Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Краеведение и туризм как воспитательный ресурс для младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КРАЕВЕДНИЕ И ТУРИЗМ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ…………………………………………………………..8
1.1. Взаимосвязь обучения и воспитания на уровне начального общего образования 8
1.2. Возможности краеведения и туризма в воспитании младших школьников .16
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………………………….21
2.1. Опыт и результаты краеведческой работы в образовательном процессе МБОУ «Гимназия № 12» 21
2.2. Диагностическая работа по изучению уровня формирования гражданско-патриотических ценностей и понятий о родном крае у младших школьников 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Введение:
Актуальность исследования. Современные условия требуют по-новому осмыслить место учебно-воспитательного процесса современной школы, связанной с возвращением к национальным истокам духовности. Реализация задач национального возрождения полностью зависит от профессиональной подготовки педагогических кадров, их умения проникнуть в мир ребенка и передать ему опыт предыдущих поколений. Среди разнообразных форм воспитательной деятельности педагогического коллектива школы, способствующих формированию общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения, особое место принадлежит туристско-краеведческой работе.
Одним из наиболее эффективных средств воспитания подрастающего поколения является самая массовая форма активного отдыха и оздоровления – туризм, который непосредственно связан с познанием окружающего мира. Туристско-краеведческая деятельность – важное средство воспитания и формирования мировоззрения школьников. Туристские походы, путешествия и экскурсии расширяют кругозор, дают возможность лучше узнать свой родной край, знакомят с достопримечательностями истории и культуры, природы, обычаями, обрядами и традициями родного народа. Именно это должно стать основой воспитания любви к родительскому дому и родному краю, материнской речи, помочь избавиться от исторического беспамятства и бездуховности.
Педагогические исследования в области туризма и краеведения в современной школе, сущность организации и проведения данного вида деятельности представляют многообразные подходы. Прогрессивные взгляды в педагогической практике показывают, что воспитательный потенциал туризма и краеведения, как механизм синергии учебных дисциплин, эффективно используется при условии комплексного подхода к этой проблеме (Н. В. Байгулова, Ю. С. Константинов, В. В. Мальшакова, Е. А. Панасюк, Ю. А. Рудницкий, А. Л. Шипко и др.). Из этого следует, что воспитательные возможности туристско-краеведческой деятельности наиболее эффективно реализуются, если они основаны на принципах педагогики с учетом всех психофизиологических возможностей учащихся. Кроме того, само содержание и методы педагогического взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса в данной области научно обоснованы и логично систематизированы.
Степень разработанности темы исследования. К проблеме туристско-краеведческой деятельности в школе обращались многие исследователи. Так, вопросы туристско-краеведческой работы исследовали Е. Н. Беневалевская, Н. П. Крачило, В. В. Мальшакова и др.; роль туризма и краеведения для всестороннего развития личности были посвящены работы Т. М. Кривошеева, В. В. Мальшакова, А. В. Мусиенко и др.; готовность к туристско-краеведческой работе рассматривали И. А. Дрогов, Ю. С. Константинов, Ю. А. Рудницкий и др.
Так, Ю. С. Константинов пишет, что туристско-краеведческая работа должна базироваться на исторически обусловленных народом воспитательных влияниях на личность: общественных и семейных ценностей, взглядах, убеждениях, традициях, государственных учебно-воспитательных ячеек, детских и юношеских объединений и других форм социальной жизни. Ценностные ориентации, пишет исследователь, – это выборочная, относительно устойчивая система направленности интересов и потребностей личности, ориентированная на определенный аспект социальных ценностей. Воспитание человека можно рассматривать как управление становлением или изменением его ценностных ориентаций [19; 20].
Ряд авторов отмечают, что эффективным педагогическим влиянием на учащихся является формирование их личности через туристско-краеведческую работу, потому, что благодаря ей имеется значительный потенциал в реализации морального, трудового, умственного, эстетического и физического воспитания (Т. М. Кривошеева, Р. К. Эргашев и др.). Во время походов учащиеся приобретают определенный жизненный опыт, терпеливо преодолевают неудобства, изучают культуру и традиции родного края, мировоззрение людей предыдущих поколений. В последующем для школьников интересны убедительные беседы с людьми, дискуссии и диспуты после походов, экскурсий путешествий, когда они помогут «поделится» новыми впечатлениями, знаниями, эмоциями.
Д. В. Смирнов отмечает, что краеведение не существует без туризма, а туризм – без краеведения, ведь только туризм придает краеведению действенный, творческий, общественный характер. Краеведение в сочетании с туризмом – это организованная под руководством учителя многогранная учебно-образовательная, поисково-исследовательская и общественно полезная деятельность школьников в процессе комплексного изучения родного края [35].
Таким образом, актуальность исследования использования разнообразных форм работы, которые способны обеспечивать комплексный характер туристско-краеведческой работы в обучении, воспитании и оздоровлении учащихся является своевременной и жизненно важной. Кроме того, проблема привлечения учащихся к интересной, полезной и творческой жизни средствами туристско-краеведческой работы и образования является социально необходимой компенсаторно- нормализующей функцией, которая направлена на развитие в соответствии с требованиями времени гармонично развитой творческой личности.
Исследователи изучают педагогические условия организации воспитательного процесса в школе в контексте расширения сферы досуга ребенка, методику организации туристско-краеведческой деятельности детей всех возрастов. Впрочем, комплексный подход к туристско-краеведческой деятельности, как воспитательного потенциала развития личности младшего школьника, пока не разработан. В то же время проблема воспитания учащихся средствами туризма и краеведения полностью не решена и в практике начальной школы. Имеющаяся система организации такой работы в общеобразовательных учебных заведениях нередко игнорирует индивидуальные возможности и потребности ребенка, что в конце концов нивелирует духовно-ценностное влияние туризма и краеведения на воспитанника и систему его личностных отношений к окружающему миру.
Следовательно, актуальность поднятой проблемы, недостаточная ее разработка в научно-теоретическом и методическом аспектах, потребности школьной практики обусловили выбор темы исследования: «Краеведение и туризм как воспитательный ресурс для младших школьников».
Цель исследования – изучить особенности воспитательного процесса младших школьников средствами туризма и краеведения в школе.
Для решения поставленной цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить научные подходы к проблеме взаимосвязи обучения и воспитания на уровне начального общего образования.
2. Раскрыть возможности краеведения и туризма в воспитании младших школьников.
3. Проанализировать и обобщить туристско-краеведческую работу в образовательном процессе учебного заведения на примере МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода.
4. Исследовать уровень сформированности гражданско-патриотических ценностей и понятий о родном крае у младших школьников.
Объект исследования: методы и средства туристско-краеведческой деятельности на уровне начального общего образования.
Предмет исследования: процесс воспитания младших школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности.
Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использован комплекс взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов:
анализ, сравнение и обобщение данных научно-педагогической литературы и информационных источников по исследуемой проблеме;
наблюдения, беседы, анкетирование, комплекс диагностических методик, с помощью которых выявлялся уровень сформированности у младших школьников гражданско-патриотических ценностей и понятий о родном крае;
эксперимент, в ходе которого изучались педагогические условия туризма и краеведения в воспитании младших школьников;
диагностические методики: анкета «С чего начинается Родина» (В. М. Хлыстова); ситуационные беседы (В. С. Горбунов); методика «Я – патриот» (Н. Н. Бирюкова).
Теоретическую базу исследования составили:
психолого-педагогические подходы отечественных исследователей к вопросам туристско-краеведческой деятельности школьников (Ю. С. Константинов, А. Г. Мелихова, А. Л. Шипко и др.);
аспекты воспитательного ресурса туризма и краеведения в образовательном процессе (А. Г. Озеров, Т. М. Кривошеева, А. В. Мусиенко и др.);
методические основы проведения туристической и краеведческой деятельности в образовательных учреждениях (Н. В. Байгулова, Д. В. Смирнов, А. Л. Шипко и др.);
туризм и краеведение, как региональный аспект образования (Е. А. Панасюк, М. С. Трискова и др.).
Экспериментальная база исследования: исследование было проведено на базе МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода. В выборку для проведения эмпирического диагностирования было отобрано 23 учащихся первых классов гимназии. Из них 11 девочек и 12 мальчиков.
Структура и объем ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы (58 источников) и 7 приложений. Общий объем работы составляет 60 страниц, из них основного текста – 42 страницы. Основной текст ВКР содержит 6 таблиц и гистограмму.
Заключение:
На уровне начального общего образования особая роль уделяется созданию условий для развития ребенка в тесной взаимосвязи обучения и воспитания. Это связано с тем, что процесс воспитания представляет собой целенаправленное обучение личности, которое способствует получению индивидом знаний, умений и навыков взаимодействия с другими людьми, социокультурного поведения, развитие множественных доброжелательных связей в социуме. Изучение психолого-педагогических подходов к развитию личности ребенка дает возможность установить, что успешность единства процесса обучения и воспитания зависит от такого образовательного формата, который обеспечивает результат максимально эффективного обучения школьников в продуктивном развитии.
Изучение теоретических и практических подходов к возможностям краеведения и туризма в воспитании младших школьников позволило выявить, что краеведческая работа, туристские походы и экскурсии являются формами и методами взаимодействия педагогов и школьников с целью формирования у них установок, как личности гражданина – патриота своего государства. И в данном аспекте большую роль играет включение в учебный план школ краеведения и граждановедения, что способствует в изучении школьниками исторической памяти родного края путем сбора и обобщения краеведческого материала. Особую роль в данном подходе к обучению и воспитанию младших школьников играет такая форма работы с детьми, как туристско-краеведческая деятельность, которая основывается на туристических походах и путешествиях младших школьников по родному краю.
Исследование опыта краеведческой работы в образовательном процессе МБОУ «Гимназия № 12» показал, что в образовательном учреждении на базе начальной школы для учащихся первых классов функционирует кружок «Белгородоведение». Также в гимназии краеведческая работа проводится и во время летних каникул в пришкольном лагере «Солнышко», где дети могут принимать участие в мероприятиях как юные туристы. Анализ реализации УМК по предмету «Окружающий мир» для учащихся 1-х классов показал, что рабочая программа достаточно глубоко и разнообразно охватывает многие аспекты краеведения, которые непосредственно направлены на гражданско-патриотическое воспитание учащихся.
Результаты диагностической работы по изучению уровня формирования гражданско-патриотических ценностей и понятий о родном крае у младших школьников показали, что большинство респондентов имеют средний уровень (72,3%) имеющихся знаний о гражданской ответственности и представлений о родном крае. Положительными результатами работы педагогического коллектива гимназии является то, что низкий уровень когнитивного критерия не выявлен ни у одного школьника.
Исследование эмоционально-мотивационного критерия среди учащихся 1-х классов показало, что 30,4% респондентов имеют высокий уровень, большинство детей (60,9%) – средний уровень, низкий уровень выявлен у 8,7% школьников.
Результаты диагностики деятельностного критерия показали, что практически все респонденты (95,7%) имеют высокий уровень данного компонента, 4,3% детей — средний уровень. Низкий уровень деятельностного критерия не выявлен ни у одноного респондента.
Важно, что проведенное исследование не исчерпывает в полной мере затронутую проблему. Остаются актуальными исследования проблем подготовки будущих учителей к организации туристско-краеведческой деятельности в начальной школе с использованием современных педагогических технологий в различных видах урочной и внеурочной деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. КРАЕВЕДНИЕ И ТУРИЗМ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Взаимосвязь обучения и воспитания на уровне начального общего образования
Результативность развития современного российского общества, как и прогрессивного человечества в целом, зависит от степени решения проблемы гармоничного воспитания и всестороннего развития подрастающего поколения, как единого целостного процесса, в котором задействованы многие звенья жизни ребенка. В Федеральном законе РФ «Об образовании» (ст. 2, п. 2) понятие «воспитание» трактуется как деятельность, которая должна обеспечивать развитие личности ребенка при создании полноценных условий для его самоопределения и социализации с опорой на социокультурные, духовно-нравственные ценности, правила и нормы поведения в социуме, которые приняты в интересах человека, семьи, общества и государства в целом [1]. В связи с этим, в Законе все виды педагогической деятельности учебных учреждений, их материально-техническое обеспечение и ключевые аспекты предоставления образовательных услуг непосредственно связаны с воспитанием и обучением подрастающего поколения на всех уровнях исполнения законодательства.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года для решения поставленных в «Законе об образовании» цели и задач воспитания подрастающего поколения обозначена приоритетная задача, которая направлена на «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [2]. В связи с этим основными направлениями, которые должны обеспечить эффективное решение данной задачи обозначены следующие аспекты: развитие социальных институтов воспитания, куда включены семейное воспитание, воспитание в системе образования, информационные ресурсы в сфере воспитания, общественные объединения. Для этого в Стратегии особое место выделено повышению эффективности воспитательного процесса в учебных заведениях, сущность которого состоит в обновлении содержательной стороны таких областей образования, как: гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовно-нравственное воспитание, приобщение детей к культурному наследию, популяризация научных знаний среди детей, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание. Обновление воспитательного процесса в современной системе образования осуществляется с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций, что играет весомую роль в решении проблем воспитания современных школьников.
Проблема воспитания представляет значительный интерес для многих наук, в частности, для философии, социологии, педагогики, психологии. Так, понятие «воспитание» отечественные ученые конца ХХ века определяли, как целенаправленный педагогический процесс обучения молодежи руководствоваться в жизни высокими моральными принципами, начинать который необходимо с нравственных общечеловеческих ценностей [9].
Трактовку понятия «воспитание» в своей концепции И. М. Ильинский представляет, как результат передачи знаний и опыта старшего поколения младшему, который необходимо понимать не только как педагогическую деятельность с преобладанием патриотической направленности, а в более широком смысле, как всеобщий социально-философский принцип целенаправленного воспитания молодежи [12]. Ученый утверждает, что целенаправленное воспитание молодежи – это педагогическая задача старшего поколения, направленная не только на обучение подрастающего поколения, но в большей степени на образование. То есть, согласно мнению И. М. Ильинского, воспитывать подрастающее поколение – это «формирование духовных типов в людях, стремящихся к самосознанию, к высоким ценностям. … закалка характеров молодежи в смысле сопротивляемости низкопробным и враждебным соблазнам» [11, с. 13].
Развитие концепции И. М. Ильинского прослеживается и в определении понятия «воспитание» В. А. Луковым с социокультурного аспекта исследования как социального института и как социокультурного процесса [24]. Воспитание, как социальный институт, представляет собой систему практической деятельности, задачи которой состоят в обеспечении потребностей общества в передаче духовно-нравственных ценностей и норм, знаково-символической системы культурного наследия от старшего поколения младшему. Основная цель воспитания, как социального института, – это обеспечение контроля над социокультурным становлением подрастающего поколения и поддержание социальной солидарности в социуме, отображение отношений в обществе. Воспитание, как социокультурный процесс, призвано выполнять три основные функции в процессе планомерного воздействия на личность, которые и определяют его место среди других социокультурных процессов в обществе. Сущность функций воспитания состоит в: формировании механизмов успешной ориентации человека в обществе; создании необходимых условий для духовного и физического развития индивида в коммуникативной системе «воспитатель-воспитанник»; обеспечение целенаправленной трансляции социального и культурного опыта от поколения к поколению.