Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Иностранные языки Иностранный язык( английский)

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Лексические средства выражения эмотивности (на материале массмедийного дискурса)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ДЕФИНИЦИИ
«ЭМОТИВНОСТИ» В МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ. 7

1.1. Массмедийный дискурс в
современной лингвистике. 7

1.2. Понятия «эмотивность» и
«эмоциональность». 16

1.3. Средства выражения эмотивности в
английском языке. 24

Выводы по главе 1. 32

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ
ЭМОТИВНОСТИ В ВОЕННОМ МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.. 34

2.1. Средства выражения эмотивности
на лексическом уровне в английском массмедийном дискурсе. 34

2.2. Грамматические особенности
эмотивной лексики в военном массмедийном дискурсе. 42

2.3. Средства выражения эмотивности
на стилистическом уровне в английском массмедийном дискурсе. 50

Выводы по главе 2. 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 62

  

Введение:

 

Для лингвистики ХХI века характерно повышение интереса к проблеме «человека
в языке», то есть принятие ею антропоцентрического направления. Антропоцентризм,
суть которого заключается в том, что «научные объекты изучаются, прежде всего,
по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их
функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования»
[Кубрякова, 1995, с. 212], стал важнейшим методологическим принципом.
Центральной категорией «жизни человека в языке» [Бенвенист, 2009, с. 167],
«вписывающей» многообразную социальнокоммуникативную практику человека в тексты
культуры, является дискурс. Его наиболее значимую форму, реализующую важнейшие
процессы социального самопознания и формирующую мироощущение человека, и его
концептуальную картину мира, представляют массмедиа [ван Дейк, 2000, с. 153;
Добросклонская, 2015, с. 45].

Одним из наиболее распространенных дискурсов в современных массмедиа
является военный дискурс, поскольку он является один из закрытых типов
институционального дискурса. Исследование эмотивности в военном дискурсе
вызывает особый интерес, поскольку при внешнем протокольном запрете на эмоции в
военных текстах и интервью выражение эмоций и оценок того или иного события или
военного конфликта тем не менее присутствует. При этом они выражаются как
эксплицитно, так и имплицитно.

Выражение человеческих эмоций с помощью языка, в том числе и в военном
дискурсе, безусловно, является одним из самых существенных аспектов
представленности «человека в языке», наблюдаемом на всех уровнях языковой
системы, поскольку человека нельзя рассматривать вне его психической жизни,
важной составляющей которой являются эмоции. Соответственно, категория
эмотивности рассматривается исследователями с точки зрения текстолингвистики
(Г.Н. Ленько, Л.К. Парсиева, Л.Б. Гацалова), со стилистической (Г.Н. Ленько,
М.С. Буланова, Е.С. Милькевич), функциональной (С.А. Нестерова), прагматической
и дискурсивной (Е.А. Казанцева), а также с лексикологической (С.Е. Токмакова) точек
зрения.

Несмотря на такое количество работ по данной теме, все же остается
нерешенным вопрос о выделении «количества эмоций разных типов и
репрезентирующих их значений, которые эмпирически выделяются в научной
литературе» [Минин, 2013, с. 6]. Кроме того, нет разграничения терминов «эмотивность»
и «эмоциональность». Все вышеперечисленное указывает на недостаточную
разработанность теории категории эмотивности в современной лингвистической
науке.

Актуальность исследования
состоит в необходимости изучения категории эмотивности в рамах военного
массмедийного дискурса, особенностей ее реализации на лексическом уровне, что
позволит совершенствовать работу по организации служебно-боевого планирования
применения войск национальной гвардии, повысить эффективность участия войск в
решении служебно-боевых задач, а также качественно улучшить систему служебной
деятельности войск национальной гвардии РФ.

Новизна обусловлена
новизной материала исследования и использованием комплексного подхода
(структурного, грамматического, стилистического и сопоставительного) к его
анализу лексических средств выражения эмотивности в военном массмедийном
дискурсе.

Цель дипломной работы рассмотреть
лексико-грамматические и стилистические особенности лексических средств выражения
эмотивности на материале массмедийного дискурса.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть подходы к определению массмедийного дискурса в современной
лингвистике;

2) дать определение понятиям «эмотивность» и «эмоциональность»;

3) выделить средства выражения эмотивности в английском языке;

4) провести анализ средств выражения эмотивности на лексическом уровне в
английском массмедийном дискурсе;

5) рассмотреть грамматические особенности эмотивной лексики в военном
массмедийном дискурсе;

6) проанализировать средства выражения эмотивности на стилистическом уровне
в английском массмедийном дискурсе.

Объектом исследования выступает категория эмотивности.

Предмет исследования – языковые средства репрезентации
категории эмотивности в массмедийном дискурсе.

Теоретическое значение
проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты могут
послужить определенным вкладом в дальнейшее развитие исследований категории
эмотивности в английском языке, а также могут использоваться для повышения
эффективности обучения войск национальной гвардии РФ.

Практическая значимость
данной работы заключается в том, что полученные результаты могут быть
использованы в процессе преподавания лексикологии английского языка, на
семинарских и практических занятиях, в курсах лекций. Кроме того, результаты
могут быть использованы в реальной коммуникации, увеличивая эмотивную
компетенцию коммуникантов.

Методы исследования:
анализ теоретического материала, описание, метод контекстуального анализа,
метод сплошной выборки материала исследования, типолого-сопоставительный метод,
грамматический и стилистический анализ, количественный анализ.

Материалом исследования послужил военный массмедийный
дискурс. В частности, были проанализированы статьи из журнала «Journal of
Advanced Military Studies» на военную тему и выделены из них лексические
средства создания эмотивности.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического списка, насчитывающего 56 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Целью дипломной работы было рассмотреть лексико-грамматические и
стилистические особенности лексических средств выражения эмотивности на
материале массмедийного дискурса. Для достижения цели был выделен ряд задач.

Анализ основных понятий исследования позволяет определить, что массмедийный
дискурс отличается разнообразием, открытостью и использованием большого
количества языковых категорий. Одной из таких категорий является эмотивность,
которая зачастую присутствует в анализируемом военном массмедийном дискурсе.

Во второй главе исследовались словообразовательные, лексические,
синтаксические, структурные, стилистические и смешанные средства формирования
эмотивности, применяемыми английскими авторами статей на военную тему в
качестве средств формирования эмотивности своих авторских текстов. Подводя
итоги этой практической части, в отношении тех результатов, которые были
сформированы в процессах обобщения значительного количества эмпирического
материала, в направлении исследования следующих средств и механизмов
формирования эмотивности:

1. Свойства эмотивов и совокупностей эмотивов,
обеспечивающие их способность передавать особое отношение коммуникатора к
самому содержанию сообщения, либо к тому адресату, кому это сообщение
направляется в коммуникации.

2. Свойства сообщения или речевого процесса,
организованных на основе использования эмотивной лексики.

3. Потенциал выражения эмоций и чувств, присущий тем или
иным формам эмотивной лексики.

4. Потенциал формирования особого типа восприятия
коммуникативного сообщения адресатом, присущий эмотивной лексике.

5. Свойства и особенности функционирования лингвистических
механизмов формирования коммуникативной эмотивности.

6. Свойства и особенности функционирования
экстралингвистических механизмов формирования коммуникативной эмотивности.

7. Внешние особенности коммуникативной ситуации и
механизмы их возможного влияния на эмотивные характеристики сообщения в массмедийном
военном дискурсе.

8. Влияние задаваемых автором статьи социальных параметров
коммуникативного акта на механизмы формирования эмотивности сообщений.

9. В целом ряде примеров в качестве средств
формирования эмотивности наряду с лингвистикой присутствуют
психолингвистические аспекты формирования эмотивов как средства обеспечения
коммуникативной экспрессии.

Сам
феномен эмоциональной речи, возникающий как артефакт применения тех или иных
средств формирования эмотивности, обнаруживает целый ряд изменений в отношении
своей прагматики, семантики и синтаксиса, то есть, затрагивает весь полный ряд
наиболее значимых семиотических характеристик, распространяемых на массмедийный
текст как на
конкретное воплощение авторского замысла с использованием многообразия средств
формирования эмотивных характеристик языка, исследуемого как классический
образец знаковой структуры.

В
отношении семантики эмоциональная речь демонстрирует значительно большую
смысловую категоричность, нежели речь обычная. В отношении синтаксиса
обнаруживается вполне определенная склонность к применению целого ряда особых
структур и моделей как на уровне лексем, так и композиций лексем, а также на
уровне структуры всего избранного фрагмента коммуникации, всестороннее
лингвистическое исследование которых и составило значительную часть содержания
настоящей главы.

Помимо
всего вышеизложенного, также обращает на себя внимание и то обстоятельство, что
единая онтогенетическая природа практически всех естественных актов проявления
эмоциональности тем или иным образом, неизбежно формирует в единой системе
лексики и стилистики естественного языка специальный набор особых
лингвистических средств, использование которых напрямую сопряжено с
вербализацией тех или иных типов базовых эмоций.

Традиционная
для классической теории психологии эмоциональных состояний дихотомия разделения
эмоций преимущественно на положительные и отрицательные с использованием этого
огромного потенциала мастерски репрезентируется авторами массмедийных
военных текстов,
формируя яркие и рельефные психологические портреты описываемых личностей почти
что исключительно с помощью одних только средств языка, причем, в некоторых из
рассмотренных примеров авторами удалось воссоздать такие тончайшие нюансы
межчеловеческих отношений, которые отражают в военных текстах всю их сложность
и конфликтность.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ПРОБЛЕМА ДЕФИНИЦИИ «ЭМОТИВНОСТИ» В МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ 1.1. Массмедийный дискурс в современной
лингвистике В последние годы исследования речевой деятельности в сфере массмедиа
динамично развиваются как на платформе медиалингвистики, так и на базе других
гуманитарных наук. В связи с этим возникают новые подходы к определению
основных понятий и их классификации: лингвистический, дискурсивный,
текстоцентрический.

Появление и укоренение в научном обиходе термина «массмедийный дискурс»
является закономерным следствием активного распространения как концепции
дискурса вообще, так и дискурсивного анализа в частности. Такое положение дел
несколько изменяет общую архитектуру исследований языка массмедиа, превращая
медиадискурс (массмедийный дискурс), наряду с медиатекстом, в основной объект
современной медиалингвистической науки. Следует остановиться подробнее на
определениях понятия массмедийный дискурс, которое, прежде всего, базируется
непосредственно на общем понимании дискурса, многочисленные интерпретации
которого лишь подчёркивают его сложную и многогранную природу.

Учитывая, что ключевым компонентом теории дискурса является всесторонний
комплексный подход к анализу речевой деятельности, понимание дискурса как
сложного коммуникативного явления, которое охватывает всю совокупность
экстралингвистических факторов, сопровождающих процесс коммуникации, включая
отправителя сообщения, его получателя, различные виды контекста, особенности
производства, распространения и восприятия информации, культурно-идеологический
фон и т.д. [ван Дейк, 1989, с. 21].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы