Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Кризисное вмешательство при суицидальном поведении.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1
Кризисная психотерапия при суицидальном поведении. 4
1.2 Понятие, этапы и формы кризисной
психотерапии. 4
1.2.1 Кризисная поддержка. 4
1.2.2 Кризисное вмешательство. 13
1.2.3 Повышение уровня адаптации. 22
Глава 2
Техники когнитивно поведенческой психотерапии в ходе кризисного вмешательства. 31
2.1 Когнитивно поведенческая
психотерапия. 31
2.2 Показания к применению когнитивно
поведенческой психотерапии. 52
2.3. Противопоказания к применению
когнитивно поведенческой психотерапии 71
Заключение. 81
Литература. 82
Приложение 90
Введение:
Практика кризисной
психотерапии базируется на теории кризиса Линдеманна и концепции стадии
жизненного цикла и кризиса идентификации Эриксона. Кризис понимается как
состояние человека, возникающее при блокировании его целенаправленной
жизнедеятельности внешними, по отношению к его личности, причинами
(фрустрацией), либо внутренними причинами, обусловленными ростом, развитием
личности и ее переходом к другому жизненному циклу, этапу развития. В этом
понимании кризисы переживаются каждым человеком. Психотерапевтическая помощь
показана людям не просто в кризисном состоянии, а в ситуации «патологического
кризиса». В настоящее время круг состояний, относящимся к кризисным и требующих
психотерапевтической помощи, достаточно широк.
К ним в первую очередь
относятся кризисные состояния, сопровождающиеся патологической или
непатологической ситуативной реакцией, психогенной, в том числе невротической
реакцией, невротической депрессией, психопатической или патохарактерологической
реакцией. В 60 — е годы группа кризисных состояний пополнилась за счет
концепции «кризисов семьи». Кроме того, к кризисным состояниям могут быть
отнесены так называемые кризисы идентичности (Положий) — чрезмерно переживаемые
людьми резкие изменения уклада общественной жизни, что, например, характерно
для современной России.
Объект
исследования: кризисное вмешательство.
Предмет
исследования: кризисное вмешательство при суицидальном поведении.
Цель
исследования: проанализировать кризисное вмешательство
при суицидальном поведении.
Задачи исследования: 1. Изучить кризисную
психотерапию при суицидальном поведении
2. Проанализировать
техники когнитивно поведенческой психотерапии в ходе кризисного вмешательства.
Заключение:
Сфера применения КПТ
постоянно расширяется, а само направление завоевывает все большую популярность.
Это объясняется прежде всего ее безопасностью для пациента, минимальным
вмешательством в глубинные психические процессы и нацеленностью на адаптацию
пациента к изменчивому современному миру.
Самое же главное, чего
позволяет достичь КПТ – это умение поддерживать свой эмоциональный и
психический статус в любых, даже самых стрессовых и, казалось бы,
катастрофических ситуациях.
Когнитивно —
поведенческая терапия становится все более популярной в современной психиатрии.
К ней прибегают для
коррекции множества различных психических расстройств, однако будут ли
выбранные вмешательства полезны в той или иной ситуации — точно предугадать
нельзя. В этом материале — основные возможности когнитивно — поведенческой
терапии и те препятствия, которые пока не удается обойти ее методиками.
Когнитивно —
поведенческая терапия (КПТ) — это комплекс вмешательств и приемов когнитивного
и поведенческого направлений психотерапии, используемый при лечении широкого
спектра психических расстройств. Комплексный подход подразумевает сочетание
наиболее эффективных практик; когнитивный компонент при этом выявляет
несоответствия и дисфункции мышления человека, приводящие к возникновению
расстройств, а поведенческий подход предполагает решение возникших проблем
путем подкрепления желаемых форм поведения.
Главная задача КПТ —
научить пациента самостоятельно, при помощи различных техник, выявлять ошибки
собственного мышления и устранять их на пути решения повседневных проблем и
задач.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Кризисная психотерапия при суицидальном поведении
1.2 Понятие, этапы и формы кризисной психотерапии
1.2.1 Кризисная поддержка
Психотерапевтическая
помощь людям, находящимся в кризисном состоянии, называется кризисной психотерапией.
Психотерапевтическая
помощь показана людям не просто в кризисном состоянии, а в ситуации
«патологического кризиса». В настоящее время круг состояний, относящимся к
кризисным и требующих психотерапевтической помощи, достаточно широк. К ним в
первую очередь относятся кризисные состояния, сопровождающиеся патологической
или непатологической ситуативной реакцией, психогенной, в том числе
невротической реакцией, невротической депрессией, психопатической или
патохарактерологической реакцией. В 60 — е годы группа кризисных состояний
пополнилась за счет концепции «кризисов семьи». Кроме того, к кризисным
состояниям могут быть отнесены так называемые кризисы идентичности (Положий) —
чрезмерно переживаемые людьми резкие изменения уклада общественной жизни, что, например,
характерно для современной России [11].
Наиболее значимым
фактором «патологических» кризисных состояний, определяющим терапевтическую
тактику кризисной психотерапии, являются суицидальные тенденции (суицидальные
мысли и суицидальное поведение) . Суицидальные тенденции могут входить в
структуру клинических проявлений кризисных состояний и являться своеобразным
ответом на чрезмерные, субъективно невыносимые страдания. В нашей стране
концепция кризисных состояний (в русскоязычной литературе традиционным термином,
адекватным кризисному состоянию, является термин социально — психологическая
дезадаптация), была разработана Амбрумовой. В соответствии с ее концепцией
причиной суицидального поведения являются конфликты и утраты в высокозначимой
для личности сфере. Другой причиной перехода кризиса в патологическую форму и
возникновения в его структуре суицидальных тенденций, обострения нервно — психического
или психосоматического заболевания, является его хронизация. Хронизация кризиса
характерна для людей с незрелым мировоззрением (инфантильным — «мир прекрасен»
или подростковым — «мир ужасен»), однонаправленностью, негармоничностью
социальных, семейных и профессиональных установок. Подобные суицидогенные
установки связаны с представлением о большей, чем собственная жизнь, значимости
лично — семейных, социально — престижных и других ценностей. Такие установки
препятствуют принятию оптимального способа выхода из кризисной ситуации, а при
повторной утрате или угрозе утраты доминирующих ценностей вновь инициируют
суицидальные тенденции. Именно такие люди нуждаются в психотерапевтической
помощи в период переживания кризиса, который воспринимается ими не как трудный
и ответственный период в жизни, а как «тупик, делающий дальнейшую жизнь
бессмысленной». Учитывая большое значение для психотерапии именно суицидального
поведения людей, переживающих кризис, и для отличия «патологического» кризиса
от кризиса, протекающего нормально, применяется термин «суицидальный кризис»
или «суицидальное кризисное состояние» [12].
В структуре
суицидоопасных реакций выделяют три компонента: аффективный, когнитивный и
поведенческий. Содержанием аффективного компонента служат в частности
переживания эмоциональной изоляции и безвыходности ситуации. Наиболее частыми
модальностями аффекта являются реакции тревоги, депрессии, тоски, обиды. В ряде
случаев отмечается апатия, ощущение бессилия, стремление к уединению.
Когнитивный компонент
суицидального кризисного состояния включает представление о собственной
ненужности, несостоятельности, бесцельности и мучительности дальнейшей жизни, вывод
о невозможности разрешения кризиса из — за отсутствия времени или возможности.
Поведенческий компонент
кроме собственно суицидального поведения включает также и поведенческую, часто
высокую, активность в попытках разрешения кризисного состояния, в том числе
использования неадаптивных вариантов копинг — поведения типа «бегства в
алкоголизацию и наркотизацию», проявлений агрессивных и диссоциальных
тенденций.
Эти психологические
особенности определяют и специфику кризисных пациентов, и особенности кризисной
психотерапии.
Основные контингенты
обращающихся за кризисной психотерапевтической помощью — это практически
здоровые люди (в том числе с акцентуацией характера) и больные с пограничными
состояниями. Большинство из них ранее не посещали психиатра, впервые обращаются
за психотерапевтической помощью и не имеют опыта такого лечения, отличаются
неустойчивыми и нереалистическими ожиданиями в отношении него. Большинство
пациентов составляют женщины, суицидальное состояние которых обусловлено
супружескими или сексуальными конфликтами; часть пациенток переживают
необратимую утрату значимого другого — объекта эмоциональной привязанности
(супруга, ребенка, родителей). Особое внимание обращают на себя наличие суицидальных
тенденций и попыток самоубийства в анамнезе, их связь с микросоциальными
конфликтами [17].
При работе с
суицидальными кризисными пациентами учитывается уровень мотивации на участие в
психотерапии: 1) конструктивный — с ожиданием помощи в преодолении кризисной
ситуации; 2) симптоматический — с установкой лишь на ликвидацию симптомов; 3)
манипулятивный — с попыткой использования влияния психотерапевта для улучшения
отношения к себе участников конфликта; 4) демобилизирующий — с отказом от
психотерапии.
Принципы и задачи
кризисной психотерапии. Кризисная психотерапия имеет принципиальные отличия от
методов психотерапии, применяющихся в клинике пограничных состояний, к которым
относятся:
1) ургентный характер
помощи, связанный, во — первых, с наличием жизненно важной для пациента
проблемы, требующей неотложного активного вмешательства психотерапевта в
ситуацию, и, во — вторых — с выраженной потребностью пациентов в эмпатической
поддержке и на первых порах — в руководстве его поведением;
2) нацеленность на
выявление и коррекцию неадаптивных когнитивных феноменов, приводящих к развитию
суицидальных переживаний и способствующих рецидивам суицидоопасного риска;
3) поиск и тренинг
неопробованных пациентом способов разрешения актуального межличностного конфликта,
которые повышают уровень социально — психологической адаптации, обеспечивают
личностный рост, повышение фрустрационной толерантности. По своему характеру
кризисная психотерапия близка к когнитивно — поведенческой психотерапии и
включает три этапа: кризисная поддержка, кризисное вмешательство и повышение
уровня адаптации, необходимого для разрешения конфликтной ситуации.
Индивидуальные
терапевтические программы кризисной психотерапии применяются дифференцированно
в зависимости от актуальности суицидальных переживаний. Так, пациентам с
высоким суицидальным риском оказывается кризисная поддержка; по отношению к
пациентам, находящимся в фазе выхода из острого кризиса, осуществляется
кризисное вмешательство; посткризисные пациенты без суицидальных тенденций, находящиеся
в условиях неразрешенной высокоактуальной ситуации, включаются в занятия по
тренингу навыков адаптации [5].
Острота суицидальных
переживаний, как правило, наиболее выражена при поступлении пациента на лечение,
в дальнейшем актуальность суицидальных тенденций снижается. Поэтому упомянутые
этапы кризисной психотерапии могут осуществляться последовательно: кризисная
поддержка — кризисное вмешательство — повышение уровня адаптации.
Терапевтические задачи на
этапе кризисной поддержки соответствуют уровню имеющейся терапевтической
мотивации. На этапе кризисного вмешательства осуществляется коррекция
терапевтического контракта с постановкой терапевтических задач, позволяющих
изменить отношение к кризисной ситуации.