Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Русский язык

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Краткие формы прилагательных

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ 5

1.1. Имя прилагательное в современных лингвистических исследованиях 5

1.2 Разряды имен прилагательных в академических грамматиках русского языка 8

1.3 Качественные имена прилагательные в учебных пособиях для вузов 10

ГЛАВА 2. КРАТКИЕ ФОРМЫ КАЧЕСТВЕННЫХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 18

2.1. Образование кратких форм прилагательных 18

2.2. Семантико-стилистические признаки кратких форм прилагательных 24

2.3. Морфологические и синтаксические особенности кратких форм 26

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 28

3.1.Учебник как основное средство обучения 28

3.2. Трудные случаи изучения кратких форм имен прилагательных 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 43

  

Введение:

 

Вопрос о частях речи «как особых категориях или классах слов, о границах этих классов и самих принципах их выделения, хотя и относится к числу вопросов, имеющих давнюю традицию их изучения, все же не принадлежит к числу решенных» [11, с. 29].

Актуальность исследования обусловлена тем, что его тема соответствует современным лингвистическим исследованиям в области функционирования языковых единиц в тексте. Функционирование в тексте качественных имен прилагательных находится в центре внимания современных исследователей. Рассматриваются вопросы, связанные с грамматическими особенностями кратких и полных форм [11; с. 3],[21; с. 2], [55;c.2] одна скобка ?????? НЕ ИСПРАВЛЕНО с функционированием прилагательных в детской речи [56; с. 4], в текстах художественных произведений [44; с.39], c методикой использования имен прилагательных в школе [22; с. 2], [26;c.6]

Объект исследования – краткие формы имен прилагательных.

Предмет исследования – образование, семантика и грамматические особенности качественных прилагательных.

Целью данной работы является описание семантических, лексико-грамматических и стилистических особенностей кратких форм качественных имен прилагательных, функционирующих в текстах художественных произведений.

Задачи исследования:

1) описать разряды имен прилагательных как лексико-грамматических групп слов;

2) охарактеризовать образование кратких форм качественных имен прилагательных в текстах художественных произведений;

3) рассмотреть лексико-грамматические и стилистические признаки кратких форм качественных прилагательных и их реализацию в тексте художественной прозы;

4) описать синтаксические признаки кратких форм качественных имен прилагательных в текстах произведений А. П. Чехова;

5) рассмотреть изучение прилагательных в школе.

В работе использованы методы лингвистического наблюдения и описания, компонентного и контекстологического анализа; синхронно-сопоставительный метод, дистрибутивного анализа.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использовать его результаты на занятиях в вузе и школе.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

НЕТ ОБЩИХ ВЫОДОВ ПО РАБОТЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОТСУТСТВУЕТ.НАБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Как показал наш анализ, художественная речь насыщена прилагательными.

В современном языке краткие формы присущи лишь тем качественным прилагательным, которые допускают видоизменение качества и превращение его в качественное состояние, протекающее во времени и приписываемое лицу или предмету. Качества, являющиеся неподвижными, постоянными, вневременными свойствами предметов или лиц или служащие терминологическими обозначениями признаков тех или иных родов и видов предметов, не могут выражаться краткой формой имени прилагательного. Грубо говоря, в кругу имен прилагательных лишь временные эпитеты, лишь обозначения временных свойств имеют полную и краткую форму.

Различия лексических и лексико-синтаксических значений и оттенков, связанных с предикативным употреблением одних и тех же прилагательных в членной и нечленной формах, очень велики. Краткие формы обозначают качественное состояние, протекающее или возникающее во времени; полные — признак, мыслимый вне времени, но в данном контексте отнесенный к определенному времени. В сущности, при предикативном употреблении полных форм имен прилагательных происходит подведение тех или иных предметов под известные категории качества или признака, которыми определяются различия родов и видов вещей и лиц.

Между краткими и полными формами имен прилагательных образуется все более глубокая семантическая грань. В краткой форме имени прилагательного значение качества переходит в значение качественного состояния. Краткие формы при наличии известных условий могут оторваться от полных форм имен прилагательных и перейти в другую грамматическую категорию. Таким образом, во многих случаях разрушается и лексическая цельность имени прилагательного, ранее объединявшего и полные, и краткие формы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1.1. Имя прилагательное в современных лингвистических исследованиях

Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. Прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы [22].

«Имя прилагательное – это грамматическая категория, формирующая и объединяющая слова, которые означают признак предмета (качественный, относительный или указательно-определительный) и которые являются определяющими имена существительные и обычно согласуемыми с ними в роде, числе и падеже частями речи. Семантической основой имени прилагательного является понятие качества». Именно этот аспект позволяет исследователям по отношению к данной группе слов употреблять иногда термин «имя качественное».

Заметим, что в количественном отношении имена прилагательные в современном русском языке занимают второе место после имен существительных. Такое разнообразие атрибутивной репрезентации мира объясняется важностью для русской ментальности концепта «качество», лежащего в основе формирования этого класса слов.

Нет сомнения в том, что качественные имена прилагательные обозначают признаки фрагментов реального мира, присущие им в той или иной степени от природы, как, например, цвет, запах, вкус, форма, размер, протяженность, интенсивность. Однако при этом необходимо иметь в виду то, что способ их интерпретации, воплотившийся в языковой семантике, степень их языковой «разработки» зависят от особенностей этнокультуры, в которой воплощается мир человека.

Каждый из органов чувств не только отвечает за свой «фрагмент» воспринимаемого объекта, но и предполагает конкретный способ и определенную ситуацию восприятия. Так, при тактильном и вкусовом восприятии человек и объект взаимодействуют друг с другом, а при зрительном, слуховом и обонятельном восприятии ощущения от воспринимаемых объектов поступают в соответствующе органы опосредованно, поскольку между ними не предполагается физического контакта.

В статье Л.М. Гончаровой «О некоторых тенденциях в употреблении полных и кратких форм имен прилагательных в современном русском языке» говорится о том, что одной из ярких тенденций в употреблении имен прилагательных является восприятие и полными, и краткими именами прилагательными значений, ранее присущих другим формам. Как мы знаем, полные формы обозначают постоянный признак, вневременное качество, а краткие формы – временный признак, недлительное его проявление. Ср.: он болен – он больной. [5, с.52]

1. Наиболее частым явлением в современном русском языке стало обозначение полным прилагательным признака временного. Подобная тенденция была замечена еще И. В. Толстым: «Краткие прилагательные в функции сказуемого постепенно уступают место полным как для обозначения признака временного, непостоянного, так и для обозначения постоянного признака, всегда присущего предмету» [5, с.53], а также Н. Ю. Шведовой: «Наряду со значением постоянно присущего признака, полная форма может выражать также и непостоянный, временный. Это значение для нее является сравнительно новым и развивающимся». [26]

В статье Р. У. Турдиевой «О лексико-семантических классах имен прилагательных русского языка» говорится о том, что значительную группу адъективных слов современного русского языка составляют предметно – качественные прилагательные, соотносительные по своему значению с родительным падежом имен существительных: Солнечное затмение (ср. затмение солнца), земельный надел (ср. надел земли). [23, с. 1498]

Качественное значение предметных прилагательных соотносительно со значением родительного определительного: авторский коллектив – коллектив авторов. [23, с. 1498]

При этом, как отмечают исследователи, элемент качественного значения у предметных прилагательных проявляется гораздо ярче, сильнее, чем у родительного определительного. Ср. писательский труд и труд писателя. [23, с. 1498]

В работе И. А. Краева рассматриваются некоторые вопросы функционирования относительных прилагательных современного английского языка в качественном значении. [10, 13-23]

По мнению автора, с возникновением новой парадигмы лингвистического знания – когнитивной лингвистики – появилась возможность по-новому взглянуть на целый ряд проблем, в частности на формирование, выделение и развитие частей речи. Категория английских прилагательных представлена как прототипическая модусная категория, в центре которой находятся качественные прилагательные, а на периферии – относительные. Данная категория характеризуется единством, а две ее подкатегории качественности (абсолютной и относительной) представляют собой открытые, динамичные системы, способные к взаимопроникновению.

В работе сформулированы прототипические свойства прилагательных через призму категории градуальности, приводятся убедительные примеры употребления относительных прилагательных в качественном значении, где они употребляются с модификаторами степени и, вследствие этого, выражают определенную степень проявления признака. [15, 109-119]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы