Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Логопедия

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Коррекция нарушений словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы изучения нарушений
словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 6

1.1 Процесс формирования операций словоизменения у детей
дошкольного возраста в норме. 6

1.2 Основные подходы к коррекции нарушений словоизменения
у детей с ОНР  12

Выводы по главе 1. 22

Глава 2. Экспериментальное изучение нарушений
словоизменения у старших дошкольников с ОНР. 24

2.1 Организация констатирующего эксперимента. 24

2.2. Анализ
результатов исследования по определению уровня 
развития навыков словоизменения у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи……………………………………………………………………………..29

Выводы по главе 2. 42

Глава 3 Коррекция словоизменения у старших дошкольников с
ОНР. 43

3.1 Цели и задачи формирующего эксперимента. 43

3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента. 67

Выводы по главе 3. 67

Заключение. 69

Список использованной литературы.. 73

Приложения. 78

  

Введение:

 

Актуальность исследования определена тем, что в
настоящее время отмечается стремительный рост количества детей с общим
недоразвитием речи (ОНР). К общему недоразвитию речи относятся различные
сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех
компонентов речевой системы, относящейся к звуковой и смысловой стороне, при
нормальном слухе и сохранном интеллекте. Изучению детей с ОНР посвящен ряд
фундаментальных и разносторонних исследований И.М. Жуковой, Р.Е. Левиной, Е.М.
Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Уваровой и других.

У детей с ОНР
отмечается недостаточная сформированность речевой системы, бедность словаря,
что характеризуется ограниченностью и неточностью предметной и глагольной
лексики. Ограниченность лексики, несформированность грамматического строя речи
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, проявляются и в нарушении
словообразования и словоизменения.

Поскольку при
ОНР происходит нарушение всех сторон речи, дети не могут самостоятельно
овладеть правилами русского языка. Грамматический строй русского языка очень
сложен, и ребенок должен уметь не только изменять слова по числам и падежам, но
и согласовывать слова из разных частей речи в словосочетаниях и предложениях.

Необходимо
проводить коррекционную работу уже в дошкольном возрасте, чтобы предупредить
возможные трудности при изучении русского языка в начальной школе. Это
необходимое условие для подготовки детей с ОНР к обучению грамоте, так как им
трудно выявить правила и закономерности морфологической системы языка и
обобщить их в своей речи. Специфической особенностью речи детей с ОНР является
зависимость от лексической семантики, степени знакомости слова, от
звуко-слоговой структуры слова, от типа предложения.

 Экспериментальное
исследование проводилось в МАДОУ Детский сад №49 «Светлячок» Советского района
г. Нижнего Новгорода. В исследовании принимали участие дошкольники 6-7 лет. В
экспериментальную группу вошли 15 детей с диагнозом «ОНР  », в контрольную группу вошли 15 детей без
речевых патологий того же возраста.

Для получения более
объективных результатов нами были использованы следующие методы исследования:
теоретический методы (анализ литературы по теме исследования; изучение
медико-психолого-педагогической документации детей: личные дела, протоколы
психолого-медико-педагогической комиссии, речевые карты); эмпирические методы
(беседы с логопедами, воспитателями; наблюдение за детьми на занятиях, в
процессе обследования и в игровой деятельности; анализ продуктов деятельности
детей); экспериментальные методы (разработка и проведение констатирующего, и
формирующего экспериментов, направленных на изучение особенностей и
формирование грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием
речи); статистический метод (математический анализ результатов экспериментального
обучения);- количественный и качественный метод (количественный и качественный
анализ результатов констатирующего эксперимента).

Цель — провести
теоретико-экспериментальное исследование словоизменения у детей старшего
дошкольного возраста и разработать комплекс логопедических занятий с
использованием дидактических игр, направленный на коррекцию выявленных
нарушений.

Объект
— словоизменение детей старшего дошкольного возраста

Предмет
— особенности нарушений словоизменения у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР.

Гипотеза: мы
предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР наблюдаются
такие нарушения словоизменения как употребление числа, предлогов и падежей  и целенаправленная коррекционная работа  поможет устранить эти нарушения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Словоизменения имен
существительных, прилагательных, местоимений и числительных называется
склонением, а словоизменение глаголов – спряжением.

Следует заметить, что в
любом языке есть классы, слова которых остаются неизменяемыми. Так, в русском
языке понятие словоизменения не распространяется на предлоги, союзы, частицы и
т.п. [5]

Исследователем Е.А.
Земской, предлагается понимать словоизменение несколько в другом русле. Автор
указывает, что оно представляется механизмом, который обеспечивает выражение
грамматических значений в словах того или иного языка. Такой механизм состоит из
нескольких элементов:

1. Суффиксы (окончания) и
другие грамматические средства.

2. Правила их комбинации,
например отсутствие выражения времени в повелительном наклонении глаголов.

3. Различные правила
соединения таких грамматических знаков с основами [15].

Представляя понятие
словоизменения в узком смысле, отметим, что оно включает в себя морфологические
грамматические средства, например, суффиксы и префиксы. В таком случае
лексическое и грамматические значение определяется пределами одного слова. А
если говорить о широком определении понятия, то наряду с этим оно так же
включает в себя служебные слова и частицы.

Заметим, что исследование
морфологической структуры слов, а так же развития процессов словоизменения,
имеет важное значение для развития лингвистических способностей детей, а так же
их общего развития. Понимание структуры слова играет важную роль для дальнейшего
обучения детей чтению и письму, а так же успешного усвоения грамматических
знаний и орфографических навыков в школе [30].

Помимо этого, изучение
вопросов обогащения словарного запаса посредством процесса словообразования и
словоизменения, становится важной предпосылкой для развития интереса ребенка к
миру языка.

Таким образом, процесс
овладения речью является многосторонним психическим процессом, проявление и
развитие которого опирается на множество факторов. Формирование и развитие
лексики в онтогенезе обуславливается и развитием представлений ребенка об
окружающей его действительности. По мере знакомства ребенка с новыми предметами
и явлениями, признаками разных предметов и действий, увеличивается его словарь.
При этом освоение окружающего мира происходит посредством неречевой и речевой
деятельности в непосредственном взаимодействии с реальными объектами или
явлениями, или с общением с взрослыми.

Проблемами развития
словообразования и словоизменения детей при нормальном речевом развитии
занимались многие исследователи.

Так, А.Г. Арушанова
отмечает, что основной источник развития навыков словообразования и
словоизменения, представляется в повседневном общении ребенка с окружающими его
взрослыми и проведение с ними совместной деятельности. Например, в младшем
дошкольном возрасте это будет ситуативно-деловым общением, а в старшем уже
внеситуативное общение. В ситуации семейного воспитания такое общение
спонтанное и непреднамеренное [2].

В.М. Смирнов указывает,
что, начиная с третьего года жизни у детей при нормальном развитии речи,
появляются суждения об элементарных предметах и простых явлениях. Вместе с этим
дети в этом возрасте могут использовать однословные предложения, или же те, которые
состоят из нескольких слов [25].

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения нарушений
словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1.1 Процесс формирования операций словоизменения
у детей дошкольного возраста в норме

Овладение
активным и пассивным словарём вызывает у детей с общим недоразвитием речи
гораздо меньше сложностей, нежели формирование грамматического строя речи.
Причина этого заключается в абстрактности грамматических значений по сравнению
с лексическими. Большое количество языковых правил закладывает фундамент
организации грамматической системы языка.

Дети дошкольного возраста продолжают овладение языковой системой —
морфологией. В это время в сознании ребенка происходит упорядочивание грамматических
форм, исключений. Ребенок уходит от активного свободного использования
морфологических элементов – словотворчества. Происходит наложение усвоенных
общих и частных правил грамматики, системы «фильтров», использование общих
правил [29].

Развитие
словоизменения в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева,
Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др.

Формирование
словоизменения речи осуществляется лишь на основе определен­ного уровня
когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоиз­менения ребенок,
преж­де всего, должен уметь дифференцировать грамма­тиче­ские значения
(значения рода, числа, падежа и др.), так как, прежде чем начать использовать
язы­ковую форму, ребенок должен понять, что она оз­начает. При формировании
словоизменения речи ребенок должен усвоить сложную систему грам­матических
закономерностей на основе анализа речи окружаю­щих, выделения общих правил
грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.
Так отражено в учебном пособии Волковой Л.С. [2 ,с. 129].

Развитие
морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном
взаи­модействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры
предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в
устной речи одновременно закреп­ляет и грамматические
формы слов.

В работах
Лалаевой Р.И. с учетом тесного взаи­модействия морфологической и синтаксической
системы языка выделяются следующие периоды
формирования словоизменения речи [12,с. 99].

I период — период предложений, состоящих из аморфных
слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает два
этапа:

1) этап —
однословного предложения;

2) этап —
предложений из нескольких слов-корней.

Первый этап I периода (1 год 3 мес.—1 год 8 мес.). На этом кратковременном этапе
ребе­нок использует лишь отдельные слова в роли пред­ложе­ния (однословные
предложения). В речи ребен­ка лишь небольшое количество слов, которые он
использует для выражения своих желаний, потребностей, впечатлений. При этом для
уточнения смысла своего высказывания ребенок часто ис­пользует жесты,
интонацию. Первые слова, кото­рые употребляет ребенок, не имеют определенной
грамматической формы, это аморфные слова-кор­ни. В различных предложениях они
используют­ся в одинаковом звуковом оформлении, без изме­нения .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы