Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Русский язык + методика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Лексико-семантическая работа, как средство формирования языковой компетенции (на примере изучения лирики С. ЕСЕНИНА)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ
ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ.. 6

1.1
Цели лексико-семантической работы на уроках русского языка, методика работы
учителя…………………………………………………………………………6

1.2
Формирование языковой компетенции на уроках русского языка в 6 классе  15

1.3
Анализ учебно-методических комплексов по организации лексико-семантической
работы в 6 классе. 19

ГЛАВА
2. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ТЕКСТОВ С. ЕСЕНИНА   25

2.1
Особенности лексики в текстах С. Есенина. 25

2.2
Средства выразительности в текстах С. Есенина. 38

ГЛАВА
2. Лексико-семантическая работа В 6
КЛАССЕ как средство формирования языковой компетенции (на примере изучения
лирики с. есенина) 55

3.1
Диагностика уровня сформированности языковой компетенции учащихся  55

3.2
Комплекс упражнений по расширению словаря учащихся 6 класса. 57

2.3
Комплекс упражнений по развитию умения учащихся 6 класса понимать слова с
переносным значением. 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67

БИБЛИОГРАФИЯ.. 69

ПРИЛОЖЕНИЯ. 73

  

Введение:

 

Одним из условий
изучения русского языка в общеобразовательной школе является проведение
учителем  лексико-семантической работы. В
любой период, на любой ступени процесса обучения русскому языку
лексико-семантическая работа на уроке является неотъемлемым элементом. Она
способствует качественному овладению речью и способствует «погружению» в ее
семантическую сторону.

Языковая грамотность
неотделимо связана с таким понятием как языковая компетенция, которая, в свою
очередь, предполагает обладание различными языковыми единицами (лексическими,
грамматическими, фонетическими) в соответствии с определенной тематикой,
ситуацией общения, наряду с навыками использования вышеупомянутых единиц в
коммуникативной среде. Например, без умения видеть и понимать многозначные
слова и переносные значения слов невозможно полноценно воспринять мысль,
сформулированную тем или иным участником разговора.

Говоря об языковой
компетенции, можно выделить два компонента: лексический и семантический.
Лексический компонент подразумевает как многозначные группы слов, так и
лексические единицы, которые имеют специфическую семантику: фразеологизмы,
фразовые глаголы и прочее. Семантический компонент можно обозначить как знание
специфики выражения смысла, значения слова, а также способность правильно
использовать лексические единицы в коммуникативном процессе.

В процессе
лексико-семантической работы педагог может сталкиваться с различными
трудностями. Формализовать проведение лексико-семантической работы невозможно,
это связано и со сложностью лексической системы языка, и с разбросом
индивидуальных характеристик учащихся. К сожалению, субъективность в словесной
работе на уроке – актуальная проблема на уроках русского языка и литературы в
школе (ни один методический материал, учебник не может полностью учитывать
языковые способности, знания и умения определенного ученика). Следовательно,
роль учителя в организации лексико-семантической работы является определяющей.

Поэтический текст –
особый мир, который характеризуется специфичностью плана выражения, плана
содержания. Ю.М. Лотман считает, что в поэтическом тексте, любые элементы
речевого уровня, являющиеся в языке формальными, могут быть значимыми. Важно
то, что лексические единицы, приобретая особый семантический характер,
насыщаются иным смыслом, получают дополнительное значение. Это одновременно
усложняет понимание текста, но и становится способом раскрыть перед учащимися
семантику слова.

Все вышеупомянутое
предопределило актуальность выбора темы: «Лексико-семантическая работа как
средство формирования языковой компетенции (на примере изучения лирики С.
Есенина)».

Цель исследования: изучить возможности лексико-семантической
работы в формировании языковой компетенции (на примере изучения лирики С.
Есенина).

Объект исследования ­– формирование языковой компетенции учащихся 6
класса.

Предмет исследования – возможности лексико-семантической работы в
формировании языковой компетенции (на примере изучения лирики С. Есенина).

Исходя из поставленной
цели, необходимо решить следующие задачи:

1) выявить цели
лексико-семантической работы на уроках русского языка, методику работы учителя;

2) изучить формирование
языковой компетенции на уроках русского языка в 6 классе;

3) проанализировать учебно-методические
комплексы по организации лексико-семантической работы в 6 классе;

4) выявить особенности
лексики в текстах С. Есенина;

5) изучить средства
выразительности в текстах С. Есенина;

6) провести диагностика
уровня сформированности языковой компетенции учащихся 6 класса;

7) разработать комплекс
упражнений по расширению словаря учащихся 6 класса;

8) разработать комплекс
упражнений по развитию умения учащихся 6 класса понимать слова с переносным
значением.

Решение поставленных
задач обусловило выбор основных методов
исследования: анализа методической литературы, контекстуального анализа для
определения смысла той или иной лексики в поэтическом контексте, компонентного
анализа при выделении контекстуальных сем, наблюдения.

Выпускная
квалификационная работа по структуре
состоит из введения, двух основных разделов, заключения, библиографии и
приложений.

Материалом и источником исследования послужили собрания
сочинений С. Есенина.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Цель данной работы
состояла в изучении возможности
лексико-семантической работы в формировании языковой компетенции на примере
изучения лирики Сергея Есенина. Лексико-семантическая работа – часть обучения
русскому языку на протяжении всего периода обучения в школе. Проводя
лексико-семантическую работу, учитель обогащает словарный запас учащихся и
уточняет с ними значение уже известных слов. Цель такой работы состоит в
расширении активной и пассивной части словаря учащихся, чтобы они могли
понимать те слова, с которыми встречаются в художественных текстах.

Словарная работа в
5-9 классах включает развитие умения видеть незнакомое слово и обучение умению
пользоваться словарями и справочниками. Учащиеся изучают такие понятия, как
«слово», «лексика», «лексическое значение», «лексикология». Лексика русского
языка состоит из разных групп слов, и учащиеся должны знать, что существуют
однозначные и многозначные слова, слова с прямым и переносным значением,
архаизмы, историзмы и неологизмы, диалектные слова и др.

Во второй главе
работы нами были изучены лексические особенности стихотворений С.А. Есенина. В
целом, произведения Есенина содержат очень разнообразную лексику, книжную и
просторечную, диалектную, окказиональную, историзмы. Лексика поэта
выразительная, в ней есть народнопоэтические слова, красочные прилагательные,
поэт свободно обращается с возможностями морфологии русского языка, создает
индивидуально-авторские лексические единицы. Стихотворения Есенина
демонстрируют все возможности русского языка.

Лирика
Есенина содержит глубокие чувства и оригинальную образность, которые передаются
читателям через систему стилистических приемов, таких как аллитерация,
метафорические эпитеты, олицетворение, метафора, метонимия. Большую роль в
структуре поэзии Есенина играет морфологический и лексический повтор, анафора и
эпифора. Все эти стилистические средства повышают выразительность текста,
делают его эмоциональным и экспрессивным.

В
третьей главе работы были рассмотрены возможности лексико-семантической работы
в формировании языковой компетенции с помощью изучения лирики Сергея Есенина. Для
проверки уровня языковой компетенции учащихся 6-х классов нами был разработан
тест, который показал, что учащихся 6-го класса хорошо справляются с заданиями
на классификационные умения, умеют разбирать слова по составу. Намного хуже
учащиеся справились с заданиями, которые предполагают поиск устаревших слов
русского языка, слов с переносным значением, и со стилистическим анализом.

В работы был разработан
комплекс упражнений по расширению словаря учащихся 6 класса; и комплекс
упражнений по развитию умения учащихся 6 класса понимать слова с переносным
значением. Поэзия Есенина содержит в себе примеры лексики русского языка, но
часть этой лексики слишком сложна для учащихся 6 классов. В этом возрасте дети
только начинают сознательно задумываться над возможностями русского языка.
Здесь можно подчеркнуть роль учителя русского языка, который должен показать
детям все те лексические возможности, которые обладает русский язык, сделать
это можно на примере стихотворений Есенина при грамотном отборе материала.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
1.1 Цели лексико-семантической работы на уроках русского языка, методика работы
учителя

Русский язык – это
основа русской культуры. Одновременно это и часть школьной программы по
русскому языку, один из основных учебных предметов. В то время как все
остальные школьные предметы связаны каждый со своей сферой науки, русский язык
является еще и средством обучения всех прочих предметов.

Рассматривая русский
язык как школьный предмет, можно отметить, что в его основе находится наука о
русском языке. Понятно, что большинство учащихся и так знают «русский язык»,
однако дома они изучили русский как язык бытового общения, а в школе они изучают
историю языка, правила орфографии и пунктуации, выразительные средства русского
языка и многое другое. В результате, формируется грамотная личность, способная
читать произведения русской литературы и использовать язык в разных сферах
общения, не ограничиваясь только сферой повседневного общения.

В предмет «русский язык»
входит ряд разделов:

— орфография;

— пунктуация;

— фонетика;

— лексика;

— грамматика;

— стилистика.

Предметными результатами
обучения становятся:

1) совершенствование
видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма);

2) использование всех коммуникативно-эстетических
возможностей русского языка;

3) обогащение активного
и потенциального словарного запаса;

4) овладение основными
стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами
литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными); приобретение опыта их использования в речевой практике при
создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому
самосовершенствованию;

5) формирование
ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность [32].

Результаты изучения
предмета « Русский (родной) язык»:

1) понимание русского
языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

2) осознание эстетической
ценности русского языка;

3) достаточный объем
словарного запаса [32].

Все эти цели
прописаны в ФГОС второго поколения, но добиться их достижения на практике не
так просто. Прежде всего, нельзя недооценивать всю сложность такого явления,
как «язык». Его невозможно просто «выучить», он слишком сложен. А.А. Потебня
отмечал системность языка: каждое явления языка находится в связи со всеми
другими. Лексическая система русского языка значительно превышает то количество
слов, которыми мы пользуемся в повседневном общении. К тому же язык постоянно
меняется, что тоже ведет к невозможности раз и навсегда «выучить русский язык» [15].

А.А. Шахматов тоже
отмечал, что язык находится в постоянном развитии, в результате в нем возникают
все новые формы. Кроме того, развитие языка происходит не само по себе, она
связано с историей народа, с изменениями в культуре, в социальной жизни [32].

Лексика
языка как система имеет ряд особенностей:


неисчислимость лексических единиц;


многозначность лексики;


синонимия;


постоянные изменения в словарном составе, появление неологизмов;


наличие большого числа явлений, не подчиняющихся правилам [10].

Лексико-семантическая
работа – часть обучения русскому языку на протяжении всего периода обучения.
С.В. Плотникова рассматривает ее как «деятельность педагога, обеспечивающая
овладение детьми лексикой родного языка», в содержание лексико-семантической
работы независимо от этапа обучения входит решение таких задач, как «количественное
обогащение словарного запаса обучаемых и расширение активной части словаря» [20,
с. 83].

В
школе изучается тот русский язык, который существует в настоящее время и связан
с культурой современной России. Дети узнают далеко не все о возможностях языка,
в школе не изучаются диалекты русского языка, архаизмы и т.д. Выучить все слова
русского языка просто невозможно, хотя бы потому, что в языке всегда появляются
неологизмы.  Часть лексики не имеет
смысла учить, так как эти слова слишком редко используются (архаизмы) или
используются только на определенной территории (диалектизмы). Расширять
активную часть словаря учащихся невозможно до бесконечности. Поэтому дети
изучают, в основном, только те слова, которые входят в основной корпус
современного русского языка.

Образовательные программы
по русскому языку никогда не включают какого-то окончательного перечня слов,
которые учащиеся должны знать. Педагог самостоятельно определяет, что нужно
знать учащимся в аспекте лексики.

Словарная работа в
начальной школе не ведется целенаправленно, дети просто встречаются с новыми
словами в учебнике, где есть тексты для чтения. Учитель может объяснить им
значение тех слов, которые детям непонятны. Кроме того, в начальной школе
словарный запас детей пополняется на всех предметах, так как ученики
сталкиваются с разнообразной новой информацией. В программах обучения
средней школы и старших классов тоже отмечается важность расширения активного
словаря учащихся, но такая работа всегда связана с обучением орфографии и
грамматики. Словарная работа в 5-11 классах также не ведется целенаправленно,
учащиеся встречаются с новыми словами в текстах художественной литературы.

В работах М.Т. Барановой,
П.И. Колосова и других методистов описываются только основные принципы
проведения лексико-семантической работы:

— сознательность;

— системность;

— последовательность;

— доступность;

— связь с жизнью и т.д. [19,
с. 104].

Кроме этого,
функционирование слов в речи имеет свои закономерности, которые также
необходимо раскрывать. Семантика какого-либо слова связана с его структурой, с
историческими причинами. При проведении лексико-семантической работы часто
нужно учитывать происхождение слова, все слова употребляются только в своих
сферах общения, в языке существует понятие «стилистической нормы», так что
употребление лексической единицы может быть неуместным [1].

Проведение
лексико-семантической работы невозможно формализовать. Определить, какие именно
слова должны знать учащиеся любого класса, довольно трудно. Кроме того, в
каждом классе есть дети разного уровня, с различным словарным запасом, это тоже
усложняет проведение лексико-семантической работы.

Все это предопределяет
огромную роль учителя при проведении лексико-семантической работы в средней
школе. Роль учителя русского языка многообразна, и не состоит только в
объяснении детям семантики незнакомых им слов, хотя это немаловажная часть
деятельности по расширению словаря учащихся.

Но существует еще и такая
проблема, как неточное понимание детьми семантики ряда слов. Учащиеся часто не
задумываются над тем, какой именно смысл имеет слово, особенно если оно не
употребляется в повседневном общении. Общаясь с детьми по различным темам,
можно понять, что какие-то слова им известны, однако употребляются неточно,
небрежно.

Еще одна часть
лексико-семантической работы – это установление для учащихся связей между
имеющимися с русском языке словами. Учащиеся часто не задумываются о том, что
лексика любого языка представляет сложную, единую систему, в которой имеются
многочисленные горизонтальные и вертикальные связи. Лексика в языке взаимосвязана.
Лексемы имеют синонимы, антонимы.

Кроме того, лексика
любого языка включает многозначные слова. На самом деле, совсем небольшая часть
слов в языке является словами только с одним значением, большинство слов имеет
ряд значений, и не все они могут быть известны ученикам. Однозначное значение
имеют научные и технические термины; некоторые устаревшие слова; слова,
описывающие узкие понятия. Но основная часть слов имеет несколько значений, в
том числе, может использоваться в переносном значении.

Для школьников именно
переносное значение слов часто оказывается непонятным. Дети легко понимают и
выучивают новые слова, о которых они ранее не догадывались. Но переносное,
образное значение слова для них часто остается загадкой. Сказывается недостаток
воображения, и отсутствие практики обращения с лексикой, имеющей переносное
значение.

Усвоение учащимися
понятия лексической сочетаемости – еще одно направление работы учителя русского
языка. Не все слова в языке могут сочетаться между собой; так, нельзя сказать «сугроб
мусора», слово «сугроб» употребляется только со словом «снег».

Важное направление
лексико-семантической работы в  школе –
наблюдение вместе с детьми над тем, как слово используется поэтом или писателем
при создании художественного образа. Часто дети не осознают, что художественный
текст создается, в том числе, за счет грамотного, оригинального использования
слова. Сразу научить детей видеть художественное мастерство писателя (поэта)
невозможно, это долгая работа, ведущаяся на протяжении всего времени обучения.
Конечно, основная роль при изучении художественной литературы отводится урокам
литературы. Но и на уроке русского языка нужно обращать внимание учащихся на
то, как употребляется слово в художественном тексте, тем более что любой
учебник по русскому языку включает отрывки из текстов художественной
литературы.

Еще одно направление
работы учителя – это повышение грамотности и чистоты речи учащихся. В речи
школьников обычно много просторечных слов, их необходимо постепенно устранять
из лексикона учащихся, и заменять литературными вариантами [20, с. 189].

В
школьном курсе русского языка выделяется четыре этапа работы над лексическими
явлениями:

— первый
этап (пропедевтический) – начальные классы;

— второй
этап (систематический) – 5-6 классы;

— третий
этап (аспектное изучение) – 7-8 классы;


четвертый этап (функционально-стилистический) – 9-11 классы.

На любой ступени процесса
обучения лексико-семантическая работа является неотъемлемой составляющей. Учитель
обязательно знакомит детей с новыми для них лексическими единицами, уточняет и
расширяет значение уже известных слов, проводит работу по улучшению речи детей,
чтобы речь учащихся приближалась к литературной норме.

Лексика отбирается по
следующим критериям:

— коммуникативный принцип
(учащимся действительно должны быть нужны эти слова для общения или чтения
литературы);

— частотный принцип
(отбор общеупотребительных слов);

— стилистический принцип
(слова для выражения эмоций и отношения к ситуации) [10, с. 239].

В работе педагога над
новым словом выделяются этапы:

— семантизации;

— уточнения;

— активизации.

Прежде всего, слово
необходимо семантизировать. Это процесс раскрытия его значения школьникам.
Простым способом семантизации является обращение к словарю; однако на уроке
русского языка имеются и другие возможности для семантизации лексики, это
беседа с учащимися, догадка о значении слова по контексту, демонстрация
изображения и др.

Далее, семантику слова
необходимо уточнить. Каждое слово обычно имеет некоторые особенности
использования в речи. Углубленное понимание значения слова и обучение его
употреблению осуществляется на основе рассмотрения всех его значений. В русском
языке немало многозначных слов, они рассматриваются в процессе лексико-семантической
работы [20, с. 195].

На уроках часто используется
фрагмент художественного произведения и здесь важно не упускать возможности для
уточнения понимания детьми значения слова.

При проведении работы над
словом необходимо рассматривать его в составе определенной группы. Школьники
лучше осознают смысл слова, если оно изучается в составе группы, как пример
имени собственного, историзма, заимствованной лексики и т.д.

Слово, имеющее синонимы,
должно рассматриваться в составе синонимического ряда. Антонимы слова тоже
нужно рассматривать с детьми. Моно показывать, в каких словосочетаниях можно
встретить слово, в каких фразеологизмах русского языка оно встречается, как использует
его какой-либо писатель и др.

Если школьник знает
слово, его синонимы и антонимы, видит контекст его употребления, то у него
формируется правильное представление о семантике слова. Для того, чтобы
уточнить представление детей о слове. надо спрашивать их, как они понимают
слово, или давать такие задания. в которых неверное понимание лексемы станет
очевидным.

Более полное
представление о лексике русского языка можно составить, работая с родственными
словами. Их можно подбирать вместе с учащимися, заодно помогая отделить
действительно родственные слова (осина – осиновый) от созвучных слова (осина –
оса) или от тематически близких слов (осина – орешник).

Среди различных тем,
которые изучают школьники, есть как более простые для них, так и более сложные.
Так, например, школьники обычно с трудом понимают, что такое слова с переносным
значением или устаревшие слова. К работе над такими группами слов учителю
русского языка необходимо заранее подготовиться.

При работе над устаревшей
лексикой обязательно нужно предоставить учащимся комментарий – объяснить, что
означает слово, в какое время оно использовалось, использовать наглядность. При
изучении архаизмов нужно подбирать вместе с учащимися современные аналоги,
заодно обращая их внимание на то, что для историзмов найти современные аналоги
невозможно. Именно это отличает «историзм» (слово, которое вышло из
употребления вместе с вещью) и «архаизм» (слово, которое получило в русском
языке замену).

Работа над устаревшей
лексикой важна по многим причинам. Прежде всего, при чтении русской литературы
детям встретится множество примеров устаревшей лексики. Ее много в
произведениях любого классического писателя и поэта  – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А.
Есенина. Кроме того, устаревшая лексика – частью истории русского народа. Ее
изучение становится способом рассказать детям о прошлом, что является частью
лингвокультурологической компетенции.

Работа с диалектными
лексемами включает такие этапы:

— поиск вместе с
учащимися причины появления в языке диалектных слов;

— толкование смысла
диалектной лексической единицы;

— показ диалектизмов в
контексте.

Работа с образными
средствами русского языка включает работу с текстом. Прежде всего, учащимся
нужно показать образное средство в тексте, объяснить его роль. Далее, нужно
проанализировать все этапы создания образности, показав, что писатель (поэт)
взял за основу слово, имеющее переносное значение, и затем подобрал для него
новый контекст [2].

При организации
лексико-семантической работы можно опираться на текст. Это позволяет показать
школьникам, как используется слово в контексте; как писатель (поэт) использует
стилистические возможности русского языка; как слово позволяет создать
художественный образ.

При проведении работы
всегда нужно следить за тем, чтобы детям было понятно значение слова. Работа с
непонятными словами лишает учащихся мотивации к работе на уроке. Если в тексте,
который используется на уроке русского языка, будут какие-то незнаковые учащимся
слова, то нужно заранее подготовить для них словари или дать объяснение словам.
Все слова, с которыми встречаются на уроке дети, должны быть им разъяснены, а
понимание ими их семантики нужно уточнять, спрашивать, все ли понятно, нет ли
вопросов. Также нужно приучать детей обращаться со словарями.

Таким образом,
лексико-семантическая работа является обязательной частью предмета «русский
язык». Это сложный вид работы учителя: лексическая система языка сложна,
включает огромное число слов, слова бывают синонимичными, многозначными,
диалектными и т.п. Задачей учителя становится расширения словарного запаса
учащихся, при этом надо уметь подобрать для изучения те слова, которые
действительно нужны учащимся. Лексико-семантическая работа включает уточнение
семантики слова, изучение способов использования слова в художественном тексте,
устранение из речи учащихся просторечных слов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы