Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Кредитование физических лиц в коммерческом банке (на примере Дополнительного офиса 6991/0555 Отделение ПАО Сбербанк)»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 4
1. Теоретические основы кредитования физических лиц 7
1.1 Кредитная политика банка: сущность и цели 7
1.2 Виды потребительского кредитования 11
1.3 Понятие кредитоспособности заемщика 20
2. Анализ кредитования физических лиц на примере ПАО «Сбербанк» 28
2.1 Характеристика ПАО «Сбербанк» 28
2.2 Анализ структуры кредитного портфеля ПАО «Сбербанк» 35
2.3 Анализ кредитования физических лиц в ПАО «Сбербанк» 42
3. Пути совершенствования действующей практики кредитования на примере ПАО «Сбербанк» 51
3.1 Основные направления кредитной поддержки 51
3.2 Проблемы и перспективы развития кредитования физических лиц в ПАО «Сбербанк» 56
Заключение 65
Список использованных источников 68
Приложения 73
Введение:
Актуальность исследования. Коммерческие банки играют особенно важную роль в Российской Федерации, поскольку они стимулируют экономический рост страны, а также дают существенное представление о финансовых процессах. Современные коммерческие банки стали важнейшими учреждениями, отвечающими за сбор и распределение средств, и они являются центром всей национальной экономики и движения социального капитала. Их деловая активность оказывает важное влияние на денежную массу всего общества.
Кредит для физических лиц, на сегодняшний день, является наиболее востребованной из банковских услуг. В этой связи, рассмотрение современного состояния, проблем и условий развития потребительского кредитования является актуальным, с целью необходимости развития экономических отношений между субъектами рынка в целях повышения эффективности их деятельности. Недостаточная разработанность существующих проблем, а также их теоретическое и практическое значение обусловило необходимость и актуальность выполнения работы и определило цель исследования.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность выбранной темы для написания выпускной квалификационной работы, поскольку квалифицированная организация управления кредитным портфелем в коммерческом банке позволит адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды банков, избежать кредитных рисков, уменьшения доходности и увеличить количество привлеченных клиентов.
Эмпирической базой исследования в теоретической её части являются труды отечественных и зарубежных ученых, экономистов, посвященные вопросам и проблемам эффективности анализа портфеля потребительского кредитования коммерческих банков, такие как Атаманова В.А., Жуков Е.Ф., Ломакин А.Л., Лукашин Ю.П., Лысоченко А.А., Морошкин А.Л., Москвин В.А., Нешитой А.С., Пфау Е.В., Свиридов О.Ю., Тавасиев А.М., Таран В.А., Тепман Л.Н., Щегорцов В.А., Эриашвили Н.Д. и другие ученые.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических аспектов кредитования физических лиц в коммерческом банке и разработка мероприятий по улучшению кредитования физических лиц.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить кредитную политику банка: сущность и цели;
рассмотреть виды потребительского кредитования;
выделить понятие кредитоспособности заемщика»
охарактеризовать деятельность ПАО «Сбербанк»;
проанализировать структуру кредитного портфеля
ПАО «Сбербанк»;
оценить кредитование физических лиц в ПАО «Сбербанк» ;
сформулировать основные направления кредитной поддержки;
выявить проблемы и перспективы развития кредитования физических лиц в ПАО «Сбербанк».
Предметом исследования – экономические отношения области управления портфелем потребительского кредитования.
Объект исследования – ПАО «Сбербанк».
Методы научного исследования включают в себя: теоретический анализ, аналитический подход, эконометрический анализ, изучение нормативно-правовой базы, обобщение.
Теоретико-методологической основой исследования послужили научные разработки отечественных и зарубежных исследователей по вопросам эффективности и эластичности спроса, по вопросам маркетинговых исследований, математической статистики и экономико-математического моделирования.
Информационная базой исследования выступает научная, учебно-методическая литература российских и зарубежных авторов, бухгалтерская и статическая отчетность объекта исследования, материалы научно-практических конференций.
В первой главе анализируются теоретические основы потребительского кредитования, особенности развития и проблематика кредитной политики банка. Во второй главе представлен анализ потребительского кредитования в коммерческом банке ПАО «Сбербанк». Третья глава представляет рекомендации в области перспектив развития кредитования физических лиц в ПАО «Сбербанк» и кредитной поддержки клиентов банка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные рекомендации могут способствовать повышению качества кредитного портфеля коммерческого банка и минимизации кредитного риска.
Теоретическая значимость рассмотрения понятия потребительского кредитования и уникального внутреннего продукта ПАО «Сбербанк» может быть полезна и значима для дальнейших исследований и направлений совершенствования целостной системы инновационных банковских продуктов.
Работа содержит введение, теоретическую, практическую и рекомендательную главу, заключение и библиографический список.
Заключение:
Исследование механизмов развития методических основ банковского потребительского кредитования в РФ, а также проведенный анализ состояния потребительского кредитования банковского учреждения ПАО «Сбербанк» и системы организации потребительского кредитования банка позволяет сделать следующие выводы.
Главная цель кредитования физических лиц – создание предпосылок для роста количества текущих счетов населения в банках в качестве источника бесплатных для банков денежных средств, которые могут быть использованы на цели текущего кредитования в пределах остатка на счете.
Кредитная политика – это правовая политика, подготовленная организацией для лучшего управления кредитами, выдаваемыми клиентам. Полный набор руководящих принципов, формирующих структуру кредитуемой суммы, предоставляемой клиентам, представляет собой кредитную политику.
Основные направления кредитной и процентной политики банка определяются Советом директоров ПАО «Сбербанк» в соответствии с законодательством РФ, нормативными документами Центрального Банка России. Координацию кредитной работы и принятие решений о выдаче кредитов (или их пролонгации) осуществляет кредитно-инвестиционный комитет – постоянный рабочий орган банка, действующий в соответствии с Положением о кредитно — инвестиционном комитете.
ПАО «Сбербанк» – ключевой игрок на стратегически важном для государства рынке. Очень высокая системная значимость банка отражается в возможных последствиях его банкротства, что может привести к системному банковскому кризису и значительным макроэкономическим проблемам. Поскольку ПАО «Сбербанк» является доминирующим кредитором населения и бизнеса, держателем значительной части средств населения, а также выполняет важнейшую инфраструктурную функцию системы расчетов по всей стране, его несостоятельность может привести к острому социально-экономическому кризису и рецессии. Кроме того, благодаря своему исключительному положению на рынке банк является виртуальным эталоном для других банков по направлению и динамике изменения процентных ставок.
ПАО «Сбербанк» имеет стабильный рейтинг и самую большую долю рынка в большинстве банковских операций. Основными конкурентными преимуществами Сбербанка являются: наличие значительного объема относительно дешевых внутренних средств, что позволяет банку поддерживать высокий уровень чистого процентного дохода. Широкий охват клиентской базы как по географическому признаку, так и по отраслям, что позволяет хорошо диверсифицировать операционный доход, включая процентный доход по кредитам как для корпоративных, так и для розничных клиентов. Значительные инвестиции в передовые технологии для финансового и нефинансового обслуживания клиентов.
Количество критериев оценки качества кредитов в Сбербанке России пока ограничено. Согласно рекомендациям Банка России, в настоящее время применяются два основных критерия: степень обеспеченности возврата кредита и фактическое состояние с возвратом ранее выданных кредитов. Таким образом, одним из направлений совершенствования управления кредитным риском в Сбербанке России может стать факторное расширение используемой точечной модели.
Анализ кредитного портфеля Сбербанка и его рисков свидетельствует о наличии в банке высокой организации процессов управления кредитными рисками. Процессы организованы в соответствии с рекомендации международных стандартов финансовой отчётности.
В 2021 году ПАО «Сбербанк» активно поддерживал восстановление российской экономики и выдал клиентам более 20 трлн руб. кредитов. Государственные и собственные льготные программы существенно повысили доступность ипотеки для населения и способствовали рекордному росту ипотечного портфеля на 29%.
Исследуя механизм потребительского кредитования населения
ПАО «Сбербанк» было обнаружено, что он состоит из трех этапов: подготовительный этап (идентификация риска); осуществление кредитования и обслуживания кредита.
Одна из ключевых рекомендаций заключается в том, что
ПАО «Сбербанк» придется рассмотреть вопрос о диверсификации портфеля своих продуктов с целью увеличения своих доходов.
ПАО «Сбербанк» потребуется пересмотреть свои методы оценки кредитоспособности, чтобы гарантировать, что только достойные заемщики берут свои средства с целью сокращения большого количества случаев неработающих кредитов. Предоставление кредитов должно сопровождаться какой-либо финансовой подготовкой, руководством и советом для заемщиков о том, как распределять заемные средства. Коммерческий банк должен иметь достаточный капитал в соответствии с правилами банковской деятельности. Необходимо улучшить развитие потенциала банковских служащих с целью повышения операционной эффективности в банке.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы кредитования физических лиц
1.1 Кредитная политика банка: сущность и цели
В большинстве стран банковское кредитование является крупнейшим источником финансирования частного нефинансового сектора. Чтобы оценить легкость доступа к банковскому кредитованию, многие центральные банки ежеквартально опрашивают коммерческие банки об условиях кредитования. Такие опросы обычно включают вопросы о стандартах кредитования и условиях кредитования.
Кредитная политика – это внутренние критерии, которыми банки руководствуются при принятии решений о кредитовании домохозяйств и фирм, которые, возможно, трудно поддаются количественной оценке .
Для дальнейшего управления кредитным риском, который они берут на себя, банки устанавливают условия. Условия кредита относятся к условиям кредитного договора, таким как процентная ставка, размер кредита и срок погашения, требования к залогу и так далее. Банки меняют стандарты и условия кредитования с течением времени в ответ на множество факторов, включая изменения в экономических перспективах и терпимости к риску. Например, домашние хозяйства и фирмы сталкиваются с более сложными условиями банковского кредитования во время рецессии, когда заемщикам с более низким кредитным качеством становится труднее получить ссуду; процентные ставки по кредиту увеличиваются по сравнению с базовой процентной ставкой; требования к залогу ужесточаются; и так далее.
На реализацию кредитной политики банка влияют как внутренние, так и внешние факторы. К внешним факторам относятся состояние экономики страны, темпы инфляции, темпы роста валового внутреннего продукта, денежно-кредитная политика государства, уровень банковской конкуренции, цены на банковские услуги, спрос на кредиты. Основными внутренними факторами, влияющими на реализацию кредитной политики банка, являются уровень кредитного риска, качество кредитов, структура пассивов, объем финансовых ресурсов, ценовая политика, обеспечение кредита, а также квалификация и опыт персонал банка .
При реализации кредитной политики и оценке кредитного риска, как минимум, анализируются и оцениваются уровень финансовой устойчивости заемщиков, размер активов предприятия, уровень их ликвидности, оборачиваемости и платежеспособности. При этом важно учитывать, что процесс реализации кредитной политики начинается с планирования размещения финансовых ресурсов в кредитных операциях, а процесс оценки кредитного риска начинается на этапе рассмотрения кредитной заявки заемщика и продолжается в процессе кредитного мониторинга.
Кредитная политика банков – это внутренний документ, который стандартизирует все процедуры кредитования и инкассации банка. Основываясь на политике кредитного контроля, изданным Центральным банком, такими как банковская ставка, ссудная ставка, денежные резервы, банки создают собственную кредитную политику .
Кредитная политика – это совокупность мер, принимаемых правительством страны для регулирования ресурсов, доступных для кредита. В дополнение к этому он также отвечает за определение условий доступа к нему, являясь частью денежно-кредитной политики .
Кредитная политика содержит руководящие принципы, определяющие структуру суммы кредита, предоставляемого клиентам, а также способы взыскания просроченных счетов. Политика является важным элементом финансов бизнеса, поскольку она влияет на размер оборотного капитала, необходимого для поддержания дебиторской задолженности , а также влияет на сумму потерь по безнадежным долгам.