Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Кредитование физических лиц: процедура и обеспечение возврата на примере ПАО «Сбербанк» (г. Москва)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.. 6
1.1 Кредитование физических лиц: понятие,
сущность, значение. 6
1.2 Принципы и виды кредитования физических лиц. 10
1.3 Нормативно-правовое регулирование кредитования
физических лиц. 15
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ВИДОВ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
НА ПРИМЕРЕ ПАО «Сбербанк». 29
2.1 Краткая организационно-экономическая
характеристика ПАО «Сбербанк» 29
2.2 Анализ динамики кредитования физических лиц в
ПАО «Сбербанк». 38
2.3 Оценка обеспечения возврата физическими лицами
в ПАО «Сбербанк». 54
3 МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПРОЦЕДУРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗВРАТА В ПАО «Сбербанк». 60
3.1 Проблемы в процедуре обеспечения возврата
кредитов физических лиц в ПАО «Сбербанк». 60
3.2 Рекомендации, направленные на
совершенствование кредитования физических лиц в ПАО «Сбербанк». 63
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 78
Введение:
Данная работа посвящена изучению особенностей кредитования
физических лиц на примере отделения ПАО «Сбербанк» города Москвы.
Важность исследования проблем формирования кредитной
политики коммерческого банка связана с серьезным ее влиянием на устойчивость
функционирования и результаты деятельности банка. Слабая кредитная политика или
ее отсутствие ведут кредитную организацию к серьезным финансовым потерям и
банкротству. Наоборот, эффективная кредитная политика способствует повышению
качества активов, их доходности и обеспечению в итоге положительного
финансового результата.
Таким образом, комплексная разработка теоретических и
практических вопросов формирования и реализации кредитной политики
коммерческого банка является важной банковской проблемой, решение которой
позволит обеспечить внедрение системы комплексного банковского обслуживания,
адекватной современной экономической ситуации в России, создать механизм для
гармонизации этой системы с международно-признанной практикой обслуживания, а
также существенно повысить его качество. Поэтому тема работы является весьма
актуальной.
Актуальность исследования обусловлена тем, что
кредитная политика банка является основой формирования кредитного предложения,
а значит, от эффективности ее построения зависит от дальнейшего развития
банковской деятельности. Данный фактор, объясняется тем, что, как правило,
область кредитования занимает весомую долю большинства кредитных организаций.
В ужесточившихся условиях, обусловленных рядом
факторов, кредитная политика банков выстраивается под воздействием
макроэкономических и микроэкономических факторов, а возрастающая конкурентная
борьба за клиентов, требует от банков решений о пересмотре действующих
принципов кредитной политики. Как известно, в современных условиях конкурентную
борьбу выдерживает тот банк, который постоянно расширяет круг предоставляемых
клиентам услуг и улучшает качество обслуживания, обладая гибкостью кредитной
политики.
Вместе с тем, каждый банк, выстраивая кредитную
политику, желает достичь оптимального соотношения между максимизацией прибыли
при минимальных рисках, именно поэтому крайне важно разбираться во всех
тонкостях построения эффективной кредитной политики. Как показывает анализ
отечественной литературы в отношении вопросов формирования банковской кредитной
политике, в период современного становления данной сферы уделяется достаточно
много внимания.
В современных условиях актуализируется вопрос
совершенствования процедуры выдачи и обеспечения возврата кредитов, выдаваемых
банком физическим лицам.
Цель работы – изучить особенности кредитования
физических лиц, рассмотреть процедуру выдачи кредита и порядок обеспечения его
возврата на примере ПАО «Сбербанк».
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие, сущность и значение кредитования
физических лиц;
2) рассмотреть принципы и виды кредитования физических
лиц;
3) выявить особенности нормативно-правового
регулирования кредитования физических лиц;
4) дать организационно-экономическую характеристику
ПАО «Сбербанк»;
5) провести анализ динамики кредитования физических
лиц в ПАО «Сбербанк»;
6) дать оценку обеспечения возврата физическими лицами
в ПАО «Сбербанк»;
7) выявить проблемы в процедуре обеспечения возврата
кредитов физических лиц в ПАО «Сбербанк»;
8) предложить рекомендации, направленные на
совершенствование кредитования физических лиц в ПАО «Сбербанк»;
9) дать оценку эффективности предложенных мероприятий.
Объект исследования – кредитная политика коммерческого
банка.
Предмет исследования – организационно-методические
условия выдачи кредита физическим лицам и обеспечения его возврата.
В работе использованы такие методы, как анализ,
синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, интерпретация.
По структуре работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования
посвящена рассмотрению теоретической и методологической основы кредитования
физических лиц. Во второй главе работы проводится анализ и оценка видов
кредитования физических лиц на примере ПАО «Сбербанк». В третьей главе
разрабатываются мероприятия, направленные на совершенствование кредитования
физических лиц и процедуры обеспечения возврата В ПАО «Сбербанк» и дается оценка
их эффективности.
В качестве информационной базы для проведения
исследования использовались: во-первых, учебные и учебно-методические пособия
таких авторов как: Белоглазова Г. Н, Глушкова Н.Б, Лаврушин О.И., Славянский
А.В., Костерина Т.М. и т.д.; во-вторых, материалы периодических изданий: Деньги
и кредит, Экономический анализ: теория и практика, Вопросы экономики.
Заключение:
В результате проведенного
исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) Рассмотрено понятие, сущность и
значение кредитования физических лиц. Кредитование физических лиц
рассматривается как важная составная часть единой системы кредитных отношений. Способствовать
более полному удовлетворению потребительских нужд населения является основной
целью кредитования физических лиц. При этом сущностной чертой кредитования
физических лиц выступают отношения кредитора (банка) и заемщика (физического
лица).
Сущность кредитования физических
лиц обусловлена двумя взаимозависимыми фактами: 1. потребность физического лица
в приобретении тех или иных товаров и услуг часто опережает возможности их
денежного обеспечения; 2. субъекты, которые владеют свободными ресурсами,
благодаря их передаче заемщику на условиях срочности, платности, возвратности
получают возможность приобрести от них дополнительные доходы.
Кредит является основополагающим
элементом современной экономики, неотъемлемой частью экономического развития. Благодаря
кредиту происходит развитие производительных сил, источники капитала,
предназначенные для увеличения воспроизводства, формируются с ускоренной силой
на основе открытий и достижений научно-технического прогресса.
2) Рассмотрены основные принципы и
виды кредитования физических лиц. Строится система кредитования физических лиц
на принципах возвратности, срочности, платности и обеспеченности. Представлена характеристика
современных видов кредита, предоставляемого физическим лицам, таких, как потребительский
кредит, ипотечный кредит, автокредит, кредитование под выдачу кредитных карт, овердрафт,
факторинг.
3) Выявлены особенности нормативно-правового
регулирования кредитования физических лиц. Проведен анализ основных положений
наиболее важных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в
процессе кредитования физических лиц. Нормы, регулирующие сферу кредитования
физических лиц, представляют собой значительный правовой комплекс,
представленный, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О потребительском
кредите (займе)», Федеральным законом «О кредитных историях», Федеральным законом
«Об ипотеке (залоге недвижимости)», Федеральным законом «О банках и банковской
деятельности», другими нормативными правовыми актами, в том числе подзаконного
характера.
Результатом анализа стало обобщение
сведений о нововведениях в регулировании отношений по кредитованию и выявление
недочетов в правовом регулировании сферы кредитования физических лиц в России.
В настоящее время особую
актуальность приобретают вопросы правового регулирования процесса идентификации
физического лица в целях получения согласия на предоставление кредитного
отчета.
Именно в условиях пандемии
коронавирусной инфекции перед финансовым сектором максимально остро встал
вопрос об идентификации клиента при предоставлении кредита полностью в
дистанционном формате, без его личного присутствия. Исследователи уделяют
особое внимание вопросам согласия на получение кредитного отчета и
необходимости правового регулирования системы кредитования физических лиц в
дистанционном формате.
4) ПАО «Сбербанк России» относится
к многопрофильным банкам — сберегательный, инвестиционный, ипотечный,
инновационный. Так как данный банк осуществляет все виды банковских услуг и
имеет лицензии Центрального Банка на осуществление данных операций.
Основными органами управления ПАО
«Сбербанк России» являются: общее собрание акционеров, Наблюдательный Совет,
Правление (совет директоров банка во главе с президентом). Компетенция органов
управления банка определена в его уставе. В соответствии с Уставом Банка общее
руководство деятельностью Банка осуществляет Наблюдательный совет. Комитеты
Наблюдательного совета являются органами, созданными для предварительного
рассмотрения наиболее важных вопросов, отнесенных к компетенции Наблюдательного
совета, и подготовки рекомендаций по ним.
Кредитный портфель ПАО «Сбербанк»
до вычета резервов на 31 декабря 2020 года составил 3 651,4 млрд. руб., что на
4,2% выше показателя на конец 2019 года, составившего 3 503,9 млрд. руб.
Доля кредитного портфеля в
совокупных активах Группы составила 63,5%, что меньше показателя на конец 2019
года на 3,1 п.п. При этом объем розничных кредитов на конец 2020 года составил
355,5 млрд руб., увеличившись с начала года на 8,0%, а его доля в структуре
кредитного портфеля составила 9,7% (в сравнении с 9,4% на конец 2019 года).
Доля NPL (необслуживаемой ссудной
задолженности) в совокупном кредитном портфеле на конец 2020 года составила
3,5% в сравнении с 3,0% на конец 2019 года.
Коэффициент резервирования
(отношение созданных резервов на возможные потери по ссудам к кредитному
портфелю) на конец 2020 года составил 5,8%, что на 1,5 п.п. ниже
соответствующего показателя на конец 2019 года, составившего 7,3%.
Снижение резервов обусловлено отнесением
к категории NPL и последующим частичным списанием в течение отчетного периода
ряда проблемных активов. При этом созданные резервы на возможные потери по
ссудам в 1,7 раза превышают размер необслуживаемой задолженности (на конец 2019
года этот коэффициент составлял 2,5).
5) Проведен анализ кредитования
физических лиц в дополнительном офисе №9038/0697 Сбербанка в Москве, который
является организационной структурной единицей ПАО «Сбербанк России».
Кредитование физических лиц входит в число приоритетных видов деятельности Сбербанка.
ДО №9038/0697 Сбербанка в Москве осуществляет банковскую деятельность по
кредитованию физических лиц в соответствии с законодательством Российской
Федерации и внутренними распорядительными документами. Рассмотрена динамика
основных экономических показателей деятельности ДО №9038/0697 Сбербанка в
Москве за 2018-2020 гг. Увеличение доходов связано с увеличением выдачи
кредитов. Превышение расходов связано с «борьбой за клиентов». Рассмотрены виды
кредитования физических лиц в ДО №9038/0697 Сбербанка в Москве за 2020 год и
сделан вывод о развитии потребительского кредитования при общем большом
приросте кредитования физических лиц. Также наблюдается увеличение ипотечного
кредитования в связи с предоставлением Банков удобных условий. Продолжительность
оборота кредитов, за анализируемый период, увеличилась на 202 дня, в первую
очередь, за счет эффекта изменения оборачиваемости потребительских кредитов.
Разработанные программы работы с
проблемными кредитами и заемщиками ДО №9038/0697 Сбербанка в Москве позволили
снизить риски и просроченную задолженность. Основную долю кредитов, выданных
банком, составляет вид кредита «Потребительский кредит без обеспечения», доля
просроченной задолженности по кредитованию физических лиц сократилась. Банк
получает запланированный доход, небольшой процент просроченных и непогашенных
кредитов допускается.
6) Проведен анализ процедуры
обеспечения возврата в ДО №9038/0697 Сбербанка в Москве. В ПАО «Сбербанк
России» и в каждом его дополнительном офисе существует система управления
рисками невозврата кредитов физических лиц. Она построена в соответствии со
Стратегией управления рисками и капиталом банковской группы ПАО «Сбербанк
России». Система обеспечения возврата кредитов физических лиц в ПАО «Сбербанк
России» включает стратегию управления, процедуры выявления, измерения (оценки),
мониторинга и контроля риска кредитования физических лиц. Основными методами
обеспечения возврата при кредитовании физических лиц в ДО №9038/0697 Сбербанка
в Москве являются мониторинг, регламентация операций, лимитирование, выполнение
нормативов ЦБ РФ по размерам собственного капитала. Основными направлениями
обеспечения возврата по розничному кредитному портфелю ПАО «Сбербанк России» являются:
внедрение модификаций кредитных продуктов с низким уровнем риска; проведение
активных мероприятий по снижению объемов мошенничества на стадии оформления
ссуды, разработка и внедрение процедуры выявления схемного мошеннического
кредитования; разработка и внедрение качественных скоринговых карт по отдельным
кредитным продуктам, учитывающих специфику соответствующих регионов и их
доходность; разработка порядка взаимодействия с бюро кредитных историй;
постоянный мониторинг; унификация подходов к работе с просроченной
задолженностью на различных стадиях и др. Выявлены особенности управления
розничным кредитным риском в банке.
Успешная реализация процедуры
обеспечения возврата позволяет Банку и исследуемому дополнительному офису
контролировать качество розничного кредитного портфеля, в т. ч. в условиях
сложной финансовой ситуации.
В ходе исследования выявлено, что ДО
№9038/0697 Сбербанка в Москве не использует скоринг в чистом виде, но, тем не
менее, применяет скоринговые модели для определения рейтинга заемщика.
Фактически ДО №9038/0697 Сбербанка в Москве находится на переходном этапе к
формированию собственной скоринговой системы.
7) Предложены мероприятия,
направленные на совершенствование кредитования физических лиц и процедуры
обеспечения возврата в ПАО «Сбербанк России» и дана оценка их эффективности.
Первая рекомендация сводится к
тому, чтобы создать в Москве 15 точек выдачи экспресс-кредита в крупных
магазинах, торгующих бытовой техникой. Для этого требуется арендовать помещения
в 15-ти магазинах, нанять на работу 15 кредитных инспекторов, оснастить их
рабочие места и обучить их работе по программе «Скоринг».
Вторая рекомендация связана с
улучшением организационных аспектов кредитования физических лиц. Дополнительное
разъяснение и общение с клиентами благоприятно скажется и на заемщиках, и на банке:
заемщики будут чувствовать заботу о себе, и, хотя бы частично, сократится объем
просроченной задолженности.
Третья рекомендация связана со
страхованием жизни и здоровья заемщика при выдаче потребительских кредитов на
крупные суммы. ДО №9038/0697 Сбербанка в Москве может предложить
потребительские кредиты с пониженным процентом со страхованием жизни и здоровья
или без него. При отсутствии страховой защиты процентная ставка по кредиту
должна быть выше. Данная услуга будет востребована клиентами, особенно в период
нестабильности.
8) Проведен расчет эффективности
внедрения системы кредитного скоринга. Стоимость внедрения системы кредитного
скоринга составляет 1150 тыс. руб. в исследуемом банке. Эта сумма состоит из
затрат на приобретение компьютеров, программного обеспечении и обучения
специалистов. Эффективность от внедрения скоринга составит 1,8 млн. руб. по
прогнозам на 2021 года, а в дальнейшем ожидается увеличение прибыли.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЯ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 1.1 Кредитование физических лиц:
понятие, сущность, значение Кредит (от лат. Credit – они верят и от. Credito
– доверие) – предоставление денежных средств, товаров или услуг на условиях
возвратности, срочности и платности. Кредит всегда возвращается в денежной
форме, в отличие от займа, который возвращается в той форме, в какой кредит
выдан [13, c. 45].
Кредит – привлеченные и (или) собственные
денежные средства, предоставленные банком другому лицу (кредитополучателю) в
размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, а кредитование –
предоставление (размещение) банком (кредитодателем) кредита от своего имени и
за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности с заключением
между кредитодателем и кредитополучателем (юридическим лицом, в том числе
банком, или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем)
кредитного договора в письменной форме, в том числе посредством использования
систем дистанционного банковского обслуживания [15, c.
75].
Таким образом, все определения кредита общей
основой имеют три признака – возвратность, срочность и платность. Это
определение родственно определению активной операции. Поэтому можно говорить о
том, что все активные операции имеют кредитную природу или о том, что
фактически любая операция по размещению средств на условиях возвратности – факторинг,
лизинг, учет векселя, покупка акций, открытие валютной позиции и даже
гарантийные операции содержит элементы риска и значит – по природе являются
кредитными.
Кредит является основополагающим элементом
современной экономики, неотъемлемой частью экономического развития. Он
используется как в крупных объединениях и предприятиях, так и в малых
сельскохозяйственных, торговых и производственных структурах; государства,
правительства, так и отдельными гражданами [34, c.
65].