Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Коррекция психических состояний у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами физической культуры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.2. Сущность психических состояний: понятия, виды, классификация 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 17
1.3. Возможности физической культуры как средства коррекции психических состояний детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 24
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 29
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Методы исследования 30
2.2. Организация исследования 37
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 41
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 42
3.1. Обоснование подобранных средств физической культуры для коррекции психических состояний у детей с задержкой психического развития 42
3.2. Оценка эффективности физической культуры как средства коррекции психических состояний у детей с задержкой психического развития 50
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время особое значение приобретает проблема исследования психических состояний, являющихся важной частью психической регуляции и оказывающих воздействие на поведение и результаты деятельности человека. Психология состояний представлена опытом мировой психологической науки. Л.П. Гримак, В.И. Лебедевым, Т.А. Немчиным рассматривались тензионные состояния (состояния напряжения) [15, 39, 48].
А. Кемпинским, А.О. Прохоровым изучались эмоциональные состояния, которые возникают в чрезвычайных ситуациях [46, 48]. Н.Д. Левитов впервые возвел понятие психическое состояние» в психологическую категорию, Ю.Е. Сосновикова психические состояния рассматривала как интегральные психические проявления [33, 48]. У. Джеймс при определении психического состояния идентифицирует дефиниции «состояние» и «процесс» [16].
В условиях современности увеличивается тенденция к увеличению количества детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии, и особое место среди них занимают дети с задержкой психического развития.
Физическая культура обладает огромным оздоровительно-коррекционным потенциалом, как отмечают В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, В.И. Столяров, и др. [12, 48, 59]. Взаимосвязь двигательного анализатора со всей совокупностью структур центральной нервной системы способствует развитию мозговых функций, в соответствии с этим своевременное овладение детьми всем спектром двигательных действий будет содействовать гармоничному психическому развитию дошкольников с задержкой психического развития. Комплексное применение различных средств физической культуры необходимо для нейтрализации эмоционального комфорта, снижения тревожности, агрессивности, повышенной возбудимости у дошкольников с задержкой психического развития.
Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует, что вопросы использования возможностей физической культуры в целях психокоррекции детей с задержкой психического развития остаются малоизученными, и при проведении с детьми данной категории занятий по физической культуре применяются, как правило, традиционные методики, не учитывающие особенности психофизического развития, свойственные именно детям с задержкой психического развития. Кроме того, среди основных методов коррекции эмоциональных нарушений и неблагоприятных психических состояний приоритет отдается игротерапии, арттерапии, тренингам, в то время как возможности физической культуры практически не используются.
В связи с этим выявлено противоречие между необходимостью коррекции психического и физического состояния детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и недостаточным использованием потенциала физической культуры как средства коррекции психических состояний детей.
Объект исследования: процесс коррекции психических состояний у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: влияние средств физической культуры на коррекцию психических состояний у дошкольников с задержкой психического состояния.
Цель исследования: разработать программу применения средств физической культуры для коррекции психических состояний у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эффективность применения средств физической культуры для коррекции психических состояний детей дошкольного возраста с задержкой психического развития повысится, если:
— будут изучены особенности психофизического развития детей с задержкой психического развития.
— будет разработан программа содержащая средства физической культуры (оздоровительный бег, психогимнастика, подвижные игры, массаж, и т.д.) и выбранные психокоррекционные средства будут способствовать преодолению негативных психических состояний эмоционального неблагополучия, агрессивности, тревожности, повышенной эмоциональной возбудимости детей;
— будет программа внедрена с учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития.
Методологическую основу исследования составили:
– положение о единстве возрастных закономерностей нормального и аномального психического развития ребенка (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, и др.) [13, 31, 44, 55];
— подходы в области коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями (Н.В. Бабкина, Н.Ю. Борякова, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.В. Лебедева, Л. Шипицына, Т.Г. Никуленко, Л.И. Переслени, Е.А. Стребелева, У.В. Ульенкова и др.) [7, 9, 31, 32, 41, 44, 55, 63];
— теоретические положения о физической культуре как средстве психокоррекции (В.В. Андреев; О.Э. Евсеева, О.Н. Истратова, А.Р. Ишматова, А.В. Люханова, М.А. Касицина, Н.Л. Литош, А.Р. Лурия, и др.) [6, 18, 22, 23, 25, 35, 36].
Методы исследования:
Теоретические — анализ литературных источников, обобщение, систематизация, классификация;
Эмпирические — наблюдение, интервью, метод тестов.
Методы математической статистики (оценка центральной тенденции распределения исследуемого признака (среднее), критерий Стьюдента.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы педагогами, психологами для снижения негативных психических состояний (тревоги, страхов, агрессии, повышенной возбудимости/гиперактивности и др.) у детей с задержкой психического развития с учетом их эмоционально-поведенческих и психофизиологических характеристик. Систематизированный опыт по изучению влияния физической культуры на психические состояния детей с задержкой психического развития может применяться в диагностической и психокоррекционной работе. Результаты исследования могут быть использованы в качестве психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в рамках исследования проблемы.
Структура исследования. Бакалаврская работа включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложения. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками, имеется приложение.
Заключение:
Заключение
Анализ научной литературы по теме исследования позволил достичь цели и решить поставленные задачи.
Нарушения эмоциональной сферы классифицируются на расстройства настроения (эйфория, дисфория, депрессия, тревога, страхи; апатия, эмоциональная тупость, паратимии); расстройства поведения (синдром гиперактивности, дефицита внимания и проявления агрессивного поведения, застенчивость, трудности общения); нарушения психомоторики (амимия, гипомимия, и др.).У детей с задержкой психического развития в качестве проявлений эмоциональных состояний могут выступать возбудимость, импульсивность, тревожность, немотивированная агрессия, страхи и т.д.
В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития возрастной категории 6-7 лет, общим количественным составом 10 человек.
На формирующем этапе была реализована программа коррекции, представленная определенной этапностью и структурой.Назначение программы: психологическая коррекция эмоциональных нарушений у ребенка, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность, гиперактивность, повышенная возбудимость и др. На занятиях физической культурой дошкольники приобретали позитивный эмоциональный опыт; обучались продуктивным стратегиям избавления от агрессии и эмоциональной возбудимости; приобретали опыт бесконфликтного поведения и конструктивного взаимодействия со сверстниками; избавлялись от повышенной тревожности при усвоении способов снятия эмоционального напряжения; развивали произвольность поведения.
На контрольном этапе произошла положительная динамика показателей по всем методикам: по тесту тревожности «Выбери нужное лицо» количество отрицательных эмоциональных выборов снизилось, существенно снизился индекс тревожности. По методике «Ребенок глазами взрослого» у большинства детей нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических, что подтверждается меньшей выраженностью внешних и вегетативных признаков проявления агрессивности; снижением длительности агрессии, и т.д. У большинства детей по итогам контрольного этапа эксперимента преобладает оптимальный уровень эмоционального возбуждения, что доказывается оценкой внешних признаков эмоционального возбуждения. Результаты опросника эмоционального неблагополучия детей для родителей также выявили положительную динамику — дети стали более сосредоточенными, уменьшилась немотивированная тревожность и беспокойство, сократились поведенческие проявления эмоционального неблагополучия — улучшились навыки самоконтроля, уверенность в себе.
В результате статистических расчетов подтвердилась гипотеза, что уровень тревожности, агрессивности, эмоционального благополучия и эмоционального возбуждения / гиперактивности после занятий физической культурой повысился. Анализ сдвигов количественных показателей испытуемых по всем тестам с применением критерия Стьюдента свидетельствует о том, что в группе дошкольников достоверность сдвигов по большинству шкал не являются случайными и находятся в зоне значимости, что наглядно отображает тенденцию к значимости показателей.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла свое подтверждение.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее, и, в последующем необходимо проведение с детьми с задержкой психического развития дальнейшей работы по изучению влияния физической культуры на коррекцию психических состояний в условиях дошкольной образовательной организации, а также с поиском новых психолого-педагогических условий, приемов и средств развития эмоциональной сферы дошкольников, разработкой диагностических методик и коррекционных программ.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения психических состояний детей дошкольного возраста при задержке психического развития
1.2. Сущность психических состояний: понятия, виды, классификация
Психология состояний представлена опытом мировой психологической науки. Л.П. Гримак, В.И. Лебедевым, Т.А. Немчиным рассматривались тензионные состояния (состояния напряжения) [15, 39, 48]. А. Кемпинским, А.О. Прохоровым изучались эмоциональные состояния, которые возникают в чрезвычайных ситуациях [46, 48]. Н.Д. Левитов впервые возвел понятие психическое состояние» в психологическую категорию, Ю.Е. Сосновикова психические состояния рассматривала как интегральные психические проявления [33, 48].
У. Джеймс при определении психического состояния идентифицирует дефиниции «состояние» и «процесс», другие авторы психические состояния рассматривают в сопоставлении с характеристиками эмоциональной сферы [16]. А.Ф. Лазурским, К.К. Платоновым, А.А. Смирновым давались интегральные оценки психической сферы в сопоставлении с эмоциональными характеристиками [30, 48]. Выделяют качественные и динамические характеристики эмоциональных состояний:
— актуальные (ситуативные) эмоциональные состояния — относительно устойчивые позитивные переживания, формирующиеся и проявляющиеся в конкретных ситуациях деятельности и обусловленные ими;
— типичные эмоциональные состояния — относительно устойчивые позитивные переживания и эмоциональные отношения, возникающие в определенных, ситуациях деятельности, в которых проявляются ведущие формально-динамические характеристики личности;
— оптимальные эмоциональные состояния — состояния, возникающие в благоприятной среде, в максимальной степени удовлетворяющей потребности человека в реализации своих потенциалов в различных сферах деятельности;