Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Криптовалюта в свете Исламского права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕНЕГ 7
1.1. Виды денег 7
1.1. Фиатные деньги 10
1.2. Исламский правовой критерий собственности (Mal) 13
1.4. Взгляды ученых на определение (Mal) 17
1.4.1 Ханафитское определение 18
1.4.2. Общий взгляд большинства ученых 20
1.4.3. Принятое определение (Mal) 21
ГЛАВА 2. КРИПТОВАЛЮТА В СВЕТЕ ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИКИ 24
2.1. Понятие, сущность криптовалюты 24
2.2. Криптовалюта с точки зрения исламского права (фикха) 29
2.3. Шариатский анализ в свете фетв и мнений ученых 31
2.3.1 Первая точка зрения: Криптовалюта – Харам 33
2.3.2. Вторая точка зрения: Криптовалюта допустима в принципе 35
2.4. Фетвы мусульманских стран 35
ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ В ИСЛАМСКОМ МИРЕ. ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 40
3.1. Характеристика структуры исламского рынка криптовалют и основных тенденций его развития 40
3.2. Влияние криптовалюты на мировую экономику 41
3.3. Проблемы и перспективы криптовалют в сфере исламских финансов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Введение:
Крипто-валюта, также известная как виртуальные или цифровая валюта, функционируют как средство обмена, расчетная единица и/или средство сбережения, но не имеет статуса законного платежного средства ни в одной юрисдикции. Она не выпускается и не гарантируется каким-либо правительством и функционирует только по соглашению с ограниченным сообществом пользователей. Крипто-валюта отличается от «реальной валюты», которая является физическими деньгами, составляющими законное платежное средство в любой стране, и она также отличается от электронных денег, которые являются цифровым представлением фиатной валюты.
С тех пор, как крипто-валюта стала популярна, дискуссия на тему того, является ли она видом ростовщичества ввиду ее высокой волатильности, больших прибылей и маржинальных потерь, не утихает среди специалистов по исламу. В соответствии с исламским учением, товары с внутренней ценностью, такие как золото, серебро считаются валютой. При этом бумажные или цифровые деньги рассматриваются в качестве валюты только в случаях, когда они обеспечены товаром с внутренней ценностью и обмениваются по фиксированному курсу.
Ислам регламентирует многие стороны жизни верующих, в том числе совершение сделок и ведение бизнеса. Как следствие, сегодня во многих исламских государствах торговля фьючерсными контрактами или крипто-валютами запрещена.
В ситуации нынешних процессов глобализации важно анализировать состояние исламского права в целом, тенденции его функционирования и пытаться прогнозировать его дальнейшее развитие. В этой связи мы считаем необходимым детальное изучение крипто-валюты в свете исламского права.
Актуальность исследования объясняется относительной новизной технологии блокчейн и всей крипто-отрасли, недостаточной изученностью ее возможностей и нехваткой практических примеров применения технологии. Особенно актуален вопрос крипто-валюты в исламе, так как до сих пор не имеет четко определенного статуса. Существуют оба мнения, каждый из которых опирается на свои доводы. Для многих мусульман крипто-валюта является чем-то необъяснимым, непонятным, оттого подозрительным. Но между тем, сегодня наблюдается довольно большой ажиотаж вокруг этого явления.
Объектом исследования является крипто-валюта в свете исламского права.
Предметом работы является совокупность религиозных-правовых норм в отношении дозволенности крипто-валюты, а также перспективы ее развития в исламском мире.
Целью работы является изучение крипто-валюты в свете исламской экономики, наиболее важных фетв, связанных с крипто-валютами, структуры исламского рынка крипто-валют и основных тенденций его развития.
Степень разработанности темы в научной литературе на данный момент невысока. Исламские ученые начали изучать феномен крипто-валют с большим энтузиазмом, так как в основе лежит вопрос дозволенности. Однако на данный момент существует лишь несколько электронных источников, касающихся криптовалют.
Вопрос о криптовалюте, которая может функционировать как деньги, обсуждался С. Аммоусом [18] . Он заявил, что индикатор обмена может функционировать как деньги как средство сбережения, как биткойн. Это также подтверждается другими факторами, такими как низкий рост предложения, надежная сеть и небольшие помехи. Другие исследователи обнаружили, что в торговле криптовалютой не было стадной деятельности, поскольку у трейдера может быть индивидуальный мотив для торговли криптовалютой [27]. Тем временем, Е. Бури и др. [23] обнаружили стадную тенденцию при увеличении неопределенности, что может привести к картельной торговле.
Это исследование направлено на то, чтобы определить, соответствует ли криптовалюта требованиям к деньгам. Деньги, с исламской точки зрения, исторически должны основываться на физических активах, должны быть в состоянии покрывать все виды деятельности, а не использоваться в спекулятивных целях. Характеристики криптовалют будут проанализированы на основе денег с исламской точки зрения в текущем контексте. Фактически, процент мусульманского населения в мире составлял около 24%. Именно поэтому развитие криптовалют в мусульманских странах имеет важное значение для всего мира.
Для достижения поставленной цели данной работы планируется решить ряд задач:
• рассмотреть основные виды денег;
• ознакомиться с Исламским правовым критерием собственности (Mal) и взглядами ученых на его определение;
• рассмотреть крипто-валюту с точки зрения исламского права
• рассмотреть тенденции развития крипто-валюты в исламском мире
• продемонстрировать модель, основанную на создании репрезентативной исламской цифровой валюты.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: перевод с иностранных источников, системный и сравнительный анализ, анализ статистических данных, дедукция. В качестве информационной базы исследования были использованы публикации, электронные источники российских и зарубежных авторов.
Цели и задачи исследования предопределяют структуру работы, которая включает три главы, введение и заключение.
В первой главе будет изучен Исламский правовой критерий собственности (Mal), общий взгляд большинства ученых на его определение.
Во второй главе будет рассмотрена крипто-валюта в свете фетв и мнений ученых.
В главе 3 изучена характеристика структуры исламского рынка крипто-валют, основных тенденций его развития, а также влияние крипто-валюты на мировую экономику. Показана модель исламской цифровой валюты.
Заключение:
Для большинства держателей криптовалют за пределами исламского мира философские размышления о том, допустима ли криптовалюта для практикующего мусульманина, могут показаться не очень важными. Однако, если учесть, что не менее 1,6 миллиарда человек на планете исповедуют ислам, связь между философскими дебатами и ценой на биткойн становится очевидной.
Мир движется к безналичному будущему, но не только с криптовалютой. Криптовалюты могут заменить многие приложения и процессы, но они никогда не смогут заменить физические деньги. Они имеют функцию анонимных транзакций, а также безопасную одноранговую транзакцию без посредников. Тем не менее, один недостаток, который остается у криптовалюты, заключается в том, что она не может никого привлечь к ответственности за их стоимость. В отличие от физической валюты, стоимость криптовалюты не контролируется центральным банком, и результаты могут быть фатальными. Стоимость денег может упасть до нуля в любое время, что сделает их очень нестабильными, поэтому можно с уверенностью сказать, что криптоденьги никогда не смогут заменить физические деньги, но их можно использовать параллельно.
В быстро растущем цифровом мире необходимо идти в ногу с повышенной эффективностью и производительностью, обеспечиваемой передовыми технологиями. Растущая популярность криптовалют является показателем неспособности мировой финансовой системы удовлетворить потребности и проблемы людей, особенно после финансового кризиса 2007 года. Технологии всегда предшествовали регулированию, что усложняло варианты регулирования. Поэтому регулирующим органам необходимо решить эту технологическую задачу и принять упреждающий подход к использованию этой сложной современной технологии.
В Исламском мире должны признать важность этого технологического прорыва и присоединиться к глобальным усилиям по регулированию более рискованных аспектов криптовалют.
В соответствии с целью и поставленными задачами выпускной квалификационной работы по результатам исследования были сделаны следующие выводы:
Эксперты разделились в своих мнениях о том, запрещает ли ислам проведение операций с криптовалютами. Несмотря на то, что в настоящий момент отсутствует единогласное решение по вопросу, многие мусульмане работают с цифровыми активами. На это указывает статистика покупок криптовалют в исламских странах за национальную валюту.
Нельзя сказать, что исламское право абсолютно не претерпевает никаких изменений. Происходит процесс глобализации, все активнее мусульманские государства приобщаются к мировому сотрудничеству, участвуют в международных отношениях. А это не может не сказываться на исламской правовой системе отдельных мусульманских государств, что еще раз подтверждает важность изучения источников исламского права для глубокого понимания происходящих процессов.
Поэтому отношение ее представителей к криптовалютам имеет важное значение для развития рынка цифровых активов.
Несмотря на глубокое проникновение нового финансового инструмента в жизнь, среди мусульманских богословов пока нет чётко определённой позиции по поводу дозволенности для верующих использования криптовалюты. Ряд учёных считают, что это безусловное зло, которое развращает молодежь, заставляет людей рассчитывать не на собственный труд, а на счастливый случай, т.е. несёт в себе элементы азартных игр. И настоящий мусульман не может вести себя подобным образом, ведь исламская религия предписывает человеку придерживаться правильного образа жизни, в рамках которого добросовестная работа – один из залогов попадания в Рай. Но такова общеэтическая сторона вопроса. Несоответствие принципу добросовестности и пользы (которая распространяется не только на конкретного человека, но и на общество в целом) в качестве критерия ставит под сомнение многие действия, предпринимаемые человеком. В этой связи необходимо рассмотреть вопрос более глубоко. Может, это в заключение
Криптовалюты имеют много преимуществ, и с увеличением объема электронной коммерции и цифровых транзакций необходимо воспользоваться преимуществами характеристик этих валют и попытаться изменить их, поэтому это должно быть:
— Расширение специализированных исследований в этой области, чтобы понять все, что связано с криптовалютами, поскольку это включает в себя множество сложных операций;
— Координация между различными специалистами, которые имеют отношения в области криптовалют (информатика — математика — экономика — право — шариат), чтобы все аспекты, связанные с криптовалютами поняты и, таким образом, достигают правильной фетвы;
— Попытка найти независимую исламскую цифровую валюту, распространение культуры обращения с ней и создание необходимой инфраструктуры для ее работы, чтобы повысить эффективность исламских финансов, а не просто исламизировать традиционные цифровые валюты.
Итак, есть разные мнения и точки зрения о дозволенности криптовалюты в свете исламского права. Основные минусы в криптовалютах – это двусмысленность, колебания стоимости, отсутствие практических приложений в реальном мире. С другой стороны, некоторые люди в мусульманском сообществе хвалят криптовалюту как новый инновационный способ транзакций и поддержки новых революционных проектов.
В данном исследовании мы также рассмотрели модель исламской цифровой валюты, предложенную исламским экономическим обществом. Модель состоит из 6 участников.
Многие эксперты считают, что криптовалюта разрушит многие отрасли (в хорошем смысле), включая финансы, юриспруденцию, банковское дело и многие другие. Хотя у этой технологии есть большой потенциал изменить то, как мы будем работать в будущем.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕНЕГ
1.1. Виды денег
Деньги являются важнейшим элементом рыночной экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны
Деньги определяются как общепринятое средство обмена товаров и услуг. Практически все можно считать деньгами, пока они выполняют три основные функциям: средство обмена, средство накопления, определяют меру стоимости.
Существуют две концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционно-историческая. Первая объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, которые поняли, что для улучшения условий обмена необходимы специальные инструменты. Согласно второй, деньги появились в результате длительного исторического процесса развития экономического сотрудничества, как результат развития процесса обмена [4].
Необходимость денег вызвана товарным производством. Товарное производство предполагает рассмотрение общих причин, объясняющих необходимость товарного обмена и, следовательно, необходимость денег во всех экономических формациях.
На протяжении всей истории существовали разные виды денег. В истории и современности выделяют разные типы денег. Их можно объединить в большие группы, которые существовали ранее и продолжают существовать сегодня. Но со временем произошло разветвление этих типов на виды и подвиды.
Рассмотрим наиболее важные из них: товарные деньги, фиатные деньги, фидуциарные деньги, деньги коммерческих банков, а также электронные деньги.
Товарные деньги
Товарные деньги – самый простой и, скорее всего, самый древний вид денег. Он опирается на природные ресурсы, которые действуют как средство обмена, средство сбережения и расчетная единица. Товарные деньги тесно связаны с бартерной системой (и происходят из нее), где товары и услуги напрямую обмениваются на другие. Товарные деньги облегчают этот процесс, поскольку выступают в качестве общепринятого средства обмена. В отношении товарных денег важно отметить, что их стоимость определяется внутренней стоимостью самого товара. Другими словами, сам товар становится деньгами. Примеры товарных денег: золотые монеты, бусы, ракушки, специи и т. д.
Бумажные деньги
Фиатные деньги получают свою стоимость от государственного заказа (т. е. фиатных). Это означает, что правительство объявляет фиатные деньги законным платежным средством, что требует, чтобы все люди и фирмы в стране принимали их в качестве платежного средства. В отличие от товарных денег, фиатные деньги не обеспечены каким-либо физическим товаром. По определению, его внутренняя стоимость значительно ниже номинальной стоимости. Следовательно, стоимость фиатных денег определяется соотношением между спросом и предложением. Большинство современных экономик основано на системе фиатных денег. Примеры фиатных денег: монеты и банкноты. Самые ранние в мире выпуски банкнот были осуществлены в Стокгольме в 1661г. Оноре де Бальзак утверждал, что «деньги – это шестое чувство, позволяющее нам наслаждаться пятью остальными». А. Смит называл деньги «колесом обращения», К. Маркс – «всеобщим эквивалентом». [4]
Фидуциарные деньги
Ценность фидуциарных денег зависит от уверенности в том, что они будут общеприняты в качестве средства обмена. В отличие от фиатных денег, правительство не объявляет их законным платежным средством, а это означает, что люди по закону не обязаны принимать их в качестве платежного средства. Вместо этого эмитент фидуциарных денег обещает обменять их обратно на товар или фиатные деньги по запросу предъявителя. Пока люди уверены, что это обещание не будет нарушено, они могут использовать фидуциарные деньги точно так же, как обычные фиатные или товарные деньги. Примеры фидуциарных денег: чеки, банкноты или вексели.
Деньги коммерческого банка
Деньги коммерческого банка можно охарактеризовать как требования к финансовым учреждениям, которые можно использовать для покупки товаров или услуг. Они представляют собой часть валюты, которая состоит из долга, созданного коммерческими банками. В частности, деньги коммерческих банков создаются с помощью того, что мы называем частичной резервной банковской деятельностью. Банковское дело с частичным резервированием описывает процесс, когда коммерческие банки выдают ссуды на сумму, превышающую стоимость фактической валюты, которой они владеют. По сути, деньги коммерческих банков – это долги, созданные коммерческими банками, которые можно обменять на «настоящие» деньги или на покупку товаров и услуг [6].
Электронные деньги
Электронные деньги – цифровой эквивалент денег, которые хранятся в электронных кошельках. Наиболее известные – Яндекс.Деньги, WebMoney и QIWI. Ими можно пользоваться непосредственно с электронных устройств (компьютер, смартфон, планшет) или выпустить пластиковую карту.
Особое место занимает крипто-валюта – это цифровые деньги, которые создаются в сети Интернет и не привязаны ни к одной стране и ни к одной валюте. Хранятся такие деньги в крипто-кошельках, а их эмиссией или производством может заниматься любой человек, который владеет необходимым оборудованием и программным обеспечением. Всеобщая мировая легализация этой валюты пока не наступила [3].
Итак, наиболее важными типами денег являются товарные деньги, фиатные деньги, фидуциарные деньги, деньги коммерческих банков, а также электронные. Товарные деньги опираются на внутренне ценные товары, которые действуют как средство обмена. Фиатные деньги, с другой стороны, получают свою стоимость от государственного заказа. Между тем стоимость фидуциарных денег зависит от уверенности в том, что они будут общеприняты в качестве средства обмена. Деньги коммерческих банков можно охарактеризовать как требования к финансовым учреждениям, которые можно использовать для покупки товаров или услуг. К электронным средствам платежа относятся банковские предоплаченные карты, а также так называемые «электронные кошельки».