Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Кукольный театр как средство речевого развития детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы речевого
развития детей дошкольного возраста посредством кукольного театра. 7
1.1. Особенности речевого развития детей
дошкольного возраста. 7
1.2. Средства речевого развития детей
дошкольного возраста. 18
1.3. Значение кукольного театра в развитии
речи детей дошкольного возраста 26
Выводы по главе 1. 32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по
развитию речи детей дошкольного возраста посредством кукольного театра. 34
2.1. Диагностика развития связной речи детей
старшего дошкольного возраста 34
2.2. Содержание работы по развитию связной
речи детей старшего дошкольного возраста посредством кукольного театра. 41
2.3. Анализ результатов работы. 61
Выводы по главе 2. 66
Заключение. 68
Список использованных источников. 71
Приложение. 76
Приложение 1. 76
Введение:
Актуальность исследования. Развитие
речи является одной из значимых проблем воспитания и обучения детей дошкольного
возраста. Родная речь, которая окружает ребенка с рождения – это важный
источник получения знаний, необходимых для дальнейшего успешного обучения и
воспитания, а также успешной социализации и адаптации в современном обществе.
Центральной задачей речевого воспитания детей являются вопросы, которые связаны
с процессом развития речи. Речь является высшей формой речи мыслительной
деятельности, определяющей уровень речевого и умственного развития ребенка.
Среди
многих важных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста в
дошкольной образовательной организации обучение родному языку, речевое общение,
развитие речи – одна из главных. В соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования эта задача включает в себя
ряд специальных: обогащение, закрепление, активизации словаря, воспитание
звуковой культуры речи, формирование диалогической и монологической речи,
совершенствование грамматической правильности речи, воспитание интереса к
художественному слову, подготовку к обучению грамоте.
Целевые
ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в
словах, у ребенка складываются предпосылки к грамотности.
Развитие
связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это
обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании
личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция
речи и языка. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности,
которая определяет уровень умственного и речевого развития ребенка (Т.В.
Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А.
Сохин и др.). Психологическая природа связной речи, ее особенности развития и
механизмы у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л.
Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и
указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев,
Л.В. Щерба).
Активизировать
речевое развитие поможет вовлечение детей в игровую деятельность. Именно
театрализованная игра, на наш взгляд, помогает создать такие ситуации, в
которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и
раскрываются.
По
мнению О.С. Ушаковой, театрализованные игры позволяют успешно решать многие
образовательные задачи дошкольной образовательной организации: развить
художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение, память.
Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность
событий. При этом он знакомится с ярким выразительным народным языком,
обогащает свой словарь, развивает речь, формирует внимание. Театр в детском
саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зарождает стремление
самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Кукольный
театр – это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных
открытий, создает положительный настрой, снимает напряжение и раскрывает
творческий потенциал ребенка. Театрализация – это в первую очередь
«импровизация, оживление предметов звуком».
Роль
кукольного театра в развитии ребёнка-дошкольника невозможно переоценить. Прежде
всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён»,
эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше
страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на
контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее
соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно
взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в
прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Это позволяет
ребёнку-дошкольнику наиболее безболезненно пройти период адаптации к школе,
новым педагогам, учебным программам, а зачастую, и к новому детскому
коллективу.
Важно,
что в кукольном театре – ребенок говорит опосредованно, от лица куклы, сам
находясь в это время за ширмой. Ширма помогает раскрепоститься, снять
определённый зажим перед аудиторией. С помощью куклы ребёнок научиться
жестикулировать при разговоре.
Степень разработанности проблемы.
Теоретический подход к проблеме развития речи дошкольников основывается на
представлении о закономерностях их речевого развития, представленных в трудах
Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, Д. Б. Эльконина, и др.
Вопросы
методики развития речи представлены в работах М. М. Алексеевой, А. М. Бородич,
Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой, Б. И. Яшиной и д.р.
Заключение:
В ходе выполнения работы были получены следующие результаты:
1. Мы выяснили особенности развития речи детей среднего дошкольного
возраста. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее
практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь
становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. В
старшем дошкольном возрасте происходит также становление скоординированного
диалога со сверстниками, развитие субъектности и инициативности в диалоге со
взрослым. К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой
речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
2. Важно отметить, что важнейшие средства развития речи – это
театрализованная деятельность, драматизация, детская художественная литература
и устное народное творчество, праздники и т.д. Эмоции детей являются
своеобразным стимулом, влияющим на уровень усвоения родного языка. На
выразительность детской речи влияют чувство радости, состояние взволнованной
приподнятости и ожидание необычного. Также, они обостряют детское восприятие и
усиливают запоминание материала. Рассматривание картины, предметов прикладного
творчества всегда сопровождается у детей высказываниями, вопросами, желанием
поделиться новыми впечатлениями.
3. Театрализованная деятельность оказывает существенное влияние на ход
развития личности ребенка и является уникальной возможностью раскрытия его
творческого потенциала. Театр кукол – наиболее распространённая форма
организации детского досуга в детском саду. Активно взаимодействуя с куклой,
ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с
окружающим миром, с людьми. Готовясь к участию в кукольном спектакле, дети
обогащают словарный запас, получают понятие о литературном языке и норме
произношения, культуре речевого поведения, знакомятся с монологическим
высказыванием и диалогами, учатся интонировать. Театр открывает перед детьми
звуковую сторону речи, они учатся выделять ключевые слова, управлять темпом
речи, паузами в разговоре.
4. Опытно-экспериментальная
работа проводилась с целью изучения эффективности развития связной речи у детей
старшего дошкольного возраста посредством кукольного театра.
База исследования:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23
«Калейдоскоп». В исследовании приняло участие 18 детей старшего дошкольного
возраста.
Опытно-экспериментальная
работа включала несколько основных этапов: констатирующий, формирующий,
контрольный.
Для достижения цели
констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были выбраны критерии и
показатели развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Обследование
проводилось в виде индивидуальной беседы с каждым ребенком (не более 15 минут).
По результатам
диагностики выделяются три уровня развития связной речи. В целях комплексного
исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста мы использовали
серию заданий, в которые включали методику О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной
«Диагностика связной речи старших дошкольников».
Высокий уровень развития
связной речи у дошкольников составил – 6 %, средний уровень – 55 % и низкий
уровень – 39 %.
На основе полученных
результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы можно сделать
вывод о необходимости проведения работы, направленной на улучшение качества
развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
5. Вторым этапом
опытно-экспериментальной работы стал формирующий этап работы. Цель формирующего
этапа опытно-экспериментальной работы – разработка и апробация работы по
развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством
кукольного театра.
6. Третьим этапом
опытно-экспериментальной работы стал контрольный этап. Цель контрольного этапа
опытно-экспериментальной работы – повторно выявить уровень развития связной
речи детей старшего дошкольного возраста и сделать анализ
опытно-экспериментальной работы, сделать выводы.
На контрольном этапе были
использованы те же критерии, показатели и методики, как и на констатирующем
этапе. Высокий уровень развития связной речи у дошкольников составил – 17 %,
средний уровень – 72 % и низкий уровень – 11 %.
Итак, по результатам
исследования можно отметить, что кукольный театр является эффективным средством
формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель,
поставленная в работе, достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы речевого развития
детей дошкольного возраста посредством кукольного театра
1.1. Особенности речевого развития детей дошкольного
возраста
Речь – это исторически
сложившаяся форма общения между людьми при поддержке языковых систем, которая
формируется на основе определенных правил. Речь изучается со всех сторон
различными науками: психологией, психолингвистикой, физиологией, лингвистикой,
семиотикой.
Письменная речь
отличается от устной не только графическим представлением (с помощью письменных
знаков), но и строгим следованием слов друг за другом. В письменной речи и
писатель, и читатель имеют в своем поле восприятия одновременно несколько слов.
Кинетическая речь – это единственный тип речи, который выполняет все речевые
функции. Со временем этот вид речи утратил свои функции и теперь используется
как эмоционально-экспрессивный элемент речи – жесты.
Существует еще одно
деление речи на два основных типа: внутреннюю и внешнюю речь. Внешняя речь
связана с процессом общения и обмена информацией. Внутренняя речь в первую
очередь связана с обеспечением процесса мышления.
Рассмотрев основные типы
речи, нельзя не упомянуть и о формах устной речи (рисунок 1).