Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Коррекция звукопроизношения у дошкольников с дислалией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией 5
1.1 Дислалия как нарушение звукопроизношения: понятие и виды 5
1.2 Основные причины дислалии и пути ее преодоления у дошкольников 13
1.3 Методы диагностики дислалии в дошкольном возрасте 16
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией 28
2.1 Диагностика звукопроизношения у дошкольников с дислалией (констатирующий эксперимент) 28
2.2 Содержание логопедической работы по преодолению дислалии (формирующий эксперимент) 36
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный эксперимент) 40
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 54
Введение:
Актуальность темы. В настоящее время наблюдается рост числа детей с нарушениями речи, в частности с дислалией. Дислалия выступает самой распространенной проблемой с речью у детей. Распространенность дислалии в детской популяции дошкольников в возрасте до 7 лет достигает 25%-30%, а по некоторым данным даже 50%. Проявляется дислалия в разнообразных нарушениях звукопроизношения у дошкольников с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. При дислалии дети демонстрируют отсутствие, замену, смешение или искажения звуков в устной речи.
Существенные нарушения звукопроизношения, свойственные детям с дислалией, обуславливают потребность организации коррекционно-развивающей логопедической работы. Преодоление речевых нарушений для детей с дислалией является обязательным условием подготовки к школьному обучению. Поскольку нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия станет препятствием для овладения письмом и чтением.
Изучением дислалии занимались А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, О.В. Правдина, Ф.Ф. Рау, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев и др.
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания логопедической работы по преодолению дислалии у дошкольников.
В качестве объекта исследования выступает дислалия у дошкольников.
Предмет исследования: методы и приемы преодоления дислалии у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией;
2) составить содержание логопедической работы по преодолению дислалии;
3) апробировать методы и приемы преодоления дислалии у детей дошкольного возраста;
4) выявить динамику звукопроизношения у дошкольников с дислалией на констатирующем и контрольном эксперименте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что индивидуальные занятия, направленные на автоматизацию звуков и развитие правильной артикуляции у старших дошкольников с дислалией, будут способствовать коррекции звукопроизношения.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; тестирование; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов выпускной квалификационной работы следующими категориями лиц:
— логопедами для организации индивидуальных занятий с целью коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с дислалией;
— студентами, обучающими по направлению «Логопедия», с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических и методических сведений.
Экспериментальная база исследования: ТГОО «Речеград» г. Таганрога.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложения.
Заключение:
Неуклонный рост числа нарушений звукопроизносительной стороны речи у дошкольников является тревожным сигналом недостаточной готовности детей к школьному обучению, трудностей овладения письменной речью. Поэтому в рамках выпускной квалификационной работы была рассмотрена проблема коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная во введении, что позволило теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание логопедической работы по преодолению дислалии у дошкольников.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— были проанализированы теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией;
— было составлено содержание логопедической работы по преодолению дислалии;
— были апробированы методы и приемы преодоления дислалии у детей дошкольного возраста;
— была выявлена динамика звукопроизношения у дошкольников с дислалией на констатирующем и контрольном эксперименте.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что индивидуальные занятия, направленные на автоматизацию звуков и развитие правильной артикуляции у старших дошкольников с дислалией, будут способствовать коррекции звукопроизношения.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет теоретическую значимость и научные перспективы.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научных позиций в отношении понятия и видов дислалии как нарушения звукопроизношения; в уточнении содержания основных причин дислалии и путей ее преодоления у дошкольников; в реализации обзора методов диагностики дислалии в дошкольном возрасте.
Выбранная тема исследования обладает рядом научных перспектив. В частности, целесообразно обратиться к отдельным методическим аспектам проблемы коррекции дислалии в младшем школьном возрасте.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией
1.1 Дислалия как нарушение звукопроизношения: понятие и виды
Дислалия – это нарушение произносительного компонента речи при сохранении нормального слуха, а также иннервации речевого аппарата. Дислалию как диагноз не используют в том случае, если у детей выявлены нарушения сенсорного развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, интеллектуальные дефекты, задержка психического развития.
Симптоматика дислалии проявляется в дефектах произношения только артикуляционно сложных согласных звуков. Другие согласные и гласные звуки при этом остаются сохранными. Нарушение не затрагивает также и просодическую сторону речи. Лексика, грамматический строй речи, связная речь при дислалии развиваются в соответствии с нормой. Отмечаются нарушения только фонетико-фонематического уровня речевой системы в виде искажений отдельных фонем, их замен, смешений с близкими артикуляционно или акустическими фонемами, реже – в виде их отсутствия.
При заменах звуков проявляется несформированность умения органов артикуляции принимать обусловленные позиции, т.к. у ребенка еще не выработались артикуляционные, либо акустические образцы конкретных звуков. Если не выработаны акустические образцы, то замены будут происходить по акустическому признаку между:
— мягкими и твердыми, глухими и звонкими парами,
— шипящими и свистящими, сонорами «л» и «р», как обладающими отдельным акустическим сходством [1, с. 62].
В случае несформированности артикуляционного образца, у детей звуки будут заменяться звуками, близкими по способу, либо месту образования, но при этом более легкими в производстве. Заменяться будут: