Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Культурная дипломатия СССР 1920-1930 годов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 5
Глава 1. Становление и эволюция культурной дипломатии
советской России/СССР В 1920-1930-е гг. 11
1.1. Формирование принципов и методов продвижения
позитивного образа советской страны на международной арене (1917-1920-е гг.) 11
1.2. Эволюция механизмов культурной дипломатии СССР в
1930-е гг.: специфика репрезентации сталинского режима на международной арене. 15
Глава 2. Акторы культурной дипломатии Советской
России/СССР. 22
2.1. Роль государственных учреждений в реализации задач
культурной дипломатии. 22
2.2. Всесоюзное общество культурной связи с заграницей
(ВОКС) как актор культурной дипломатии СССР. 28
Заключение. 46
Список использованной литературы.. 48
Введение:
Актуальность исследования
культурной дипломатии СССР, ее становления и эволюции определяется
востребованностью политики «мягкой силы» в современных международных
отношениях. Ее важнейшим инструментом является культурная дипломатия,
исторический опыт которой требует научного осмысления. Анализ опыта реализации
культурной дипломатии СССР в 1920-30 – е гг. позволяет углубить представления о
внешней и культурной политике советского государства, дает данные для изучения
истории взаимовосприятия России и Запада. Одним из основных направлений культурной дипломатии является построение
долгосрочных взаимоотношений с обычными людьми с помощью программ культурных и
академических обменов, грантов и стипендий, тренингов, конференций, а также
доступа к каналам информирования. Таким образом, культурные связи могут стать
эффективным инструментом публичной дипломатии государства и внести вклад в
формирование благоприятного имиджа страны.
Объект исследования:
Советское государство в контексте международных отношений 1920-30-х гг.
Предмет исследования: Культурная
дипломатия советского государства 1920-30-х.
Термин — культурная дипломатия — это вид публичной
дипломатии, в которую входит обмен идеями, информацией, произведениями
искусства, языком и другими аспектами культуры между государствами и
населяющими их народами, чтобы стимулировать взаимопонимание, или же внешнеполитическая
деятельность государства в области культуры
Методология темы имеет междисциплинарный характер, включает использование
теорий и методов нео-институционализма, «мягкой силы» Дж. Ная, имагологии
международных отношений.
Концепты «культурной
дипломатии» и «мягкой силы», как ресурса культурной дипломатии, получили
теоретико-методологическую разработку в трудах Дж. Ная (1990; 2004; 2007;
2011), предлагающего концептуализацию инструментария «мягкой силы» как единой
стратегической идеологии.
Имагология
международных отношений – научное направление, ориентированное на изучение
ментальной географии, транснациональных образов, стереотипов восприятия и
мифов, на сопоставление «своего» и «чужого» и осознание роли «Других» в
выстраивании национальной «Я-концепции»[1].
Историография проблемы
обширна, включает значительный массив исследований российских и зарубежных
авторов.
Само понятие
«культурная дипломатия» впервые введено в научный оборот Ф. Баргхорном (1960),
использовавшим его для осмысления такого явления, как «культурное наступление»
СССР в хрущевскую эпоху.
Исследования советской
культурной дипломатии представлены в обобщающих трудах по истории внешней
политики и советской культуры. Отдельные аспекты
стали предметом самостоятельных исследований, в монографиях и статьях ряда
ученых. В их числе (расписать хотя бы нескольких из этих авторов в сноски и
список литературы): Ф. Баргхорн (1960)[2],
В.И. Фокин (1999, 2003), Л.В. Поздеева (1999)[3],
А.В. Голубев, (1998, 2000, 2001, 2004 и др.)[4],
Н. Гоулд-Дэвис (2003)[5],
Л.В. Силина (2011)[6], Агеев
И.А. (2011), М. Дэвид-Фокс (2015)[7],
Г.Б. Куликова (2013)[8],
Н.А. Трегубов (2017, 2018)[9].
В данных исследованиях прослежены цели и методы культурной дипломатии СССР, их
динамика и эволюция, формы и результаты «культурного обмена», вклад в
достижение политических, дипломатических, пропагандистских целей. Тематика
работ включает анализ взаимовосприятия советской России и Запада в контексте
истории культурной дипломатии, ее институтов, реконструкцию образов Другого,
массовых представлений, инокультурных и внешнеполитических стереотипов.
Цель исследования:
определение механизмов, принципов и результатов реализации советской культурной
дипломатии в 1920-е-1930-е гг.
Задачи исследования:
1. Показать
формирование принципов и методов продвижения позитивного образа Советской
страны на международной арене (1917-1920-е гг.)
2. Определить эволюцию
механизмов культурной дипломатии СССР в 1930-е гг.: специфика репрезентации
сталинского режима на международной арене
3. Выявить роль
государственных учреждений в реализации задач культурной дипломатии
4. Проанализировать
Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС) как актор культурной
дипломатии СССР
Интересно, что культурная дипломатия СССР стала активно использоваться
западными странами, и термин получил уже целиком позитивную интерпретацию,
означая развитие культурных связей и их использование в международных
отношениях для улучшения взаимопонимания между странами. Этот подход
подразумевает более широкое толкование понятия «культура». Например,
американский исследователь Акира Ирие понимает культуру как «разделяемую
членами общества систему верований, материальных ценностей, идеологии, обычаев
и образа жизни». Сюда включают культуру «высокую» (литературу, искусство,
образование) и массовую (телевидение, кино, поп-музыку, индустрию развлечений).
Исследователи авторитетного британского центра DEMOS полагают, что в
современном постмодернистском мире границы между «высокой» культурой и
поп-культурой постепенно стираются. Не последнюю роль в этом процессе играют
распространение средств массовой коммуникации, Интернета и социальных сетей, а
также развитие туризма и миграционных процессов.
Стоит отметить, что в отечественной литературе наряду с термином
«культурная дипломатия» как синоним часто употребляется понятие «внешняя
культурная политика». МИД РФ в программном документе «Основные направления
работы МИД России по развитию культурных связей с зарубежными странами» дает
следующее определение: внешняя культурная политика ‒ это специфический
инструмент достижения внешнеполитических целей государства посредством развития
международного культурного сотрудничества. В документе также подчеркивается,
что взаимодействие дипломатии и культуры имеет давние исторические традиции и
служит национальным интересам СССР. Культурная дипломатия способна вносить существенный
вклад в достижение основополагающих целей и повышение эффективности внешней
политики СССР. Культурные связи как один из самых гибких и поэтому наиболее
действенных инструментов в механизме внешнеполитической деятельности призваны
работать на создание благоприятного и объективного образа СССР в мире[10].
В данном контексте культура, являясь инструментом внешней политики, должна
развивать чувства симпатии к стране, укреплять позитивный имидж государства за
рубежом, способствовать налаживанию долговременных связей между государствами,
общественными организациями и людьми, вносить вклад в налаживание
межгосударственного взаимодействия в других областях, в том числе в сфере
экономики.
Наиболее распространенная в современной литературе трактовка американского
исследователя Милтона Каммингса-мл. определяет культурную дипломатию как «обмен
идеями, информацией, ценностями, традициями, верованиями и другими аспектами
культуры, которые могут способствовать улучшению взаимопонимания». При этом
культурная дипломатия является составной частью публичной дипломатии и
представляет собой комплекс практических действий, имеющих стратегические и
тактические цели в сфере культурного взаимодействия государств, международных
организаций и других институтов.
Исследователи культурной дипломатии сходятся в том, что в современном мире
наряду с дипломатией элит (политиков, послов и общественных деятелей) все
большее значение приобретает народная дипломатия, подразумевающая масштабный
культурный обмен между обычными людьми. Таким образом, в глобализирующемся мире
культура становится важной составляющей международной политики и «мягкой силы»
государства.
Британский исследователь Марк Леонард в работе «Дипломатия другими
средствами» выделил важнейшие цели публичной дипломатии в XXI в. Все они
связаны с развитием культурной политики:
— повышение
осведомленности о стране;
— формирование
позитивных представлений о стране и ее ценностях, обеспечение понимания ваших
идей и взглядов;
— привлечение
людей в страну для туризма и учебы, продвижение за рубежом ее товаров;
— привлечение
иностранных инвестиций и политических союзников[11].
Можно сказать, что культурная
дипломатия является своего рода стержнем публичной дипломатии государства,
поскольку именно через культуру нация раскрывает миру свою идентичность,
представляет свои ценности и идеи.
Вот несколько факторов, оказывающих влияние на культурную дипломатию
государства: приоритеты внешней политики; стремление сформировать позитивный
имидж; история страны; ресурсы и финансирование культурной политики;
распространение и популярность государственного языка страны в мире;
коммерческие интересы государства.
В рамках инициатив культурной дипломатии могут использоваться:
— искусство, в
том числе театр, кинематограф, музыка, танцы, живопись, скульптура;
— выставки,
включая международные выставки;
— образовательные
программы и программы академического и научного обмена, языковые программы за
рубежом;
— литература:
создание библиотек за рубежом и перевод на иностранные языки национальных
произведений;
— трансляция
новостей и культурных программ за рубеж;
— религиозная
дипломатия, в том числе инициативы межрелигиозного диалога.
Хронологические
рамки работы охватывают период 20-х –
30-х годов ХХ века; изучение этого периода позволяет наглядно проследить как
происходило становлeние советской культурной дипломатии. [1] Журавлева В.И. Мифы о России в американской
политической карикатуристике: история и современность // СССР и США в XX веке:
восприятие «другого». М., 2017. С. 188. [2] Barghoorn F. C. The Soviet Cultural Offensive.
The role of Cultural Diplomacy in Soviet Foreign Policy. Princeton, 1960. P.
353. [3] Поздеева, Л. В.. Лондон — Москва. Британское
общественное мнение и СССР. 1939-1945 [Текст] / Л. В. Поздеева ; РАН, Институт
всеобщей истории. — М. : ИВИ РАН, 1999. — 306 с. [4]Фокин В.И. Россия и Запад. Формирование
внешнеполитических стереотипов в сознании российского общества первой половины
XX века. М.: ИРИ РАН, 1998. 336 с.; «Весь мир против нас»: Запад глазами
советского общества 1930-х годов // Труды Института российской истории РАН.
1997—1998. Выпуск 2. М.,2000. С.286-323. «Взгляд на землю обетованную»: из истории
советской культурной дипломатии. М., 2004. 274 с. [5] Gould-Davies N. The Logic of Soviet Cultural
Diplomacy // Diplomatic History. 2003. Vol.27, no.2. P.193–194. [6] Силина Л.В. Внешнеполитическая пропаганда в СССР
в 1945-1985гг. (по материалам отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) — КПСС)».
М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. 208 с. [7] Дэвид-Фокс М. Витрины великого эксперимента.
Культурная дипломатия Советского Союза и его западные гости, 1921–1941
годы / Пер. с англ. В. Макарова; науч. ред. перевода М. Долбилов и В.
Рыжковский. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 568 с. [8] Куликова Г. Б. Новый мир глазами старого.
Советская Россия 1920‒1930-х годов глазами западных интеллектуалов: Очерки
документированной истории / РАН. Институт российской истории. ‒ М., 2013. ‒ 370
с. [9] Трегубов Н.А. Изучение советской культурной
дипломатии: некоторые возможности политической науки Электронный
научно-образовательный журнал «История», 2017,T. 7. Выпуск 10 (54) [10] Дипломатическая служба СССР: Учебник для
студентов вузов / Под ред. А.В.Торкунова. — М.: Аспект Пресс, 2019. — 320 с. [11] Публичная дипломатия: Теория и практика: Научное
издание / Под ред. М. М. Лебедевой. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. —
272 с.
Заключение:
Термин «культурная дипломатия» появился в 1930-х годах и изначально имел
явно выраженный пропагандистский оттенок, поскольку характеризовал политику
СССР.
В самом деле, в 1920‒1930-х годах руководство СССР было весьма
заинтересовано в создании положительного имиджа государства на Западе.
Начавшаяся в Советском Союзе индустриализация требовала привлечения зарубежных
технологий и инженерно-технических кадров. Для достижения внешнеполитических
целей советское руководство и использовало, среди прочего, методы культурной
дипломатии.
В этот период получила распространение практика культурных обменов, когда в
страну приглашали элиту западной интеллигенции – известных философов, писателей
и общественных деятелей, стремившихся своими глазами увидеть государство
«великого социального эксперимента».
В рамках культурной дипломатии особое значение имела своеобразная техника
гостеприимства. Организовывались встречи гостей с советской политической
верхушкой, устраивались пышные приемы. Существенным инструментом создания
положительного имиджа СССР были длительные беседы Сталина с зарубежными
писателями и философами по самому широкому кругу международных и внутренних
проблем.
Некоторые современные исследователи в русле этого подхода продолжают
рассматривать культурную дипломатию в контексте продвижения и пропаганды
интересов государства на международной арене средствами культуры, науки и
искусства.
С 1928-1929 гг. наблюдается процесс смены умонастроений у деятелей культуры
и искусства капиталистических стран в отношении СССР: от нейтрального к
благожелательному. Перемена симпатий объясняется оценкой Советского Союза и
Советской власти через призму отношения последней к своей собственной
интеллигенции, а также к творчеству и таланту. Большинство представителей
творческой интеллигенции западных стран после посещения СССР начинали активно
выступать за сотрудничество с ним.
В 1925-1929 гг. в основном завершился процесс создания и организационного
становления Общества; были сформированы основные рабочие подразделения,
определены программные и тактические установки в выборе приоритетов
пропагандистской деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ
ДИПЛОМАТИИ СОВЕТСКОЙ РОССИИ/СССР В 1920-1930-Е ГГ.
1.1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ
ПРОДВИЖЕНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ
(1917-1920-Е ГГ.)
Формирование принципов и методов советской культурной дипломатии в 1920-е
годы было закономерным следствием прихода в Октябре 1917 года к власти
большевиков, создания ими нового исторического типа государства, реализации
проекта коренного переустройства России и мира. Составляющей
большевистского проекта была идея мировой революции, предполагающая пропаганду
позитивного опыта первого в мире социалистического государства, одним из
средств которой стала культурная дипломатия.
Пропаганда «мировой революции» со стороны большевиков превратила образ
Советской России в образ ленинско-пролетарской победы[1],
широко использовавшийся во внешней политике страны.
Уже в первые годы установления советской власти начался процесс выработки
принципов не только дипломатии в целом, но и культурной дипломатии. Важнейшим
из них стал партийно-государственный контроль над осуществлением внешних
культурных связей. ЦК РКП (Б) ВКР (Б) принимал решения, определявшие принципы и
методы деятельности в сфере культурной дипломатии. Именно они определяли
приоритеты, направляли и часто сами вели целенаправленную работу с
иностранцами. Всесоюзное общество культурной связи с заграницей — ВОКС,
«Интурист» и ряд других организаций стали важнейшей частью того же
государственного механизма, также работали по единой, одобренной руководящими
органами ВКП(б), схеме и в комплексе создавали такой охватывающий все сферы
общественной жизни политический контроль, который стал в 1930-х годах одной из
характерных и определяющих черт авторитарного облика государства.
Главная цель советского государства была показать и внушить важным
визитерам, что советская система популярна, законна, человеколюбива и открыта
нуждам своих граждан, а значит, является воплощением пламенных стремлений
прогрессивной западной интеллигенции. Советская система — это новый с точки
зрения истории и эффективный путь к быстрой модернизации огромной и отсталой
страны, и, в довершение всего, Советы — это мирная и миролюбивая политическая
система»[2].
Гостям, приезжавшим в СССР, показывали нетипичные, образцовые хозяйства,
фабрики, тюрьмы, детские сады и школы, жил массивы, а также исключительно
хорошо образованных, лояльных, пышущих энтузиазмом советских граждан. В
соответствии с принципами соцреализма, воплощенными в турах, подобные
нетипичные достопримечательности служили эмблемой наступающего светлого
будущего: образцовые тюрьмы и колхозы должны были вскоре стать средними,
типичными тюрьмами и колхозами, так же как положительные герои на фоне людей
грядущего уже не должны были бы выделяться.
Конец 1920-х — начало 1930-х годов — пример того, что социальная система
излучала чувство целеустремленности и, казалось, наполняла жизнь своих граждан
смыслом. Потребность в иллюзии, искушение политической утопией являлись, по
мнению автора, органичной чертой рассматриваемого времени.
Популярность и непопулярность Советского Союза среди интеллектуалов была
гораздо теснее связана с состоянием западных обществ, чем с ситуацией в
советском обществе. Восхищение Советским Союзом, достигало своего пика не
тогда, когда игра Советов на политической сцене была особенно впечатляющей или,
когда их политика “очеловечивалась”, а в периоды тяжелого экономического
кризиса, ударившего по западному миру (в начале 30-х гг.): он помог
сформироваться взгляду на СССР как на остров стабильности, порядка,
экономической рациональности и социальной справедливости. Это и есть
краеугольный камень мифа под названием “социализм” — обещание совместить
модернизацию с социальной сплоченностью и стойкой жизнеспособностью общества. Если
интеллектуалы так или иначе могут прийти к согласию с социальной системой,
которая авторитарна, но обещает социальную справедливость, — делает вывод
автор, — сама она выглядит прочной. Нацистская опасность внесла вклад в более
терпимое отношение к коммунистам и Советскому Союзу, как бы непривлекательны
они ни были, это меркло перед чудовищностью фашистского движения и идеологии».
В 1930-е гг., время, когда Советский Союз был так популярен среди западных
интеллектуалов, информация о чистках и других отнюдь не привлекательных
результатах деятельности советской системы полностью отсутствовала. Советский
Союз и его сторонники распространяли обильную контринформацию (скорее ее можно
назвать дезинформацией или пропагандой) с целью нейтрализовать компрометирующие
данные.
Ни одна политическая партия, ни одна идеология не способна решить все
проблемы человека, хотя есть искушение восхищаться далекими странами,
претендующими на то, что они способны решить все. В частности, идеи
марксизма-ленинизма, привлекшие стольких пилигримов, смогли вдохновить
небольшую группу людей (в коммунистических государствах), пытавшихся воплотить
их в жизнь, даже не задумываясь о цене таких попыток», а также то, что «опыт,
накопленный в советские годы, обеспечивает своего рода защиту, а то и вообще
иммунитет к искушению политической утопией, к стремлению ее отыскать»[3].
Советский опыт обнаруживает одну из своих отличительных черт: свою
нерасторжимую связь с некой фундаментальной иллюзией, которую, как казалось, он
долгое время поддерживал, чтобы в конечном счете ее окончательно развеять. Эта
иллюзия дает человеку, затерянному в истории, не только смысл жизни, но и
непоколебимую уверенность. Она не была чем-то вроде ошибочного суждения,
которое можно исправить, опираясь на опыт, но имела больше общего с религиозной
верой, хотя предмет ее обожествления лежал в области истории. Иллюзия не просто
“сопровождает” коммунизм, она его созидает. Ленинская знаменитая “пролетарская
демократия”, которую он восхвалял в пику Каутскому, теперь, после того как
замолкли Советы, превратилась во власть одной партии, изолировавшей себя.
В коммунизме, с одной стороны, очень сильна идеологическая составляющая, а
с другой — претензия на обеспечение всеобщего счастья, постоянно подвергающаяся
трагическому разоблачению. Коммунизм — это такой дом, куда из поколения в
поколение в течение века, в зависимости от обстоятельств, одни входили, другие
же выходили.
Именно в рассматриваемый период впервые широкое распространение получили
представления о том, что жизнь каждого человека и судьба человечества в целом
зависят не только от воли «сильных мира сего», но и от способности
интеллектуальной элиты достойно решать возникающие в обществе проблемы. Наука,
литература и искусство стали восприниматься не только как сферы индивидуального
творчества, но и как явления общественного характера, в силу их влияния на
ускорение процессов изменения условий жизни. Духовное творчество приобрело
общественное звучание. В международном сотрудничестве, в сфере культуры многие
видные представители науки и искусства видели свой общественный долг, способ
изменить мир и усилить воздействие интеллектуальной и художественной элиты на
темпы, характер и гуманистические тенденции его развития. Таким образом, международное
сотрудничество в области культуры в период между двумя войнами приобрело
качественно новые черты и характеризовалось резко возросшими масштабами,
небывалой до этой интенсивности, приобрело интернациональный характер. [1] Бокерия С.А., Диева А.А. Опыт информационной
пропаганды в СССР как инструмент мягкой силы // РУДН. Сер. История России. —
2015. — № 3. — С. 81-89. [2] Парсамов, В.С. История России: XVIII- начало XX в
/ В.С. Парсамов. — М.: Academia, 2018. — С. 127. [3] Майский И. М. Воспоминания советского дипломата,
1925-1945 гг. — Т.: Узбекистан, 1980. — С. 291.