Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Куклотерапия как средство эмоционального благополучия детей из многодетных семей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУКЛОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ
ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ.. 6

1.1. Куклотерапия
как психолого-педагогический феномен. 6

1.2. Особенности
гармонизации эмоционального благополучия детей из многодетных семей. 13

1.3. Обеспечение
эмоционального благополучия как одно из условий создания социальной ситуации развития
детей из многодетных семей. 22

ВЫВОД 1 ГЛАВЕ. 26

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ КУКЛОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ
СЕМЕЙ.. 28

2.1. Организация
и методы исследованиякуклотерапии. 28

2.2. Программа
коррекции эмоционального благополучия детей из многодетных семей средствами куклотерапии. 37

2.3. Апробация
программы коррекции эмоционального благополучия детей из многодетных семей средствами
куклотерапии. 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 58

ПРИЛОЖЕНИЕ. 63

  

Введение:

 

Являясь
основным институтом развития и воспитания детей, семья может оказать благотворное
или же губительное влияние на становление личности ребенка. Позитивное воздействие
на развитие личности ребенка оказывает забота, помощь и поддержка со стороны родителей.
Однако, семья, являясь основным близким кругом общения ребенка, способна оказать
отрицательное воздействие на эмоциональное, физическое и личностное развитие личности
ребенка.

Поскольку
для общества на современном этапе развития многодетная семья является нетипичным
и редким явлением, но, все-таки, продолжает сохраняться как форма семейного устройства,
она нуждается во всестороннем психологическом изучении.

Своеобразие
внутрисемейных отношений и наличие психологических особенностей всех членов многодетных
семей представляет интерес для психологии.

Вместе
с тем, опыт, полученный зарубежными специалистами говорит о том, что для помощи
многодетным семьям недостаточно социальных пособий и гуманитарных акций, необходимы
направления работы, ориентированные на создание психического благополучия всех членов
многодетной семьи. Лишь с начала 90-х гг. XX века многодетная семья и ее психологические
особенности становятся объектом изучения в психологической сфере.

Данной
проблеме посвящены работы таких современных исследователей как Агильдиевой Е.Ф,
Галагузовой М.А, Курагиной Г.С. Мардахаева Л.В. Орловой А.В. Соколовой Л.А. и др.
Психологические характеристики родителя и ребенка, а также особенности отношений
внутри многодетных семей в отечественной психологии представлены в работах Антонова
А.И., Баландиной Л.Л., Беньковой О.А., Овчаровой Р.В. и др.

Такими
исследователями как Андреева Т.Н., А. Адлер, Баландина Л.Л., Джандосова и др. было
установлено, что некоторые поведенческие и личностные характеристики детей могут
зависеть от размера семьи и 4 очередности рождения детей в семье.

Проблема
личности детей в многодетной семье обсуждается в основном в зарубежных исследованиях
и менее изучена в отечественной психологии, чем определяется актуальность данного
исследования.

Актуальностью
является то, что с помощью куклотерапии можно решать самые важные задачи в коррекционной
работе педагога-психолога, а именно эмоциональное благополучие детей из многодетных
семей.

Объект
исследования – влияние
куклотерапии на эмоциональное благополучия детей из многодетных семей.

Предмет
исследования – динамика
эмоционального благополучия детей из многодетных семей в процессе реализации программы
коррекции эмоционального благополучия детей из многодетных семей средствами куклотерапии.

Цель исследования – реализация специально разработанной
программы с использованием средств куклотерапии для гармонизации
эмоционального благополучия детей с многодетных семей.

Для достижения цели в исследовании решались следующие
задачи:

1. Проанализировать
основные направления исследований куклотерапии как психолого-педагогический феномена

2. Рассмотреть
проблему особенностей коррекции эмоционального благополучия детей из многодетных
семей.

3. Теоретически обосновать предположение эффективности
применения куклотерапии для коррекции эмоционального благополучия детей из многодетных
семей.

4. Разработать и апробировать программу, направленную
на коррекцию эмоционального благополучия детей из многодетных семей

Гипотеза
исследования – программа по куклотерапии будет способствовать эмоциональному
благополучию детей из многодетных семей, поскольку благодаря данной программе
будет обеспечена комфортная обстановка, снятию напряжения,
зажатости, излишней тревоги.

Методы
исследования:

1.
Теоретические: изучение и анализ психолого–педагогической литературы;

2.
Эмпирические: психолого–педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего,
формирующего и контрольного этапов.

Методики
исследования: тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин (ОРО);
методика «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковская; тест «Кактус» М.А. Панфиловой;
тест «Рисунок семьи»; тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.; статистические:
сравнительный анализ качественных характеристик эмпирических данных; статистическая
обработка эмпирических данных с помощью Т-критерия Вилкоксона.

Теоретико-методологическая
основой исследования являются научные положения о психологических особенностях многодетных
семей В. А. Беловой, Л. Я. Гозмана, И. С. Деминой; о детско-родительских отношениях
А. Я. Варги, В. С. Мухиной, А. С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера и др.

Теоретическая
значимость исследования заключается в систематизации теоретических данных о психологических
особенностях членов многодетных семей и обосновании возможностей применения куклотерапии
для коррекции эмоционального благополучия детей из многодетных семей.

Практическая
значимость исследования заключается в разработке эффективной программы, используемой
для коррекции эмоционального благополучия детей из многодетных семей, что послужит
практическим инструментом для специалистов по работе с семьями, имеющими.

Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
первой главе «Теоретические основы исследования куклотерапии как средства эмоционального
благополучия детей из многодетных семей » представлены различные теории отечественных
и зарубежных психологов, таких как Агильдиевой Е.Ф, Галагузовой М.А, Курагиной Г.С.
Мардахаева Л.В. Орловой А.В. Соколовой Л.А. и др. Психологические характеристики
родителя и ребенка, а также особенности отношений внутри многодетных семей в отечественной
психологии представлены в работах Антонова А.И., Баландиной Л.Л., Беньковой О.А.,
Овчаровой Р.В. и др. Такими исследователями как Андреева Т.Н., А. Адлер, Баландина
Л.Л., Джандосова и др. было установлено, что некоторые поведенческие и личностные
характеристики детей могут зависеть от размера семьи и 4 очередности рождения детей
в семье.

Рассмотрены
стили воспитания, влияние родителей на формирование характера и личности ребенка,
а также критерии гармонии семейной среды. Анализ роли многодетной семьи в формировании
и эмоциональном состоянии ребенка показывает необходимость поиска эффективных средств
и методов оптимизации семейных отношений.

Э. Эриксон выделил четыре условия, обеспечивающие эмоциональное
благополучие: хорошо развитое чувство индивидуальности;
умение общаться; умение создавать близкие отношения; умение проявлять активность.

Развитие и становление чувства индивидуальности происходит к юношескому возрасту.
Однако у многих людей становление индивидуальности идет всю жизнь.

Эмоциональное благополучие накладывает отпечаток на умение общаться с другими людьми.

Важным показателем эмоционального благополучия является
умение создавать близкие отношения
с другими людьми. Активность
— способность производить преобразования материальной и духовной среды.

В
современной психологии роль кукол рассматривается в разных аспектах. Куклы – это
атрибут детства, детской культуры. Итак, куклы имеют особое значение для эмоционального
и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события своей
и чужой жизни в доступных его пониманию эмоциональных и нравственных проявлениях.
Кукла или мягкая игрушка заменяет настоящего друга, который все понимает и не помнит
зла.

Поэтому
потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется
и у подростков, причем не только у девочек, но и у мальчиков.

Кукла
для человека в детстве – это не обязательно «дочка» или «сын», она партнер по общению
во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором реальный контакт
с человеком «заменяется» непрямым контактом через куклу.

С
куклой ребенок быстро и легко осваивает коммуникативные навыки (с игрушкой легче
разговаривать); сегодня заикание лечат куклами, развивают моторику рук, «голову
учат руками».

Кукольная
терапия – это метод лечения с помощью кукол. Возможности кукольной терапии позволяют
решать различные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара детского
самовыражения, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция
отношений в детско-родительской системе.

Итак,
для реализации этого потенциала возможно использование методов и средств куклотерапии,
которая будет способствовать развитию индивидуальности всех членов семьи, личностному
росту, снятию эмоционального напряжения и негативных эмоциональных состояний, усилению
саморегуляции, а главное, способствовать установлению благоприятного климата в большой
семье.

На основании анализа методик
на констатирующем этапе удалось сделать следующие выводы.

Многодетные родители
в 50% случаев не до конца принимают
ребенка, его индивидуальность и интересы; проявляют
холодность и эмоциональную отгороженность по отношению
к ребенку. Отцы и матери непоследовательны в выборе стратегий
воспитания и подвержены воспитательной конфронтации, то есть не добиваются согласованности и взаимопомощи в вопросах
воспитания детей. Для детей, воспитывающихся в многодетной семье характерные такие негативно окрашенные проявления как агрессивность, тревожность,
неуверенность в себе.

В результате констатирующего
этапа исследования было выявлено 5 многодетных семей с наиболее
неблагоприятными проявлениями внутрисемейных отношений, с этими семьями целесообразно проводить коррекционную
работу и они составят экспериментальную группу, другие 5 многодетных семей составят
контрольную группу.

Возникает необходимость поиска
и создания эффективных методов и приемов для снижения уровня тревожности, агрессивности и других негативных эмоциональных состояний у детей, воспитывающихся в многодетных семьях,
а также оптимизации детско-родительских отношений
в таких семьях, что может поспособствовать более гармоничному развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей, а также, укреплению эмоциональной связи с родителями.
Большое значение приобретает работа с родителями, поскольку
семья является тем социальным институтом, в котором происходит формирование
личности и необходимых для жизни в обществе моральных норм, правил поведения и ценностных установок.

Программа
по работе с детьми из многодетных семей состоит из следующих этапов:

-изготовление куклы

-знакомство с персонажем

-развитие сюжета.

Благодаря программе, будут решены следующие задачи:

– установление эмоционального контакта;

– снятие эмоционального напряжения;

– развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.);

– обогащение информацией об окружающем мире.

В работе с детьми будем использовались такие виды кукол,
как куклы-марионетки (можно инсценировать сказки, стихотворения,
а также использовать как элемент занятия, пальчиковые (вызывают положительные эмоции
и постепенно ослабляют нервное напряжение у детей, перчаточные
(эти куклы могут двигаться, жестикулировать и проявлять эмоции,
могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться,
«ныть», похихикивать и смотреть
«букой») и веревочные (они эффективны
при работе с детьми, имеющими проблемы в общении, повышенной тревожности).

После проведенного формирующего
этапа психолого-педагогического эксперимента в виде реализации программы, нами был проведен контрольный этап психолого-педагогического
исследования.

Согласно полученным результатам по контрольной группе, мы не получили
ни одного значимого сдвига по указанным шкалам. Из чего можно сделать вывод о том, что изменения, произошедшие
в экспериментальной группе, являются
результатом нашего психологического воздействия.

Таким образом,
результаты контрольного этапа психолого- педагогического эксперимента показывают, что программа в многодетных семьях действенна и эффективна,
так как положительная динамика прослеживается в изменении количества проявлений негативных эмоциональных состояний у детей и изменении
отношений многодетных родителей
к детям.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУКЛОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ
ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

1.1. Куклотерапия как
психолого-педагогический феномен

В
современной психологии роль куклы рассматривается в различных аспектах. Кукла имеет
особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок вместе
с куклой переживает события своей и чужой жизни в различных ее проявлениях, преодолевает
страхи и делится своими секретами.

Кукла
– это заменитель настоящего друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому
потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется
и у подростков, причем не только у девочек, но и у мальчиков [1].

Кукла
существует рядом с человеком уже много тысячелетий. Она претерпевала динамические
изменения, отражающие изменения в психологии человека, его представлениях о мире.
Кукла связана не только с миром детства, но и с культурой, религией, обрядами и
ритуалами [9; четырнадцать; 18]. Поэтому кукла является чрезвычайно ценным предметом
исследования, находящимся на пересечении интересов ученых различных научных направлений
— философов, искусствоведов, историков, культурологов, этнографов, театральных режиссеров,
педагогов и психологов [17].

Психология
накопила значительный опыт изучения игры с куклой, сосредоточив свои интересы на
роли игры в культурном и психическом развитии ребенка.

Значительную
роль куклы в психоэмоциональном и личностном развитии ребенка отмечали такие известные
отечественные педагоги и психологи, исследователи и практики, как Л.С. Выготский,
Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко, В.В. Абраменкова, Е.А. Косаковская, Д.В. Менджерицкая,
В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и многие другие [19].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы