Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Коррекция нарушения голоса у детей, страдающих ринолалией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Анализ теоретических источников
исследования ринолалии. История вопроса. 10
1.1. Актуальность проведения коррекционной работы
при ринолалии в дооперационный и послеоперационный периоды.. 10
1.2. Строение речевого аппарата в норме и при
патологии. Причины нарушений речи и голоса при ринолалии. 15
1.1. Психолого-педагогическая характеристика
детей с ринолалией (физическое, речевое и психическое развитие) 26
ВЫВОД по первой главе. 29
ГЛАВА 2. Экспериментальные исследования голосовых
возможностей у детей с ринолалией. 31
2.1. Исследование голосовых
возможностей у детей дошкольного возраста с ринолалией. 31
2.2. Методика
исследования (констатирующий
эксперимент) 36
2.3.Анализ
результатов эксперимента. 42
ВЫВОД по
второй главе. 47
ГЛАВА 3. Коррекционная работа по формированию
голосовых возможностей у детей с ринолалией. 49
3.1.Цель, задачи, организация формирующего этапа
исследования. 49
3.2. Направления коррекционной работы.. 54
3.3.Анализ результатов контрольного эксперимента. 66
ВЫВОД по
третьей главе. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 70
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 73
Введение:
Благодаря здоровому,
четкому, звучному, сильному голосу человек получает широкие возможности для
передачи информации, самореализации. Голос может стать основным инструментом
работы, профессиональным инструментом, нарушение которого может кардинально
повлиять на социальный статус человека.
Существует ряд
тяжелых системных речевых нарушений, при которых нарушения голоса неизбежны,
одной из причин нарушения голоса являются расщелины твердого и мягкого неба (ринолалия).
В отечественной и
зарубежной литературе среди патологий речи выделяют ринолалию как одну из
сложных клинических форм.
Ринолалия —
нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное
анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии наблюдается
назализованный тембр голоса, артикуляция и фонация существенно отличаются от
нормы[1].
Проблема нарушений
голоса актуальна, так как голос важен в развитии ребенка, формировании его как
личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Нарушение функции голосообразования
может повлиять на развитие речи ребенка, что проявляется как в
познавательно-коммуникативных, так и в эффективно-коммуникативных способностях
ребенка. Также влияет на нервно-психическое состояние, может затруднять
общение, даже вызывать неполноценность голосового аппарата взрослого человека [2].
В России разработкой
методологических приемов по ринолалии занимались Е.Ф. Рау, Ф.А. Рау, З.Г. Нелюбова, В.В. Куколь, А.Г. Ипполитова, С.Г. Таптапова, Т.Н. Воронцова, Н.Н.
Сереброва, Л.И. Вансовская, И.И. Ермакова, Г.В. Чиркина, Т.В. Волосовец и
другие
В коррекционной
работе важно знать специфику логопедического воздействия.
Система разработана
А.Г. Ипполитовой, предложившей начинать занятия с предоперационного периода с
открытой ринолалии (с сочетанием дыхательных и артикуляционных упражнений,
соблюдая определенную последовательность отработанных звуков)[3].
Своеобразие методики
А.Г. Ипполитовой состоит в том, что изначально внимание ребенка направлено
только на сустав. В содержание занятий входит формирование речевого дыхания,
дифференциация вдоха и выдоха, воспитание длительного устного выдоха при
реализации гласных артикулем (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных,
дифференциация короткого и длинного ротового и носового выдоха при образовании
звучных фонем и аффрикат, а также при производстве мягких звуков.
Н.И. Сереброва
предложила рентгенографический метод, позволяющий прогнозировать возможность
восстановления функции мягкого неба логопедическими приемами. Сопоставление
этих данных до логопедической работы выявляет степень компенсации речевого
дефекта общепринятыми средствами.[4]
С.Л. Таптапова
разработала коррекционную методику для взрослых ринолаликов. Она предложила
своеобразный режим молчания (произношение гласных про себя), что способствует
устранению назализации, снимает гримасы, характерные для данной патологии.[5] И.И.
Ермакова, установила возрастные особенности функциональных расстройств
голосообразования у детей с врожденными расщелинами и применительно к ним
модифицировала ортофонические упражнения.[6]
Она разработала
поэтапную методику звукопроизношения и голоса:
1. Подготовка
артикуляционного аппарата к изготовлению функционального глоточного обтуратора
к операции уранопластики.
2. Активация
небно-глоточного смыкания после накладывания обтуратора или растормаживание
мягкого неба после операции, а так же приучение ребенка к новым кинестезия.
3. Устранение
назализации, коррекция звукопроизношения.
4. Полная
автоматизация новых навыков.
И.И. Ермакова
считает, что рано начатое логопедическое воздействие снижает процент
дегенеративных изменений в мышцах глотки.
Л.И. Вансовская
предложила начинать устранение назализации не с традиционного звука, а с
передних гласных «и, э», т.к. именно они позволяют
фокусировать выдыхаемую струю воздуха в переднем отделе ротовой полости и
направлять язык к нижним резцам. При этом усиливается четкость кинестезии при
соприкосновении звука и стенки глотки, и мягкое небо участвует более активно.[7]
Работа над голосом является наиболее
важным разделом работы с дошкольниками над устной речью. В решении проблемы
формирования голоса и развития голоса можно выделить работы Дмитриева Л. Б.,
Ермаковой и других в которых рассматриваются вопросы теории и практики по
развитию и формированию голоса.[8]
Темп, слитность, словесное ударение,
мелодика, логическое ударение на такие характеристики устной речи большое
влияние оказывают навыки владения голосом, качество голос. Внятность устной
речи, выразительность, интонационную оформленность определяет голос.
В логопедии выделены четыре типа
нарушений голоса. К ним относятся: нарушения тембра голоса; изменения
громкости; нарушение резонанса, изменения высоты тона. Пятой категорией
нарушения голоса иногда считают отклонения от нормы темпа речи, чаше всего их
относят к нарушениям ритма и артикуляции. Комбинация изменения высоты тона,
является причиной неэффективных модуляций.
Довольно распространенная в настоящее
время речевая патология у детей как нарушение голоса. Нарушение голоса может
выступать как самостоятельное нарушение, но также может входить в структуру
других сложных речевых дефектов. Нарушения голоса пока мало изучены,
специалистами.
В специальной литературе о
распространенности голосовых нарушений сведений нет, данные которые имеются,
довольно разноречивы.
Д. К. Вильсон указывает частоту
патологии от 1 до 21% анализируя результаты обследования состояния голоса,
которое проводилось среди детей из разных стран. Такое большое расхождение
результатов, можно объяснить тем что были разные условия и критерии оценки, при
которых обследование проводилось.[9]
В отечественной литературе имеются скудные сведения о количестве детей, которые
имеют патологию голоса.
Ю. С. Василенко и С.Е.Уланов
проводили обследование детей в большом возрастном диапазоне от 5 до 17 лет и у
11,7% и были обнаружены нарушения голосовой функции различного характера.[10]
Осмотр дошкольников Г. Д. Михайловой
выявил значительное количество детей с заболеваниями глотки и гортани, большая
часть из них сопровождалась расстройством голоса.[11]
Изучение В. И. Филимоновой акустических
характеристик голоса дошкольников с различными речевыми нарушениями, которые
посещали специальный детский сад, обнаружило у 32% стойкие патологические
изменения.[12]
От ребенка
произнесение звуков негромким голосом с несколько выдвинутой вперед челюстью, с
полуулыбкой, с усиленным напряжением мягкого неба и глоточных мышц. После
устранения назализации гласных проводиться работа над сонорами «л, р»,
затем щелевыми и смычными согласными.
В комплексном
воздействии на ребенка с ринолалией необходимо чрезвычайно активно участие
родителей. Для этого создают специальные руководства, задачи которых определены
в следующих основных рекомендациях:[13]
— требование
правильного примера для подражания — медленное, отчетливое произношение
взрослыми слов и простых предложений;
— важность
непринужденного общения в коллективе детей с нормальной речью;
— посещение
массового детского сада, участие в играх, развивающих слуховое, зрительное,
кинестическое восприятие, пребывание на занятиях музыкой и пением;
— развитие внимания
и усидчивости в специально созданных игровых ситуациях, постепенный переход к
играм-занятиям, создающим условия для будущего обучения:
— развитие речевого
праксиса, воспитание дыхания, мелкой моторики в игровой форме;
— расширение лексики
и развитие способности к общению и образованию понятий.
В связи с ухудшением
экологической обстановки, снижением уровня жизни семей не уменьшается, а
увеличивается число детей с врожденными расщелинами. Поэтому крайне необходимо
как можно более раннее выявление таких детей и оказание им комплексной
медико-психолого-логопедической помощи.
В работе были использовали методики следующих авторов: А.Г.
Ипполитовой, Л.И. Вансовской, И.И. Ермаковой, О.С. Орловой.
Актуальность нашего исследования
объясняется тем, что проблема выявления и устранения нарушения голоса
недостаточно изучена в специальной литературе.
Цель исследования — заключается в исследовании
навыков голосообразования у детей с ринолалией.
Предмет исследования — является
общая характеристика голоса, акустические основы голосообразования у детей с
ринолалией.
Объект исследования — навыки
голосообразования.
Гипотеза исследования — мы полагаем,
что правильно организованная коррекционная работа делает возможным значительное
улучшение тембра голоса и исправление нарушения звукопроизношения,
обусловленного анатомо — физиологическими дефектами речевого аппарата.
В соответствии с
поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстоит решить следующие задачи:
1. Проанализировать
специальную литературу по проблеме.
2. Изучить особенности
физиологии, анатомии, речи и психики детей с ринолалией.
3. Определить
систему методических приемов, влияющих на эффективность работы по коррекции
ринолалии.
Методы исследования определились в
соответствии с целью, гипотезой и задачами работы.
Теоретические методы — анализ
литературы по проблеме исследования, обобщение результатов исследовательской
работы.
Эмпирические методы — изучение
медицинской документации, обследование речи ринолаликов, наблюдение за детьми в
процессе коррекционной работы.
Дипломная работа
состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы,
приложений.
В первой главе мы
проанализировали теоретические источники исследования открытой ринолалии.
Во второй главе
раскрыли этапы опытно-экспериментальной деятельности по поставленной проблеме.
В заключении
представлены выводы по каждой главе, дается подтверждение гипотезы.
Теоретическая значимость исследования
заключается в том, что была доказана эффективностью апробированных методических
приемов коррекции речевых нарушений при открытой ринолалии и возможность
использования данных материалов на занятиях с детьми.
Практическая значимость: предложена система
коррекционной работы с детьми с ринолалией, разработаны рекомендации для
родителей и педагогов. [1]
Волкова, Л. С., Шаховская, С. Н. Логопедия: Учебник для вузов [Электронный
ресурс] / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1999. —137-140 с. [2]
Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: учеб.метод. пособие. — М.: ACT: Астрель:
Транзиткнига, 2005. — 125[3] с [3]
Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак.
пед. ин-тов / Под ред. О. Н. Усановой- М.: Просвещение, 1983. — 95 с. [4]
Сереброва Н.И. «Из опыта работы с детьми – ринолаликами в послеоперационный
период» – В кн. «Нарушения речи у дошкольников» – М. Просвещение, 1969г.
стр.113-136. [5]
Таптапова С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн.
для логопеда. ——М.: Просвещение, 1984. — 112 с. [6]
Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн.
длялогопеда-2-е изд., перераб.- М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.-143 с. [7]ВансовскаяЛ.И.
«Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба» — СПб, Гиппократ.
2000г. [8]
Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн.
длялогопеда-2-е изд., перераб.- М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.-148 с. [9]
Вильсон Д.К. «Нарушение голоса у детей» – М.1990г. [10]
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. .Воспитание сенсорной культуры ребёнка. — М.;
Просвещение,- 1988. [11]Баренцева
Н.С., Колесшкова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М.,-
1997 [12]
Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. — М. ;- 1968. [13]
ВансовскаяЛ.И. «Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба» —
СПб, Гиппократ. 2000г.
Заключение:
Настоящее исследование посвящено
такому вопросу, как устранение нарушений фонетико-фонематических процессов у
дошкольников с ринолалией.
В первой главе исследования проведен
теоретический анализ проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи у
дошкольников с ринолалией; При правильных условиях воспитания дети достаточно
рано усваивают основные звуки языка. К двум годам дети могут различать все
тонкости родной речи, понимать и реагировать на слова, отличающиеся только
одной фонемой. Так формируется фонематический слух.
К 5-6 годам ребенок должен нормально
различать все звуки. К тому же у ребенка формируется правильное звуковое
произношение.
Формирование правильного произношения
зависит от способности ребенка анализировать и синтезировать звуки речи.
Изучение особенностей детей с
ринолалией показало, что у детей имеются ярко выраженные отклонения в развитии
произношения речи, сопровождающиеся несформированным фонематическим
восприятием. Гласные и согласные образуются сильным носовым тоном. Их
артикуляция значительно изменена, а звуки четко не различаются между собой. Все
звуки, произносимые пациентом, воспринимаются на слух как дефектные. Их общая
характеристика для слушателя — носовые звуки храпа. Готовность обучать таких
детей в школе во многом зависит от своевременного преодоления имеющихся речевых
дефектов.
Таким образом, в структуре речевой деятельности
при ринолалии дефект голосовых возможностей является ведущим звеном нарушения,
а первичным — нарушение фонетического оформления речи.
Во второй главе было проведено
экспериментальное исследование особенностей речевого развития дошкольников с
фонетическим и фонематическим недоразвитием речи. Экспериментальное
обследование показало, что дети с отклонениями в развитии фонематического
восприятия не могут ни четко повторять звуки, ни правильно показывать картинки
с определенным звуком; возможны также частичные нарушения, связанные с
недостаточным различением одной группы звуков или одной пары звуков с хорошим
различением других звуков.
Устранение патологической назализации
голоса при ринолалии, несмотря на разнообразие применяемых методик,
представляет определенную сложность. В первую очередь, это определяется
серьезностью дефекта и характером хирургического вмешательства, которое не
всегда дает хороший анатомо-функциональный эффект. Восстановление тембра
осложняется тем, что при врожденных расщелинах твердого и мягкого неба страдает
механизм голосообразования, так как иннервация мягкого неба влияет на функцию
голосовых складок.
Коррекционная работа требует
воздействия на всю систему речи и производства речи. Важны ранние
профилактические и комплексные корректирующие меры, которые могут ослабить
развитие дефекта и способствовать ранней социальной реабилитации лиц с
врожденными аномалиями неба.
Последняя глава нашего исследования
была посвящена проведению формирующего и контрольного эксперимента. В рамках формирующего
эксперимента мы поставили перед собой цель разработать и опробовать средства
логопедической коррекции в системе преодоления голосовых нарушений.
В качестве эффективного средства
устранения нарушений голоса мы выбрали ряд логопедических занятий. Принципы
доступности, ясности, последовательности, последовательности, сознательности и
активности в обучении, а также учет особой структуры дефекта у детей с
ринолалией легли в основу создания логопедических занятий.
По завершению логопедических занятий,
направленных на коррекцию голосовых возможностей дошкольников с ринолалаией
прослеживалась динамика. Таким образом, эффективность применения разработанных
нами средств логопедической коррекции была экспериментально подтверждена.
Цель, поставленная нами в начале
написания дипломной работы, оказалась достигнута.
Результаты исследования подтвердили
правильность выдвинутой гипотезы. Ведь правильно организованная коррекционная
работа дает возможность использовать в системе занятия логопедом для устранения
нарушений вокальных способностей.
Экспериментальные данные, полученные
в процессе написания дипломной работы, указывают на необходимость качественной
диагностики описанных нарушений.
Следовательно, система логопедической
работы с ринолалией в старшем дошкольном возрасте должна быть в первую очередь
направлена на формирование фонетической и фонематической составляющих речи с
целью предотвращения нарушений чтения и письма.
Выявленные в ходе эксперимента
нарушения речи у детей дошкольного возраста с ринолалией лягут в основу
разработки содержания логопедической работы по преодолению
фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с ринолалией.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Анализ теоретических
источников исследования ринолалии. История вопроса 1.1.
Актуальность проведения коррекционной работы при ринолалии в дооперационный и
послеоперационный периоды Коррекционно-педагогическая работа по коррекции ринолалии
основывается на особенностях строения артикуляционного аппарата до и после
операции уранопластики, влиянии ограничений функций неба и глотки на звуко и
речевое воспроизведение, индивидуальной реакции студента на его состояние. В
зависимости от этого индивидуально подбираются методические приемы. Однако для
всего принято четыре основных этапа работы.[1]
Ошибочно считается, что работа
логопеда с детьми с ринолалией не обязательна для нормального процесса
коррекции. Устранение анатомического дефекта с помощью хирургической операции
действительно решает многие проблемы, но до и после нее требуется специальная
педагогическая работа, чтобы подготовить речевой аппарат к предстоящим
изменениям и последующему звукообразованию. Его необходимо проводить в
несколько этапов и с соблюдением определенных принципов и правил.
Основные принципы логопедической
работы при открытой ринолалии ничем не отличаются от коррекции закрытых или
смешанных форм. Но в то же время они уникальны по сравнению с другими
нарушениями речи, поскольку делятся на две части: дооперационную и
послеоперационную. Они представлены в таблице 1 для лучшего понимания разницы.
Таблица
1 Ключевые принципы работы
логопеда при ринолалии Принципы
работы до операции Принципы
коррекции после операции — Подготовка начинается с обучения правилам
физиологического дыхания.
— Одновременно с обучением дыхательным методикам
происходит первая постановка артикуляционным базам. — Обучение звукопроизношению начинается с нуля,
независимо от того какие звуки произносятся ошибочно.
— Последовательность звукопостановки определяется
естественном развитием речи, поэтому сначала корректируются свистящие и
шипящие фонемы, затем фонорные. Особое внимание уделяется носовым звукам. — Логопедическая помощь ринолалии сопровождается артикуляционной
гимнастикой с использованием системы специальных упражнений, направленных на
развитие взаимодействия мышц. — Большее внимание уделяется постановке
артикуляционных поз, а не фонематическому слуху, чтобы ускорить закрепление
правильной базы.
— Логопедическое занятие при ринолалии проводится
только специалистом в условиях логопедического кабинета без участия
родителей. Не раньше, чем через месяц после начала работы к процессу
подключаются члены семьи. — Коррекция произношения начинает сопровождаться
звуковым анализом, а значит проводится работа по развитию фонематического
слуха. — Коррекция звукопостановки, как и до операции,
проводится в соответствии с естественным развитием речи: от простых свистящих
к шипящим, от глухих к звонким, а затем к сонорным. — Подбор материалов для работы осуществляется с
учетом имеющихся навыков. — В отличие от классического логопедического
воздействия, при ринолалии допускается одновременное усвоение фонемов из
разных групп, если они не похожи друг на друг в артикуляции. — Освоение
фонемов из одной группы проводится с большим промежутком времени. — Обучение должно опираться на зрительное, слуховое,
тактильное восприятие. Содержание логопедической работы с
ребенком с ринолалией определяется четко поставленными целями, а они в свою
очередь вытекают из принципов.
Основной целью на предоперационном
этапе воздействия можно обозначить предупреждение всех возможных сопутствующих
отклонений в речевом, интеллектуальном, коммуникативном развитии ребенка.
Другими словами, логопед должен оказать такую помощь, чтобы еще до появления
явных нарушений он успел их исправить.
Для достижения цели он решает ряд
задач:
— Предупреждает развитие
астенического синдрома. Для этого используются активные игры, специальная
физическая культура, соответствующая возрасту.
— Предотвращает ошибочную фиксацию
языка в артикуляции. Логопедический массаж при ринолалии эффективен для решения
проблемы.
— Предотвращает развитие
неправильного дыхания. Для этого разрабатываются дыхательные упражнения, соответствующие
характеру нарушения.
— Активирует мышцы, отвечающие за
закрытие небно-глоточной зоны. Помимо уже перечисленных методов, для этого
используется артикуляционная гимнастика.
— Развитие голосовых характеристик. В
работе задействованы игры и музыкальные упражнения.
Часто после операции логопед
продолжает решать те же задачи или фиксирует уже полученный результат в новых
физиологических условиях. Кроме того, уделяется внимание слуху. Это меняет
главную цель: логопеду необходимо полностью автоматизировать нормальную речь.
Поскольку ринолалия определяется как
расстройство, сочетающее в себе проблемы с голосом (носовые ходы) и дыханием
(неправильный воздушный поток), они становятся основными направлениями работы.
Коррекция артикуляции, звукового произношения, автоматизация речи не отличаются
от таковых при любых других речевых заболеваниях. Работа над голосом с
ринолалией начинается с постановки гласных фонем. С их помощью можно приступить
к использованию вокальных упражнений, которые станут основным инструментом
коррекции вокальных особенностей. Дыхательная работа при ринолалии
предназначена для того, чтобы научиться контролировать воздушный поток. Для
этого проводятся упражнения на установление физиологически правильного дыхания.
Эффективное чередование носовых и оральных вдохов / выдохов. На
предоперационном и послеоперационном этапе упражнения не меняют, но пока дефект
не будет устранен, больше внимания уделяется дыханию и голосу, а после —
звуковому произношению, хотя есть и другие направления работы.[2]
Если исходить из того, что дефект
речи при ринолалии вызван не только наличием расщелины, но и неправильным
положением языка в полости рта и нарушением взаимодействия мышц всего
артикуляционного аппарата , то можно предположить, что компенсация двух последних
дефектов (неправильное положение языка в полости рта и нарушения взаимодействия
мышц артикуляционного аппарата) возможна до операции и создаст предпосылки для
улучшения речи.
Если исходить из того, что дефект
речи при ринолалии вызван не только наличием расщелины, но и неправильным
положением языка в полости рта и нарушением взаимодействия мышц всего
артикуляционного аппарата , то можно предположить, что компенсация двух
последних дефектов (неправильное положение языка в полости рта и нарушения
взаимодействия мышц артикуляционного аппарата) возможна до операции и создаст
предпосылки для улучшения речи.
Слуховой анализатор играет ведущую
роль. Слуховой фокус на человеческий голос появляется уже на 14 день после
рождения. Основной механизм овладения речью — процесс подражания. Непременным
условием сохранения и развития врожденного подражательного рефлекса является
живое вербальное и эмоциональное общение взрослых и каждого ребенка в
отдельности. Путем подражания ребенок выучивает почти весь родной язык. В период
подражания подготавливается будущая собственная речь ребенка. Вот почему у
взрослых должна быть правильная, безупречная речь.
С первых дней жизни происходит прямое
эмоциональное общение взрослого и ребенка. Благодаря этому формируется такое
умственное воспитание, как потребность в общении. Логопед учит родителей
внимательно относиться к развитию восприятия ребенка. Главное — не оставлять
ребенка одного и в безопасности, быть внимательным и наблюдательным, быстро
определять, что ему нужно и что интересно.
Одним из важных условий развития речи
является предметное эффективное общение ребенка и взрослого, а также улучшение
функции руки. Взрослый стимулирует накопление сенсорного опыта вместе с
ребенком, изучая и исследуя окружающие предметы с помощью зрения, слуха,
движений рук.
Именно в присутствии взрослого
ребенок наиболее активно играет, что способствует развитию ориентированного
поведения — формированию хватания как основы предметных действий. Эту
деятельность нужно направлять. В дальнейшем родителей также учат выбирать
активные игры, в которых они продуктивно реализуют речевые программы.
Формируя предпосылки и потребности
для общения, важно проявлять к ребенку постоянную любовь и уважение, интерес и
одобрение. Только успех и радость создают мотивацию, следует учитывать, что на
разных возрастных уровнях ребенок имеет разные анатомо-физиологические
возможности овладения и совершенствования своей речи. В первый год жизни
голосовой аппарат еще формируется, в первые 3 месяца жизни интенсивно
развиваются легкие и голосовые связки, и это развитие необходимо стимулировать.
После хейлопластики логопед учит маму
делать гимнастику для верхней губы, чтобы она стала подвижной, а рубцы —
мягкими и эластичными. Часто младенцы с волчьей пастью имеют недоразвитую
нижнюю челюсть и требуют коррекции пассивной гимнастикой, массажем с 2 до 3
месяцев. До года рекомендуется класть ребенка на бок и на живот в положении,
которое стимулирует удержание языка у нижних резцов.[3]
Для физического развития органов речи
проводятся двигательно-сенсорное воспитание, восстановительные и дыхательные
упражнения, создаются условия для слаженной работы всего суставного аппарата.
При этом задействовано максимально возможное количество анализаторов:
зрительный, слуховой, моторный, кожно-тактильный, вибрационный. Программа
корректирующего воздействия на формирование речи строится с учетом онтогенеза,
фонетического и фонологического развития.
Тактика показывает, что в семьях, где
требования не слишком низкие, дети достигают высоких результатов. Их раннее
социальное взаимодействие со здоровыми сверстниками и развитие независимости
следует всячески поощрять. Речь, влияя на развитие других высших психических
функций, организует структуру восприятия, формирует архитектонику памяти,
избирательность и произвольность воспитания, развивает словесное и логическое
мышление, оперируя обобщениями и идеями. Успешное раннее хирургическое и
ортодонтическое лечение и программы раннего развития речи уменьшают последствия
приобретения расщелины, обострения артикуляционных, языковых аномалий и вредных
компенсаторных процессов.
Таким образом, еще до операции можно
создать предпосылки для формирования правильной речи. Логопедия в
предоперационном периоде проводится при наличии анатомического дефекта у
пациентов, часто также имеющих определенные психологические особенности. [1]
Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах
формирования речи у моторных алаликов. [Электронный ресурс] // Нарушения речи и
голоса у детей./Под редакцией С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. М.:
Просвещение, 1975. 71-80 с. [2]
Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей
дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин. — М: Просвещение, 2006. –
520 с. [3]
Алмазова, Е. С. Методика логопедической работы по устранению ринофонии //
Нарушения речи и голоса у детей [Электронный ресурс] / Под ред. С. С.
Ляпидевского, С. Н. Шаховской. / Е. С Алмазова. — М. , 1975. — 89 – 108 с. —