Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Коррекция нарушений словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения нарушений
словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 6
1.1 Процесс формирования операций словоизменения у детей
дошкольного возраста в норме. 6
1.2 Основные подходы к коррекции нарушений словоизменения
у детей с ОНР 12
Выводы по главе 1. 22
Глава 2. Экспериментальное изучение нарушений
словоизменения у старших дошкольников с ОНР. 24
2.1 Организация констатирующего эксперимента. 24
2.2. Анализ
результатов исследования по определению уровня
развития навыков словоизменения у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи……………………………………………………………………………..29
Выводы по главе 2. 42
Глава 3 Коррекция словоизменения у старших дошкольников с
ОНР. 43
3.1 Цели и задачи формирующего эксперимента. 43
3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента. 67
Выводы по главе 3. 67
Заключение. 69
Список использованной литературы.. 73
Приложения. 78
Введение:
Актуальность исследования определена тем, что в
настоящее время отмечается стремительный рост количества детей с общим
недоразвитием речи (ОНР). К общему недоразвитию речи относятся различные
сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех
компонентов речевой системы, относящейся к звуковой и смысловой стороне, при
нормальном слухе и сохранном интеллекте. Изучению детей с ОНР посвящен ряд
фундаментальных и разносторонних исследований И.М. Жуковой, Р.Е. Левиной, Е.М.
Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Уваровой и других.
У детей с ОНР
отмечается недостаточная сформированность речевой системы, бедность словаря,
что характеризуется ограниченностью и неточностью предметной и глагольной
лексики. Ограниченность лексики, несформированность грамматического строя речи
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, проявляются и в нарушении
словообразования и словоизменения.
Поскольку при
ОНР происходит нарушение всех сторон речи, дети не могут самостоятельно
овладеть правилами русского языка. Грамматический строй русского языка очень
сложен, и ребенок должен уметь не только изменять слова по числам и падежам, но
и согласовывать слова из разных частей речи в словосочетаниях и предложениях.
Необходимо
проводить коррекционную работу уже в дошкольном возрасте, чтобы предупредить
возможные трудности при изучении русского языка в начальной школе. Это
необходимое условие для подготовки детей с ОНР к обучению грамоте, так как им
трудно выявить правила и закономерности морфологической системы языка и
обобщить их в своей речи. Специфической особенностью речи детей с ОНР является
зависимость от лексической семантики, степени знакомости слова, от
звуко-слоговой структуры слова, от типа предложения.
Экспериментальное
исследование проводилось в МАДОУ Детский сад №49 «Светлячок» Советского района
г. Нижнего Новгорода. В исследовании принимали участие дошкольники 6-7 лет. В
экспериментальную группу вошли 15 детей с диагнозом «ОНР », в контрольную группу вошли 15 детей без
речевых патологий того же возраста.
Для получения более
объективных результатов нами были использованы следующие методы исследования:
теоретический методы (анализ литературы по теме исследования; изучение
медико-психолого-педагогической документации детей: личные дела, протоколы
психолого-медико-педагогической комиссии, речевые карты); эмпирические методы
(беседы с логопедами, воспитателями; наблюдение за детьми на занятиях, в
процессе обследования и в игровой деятельности; анализ продуктов деятельности
детей); экспериментальные методы (разработка и проведение констатирующего, и
формирующего экспериментов, направленных на изучение особенностей и
формирование грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием
речи); статистический метод (математический анализ результатов экспериментального
обучения);- количественный и качественный метод (количественный и качественный
анализ результатов констатирующего эксперимента).
Цель — провести
теоретико-экспериментальное исследование словоизменения у детей старшего
дошкольного возраста и разработать комплекс логопедических занятий с
использованием дидактических игр, направленный на коррекцию выявленных
нарушений.
Объект
— словоизменение детей старшего дошкольного возраста
Предмет
— особенности нарушений словоизменения у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР.
Гипотеза: мы
предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР наблюдаются
такие нарушения словоизменения как употребление числа, предлогов и падежей и целенаправленная коррекционная работа поможет устранить эти нарушения.
Заключение:
Словоизменения имен
существительных, прилагательных, местоимений и числительных называется
склонением, а словоизменение глаголов – спряжением.
Следует заметить, что в
любом языке есть классы, слова которых остаются неизменяемыми. Так, в русском
языке понятие словоизменения не распространяется на предлоги, союзы, частицы и
т.п. [5]
Исследователем Е.А.
Земской, предлагается понимать словоизменение несколько в другом русле. Автор
указывает, что оно представляется механизмом, который обеспечивает выражение
грамматических значений в словах того или иного языка. Такой механизм состоит из
нескольких элементов:
1. Суффиксы (окончания) и
другие грамматические средства.
2. Правила их комбинации,
например отсутствие выражения времени в повелительном наклонении глаголов.
3. Различные правила
соединения таких грамматических знаков с основами [15].
Представляя понятие
словоизменения в узком смысле, отметим, что оно включает в себя морфологические
грамматические средства, например, суффиксы и префиксы. В таком случае
лексическое и грамматические значение определяется пределами одного слова. А
если говорить о широком определении понятия, то наряду с этим оно так же
включает в себя служебные слова и частицы.
Заметим, что исследование
морфологической структуры слов, а так же развития процессов словоизменения,
имеет важное значение для развития лингвистических способностей детей, а так же
их общего развития. Понимание структуры слова играет важную роль для дальнейшего
обучения детей чтению и письму, а так же успешного усвоения грамматических
знаний и орфографических навыков в школе [30].
Помимо этого, изучение
вопросов обогащения словарного запаса посредством процесса словообразования и
словоизменения, становится важной предпосылкой для развития интереса ребенка к
миру языка.
Таким образом, процесс
овладения речью является многосторонним психическим процессом, проявление и
развитие которого опирается на множество факторов. Формирование и развитие
лексики в онтогенезе обуславливается и развитием представлений ребенка об
окружающей его действительности. По мере знакомства ребенка с новыми предметами
и явлениями, признаками разных предметов и действий, увеличивается его словарь.
При этом освоение окружающего мира происходит посредством неречевой и речевой
деятельности в непосредственном взаимодействии с реальными объектами или
явлениями, или с общением с взрослыми.
Проблемами развития
словообразования и словоизменения детей при нормальном речевом развитии
занимались многие исследователи.
Так, А.Г. Арушанова
отмечает, что основной источник развития навыков словообразования и
словоизменения, представляется в повседневном общении ребенка с окружающими его
взрослыми и проведение с ними совместной деятельности. Например, в младшем
дошкольном возрасте это будет ситуативно-деловым общением, а в старшем уже
внеситуативное общение. В ситуации семейного воспитания такое общение
спонтанное и непреднамеренное [2].
В.М. Смирнов указывает,
что, начиная с третьего года жизни у детей при нормальном развитии речи,
появляются суждения об элементарных предметах и простых явлениях. Вместе с этим
дети в этом возрасте могут использовать однословные предложения, или же те, которые
состоят из нескольких слов [25].
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения нарушений
словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Процесс формирования операций словоизменения
у детей дошкольного возраста в норме
Овладение
активным и пассивным словарём вызывает у детей с общим недоразвитием речи
гораздо меньше сложностей, нежели формирование грамматического строя речи.
Причина этого заключается в абстрактности грамматических значений по сравнению
с лексическими. Большое количество языковых правил закладывает фундамент
организации грамматической системы языка.
Дети дошкольного возраста продолжают овладение языковой системой —
морфологией. В это время в сознании ребенка происходит упорядочивание грамматических
форм, исключений. Ребенок уходит от активного свободного использования
морфологических элементов – словотворчества. Происходит наложение усвоенных
общих и частных правил грамматики, системы «фильтров», использование общих
правил [29].
Развитие
словоизменения в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева,
Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др.
Формирование
словоизменения речи осуществляется лишь на основе определенного уровня
когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения ребенок,
прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения
(значения рода, числа, падежа и др.), так как, прежде чем начать использовать
языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании
словоизменения речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических
закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил
грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.
Так отражено в учебном пособии Волковой Л.С. [2 ,с. 129].
Развитие
морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном
взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры
предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в
устной речи одновременно закрепляет и грамматические
формы слов.
В работах
Лалаевой Р.И. с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической
системы языка выделяются следующие периоды
формирования словоизменения речи [12,с. 99].
I период — период предложений, состоящих из аморфных
слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает два
этапа:
1) этап —
однословного предложения;
2) этап —
предложений из нескольких слов-корней.
Первый этап I периода (1 год 3 мес.—1 год 8 мес.). На этом кратковременном этапе
ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложения (однословные
предложения). В речи ребенка лишь небольшое количество слов, которые он
использует для выражения своих желаний, потребностей, впечатлений. При этом для
уточнения смысла своего высказывания ребенок часто использует жесты,
интонацию. Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной
грамматической формы, это аморфные слова-корни. В различных предложениях они
используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения .