литературе в школе,

— рассмотреть теоретические и методические
основы формирования метода лингвистического анализа на уроках литературы,

— провести оценку уровня знаний анализа у
учащихся,

— описать процесс семантического анализа и
способы представления смысла текста на уроках родной литературы,

— проанализировать полученные результаты

Для
решения поставленных задач использовались следующие методы и приемы:

1. Методы
теоретического уровня:

— общенаучный метод с целью изучения
литературы по теме исследования;

— метод систематизации и обобщения научной
информации по теме исследования;

2. Методы
экспериментально-теоретического уровня:

— метод эксперимента;

Научно-теоретической базой работы
послужили труды исследователей в следующих областях:

— методика семантического анализа текста
(Э. Р. Айвазова, др.);

— лингвистический анализ художественного
текста (Л. Г. Бабенко, др.)

— методика преподавания языка (Е.Н. Белая,
И.Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Н.И. Гез, др.);

— формирование коммуникативной компетенции
(И.В. Алешанова, А.Ф. Галтмуллина, М. В. Григорьева, А.Л. Гуркина, др.);

— современные технологии преподавания
языков (М.А. Ариян, К.Ю. Вартанова, Б. К. Каирбаева, др.).

Объект работы
–  предмет русская литература в
современной школе. Предмет работы – особенности осуществления
лингвистического анализа  на уроках
русской литературы в современной школе.

Теоретическая
значимость исследования заключается в том, что в нём представлены основные
принципы и методические подходы к развитию умений лингвистического анализа на
уроках родной литературы.

Практическая
ценность работы доказывает целесообразность применения в практике преподавания
анализа текста художественной литературы, и наглядно показывает качественное
осмысление учениками представленных результатов.

Новизна
исследования состоит в том, что в нем впервые предложен комплекс упражнений,
основанный на результатах анализа текстов литературы.

Структура
работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной
литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Приоритетной целью обучения литературному
чтению является формирование
читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как
грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Наше исследование посвящено проблеме
использования моделирования при работе над формированием читательской
компетентности.

Проанализировав научную литературу, в
теоретической части мы рассмотрели понятия «моделирование», «читательская
компетентность». В связи с появлением нового стандарта использование
моделирования становится неотъемлемой частью обучения.

Исходя из всего вышесказанного, мы
считаем, что читательская
компетентность младших школьников — это интегративное качество личности,
характеризующееся:

— ценностным
отношением к чтению и знанию, получаемому посредством чтения литературы,
доступной по содержанию и форме (зачем читать?);

— наличием
читательского кругозора и литературоведческих представлений; знанием круга чтения
в его жанрово-тематическом разнообразии (что читать? о чем читать?);

— умением
выполнять необходимые читательские действия в работе с книгой и произведением с
целью формирования и развития потребности в чтении; наличием продуктив­ных
способов чтения, качественного навыка чтения, (как читать?).

В процессе
изучения литературного чтения у детей должны быть сформирована читательская
компетентность. Таким образом,
результаты исследования показывают, что метод моделирования как нельзя лучше
соответствует особенностям умственного развития младшего школьника, и прежде
всего, наглядно-образному характеру его мышления.

Лингвистический анализ может
использоваться для понимания сюжета произведения, пересказывания, самоконтроля,
сравнивания различных произведений, создания характеристики героя,
следовательно, оно способствует формированию читательской компетентности. Модели
делают процесс обучения управляемым: учащиеся осознают учебную задачу, учатся
оценивать работу, формируется самоконтроль и самооценка.

Лингвистический анализ не только формирует
читательские умения, но и активизирует деятельность детей на уроке
литературного чтения, повышает степень понимания прочитанного, улучшает
устойчивость внимания, обеспечивает творческую направленность работы, кроме
того, моделирование в обучении может выполнять различные функции: обучающие,
планирующие, обобщающие, контролирующие. А следовательно, формирует
читательскую компетентность.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Специфика курса «Русская родная литература» 1.1. Общая характеристика «Родная русская
литература» В основу курса родной русской литературы
заложена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных
кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только
их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература
устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего
русской национально-культурной традиции в сознании школьников.

Стратегическая цель предмета «Родная
литература (русская)» – сохранение русского языка, литературы и культуры, что
является задачей обеспечения национальной безопасности страны [2].

Программа разработана на основе требований
ФГОС ООО (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету «Родная литература»

Цели курса родной русской литературы в
рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою
специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса,
а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в
разных регионах Российской Федерации. Они реализуются следующим образом:

• воспитание
и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения
родной русской литературы, обладающей гуманистическим мировоззрением,
общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством
патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;

• формирование
познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного
отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа,
включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к
его культурному наследию;

• осознание
исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям
и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;

• развитие
у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском
государстве.

Учебный предмет «Родная литература
(русская)» направлен на решение следующих задач:

• приобщение
к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и
культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской
Федерации;

• осознание
роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

• выявление
взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование
представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного
отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской
литературе;

• получение
знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её
взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их
взаимовлияния;

• выявление
культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе;
создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по
поводу прочитанного;

• формирование
опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и
учебной деятельности;

• накопление
опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования
собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;

• формирование
потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога и др.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы