Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Культурно-массовые мероприятия в детских библиотеках (на примере Усть-Куломской межпоселенческой библиотеки)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Особенности культурно-массовой работы детских библиотек. 11
1.1. Содержание
культурно-массовой работы детских библиотек. 11
1.2. Формы и методы
культурно-массовой работы в детской библиотеке. 22
Глава 2.
Культурно-массовая работа в Усть-Куломской детской библиотеке. 35
2.1. Традиции и новации в
деятельности. 35
Усть-Куломской детской библиотеки. 35
2.2. Практика культурно-массовой
работы Усть-Куломской детской библиотеки. 45
2.3. Проект «Масленичное
представление на тему "Как Шиш по Ярмарке гулял"» 49
Заключение. 56
Библиографический
список. 58
Приложение 1. Паспорт проекта «Сценарий
театрализованного представления для народного гуляния Масленица «Как Шиш на
ярмарке гулял»». 67
Приложение 2. Сценарий театрализованного
представления для народного гуляния Масленица «Как Шиш на ярмарке гулял». 71
Приложение 3. Изучение читательских интересов. 83
Приложение 4. Организация библиотечного
обслуживания детей в 2019 году. 84
Приложение 5. Цикл мероприятий. 86
Введение:
На
сегодняшний день сложилась ситуация коммерциализации в сфере культуры и досуга,
и библиотеки остались практически единственными общедоступными организациями, в
которых можно бесплатно проводить свободное время, приобщаясь к культуре. Библиотечная
деятельность основывается на том, что библиотека – это социальный институт,который
выполняет социально-значимые функции, первой из которых рассматривается защитная,
предполагающая создание безопасных условий жизнедеятельности людей. Далее
следуют такие функции:преобразовательная, коммуникативная, нормативная,
рекреационная. Так, в народе веками вырабатывались поведенческиенормы и правила
поведения, ценности и традиции.Мероприятия, проводимые в библиотеках,
направлены, в первую очередь, на пропаганду общечеловеческих и народных
ценностей. Реализация библиотекой перечисленных функций производится
посредствомкультурно-массовойработы. И, важно заметить, что первоочередной цельюкультурно-массовой
работы можно считать стимулирование читательской и познавательной деятельности
читателей. Методами массовой работы являются библиотечные мероприятия. Так,
проводимые библиотекой мероприятия должны стать мотивом чтения и познавательной
деятельности.
На
сегодняшний день в Российской Федерациисуществует Национальная программа
поддержки и развития чтения.[1] Эта программа
обуславливает важные аспекты, которые касаются системы современных общественных
отношений, что проявляется непосредственно у подрастающего поколения в их
высокой потребности в чтении. В 2017 г. Правительством страны была утверждена
Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской
Федерации, но, программа, наполненная
конкретными мерами, и «дорожная карта» ее исполнения не приняты до сих пор. На
заседании Совета по русскому языку 5 ноября 2019 г. Президент РФ Владимир Путин
призвал «подтолкнуть» программу поддержки детского чтения в России.[2] Кроме того, имеется ввиду
еще и то, что из всех социальных институтов, которые имеют место существовать в
настоящее время, наиболее значимая роль отводится именно такому институту как
детская библиотека.
Актуальность темыисследования
вызвана общественнойнеобходимостью приобщения детей и подростков к чтению – это
основное условие формирования нового поколения российских граждан, которые
будутотвечать за развитие нашей страны. Усть-Куломская Центральная детская
библиотека успешно реализует передовые направления библиотечной деятельности,
проводит различные массовые мероприятия, мастер-классы, помогает развивать у
детей различные умения и навыки, организует их досуг. Детская библиотека – это уникальное место
приобщения детей к культуре, к чтению.
В
разработку наиболее значимыхэлементов организации детского и подросткового
чтения были положены исследования следующих педагогов: Н.В. Чехов,[3] Е.И. Тихеева,[4]библиотековедов
Л.Б. Хавкиной,[5]
H.A. Рубакина.[6]
Исследования
Н.В. Чехова интересны, прежде всего, тем, что он раскрывал аспекты народного
образования, что в рамках данного исследования интересно с точки зрения
органичного подхода в работе с детьми.
Е.И.
Техеева разработала и предложила интересные технологии в работе с детьми,
которые могут быть эффективно использованы в практике массовой работы
библиотеки. Автор также выделяла важность обращения к теме народности, при этом
давая конкретные методические приемы, указания к организации массовой работы.
Л.Б.
Хавкина занималась организационными, методическими и технологическими вопросами
в работе библиотек. В частности, основным трудом ее жизни являлся проект
библиотечного образования, в котором отмечается многоаспектность и
разносторонность практической работы с читателями, а также направление работы
по библиотековедению, что было частично заимствовано автором в иностранных
источниках.
Н.А.
Рубакин также является знаковой фигурой в аспекте массовой работы библиотек.
Книговед и библиограф отмечал важность просветительской деятельности в народе.
Одной из ее форм может являться массовая библиотечная работа.
Интересно
заметить, что в 1900-е гг. в области науки было закреплено такое понятие как
«руководство детским чтением». В свою очередь, теоретические компоненты,
которые так или иначе касаются организации аспектов детского чтения, достаточно
подробно изучены в исследованииB.А. Зеленко «Детские библиотеки».[7] В частности, автор
акцентирует внимание на работу с подростками, которая должна выстраиваться
естественным путем, поскольку библиотека является местом общественным, в
котором должны работать общепринятые нормы, то есть нормы, принятые из жизни. В
контексте данного исследования данный подход важен по причине необходимости
вовлечь в массовую работу детской библиотеки современную разнородную аудиторию,
искушенную достаточно обширным информационным полем.
Интересно
также заметить и некоторую особенность, которая заключается в том, что
прогрессирующее увеличениеисследовательского интереса относительно аспектов
детского чтения и относительно библиотеки как социальной структуры с принципами
руководства чтением детей можно наблюдать уже во второй половине прошлого
столетия. В данном случае категория читателей, которые являются школьниками,
представляются необходимой предфазой достаточно активной читательской
деятельности, что можно рассмотреть в труде «Состояние и тенденции развития
чтения детей и подростков» (сост. A.C. Адаменко, Н.Е. Добрынина, А.И.
Лебедева, О.И. Рыбкина, 1988-1992 гг.).[8] По мнению авторов,
активизация читательской деятельности, что и является непосредственной целью
детской библиотеки, может проводится путем взаимодействия с детьми и их
родителями как отдельного направления работы.
В
частности, взаимодействие детской библиотеки с читателями было рассмотрено Г.П.
Туюкиной.[9] Автор раскрываетдостаточно
своеобразную методику приобщения школьников не только к процессу чтения, но и к
книге,как к важному элементу развития детей.Отмечается также и то, что все
теоретические аспекты чтения в детском возрасте были разработаны в трудах Н.Е.
Добрыниной,[10]
Г.А. Ивановой,[11]
Т.Д. Полозовой,[12]
H.H. Светловской.[13]
Н.Е.
Добрынина рассматривала практику массовой библиотечной работы с точки зрения
народной и этнокультурной деятельности, при этом акцентируя внимание на
многонациональность и интернационализацию массовой библиотечной деятельности.
Подобная работа может являться важным аспектом представленного исследования с
точки зрения опыта массовой работы в рамках народной культуры.
Г.А.
Иванова полагала, что приобщение к чтению является приоритетной задачей детской
библиотеки, в то время как массовая работа является одной из форм работы в
данном направлении, поскольку непосредственное взаимодействие с детской
аудиторией оказывает благоприятное воздействие н эмоциональное состояние детей,
укрепляя у них психоэмоциональные связи с книгой.
Т.Д.
Полозова раскрыла аспекты организаторского труда педагога детской библиотеки,
освещая важность обращения к национальной культуре, к теме народности, что вполне
коррелирует с практикой массовой работы в рамках исследования.
Н.Н.
Светловская, в частности, раскрывает этапы работы с книгой в детских
библиотеках, одним из которых является этап «после чтения», включающий проектную
массовую работу.По мнению автора, это очень важное направление деятельности,
которое поддерживает и закрепляет любовь детей к читательской деятельности.
Практика
массовой работы в библиотеках отражена в работах А.Д. Жаркова,[14] Т.Б. Ловковой,[15] Л.В. Санкиной,[16] Т.В. Киселевой,[17] Р.А. Барышева,[18] Ю.С. Ринчиновой[19] и других.
Так,
А.Д. Жарков анализирует особенности культурно-массовой библиотечной работы,
определяя ее социально-значимые функции, рассматривая специфические особенности
социально-культурной ситуации в стране, которая так или иначе влияет на
технологию культурно-досуговой деятельности.Также автор освещает
технологический процесс подготовки и проведения культурно-досуговых программ в
библиотеках.
Т.Б.
Ловкова рассматривает библиотеку как центр досуга, акцентируя внимание на таких
формах как библиотеки-клубы, библиотеки-музеи и так далее.
Л.В.
Санкина рассматривала аспекты массовой библиотечной работы, освещая особенности
и технологии ее проведения. В частности, описывается процедура
организациикрупных мероприятий по привлечению к чтению детей и подростков, а
также использование инновационных форм библиотечной работы с учетом возрастных
категорий пользователей.
Т.В.
Киселева делает вывод о том, что массовая работа в библиотеке может создать ее
положительный имидж, поскольку это такая публичная деятельность, где работа
ведется с организованными группами читателей с быстро формирующимся общественным
мнением.
Р.А.
Барышев рассматривал формы активизации библиотечной деятельности, описывая интерес
детей и подростков к различным массовым мероприятиям. Автором представлена
совокупность методов и форм организации обслуживания, в том числе и массового,в
современной библиотеке. Кроме того, предлагается инновационная авторская
классификация основных форм культурно-массовых мероприятий (традиционные, инновационные
и модификационные).
Ю.С.
Ринчинова приводит перечень примеров проектов, успешно реализованных
библиотечными структурами, а также формулирует перечень практически значимых
проектных идей в практике массовой работы библиотеки.
Практику
культурно-массовой работы необходимо рассмотреть на примере детской библиотеки,
в частности, на примере культурно-массовой работы Усть-Куломской Центральной
детской библиотеки. Для этогобыли привлечены отчеты о деятельности библиотеки за
последние пять лет (2015-2019 гг.):
—
Информационный отчёт о деятельности Муниципального Бюджетного Учреждение
Культуры «Усть-Куломская межпоселенческая библиотека» за 2015 г.[20]
—
Информационный отчёт о деятельности Муниципального Бюджетного Учреждение
Культуры «Усть-Куломская межпоселенческая библиотека» за 2016 г.[21]
—
Информационный отчёт о деятельности Муниципального Бюджетного Учреждения
Культуры «Усть-Куломская межпоселенческая библиотека» за 2017 г.[22]
—
Информационный отчёт о деятельности Муниципального Бюджетного Учреждения
Культуры «Усть-Куломская межпоселенческая библиотека» за 2018 г.[23]
—
Информационный отчёт о деятельностиМуниципального Бюджетного Учреждения
Культуры «Усть-Куломская межпоселенческая
библиотека» за 2019 г.[24]
Объект исследования:
культурно-массовая работа современных детских библиотек.
Предмет исследования:
культурно-массовая работа Усть-Куломской детской библиотеки.
Цель выпускной
квалификационной работы – рассмотреть
особенности культурно-массовой работы в детских библиотеках (на примере
Усть-Куломской межпоселенческой библиотеки).
Задачи выпускной
квалификационной работы:
1.
рассмотреть содержание массовой работы современных детских библиотек;
2.
изучить современные формы и методы массовой работы в детской библиотеке;
3.
представить традиции и новации в деятельности Усть-Куломской детской библиотеки;
4.
проанализировать практику культурно-массовой работы Усть-Куломской детской библиотеки;
5.
разработать проект «Масленичное представление на тему «Как Шиш по Ярмарке
гулял»».
Методы исследования:
библиографический, экспериментальный, мониторинг библиотечной документации.
Структура работы. Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух
глав, заключения, списка литературы и приложения.
В
первой главе «Особенности культурно-массовой работы детских библиотек» представлена
основная характеристика культурно-массовой работы в библиотеке, а также формы и
методы ее реализации. Отмечается, что главной целью массовой работы является
приобщение пользователей к услугам библиотеки.
Вторая
глава «Культурно-массовая работа в Усть-Куломской детской библиотеке» посвящена
практическим аспектам деятельности в направлении культурно-массовых
мероприятий, а также представлен проект масленичного представления.
В
приложении содержатся паспорт проекта, сценарий разработанного мероприятия, а
также вспомогательные таблицы по культурно-массовой деятельности библиотеки. [1]Национальная
программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.ifapcom.ru/files/News/Nats-progr-chtenia.pdf (дата обращения
5.12.2020). [2]
Путин
призвал «подтолкнуть» программу поддержки детского чтения в России [Электронный ресурс].
– Режим доступа: https://ria.ru/20191105/1560605723.html (дата обращения
10.12.2020). [3] Чехов, Н.В.
Наглядность обучения и наглядные пособия в начальной школе / Н.В. Чехов. – М.:
Тип. Д.И. Тихомирова, 1911. – 128 с. [4] Тихеева, Е.И. Игры
и занятия малых детей / Е.И. Тихеева. – М., 2001. – 185 с. [5] Хавкина, Л.Б.
Руководство для небольших и средних библиотек / Л.Б. Хавкина. – M.:
Государственное издательство, 1928. – 326 с. [6]Рубакин, Н.А.
Этюды о русской читающей публике / Н.А. Рубакин. – СПб.: О.Н. Попова, 1895. –
246 с. [7] Зеленко, В.А.
Детские библиотеки / В.А. Зеленко. – СПб.: Начатки знаний, 1919. – 270 с. [8] Лебедева, А.И.
Состояние и тенденции развития чтения детей и подростков на рубеже 80-90-х
годов XX в. / А.И. Лебедева // Тезисы, доклады и сообщения о научной работе
Российской государственной библиотеки за 1992 г. – М., 1993. – 173 с. [9]Туюкина, Г.П.
Работа детской библиотеки с читателями дошкольного возраста: Лекция для
студентов библиографических факультетов / Г.П. Туюкина. – М.: МГИК, 1986. – 24
с. [10] Добрынина, Н.Е.
Библиотеки и общественные этнокультурные объединения / Н.Е. Добрынина //
Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2008. – № 3. – С. 38-41. [11] Иванова, Г.А.
Поддержка и развитие детского и юношеского чтения как приоритетное направление
библиотечной педагогики / Г.А. Иванова // Вестник МГУКИ. – 2017. – №6 (80). –
С. 162-167. [12] Полозова, Т.Д.
Как сформировать читательскую активность: книга для учителя / Т.Д. Полозова. –
М.: Просвещение, 2008. – 119 с. [13]Светловская, Н.Н.
Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная
школа. – 2003. – № 1. – С. 11-18. [14] Жарков, А.Д.
Технология культурно-досуговой деятельности и библиотечная аудитория:
восприятие и взаимовлияние: (вечера, театрализованные праздники,
культурно-досуговые программы) / А.Д. Жарков. – М., 2008. – С. 159-178. [15]Ловкова, Т.Б.
Библиотека как центр досуга: (Диалоговые формы; игротека и т. п.) / Т.Б. Ловкова. – М.: Либерея, 2009. – 101 с. [16] Санкина, Л.В.
Библионочь в детской библиотеке: особенности организации и проведения / Л.В.
Санкина // Учёные записки (АГАКИ). – 2017. – №2 (12). – С. 155-158. [17] Киселева, Т.В.
Креативный подход к массовой работе в библиотеке / Т.В. Киселева //
Образование. Карьера. Общество. – 2016. – №4 (51). – С. 12-16. [18]Барышев, Р.А. Формы активизации деятельности библиотек
университета / Р.А. Барышев // Высшее образование сегодня. – 2018. – № 10. – С.
43-49. [19]Ринчинова, Ю.С.
Библиотека — территория проектного творчества / Ю.С. Ринчинова// Учёные записки
(АГАКИ). – 2018. – №2 (16). – С. 152-155. [20] Информационный
отчёт о деятельности Муниципального Бюджетного Учреждение Культуры
«Усть-Куломскаямежпоселенческая библиотека» за 2015 г. [21] Информационный
отчёт о деятельности Муниципального Бюджетного Учреждение Культуры «Усть-Куломскаямежпоселенческая библиотека»
за 2016 г. [22] Информационный
отчёт о деятельности Муниципального
Бюджетного Учреждения Культуры
«Усть-Куломскаямежпоселенческая библиотека» за 2017 г. [23] Информационный
отчёт о деятельности Муниципального
Бюджетного Учреждения Культуры
«Усть-Куломская межпоселенческая библиотека» за 2018 г. [24] Информационный
отчёт о деятельности Муниципального
Бюджетного Учреждения Культуры
«Усть-Куломская межпоселенческая библиотека» за 2019 г.
Заключение:
Представленное
исследование было нацелено на изучение особенностей культурно-массовой работы в
детских библиотеках на примере детской Усть-Куломской межпоселенческой библиотеки.
Массовая
работа представляет собой одну из форм культурно-досуговой деятельности,
которая в данном случае направляется на приобщение детей не просто к библиотеке
как к таковой, а которая способствует формированию у детей потребности и
желания в чтении. Массовая деятельность направлена на формирование различных
социальных навыков у детей, а именно: защитных, коммуникативных, нормативных и
релаксационных.
Стратегической
базой любого обновления форм массовой работы библиотеки является ориентация
непосредственно на детскую личность, учитывающая его потребности. Формы работы
при этом в настоящее время преимущественно инновационные, в процессе которых
используются возможности ИКТ. Такая тенденция соответствует мировому развитию в
целом.
Практика культурно-массовой
работы детской библиотеки показывает, что активная реализация культурно-массовой
деятельности со школьниками, подростками и даже с воспитанниками детских садов позволяет
библиотеке привлекать новую аудиторию, удерживать уже имеющихся пользователей.
Кроме того, они вовлекаются в деятельность библиотеки, развивая в себе новые
таланты и возможности. Библиотеками организуется большое количество различных
акций, проводятся конкурсы, викторины, семинары и конференции. Кроме того,
некоторые статистические данные деятельности библиотеки подтверждают
эффективность проводимых мероприятий, поскольку это увеличило приток
посетителей в достаточно значимой степени.
Традиции и новации
детской библиотеки заключаются в том, что большинство проводимых
культурно-массовых мероприятий проводятся в привычном формате в виде
представлений, сценок, праздников, а также реализуются мероприятия
инновационного типа: флешмобы, акции, онлайн-акции и прочее. Библиотека активно
поддерживает культурные традиции республики, что можно увидеть из тематической
направленности проводимых мероприятий. В свою очередь, сетка мероприятий
свидетельствует о грандиозной активности детской библиотеки в области культурно-массовой
работы. Также библиотека реализует и инновационные направления работы, применяя
не только возможности ИКТ (проекторы и прочее), но также и повышая
Интернет-грамотность детей и молодежи.
Возможности детской
библиотеки в плане культурно-массовой работы достаточно объемны, более того,
такая работа активно проводится и является эффективной, поскольку количество
пользователей библиотеки возрастает, что видно по статистическим данным отчетов
Усть-Куломской межпоселенческой детской библиотеки.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности
культурно-массовой работы детских библиотек 1.1. Содержание культурно-массовой работы детских библиотек Массовая
работа библиотеки рассматривается в представленном исследовании как
определенная совокупность форм и методов устной и наглядной пропаганды печатных
и различных документальных изданийв социуме.[1] Можно говорить о том, что
детская библиотека является неким сообществом, которое складывается исходя из
конкретных интересов среди детского поколения. Говоря более точно, следует
сказать, что библиотека объединяет людей, у которых имеется определенная
степень интереса к книге как к таковой. В сущности, в период детства и
отрочества библиотеке отведена чрезвычайно значимая роль, которая имеет
формирующую информационные потребности ребенка направленность, и, кроме того,
отлично помогает в осознании личностных интересов.[2]
Представленная
причина характеризует наличие того факта, что библиотеки можно рассматривать
как субъекты чтения и, соответственно, субъекты, позволяющие формировать
информационную культуру детской личности. В этом случае, учитывая знаниевые
аспекты в развитии общества, постепенно формирующиеся в настоящее время, необходимо
упомянуть о том, что детские библиотеки обладают действительно серьезной и
масштабной социокультурной функцией, представляя собой стимул, который
характеризует развитиекультуры чтения и, соответственно, культуру
информационную, учитывая общую цифровизацию современной действительности.[3]
Внутри
библиотеки при систематическом ее посещении детям и подросткам, как правило,
прививаются различные ценностные ориентации, в частности, происходит знакомство
с широким кругом литературы (речь идет об аспектах начитанности), формируется вдумчивое
чтение (подразумеваются навыки аналитического склада мышления) и многомерность
чтения (художественное воображение).[4] [1] Библиотечное
завтра: от кризиса системы к эффективной модели управления проектами. Ч. 1 // Университетская
книга. – 2018. – № 4. – С. 44-53. [2] Ефремова, Н. Есть
ли перспектива?: досуговая деятельность детской библиотеки / Н. Ефремова //
Библиотека. – 2002. — №2. – С. 18-21. [3]Мазурицкий, А.М.,
Калегина, О.А., Кузичкина, Г.А. «Витязи на распутье»: библиотеки и
библиотечно-информационное образование в поисках вектора совместного развития /
А.М. Мазурицкий, О.А. Калегина, Г.А. Кузичкина // Научная и техническая
библиотеки. – 2017. – № 4. – С. 61-76. [4] Чтение. XXI век:
коллективная монография / Науч.ред.-сост. В. Я. Аскарова. М.: Межрегиональный
центр библиотечного сотрудничества, 2015. –
С. 15. – 472 с.