Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Коррекция словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Теоретические проблемы
исследования. 5
1.1 Понятие «словесно-логическое
мышление» в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Развитие словесно-логического
мышления у детей в онтогенезе. 14
1.3.Психолого-педагогическая
характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
III уровня. 18
Глава 2 Экспериментальное
исследование особенностей
словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях. 31
2.1 Организация исследования
словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР III
уровня. 31
2.2 Анализ результатов исследования. 36
2.3 Содержание работы по коррекции
словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях. 40
Заключение. 58
Список
литературы 59
Введение:
Структура и проявления речевых нарушений в
среде дошкольников достаточно обширна и разнообразна. У ребенка могут
диагностироваться как незначительные нарушения звукопроизношения, так и полное
отсутствие речи.
В качестве одного из наиболее часто
встречающихся нарушений речевого развития можно выделить общее недоразвитие
речи. Общее недоразвитие речи представляет собой системную патологию речевого
развития, в основе которого могут лежать разнообразные нарушения речевой
деятельности, такие как дислалия, дизартрия, алалия, ринолалия и др. Это
обуславливает степень выраженности речевого дефекта, а также особенности
коррекционно-развивающей деятельности.
Помимо основного нарушения, связанного с
реализацией речевой деятельности, необходимо помнить о том, что ему сопутствуют
различные вторичные нарушения, которые затрагивают практически все аспекты
психической деятельности. В первую очередь это сфера общения, так как основной
функцией речевой деятельности выступает функция средства общения.
Кроме того, речь выступает основой для
формирования и развития мыслительных и познавательных процессов. Дошкольный
возраст представляет собой сензитивный период как для развития речи, так и для
становления познавательной сферы. Соответственно, при серьезных нарушениях речи
большое значение обретает проблема, во-первых, определения состояния
познавательной сферы и мышления, а во-вторых, своевременной и адекватной
коррекционной деятельности. Следует отметить, что наиболее явно страдает
словесно логическое мышление данной категории дошкольников, так как именно
данная форма мышления наиболее тесно связана с нарушенным речевым развитием.
Соответственно, работа специалиста должна
быть направлена не только на преодоление речевого недостатка, но и на
устранение недостатков, а также развитие мыслительных процессов. В противном
случае даже при сохранном интеллекте у данной категории может возникнуть
отставание в психическом развитии.
Цель исследования: изучить особенности
развития словесно-логического мышления детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: старшие дошкольники с
общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности
словесно-логического мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1)Рассмотреть теоретические представления
о структуре словесно-логического мышления и его развитии в дошкольном возрасте;
2) Изучить психолого-педагогические
характеристики старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
3) Реализовать экспериментальное
исследование словесно-логического мышления старших дошкольников с общим
недоразвитием речи;
4) Проанализировать особенности
коррекционно-развивающей деятельности, направленной на повышение уровня
познавательного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза: общее недоразвитие речи III уровня в старшем дошкольном возрасте является
фактором, снижающим уровень развития словесно-логического мышления у данной
категории детей.
Методы исследования: теоретический анализ
научной литературы, качественный и количественный анализ результатов
эмпирического исследования
Заключение:
Таким
образом, можно сделать ряд выводов.
Мышление
является важным психическим процессом, позволяющим успешно осуществлять процесс
обучения и деятельности. Дошкольный возраст характеризуется активным развитием
мыслительной деятельности детей. Кроме того, следует отметить, что именно в
данном возрасте начинается становление такой формы мышления как
словесно-логическое.
Практически
все исследователи отмечают связь мышления и речевой деятельности. Два данных
процесса развиваются в тесной взаимосвязи и на основе друг друга.
Соответственно, при наличии у ребенка определенных нарушений речи вторично
страдает процесс мышления и в особенности – словесно-логического мышления.
Проведенное
эмпирическое исследование подтвердило наличие низкий уровень формирования
словесно-логического мышления у старших дошкольников с нарушениями речи: данной
категории детей достаточно сложно даются такие операции, как классификация и
обобщение, дети испытывают трудности с определением последовательности сюжетных
картинок. Кроме того, им достаточно тяжело дается выполнение заданий на
составление связного рассказа, а также составление умозаключений.
Все
это обуславливает необходимость проведения целенаправленной
коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, направленной
на развитие всех видов мышления, и в том числе, словесно-логического мышления.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические
проблемы исследования
1.1 Понятие
«словесно-логическое мышление» в психолого-педагогической литературе Весь
объем информации, поступающей из окружающего мира, воспринимается человеком и дает
ему возможность представлять разные аспекты того или иного объекта,
предвосхищать перемены и устремляться вглубь каждого предмета. Однако данный
процесс можно осуществить только посредством мышления.
Мышление
— это познавательный процесс, который характеризуется опосредованным и
обобщенным отражением действительности в деятельности каждого индивида. Явления
и предметы действительности обладают отношениями и свойствами за счет
восприятия и ощущений [5].
Мышление
– процесс проектирования системных отношений окружающего мира на базе безусловных
положений.
Однако
в психологической науке имеется и большое количество других определений.
Например, мышление – высшая стадия обработки информации человеком, процесс определения
связей между феноменами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения
существенных свойств объектов, а также связей между ними, что становится
источником возникновения знаний об объективной реальности.
К
изучению мышления приступили ещё античные философы и учёные, но они
осуществляли не психологический подход, а рассматривали мышление с точки зрения
других наук, в большей степени – философии и логики.
Первым
из них стал Парменид, затем к данному вопросу обращались другие древнегреческие
ученые, такие как Протагор и Эпикур, представители сенсуализма, философской
концепции, оказавшей значительное влияние на становление научного подхода к
мышлению в более позднем периоде.
Крупнейшим
теоретиком учения о мышлении был Аристотель. Он исследовал его формы, обосновал
и вывел законы мышления. Однако мышление он понимал, как деятельность «разумной
души».
Важное
значение в исследовании мышления принадлежит медицине. Предвосхитили развитие мозговой
концепции мышления древнегреческий философ и математик Пифагор и его
последователь, Алкмеон Кротонский — философ и медик.
Интенсивное
изучение мышления с точки зрения психологии реализуются с XVII века,
однако и в то время они значительно зависели от логики. С позиции раннего учения
о мышлении, относящегося к XVII веку, способность к мышлению является врождённой,
а само мышление исследовалось независимо от психики. К умственным способностям
относили созерцание, логическое рассуждение и рефлексию.
С
возникновением ассоциативной психологии мышление понималось как ассоциации и
расценивалось как врождённая способность.