Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Личностные характеристики младших школьников с разным социометрическим статусом

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. Теоретические подходы изучения особенностей личности детей младшего школьного возраста 8

1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста согласно отечественным и зарубежным периодизациям возрастного развития 8

1.2 Общая характеристика личностных характеристик у детей младшего школьного возраста 13

1.3 Специфика межличностного общения в коллективе сверстников 19

1.4 Взаимосвязь личностных характеристик и социометрического статуса младших школьников 23

Глава 2. Организация и методы исследования 29

2.1 Методологические принципы исследования 29

2.2 Организация и планирование исследования 30

2.3 Характеристика выборки исследования. 31

2.4 Методы и методики исследования. 31

2.5 Математико-статистические методы исследования 38

Глава 3. Результаты эмпирического исследования личностных характеристик младших школьников с разным социометрическим статусом 40

3.1 Диагностика социометрического статуса младших школьников 40

3.2 Диагностика личностных харакетеристик младших школьников 43

3.3 Результаты сравнительного анализа личностных характеристик младших школьников с различным социометрическим статусом 52

3.4 Результаты корреляционного анализа личностных характеристик младших школьников с различным социометрическим статусом 56

Практические рекомендации 60

Выводы 63

Заключение 66

Список литературы 70

  

Введение:

 

Актуальность исследования: Младший школьник находится на этапе активного вхождения в социальное пространство общества. Процессы социализации на предыдущем этапе, периоде дошкольного детства, не требовали от ребенка активного включения в процесс социальных отношений. Становясь школьником, ребенок становится объектом социализации в новом статусе. Социальный институт школы призван выработать нормы общения, сформировать положение в коллективе, школьник желает быть принятым и активно принимает других, он открыт для нового взаимодействия. Педагог берет на себя функции, которые раньше полноправно принадлежали родителям. Он транслирует новые знания, участвует в воспитании личности школьника, формирует мировоззренческую картину мира. Таким образом, смена социального окружения в младшем школьном возрасте влияет социализацию ребенка, через учителя и одноклассников.

Включаясь в коллектив сверстников, ребенок принимает на себя определенные функции и стремится выполнить правила группы, в которой он является активным участником. Именно в период младшего школьного возраст ребенок включается в процесс общения с использованием новых форм общения, для него становятся доступными все стороны общения, ребенок осознает назначение коллектива в его собственной жизни. Для ребенка становятся доступными две основные линии общения. Общение выстраивается в процессе учебной деятельности (выполнение домашних заданий, стремление к контакту в процессе урока, выполнение совместной деятельности). Второе направление общения связано с межличностным общение вне учебной деятельности (перемены, кружки, секции, внеклассные мероприятия). Как правило вторая линия не связана с формальными установками, а во многом обусловлена личными симпатиями и предпочтениями учеников.

Рассматривая вторую линию как одну из составляющих школьной жизни младших школьников, можно утверждать, что именно в рамках этой линии социометрический статус будут определяющим и наиболее важным для ребенка. Социометрический статус закрепленный за ребенком стигматизирующим образом влияет на дальнейшую жизнь ребенка. Как отмечается в психологической литературе, закрепленный социометрический статус способен к транслированию личностных качеств, закрепленных за статусом и в другом коллективе и других ситуациях. Таким образом, выявление личностных качеств, влияющих на социометрический статус школьника, является наиболее важным в младшем школьном возрасте.

При всей актуальности и изученности темы межличностного общения и социометрического статуса, недостаточно исследований, посвященных изучению взаимосвязи личностных качеств и социометрического статуса.

В связи с этим целью исследования является: изучение личностных характеристик младших школьников с различным социометрическим статусом.

Задачи исследования:

1. Обобщить результаты теоретических исследований по проблеме личностных характеристик у детей младшего школьного возраста.

2. Теоретически изучить взаимосвязь личностных характеристик и социометрического статуса младших школьников.

3. Эмпирически изучить личностные характеристики младших школьников с разным социометрическим статусом.

4. Провести сравнительный анализ значений показателей личностных характеристик младших школьников с различным социометрическим статусом.

5. Провести корреляционный анализ значений показателей личностных характеристик младших школьников с различным социометрическим статусом.

Объект исследования: обучающиеся 2 класса МОУ «Гимназия» в количестве 60 человек.

Предмет исследования: личностные характеристики младших школьников; социометрический статус младших школьников.

На основе выделенной цели, задач, нами была сформулирована гипотеза: существует взаимосвязь социометрического статуса младших школьников в коллективе сверстников с такими личностными характеристиками, как: уровень развития коммуникативных способностей, уровень самооценки, индивидуальными особенностями профиля личности; существуют различия личностных характеристик младших школьников с различным социометрическим статусом.

Теоретико-методологическая база исследования: исследование младшего школьного возраста нашло отражение в работах Л.C. Выготского, Ж. Пиаже, П. П. Блонского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. И. Божович; в основу исследования положены теории отношений межличностной значимости (А.В.Петровский, М. Ю. Кондратьев, В. А. Ильин, М. Е. Сачкова).

Методы исследования:

– теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, систематизация.

– эмпирические методы: психодиагностические методики.

– статистические методы: первичная описательная статистика (среднее арифметическое значение, частота распределения признака); методы сравнительного и корреляционного анализа.

В работе были использованы методики:

1. Методика социометрии (М.Битянова).

2. Методика Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант).

3. Методика «Символические задания на выявление «социального Я»» (Б. Лонг, Р. Зиллер, Р. Хендерсон)

4. Методика «Лесенка» (В.Г.Щур)

5. Методика определения коммуникативных способностей обучающихся (В.В. Синявского и В.А. Федорина)

Эмпирическая база исследования: МОУ «Гимназия» г. Сертолово, в исследовании приняли участие ученики 2-х классов, в количестве 60 человек.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы педагогами-психологами в коррекции межличностных отношений младших школьников.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ психолого-педагогической литературы, позволяет сказать, что младший школьный возраст — это период рождения социального «Я» ребенка. Учебная деятельность становится важным новообразованием младшего школьного возраста, определяя новый уровень психического развития ребенка. Основными достижениями этого возраста следует считать развитие самосознания и личностную рефлексию, позволяющую устанавливать границы возможностей. В этом возрасте ребенок должен осознавать свои возможности, способности, сильные стороны.

Важнейшим признаком младшего школьного возраста является активное формирование способностей и навыков к общению. Именно в этом возрасте ребёнок учится завязывать дружбу и строить отношения. Он учится пользоваться культурными формами общения и развивает необходимые позитивные качества для построения гармоничных отношений.

Определяющим в процессе общения является социометрический статус ребенка. Насколько привлекательнее личность младшего школьника для других, тем больше желание, потребность с ним общаться, и необходимость во внимании с его стороны.

В результате проведенного исследования нами было установено, структура группы второклассников представлена «звездами» 8,33%, «принятыми» или «предпочитаемыми» таких детей оказалось 26,67%, «среднестатусными» их количество в классах составляет большинство 41,67%, «непринятыми» статус был получен 18,33% детей, также в коллективе школьников были выделен «пренебрегаемый» или «изолированный» социометрический статус у 5% опрошенных школьников.

По результатам диагностики личностных характеристик было выявлено, что доминирующими шкалами, по которым были получены высокие баллы различной полярности — это фактор А (общительность) 68,33% положительных значений, фактор G (ответственность) — 73,33% положительных значений, фактор С (уверенность в себе) 66,67% отрицательных значений, фактор Н (социальная смелость) 70% отрицательных значений.

Таким образом, можно утверждать, что доминирующими чертами личности являются общительность, эмоциональность в проявлении межличностного общения, но при этом возможна смена настроения; будучи школьниками они осознают степень ответственности при выполнении поставленных задач, способны контролировать свои поведенческие реакции. Среди черт с отрицательными характеристиками следует выделить не способность справляться с эмоциональными импульсами, капризность, застенчивость, чувствительность нервной системы к воздействиям окружающей среды.

На основе методики изучения «Социального Я», было получены результаты, свидетельствующие о том, что дети в коллективе чувствуют себя на позиции равенства со всеми, эти результаты совпадают с результатами по показателю идентификация и эгоцентричность.

Результаты исследования самооценки младших школьников показали что, большинство детей имеют адекватную самооценку, то есть могут адекватно оценивать себя, свои возможности, соотносить их с требованиями и условиями поставленных перед ними задач. Так же в коллективе присутствуют дети с заниженной самооценкой, это оценка ниже чем адекватная. То есть не всегда готовы выполнить поставленную задачу, потому что не уверенны в своих силах. У некоторых детей отмечена завышенная самооценка, это дети склонны считать себя лучшими во всем, что они делают. Такая самооценка результат воспитания, когда родители ошибочно мотивируют детей на выполнение поручений, потому что они лучшие и все могут, им все по плечу. Незначительное число опрошенных имеют очень низкую самооценку. Это критерий дезадаптированности, защитной реакции детей.

Исследование коммуникативных способностей показало, что большинство детей 33,33% имеют нормальные коммуникативные способности. Они легко находят контакт с окружающими, не стесняются, могут выступить перед классом. Также были выделены две группы детей, которые общительны, не стесняются в новой обстановке, не замыкаются в себе (21,67%), и весьма общительных, даже иногда болтливых (20%). Можно утверждать, что у этих детей нет проблем в межличностном общении, в построении диалога в процессе межличностного общения. Диалог может выстраиваться как на учебные темы, так и на темы интересов, увлечений и совместных игр.

Также была выделена группа детей не коммуникабельных (6,67%), они не общительны, конфликтны, часто шутят над другими и довольно грубо. В коллективе сверстников, также выделяются дети застенчивые, скромные, которые предпочитают самостоятельно выполнять задания или играть, без чьей-либо помощи (11,67%).

Наравне с группой некоммуникабельных детей, можно выделить очень общительных детей (6,67%), они любопытны, задают массу вопросов, разговорчивы, всегда найдут тему для разговора, это не только темы учебы, но и вопросы общественной жизни, увлечений, не всегда могут достоверно передать информацию, любят увлечь публику и слушателей различными историями и байками, даже не всегда достоверными. При этом не прочь, что-нибудь приврать.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило актуальность данной темы. Поставленная цель была достигнута.

Гипотеза о том, что существует взаимосвязь социометрического статуса младших школьников в коллективе сверстников с такими личностными характеристиками, как: уровень развития коммуникативных способностей, уровень самооценки, индивидуальными особенностями профиля личности, а также существуют различия личностных характеристик младших школьников с различным социометрическим статусом нашла подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические подходы изучения особенностей личности детей младшего школьного возраста

1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста согласно отечественным и зарубежным периодизациям возрастного развития

Значение младшего школьного возраста весьма велико для дальнейшего психического развития в процессе онтогенеза. Младший школьный возраст является периодом перехода от одного вида деятельности к другой, происходит смена характеристик когнитивных процессов. Сформированная и закрепленная внутренняя позиция школьника, требует смены парадигм в мотивационных процессах.

Возрастной период младшего школьного возраста затрагивает период от 6 до 11 лет. Социально-экономические изменения в обществе, революционные события в Европе и России, выделили период младшего школьного возраст в самостоятельный этап онтогенетического развития относительно недавно. При этом социальные задачи этого периода, равносильно, как и возрастные границы до конца еще не определены, и могут корректироваться. Кульминационным этапом перехода от дошкольного к школьному периоду является кризис 7 лет, при этом окончание периода младшего школьного возраста ознаменовано предпосылками кризиса 13 лет.

В концепции Э. Эриксона период младшего школьного возраста следует понимать, как этап получения знаний, умений, необходимых для дальнейшей трудовой жизни, развития трудолюбия. Возрастными границами этого периода по Э. Эриксону является 6-12 лет. В этом возрасте может развиваться или наоборот оставаться в статичном состоянии овладение окружающим пространством и средой, а также взаимодействие с ней. Результатом положительного исхода этой стадии является сформированное чувство умелости, при отрицательном результате может развиться чувство неполноценности и неспособности к включению в процесс взаимодействия с окружающими людьми.

Отличительными чертами этого возраста по мнению Э. Эриксона, следует считать инициативность, стремление к активному взаимодействию, желание конкурентной борьбы, возможности попробовать себя в разных видах деятельности.

Исходя из позиции представителей психоаналитического направления, возраст от 6 до 10 лет, это латентный период. Психосексуальное развитие переживает период «сна», ребенок занят учебной деятельностью, включением в общественную жизнь. Основными останавливающими факторами в этом выступают родители и общество. Приостановление психосексуального развития влияет на последующие этапы социализации ребенка. На этом этапе ребенок познает значимость межличностного общения и коллектива сверстников.

Опираясь на теоретические положения концепции Ж. Пиаже, следует отметить, что период младшего школьного возраста 7-11 лет затрагивает процессы интеллектуального развития. Ребенок находится на стадии конкретных операций, следовательно, умственные действия являются обратимыми и координированными. Доминирующими в психическом развитии детей становятся логическое мышление к конкретным ситуациям. Этот переход носит существенное значение для всей психической познавательной сферы (восприятия, памяти, воображения, речи), а также возможности общения с окружающими людьми.

По мнению Л.И. Божович, «…младший школьный возраст — это период рождения социального «Я» ребенка. В этот период происходит осознание своего места в мире общественных отношений, новой социальной позиции – позиция школьника, занимающегося «высокоценимой взрослыми» деятельностью; происходит переоценка ценностей (меньшую ценность приобретает игра, большую – учебная деятельность), появление новых мотивов поведения. Игра перестает быть основным содержанием деятельности младшего школьника» [4].

При всей внутренней позиции школьника, формирующей у ребенка произвольность и желание учиться, у ребенка сохраняются детская непосредственность, легкость и наивность. Хотя логика мышления переходит на новый уровень, независимо от остаточных детских качеств. Учебная деятельность становится важным новообразованием младшего школьного возраста, переходя на новый уровень психического развития. Переход к школьному возрасту требует перехода на новые формы мышления, изменения ценностно-смысловой сферы, интересов. Переход к новым формам общения требует соподчинения с нормами и требованиями общества, коллектива. Учитель как главная составляющая процесса учения в школе, формирует у детей новое понимание о процессе жизнедеятельности (соблюдение режима, соблюдение дисциплины, соблюдение правил поведения в школе). В младшем школьном возрасте наиболее трудным, по мнению Р.С. Немова является трудность в саморегуляции поведения [21, с.38].

По мнению Л.С. Выготского, кризис 7 лет следует считать периодом формирования внутренней позиции школьника. Л. С. Выготский пишет, что «…B 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т. е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях» [5, с.242].

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина подчеркивает важность деятельности на каждом возрастном этапе онтогенеза. В период младшего школьного возраста учебная деятельность становится ведущей, вытесняя на второй план игровую деятельность. Все, что связано с учебной деятельностью становится важным и значимым для ребенка. В качестве основных компонентов учебной деятельности Д.Б. Эльконин предлагает выделять следующие: мотивацию школьников, учебную задачу, учебные операции и контроль (проверка).

Мотивация определяет направление деятельности младшего школьника в сторону познавательной деятельности, формирование мотивационно-волевой стороны, основанной на познании, развитии любознательности, интереса к новому. Учебная задача как компонент учебной деятельности, который направлен на решение и выполнение поставленной задачи, при этом задача должна быть не просто понята по содержанию и способу выполнения, но и принята учеником, на эмоциональном уровне. То есть желание ее выполнить показывает степень мотивированности на учебную деятельность и учебный процесс. Учебные операции, предполагают способ исполнения учебной задачи, умения, освоенные учеником в процессе учебной деятельности. Последний компонент учебной деятельности это контроль и проверка, это компонент предполагает соотнесение образца и эталона с выполненным действием. Правильность выполнения соответствует той или иной оценке. На первоначальном этапе этот компонент выполняется педагогом, а в дальнейшем на более поздних этапах обучения в начальной школе младшим школьникам доступны более сложные формы, такие как самооценка и самоконтроль [37, с.74].

По мнению В.С. Мухиной, ребенок к концу дошкольного возраста становится полноправной личностью, он понимает свое место в мире взрослых в актуальном периоде и свое место и назначение в будущем, когда ребенок станет школьником. Таким образом, он осознает свое значение для человеческого общества. Ребенок становится разборчивым в межличностном пространстве, понимает и проникается своими семейно-родственными отношениями, знает средства и механизмы получения желаемого места в жизни родных и близких. Благодаря сформированным навыкам самообладания выстраивает общение со сверстниками и окружающими взрослыми, может соподчинять желания и возможности, соотносить желания и ситуации для их воплощения. Очень важным для ребенка становится оценка его поступков и поведения со стороны окружающих, а не только его собственная. В этом возрасте ребенок способен к рефлексии, соотнося свое поведение и требования общества, умеет делать на основе рефлексии соответствующие выводы о своем поведении. Соподчинение мотивов определяет результаты деятельности за счет правильного соотношения мотивов «Я должен» и «Я хочу» [20].

Основа младшего школьного возраста — это оценка поступков и поведения, так по мнению Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха, ребенку становится доступна способность разделения внешней и внутренней жизни. Дифференцируя эти явления психической жизни, ребенок опирается на смысловую ориентировочную основу. Младший школьник готов к прогностическим функциям, он способен к прогнозированию результатов поступков. Оценка осуществляется не только на интеллектуальном уровне (расчет последствий и результатов), но и с эмоциональной стороны, значение поступков для окружающих. Именно смысловая ориентировочная основа поступка выступает важной стороной внутренней стороны личности. Ребенок противоречиво сохраняет детскую непосредственность, при этом стремится к саморегуляции эмоциональной стороны. Ребенок не всегда может правильно объяснить свое эмоциональное состояние.

Показателем кризиса в дифференциации внутренней и внешней жизни выступают неадекватные эмоциональные реакции младшего школьника (кривляние, манерность, искусственность в поведенческих реакциях, капризность, конфликтность). Переход на новый этап психического развития позволяет говорить об окончании кризиса по исчезновению этих эмоциональных реакций в поведении детей [26].

Таким образом, формирование общего представления о младшем школьном возрасте в периодизации психического развития разных авторов, свидетельствует о кризисности этого периода для психоэмоционального переживания ребенка. Формирование внутренней позиции школьника, смена ведущего вида деятельности, революционные изменения в познавательной, эмоционально-волевой сфере свидетельствует об изменении внутреннего мира ребенка, которые внешне выражаются в неадекватных эмоциональных реакциях, замкнутости или защитной реакции в виде агрессии.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы