Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему КУЛЬТУРОЛОГИЯ.РУ как современная медиаплощадка культурологического содержания: структурные и содержательные особенности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Феномен медиакультуры 7
1.1 Роль медиа в современной социальной ситуации 7
1.2 Становление медиакультуры 17
Глава 2. Медиакультура и ее роль в современном информационном обществе 27
2.1. Медиакультура как фактор информационного прогресса 27
2.2. Роль медиакультуры человека в условиях глобализации 33
Глава 3. Анализ медиа площадки 40
3.1 Содержание площадки КУЛЬТУРОЛОГИЯ.РУ 40
3.2 Особенности площадки КУЛЬТУРОЛОГИЯ.РУ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Введение:
Понятие культуры, как комплекса накопленных человечеством знаний и достижений, которые воплотились в кино, театре, музыке, литературе, живописи, получило свое распространение во второй половине двадцатого века. Тогда же набирают обороты вопросы изучения популярной культуры, которая, в свою очередь, приобретает популярность в СМИ. В 90-х годах двадцатого века элементы поп-музыки, литературы современников, рекламные кампании попадают в предмет изучения университетских программ. Такая динамика развития интереса к массовой культуре говорит о том, что средства массовой информации играют одну из важнейших ролей в создании образа современной культуры.
Одним из важнейших факторов формирования культуры является язык, и он же выступает первостепенным фактором для изучения любого культурологического текста. Множество лет человечество аккумулирует информацию: происходят открытия в области науки, политические изменения, трансформации общественного мышления. Все это неизбежно находило отражение в культуре. И главным средством выражения любого события, с точки зрения культуры, неизменно оставался язык. Для анализа медиатекстов, язык, как ключевой момент культуры, играет большую роль. Тексты средств массовой информации способны влиять на настроения в культурно-информационной среде благодаря отражению окружающей действительности, формированию идеологического контекста и созданию определенной информационной среды. Сейчас медиатекст является важной составляющей культуры в формате ее массовости, а поэтому в режиме реального времени транслируют не только развитие связи языка и культуры, но и сразу определяют перемены в движении языковой нормы.
Соотношение понятий культура и текст является также важным вопросом при анализе медиатекста. Аккумулируя культурный опыт, текст является наиболее доступной формой для сохранения и передачи накопленных знаний. С его помощью можно проследить, как происходило становление и развитие общественного сознания в общем или развитие жизни в рамках одного языкового контингента.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью определить, как содержательные и структурные особенности культурологического медиатекста способны отразить влияние современной культуры на развитие общества, изменение общественных настроений путем взаимодействия с читателем, с точки зрения подхода к порталу Культорология.ру, как СМИ относящегося к «новым медиа», где каждая статья подготовлена самими пользователями медиаплощадки и имеет большое влияние на читательскую аудиторию.
Цель данного исследования – определить, какие структурные и содержательные особенности медиатекста используются в текстах портала Культурология.ру, отражающие влияние современной культуры на социум.
Задачи исследования:
● определить роль современной культуры в медиатексте;
● изучить существующие структурные и содержательные особенности современного медиатекста;
● определить содержательные особенности информации на портале Культурология.ру;
● определить структурные особенности информации;
● проследить, как структурные и содержательные особенности информации способны отразить влияние современной культуры на социальную жизнь.
Объектом исследования является подборка публикаций медиаматериалов, опубликованных на портале «Культурология.ру», в которых отражена общественная, политическая и социокультурная тематика. Для анализа отбирались тесты с наибольшим охватом за определенный промежуток времени.
Предмет исследования – структурные и содержательные особенности материалов медиаплатформы «Культурология.ру».
Степень изученности проблемы можно определить по объемам информации, задействованной при подготовке данной работы. Проблема влияния культурологического текста на современную культуру была изучена на базе исследований Шмелева Н.В., Галушкина А.Ю., Емельянычева Е.С. и Симбирцевой Н.А., в работах которых отражены структурные и содержательные особенности культурологического текста, а также степень его изменения и влияния на социальную и социокультурную жизнь общества.
Научная новизна данной исследовательской работы может считаться уникальной, если рассматривать ее на примере портала Культурология.ру, как самого популярного портала по запросу «культурология» в русскоязычных поисковых системах. Если рассматривать проблему изменения культурологического СМИ под влиянием современной культуры, то данная тема находит отражения во множестве научных работ, использованных как предмет анализа для исследования, но не является главенствующей, а, следовательно, не считается до конца изученной.
Методологическая база исследования сформирована на основе поставленных цели и задач данной работы и включает в себя:следующие методы:
● теоретический анализ научных работ по теме исследования;
● при помощи метода индукции собрать из каждого научного материала общие данные о влиянии современной культуры на медиатекст;
● синтез полученных в ходе анализа научной литературы данных для более детального изучения предмета исследования;
● при помощи дедукции из общих положений, сформированных ранее, выделить элементы, присущие содержательным и структурным особенностям информации, публикуемой на портале Культурология.ру.
Материалом для исследования послужили медиатексты, опубликованные на портале Культурология.ру во всех категориях сайта – это около 60-100 текстов.
Практическая значимость данного исследования обусловлена большой ролью влияния культурологического текста на социальную и социокультурную жизнь общества. С точки зрения журналистики, данное исследование поможет выявить, какие структурные и содержательные особенности культурологического медиатексты отражают влияние современной культуры на общество и в будущем использовать их как инструмент привлечения аудитории к важным проблемам социальной и культурной жизни общества.
Апробация исследования. Основные результаты исследования выпускной квалификационной работы были представлены на Научной сессии Волгоградского государственного университета (2020, 2021 годы).
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической, практической частей, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение содержит следующие разделы: актуальность исследования; объект и предмет исследования; цель и задачи работы; новизна исследования; материал исследования; степень изученности проблемы; практическая значимость; методы исследования; структура работы.
Теоретическая часть работы носит аналитический характер, включает в себя результаты исследования тем «культурологический текст», «влияние современной культуры на медиатексты», «материалы сайта Культурология.ру.
Практическая часть посвящена синтезу данных, полученных в ходе анализа научных работ информации, и выявлению структурных и содержательных особенностей материалов сайта Культурология.ру в контексте влияния современной культуры на медиатекст.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются выводы работы.
Список литературы содержит труды, составившие теоретическую базу исследования.
Заключение:
В современном медиапространстве отношения всех участников коммуникационного процесса складываются по-новому. Происходит трансформация традиционных ролей и стратегий, смещаются векторы развития. Особенно чувствительной к происходящему является молодежная аудитория. Будучи самой мобильной и подвижной аудиторией, она быстро меняет свои медиапредпочтения и конструирует собственную медиареальность.
Не все, что транслируется по медиаканалам, оказывает положительное влияние на молодое поколение. Информация, передаваемая СМИ, является продуктом индустрии смыслов, направленной на манипулирование сознанием потребителя медиапродукции в политических, экономических или иных целях. Общественные институты все громче заявляют о необратимых последствиях воздействия на психику и духовный мир подрастающего поколения современных потоков информации всех видов.
И здесь простой медиаграмотности недостаточно, необходимо развивать у аудитории независимость суждений по отношению к медиатекстам и другим медиапродуктам, способность иметь, формулировать и транслировать собственную точку зрения, в общем, повышать уровень медиакомпетентности, формировать медиакультуру общества.
Во многом благодаря тенденции коммерциализации сегодня СМИ во многом утратили свою образовательную функцию, заменив ее функциями развлечения и удовлетворения потребностей. Чтобы повлиять на ситуацию и получить положительный результат, целесообразно попытаться изменить отношения между аудиторией и СМИ. Одним из эффективных способов такого вмешательства сегодня является медиаобразование молодежной аудитории, от проектирования, внедрения и развития технологий которого во многом зависит будущее как СМИ, так и молодежи.
Медиаобразование, как совокупность средств и методов обучения молодежи самостоятельному восприятию продуктов медиапроизводства, сегодня актуально как никогда. Это умение поставить СМИ на службу людям, извлекать из них самое ценное и активно участвовать в создании собственных медиапродуктов. Благодаря медиаобразованию молодые люди смогут, критически оценивая работу журналистов, отличая миф от реальности, понимая природу манипуляции, осмыслить и сформулировать собственное мировоззрение и осознанно предъявлять свои требования к медиаиндустрии.
Один из ведущих теоретиков современного медиаобразования, британский ученый и педагог Л. Мастерман обосновал семь причин актуальности медиаобразования в современном мире:
Высокий уровень медиапотребления и медианасыщенности в современных обществах.
Идеологическая значимость СМИ и их влияние на сознание аудитории.
Быстрый рост объема медиаинформации, усиление механизмов ее управления и распространения.
Интенсивность проникновения СМИ в основные демократические процессы.
Возрастающее значение визуальной коммуникации и информации во всех областях.
Необходимость перспективного образования школьников/студентов.
Усиливающиеся национальные и международные процессы приватизации информации.
К этим причинам сегодня можно добавить еще одну: «пожелтение» СМИ и снижение общего уровня медиапроизводства, что, как ответная реакция, актуализирует потребность в образовательных технологиях в области медиа. Медиаобразование – это особая социальная функция, которая может быть реализована только совместными усилиями журналистского сообщества, социально ответственного бизнеса, государства и гражданского общества в целом. Сама необходимость медиаобразования в нашем медиаизированном мире сегодня уже никем не оспаривается. Многие международные организации, такие как ЮНЕСКО и Совет Европы, неоднократно ставили задачу медиаобразования и просвещения. По сути, речь идет о развитии у молодежи понимания СМИ как важнейшего элемента общественной жизни.
Журналистика, о которой формируются определенные представления, не может не участвовать в этом процессе. Развитие IT-технологий, расширение возможностей обмена информацией между участниками коммуникации, принципиальное изменение их объектно-субъектных ролей в сторону диалоговых коммуникаций, экономически обусловленная необходимость привлечения новой аудитории побуждают СМИ все активнее обращаться к современным медиаобразовательным стратегиям и технологиям.
Фрагмент текста работы:
Феномен медиакультуры
1.1 Роль медиа в современной социальной ситуации
На сегодняшний день информационной эпохи, также называемой цифровой, влияние СМИ на общество значительно возросло. Прежде чем подробно обсуждать влияние СМИ на общество, следует выделить три их основные функции, а именно: рекламную, рекреационную (развлекательную) и новостную (информационную). [Фомичева]
Основная цель СМИ – освещение различных событий в мире, распространение ценной информации. Естественно, обладание знаниями о событиях как в своем регионе, так и в соседних всегда ценилось, человек хочет знать все больше и больше, сегодня он хочет знать о событиях во всем мире. И СМИ помогают ему «добывать» эту информацию, но они также навязывают определенное отношение к тому или иному событию, иногда даже непроизвольное, влияют на его настроение, формируя в сознании определенную картину мира. [Алексеева]
Все это делает СМИ грозным оружием пропаганды на службе государства, корпораций и других сил, имеющих возможность «давить» на СМИ. Рекреационная функция СМИ (также известная как развлечение) позволяет обычным людям расслабиться после тяжелого рабочего дня. Само название этой функции происходит от латинского recreatio, т.е. восстановление сил. Эта функция редко встречается в печатных СМИ, чего нельзя сказать об электронных источниках информации, а также радио и телевидении. [Видясова, 128]
Это связано с тем, что чтение потребляет энергию, ту самую энергию, которую должна выполнять рекреационная функция. Стоит отметить, что роль рекреационной функции в обществе в последнее время заметно возросла. В первую очередь, этому росту способствует культура потребления. Прибыль, получаемая от развлечений, часто превышает прибыль, которую можно получить, освещая различные события (новостная функция СМИ). Рекламная функция СМИ напрямую связана с воздействием на сознание людей; ее цель – убедить людей покупать определенные товары или пользоваться определенными услугами. Особенно активно она стала использоваться с появлением телевидения и Интернета.
В эпоху информации все больше людей чувствуют необходимость связи с остальным миром, ведь без этого вся наша жизнедеятельность, включая работу, развлечения, образование, социализацию и т.д., может просто пойти насмарку. Известно, что среднестатистический житель любой развитой страны, проснувшись утром, берет в руки смартфон и проверяет свои социальные сети, узнает различные новости или продолжает общение со знакомыми, как будто и не прерывался на сон. Далее, в течение всего утра мобильное устройство может оставаться в руках среднестатистического человека, но многие предпочитают завтракать у телевизора, благодаря которому они могут узнать последние новости или поднять себе настроение, посмотрев какую-нибудь развлекательную программу. [Дзялошинский, 47]