Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Логопедия

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Коррекция звукопроизношения у дошкольников с дислалией

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией 5

1.1 Дислалия как нарушение звукопроизношения: понятие и виды 5

1.2 Основные причины дислалии и пути ее преодоления у дошкольников 13

1.3 Методы диагностики дислалии в дошкольном возрасте 16

Выводы по первой главе 26

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией 28

2.1 Диагностика звукопроизношения у дошкольников с дислалией (констатирующий эксперимент) 28

2.2 Содержание логопедической работы по преодолению дислалии (формирующий эксперимент) 36

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный эксперимент) 40

Выводы по второй главе 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 54


  

Введение:

 


Актуальность темы. В настоящее время наблюдается рост числа детей с нарушениями речи, в частности с дислалией. Дислалия выступает самой распространенной проблемой с речью у детей. Распространенность дислалии в детской популяции дошкольников в возрасте до 7 лет достигает 25%-30%, а по некоторым данным даже 50%. Проявляется дислалия в разнообразных нарушениях звукопроизношения у дошкольников с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. При дислалии дети демонстрируют отсутствие, замену, смешение или искажения звуков в устной речи.

Существенные нарушения звукопроизношения, свойственные детям с дислалией, обуславливают потребность организации коррекционно-развивающей логопедической работы. Преодоление речевых нарушений для детей с дислалией является обязательным условием подготовки к школьному обучению. Поскольку нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия станет препятствием для овладения письмом и чтением.

Изучением дислалии занимались А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, О.В. Правдина, Ф.Ф. Рау, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев и др.

Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания логопедической работы по преодолению дислалии у дошкольников.

В качестве объекта исследования выступает дислалия у дошкольников.

Предмет исследования: методы и приемы преодоления дислалии у детей дошкольного возраста.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией;

2) составить содержание логопедической работы по преодолению дислалии;

3) апробировать методы и приемы преодоления дислалии у детей дошкольного возраста;

4) выявить динамику звукопроизношения у дошкольников с дислалией на констатирующем и контрольном эксперименте.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что индивидуальные занятия, направленные на автоматизацию звуков и развитие правильной артикуляции у старших дошкольников с дислалией, будут способствовать коррекции звукопроизношения.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; тестирование; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ эмпирических данных.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов выпускной квалификационной работы следующими категориями лиц:

— логопедами для организации индивидуальных занятий с целью коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с дислалией;

— студентами, обучающими по направлению «Логопедия», с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям;

— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических и методических сведений.

Экспериментальная база исследования: ТГОО «Речеград» г. Таганрога.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложения.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Неуклонный рост числа нарушений звукопроизносительной стороны речи у дошкольников является тревожным сигналом недостаточной готовности детей к школьному обучению, трудностей овладения письменной речью. Поэтому в рамках выпускной квалификационной работы была рассмотрена проблема коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией.

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная во введении, что позволило теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание логопедической работы по преодолению дислалии у дошкольников.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

— были проанализированы теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией;

— было составлено содержание логопедической работы по преодолению дислалии;

— были апробированы методы и приемы преодоления дислалии у детей дошкольного возраста;

— была выявлена динамика звукопроизношения у дошкольников с дислалией на констатирующем и контрольном эксперименте.

Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что индивидуальные занятия, направленные на автоматизацию звуков и развитие правильной артикуляции у старших дошкольников с дислалией, будут способствовать коррекции звукопроизношения.

Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

В заключение отметим, что выполненная работа имеет теоретическую значимость и научные перспективы.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научных позиций в отношении понятия и видов дислалии как нарушения звукопроизношения; в уточнении содержания основных причин дислалии и путей ее преодоления у дошкольников; в реализации обзора методов диагностики дислалии в дошкольном возрасте.

Выбранная тема исследования обладает рядом научных перспектив. В частности, целесообразно обратиться к отдельным методическим аспектам проблемы коррекции дислалии в младшем школьном возрасте.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией

1.1 Дислалия как нарушение звукопроизношения: понятие и виды

Дислалия – это нарушение произносительного компонента речи при сохранении нормального слуха, а также иннервации речевого аппарата. Дислалию как диагноз не используют в том случае, если у детей выявлены нарушения сенсорного развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, интеллектуальные дефекты, задержка психического развития.

Симптоматика дислалии проявляется в дефектах произношения только артикуляционно сложных согласных звуков. Другие согласные и гласные звуки при этом остаются сохранными. Нарушение не затрагивает также и просодическую сторону речи. Лексика, грамматический строй речи, связная речь при дислалии развиваются в соответствии с нормой. Отмечаются нарушения только фонетико-фонематического уровня речевой системы в виде искажений отдельных фонем, их замен, смешений с близкими артикуляционно или акустическими фонемами, реже – в виде их отсутствия.

При заменах звуков проявляется несформированность умения органов артикуляции принимать обусловленные позиции, т.к. у ребенка еще не выработались артикуляционные, либо акустические образцы конкретных звуков. Если не выработаны акустические образцы, то замены будут происходить по акустическому признаку между:

— мягкими и твердыми, глухими и звонкими парами,

— шипящими и свистящими, сонорами «л» и «р», как обладающими отдельным акустическим сходством [1, с. 62].

В случае несформированности артикуляционного образца, у детей звуки будут заменяться звуками, близкими по способу, либо месту образования, но при этом более легкими в производстве. Заменяться будут:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы