Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Коррекция и развитие восприятия у младших школьников с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
1. Глава.
Отечественные специалисты о развитии восприятия детей и школьников с задержкой
психического развития. 8
1.1
Особенности восприятия младших школьников с задержкой психического развития. 8
1.2 Коррекция
и развитие восприятия в условиях специального обучения. 19
2. Глава.
Изучение особенностей зрительного восприятия младших школьников с задержкой
психического развития. 27
2.1 Выявление
уровня развития зрительного восприятия младших. 27
школьников с
задержкой психического развития. 27
2.2
Рекомендации по коррекции и развитии восприятия младших школьников 36
Введение:
Зрительное восприятие является одним
из базовых психических процессов, уровень и качество развития которого во
многом определяет качество развития познавательной сферы ребенка в целом.
Именно поэтому проблема развития и совершенствования зрительных форм
восприятия, особенно у детей с задержкой психического развития, является одной
из наиболее значимых психолого-педагогических проблем.
Восприятие – это отражение человеком
предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы
чувств. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным
аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека.
Восприятие – совокупность ощущений.
Одним из важнейших показателей
функционального развития является уровень зрительного восприятия, определяющий
успешность освоения базовых навыков письма и чтения. Нарушение зрительного
восприятия ведет к трудностям выделения фигур, букв, цифр, их величины,
соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по
конфигурации или зеркальных элементов, отставание в формировании
пространственного ориентирования, снижают количество и изменяют качество
полученной информации, страдает точность и полнота зрительного восприятия.
Таким образом, актуальность
исследования заключается в том, что роль зрительного анализатора в отражении
человеком окружающего мира достаточно велика, потому как помощи зрения человек
следит за правильностью действий, которые он осуществляет, а также в
совокупности с ощущением зрительное восприятие является источником эстетических
переживаний. Поэтому нарушения в его формировании значительно обедняют
чувственный опыт человека. Недостаточный уровень сформированности зрительных
форм восприятия резко уменьшает возможность успешного обучения ребенка.
Задержка психического развития (ЗПР)
– синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее
функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма,
часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности
общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления,
преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной
деятельности. При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга,
больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных
анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к
нарушению системных механизмов восприятия.
Проблема развития восприятия у детей
с ЗПР исследовалась многими отечественными авторами (И.А. Зимняя, А.Н. Соколов,
Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко и др.). Однако в условиях перехода отечественной
системы специального образования на ФГОС, эти классические подходы требуют
нового осмысления. Именно поэтому тема данного исследования очень актуальна.
Всё вышеперечисленное позволяет
судить о том, что коррекция зрительного восприятия является одним из основных
составляющих элементов детей с задержкой психического развития, так как его
недоразвитие может повлечь за собой достаточно тяжёлые последствия, среди
которых: недоразвитие всех высших психических функций, и, следовательно,
снижение интеллектуальной и социальной деятельности в целом.
Цель
исследования: обоснование возможностей коррекции и
развитии
зрительного восприятия у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития с помощью дидактических игр.
Заключение:
В данном исследовании был проведен
анализ развития восприятия детей с ЗПР. В частности, выяснено, что познание у
них берет свое начало с восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Формирование других форм познания – запоминание, мышление, воображение выстраивается
на основании образов восприятия, отсюда умственное развитие происходит с
отклонениями. У детей наблюдается недостаточность образования связей между
отдельными перцептивными и двигательными функциями.
Для коррекции зрительного восприятия
младших школьников с ЗПР следует использовать такие игры и упражнения, которые
помогут соотносить слова и предметы.
В практической части была проведена
диагностическая работа по уровню развития восприятия детей с ЗПР. В частности,
было выяснено, что оно характеризуется у них фрагментарностью, выборочностью и
в целом является не полным. Каждый ребенок предъявлял свой уникальный набор
особенностей, кому-то задания давались легко, кому-то – трудно. На выполнение
заданий дети тратили разное время. У дошкольников преимущественно выявлен
низкий уровень восприятия, что связано с проблемами запоминания, соотнесения.
Результаты диагностики подразумевают
проведения коррекционной работы, к которой необходимо разработать рекомендации.
Выявлено, что успех коррекционной работы с детьми с задержкой психического
развития достигается в тех случаях, когда дети самостоятельно или под
руководством взрослого определяют способы практического решения поставленной
задачи.
Задачи исследования решены. Цель
достигнута.
Фрагмент текста работы:
1. Глава.
Отечественные специалисты о развитии восприятия детей и школьников с задержкой
психического развития 1.1 Особенности
восприятия младших школьников с задержкой психического развития Значимым психическим процессом,
важным компонентом любой деятельности человека является процесс восприятия.
Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при
непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные
поверхности. В совокупности с процессом ощущения оно обеспечивает
непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем пространстве.
Восприятие детей с ЗПР и специфику
его развития исследовали такие ученые как А.Н. Леонтьев, В.В. Любимов, И.Ф.
Гербарт, А.В. Запорожец, Р.Л. Грегори, Н.В. Бабкина, Т.Б. Иванова, И.В.
Коробейников, Н.Л. Белопольская. Исследования показывают, что восприятие
детей с ЗПР характеризуется наличием отклонений, которые более подробно
рассмотрим далее.
По мнению А.Н. Леонтьева восприятие –
это целостное отражение предметов, ситуаций и событий в их чувственно-доступных
временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования
посредством активных действий, субъективного образа целостного предмета,
непосредственно воздействующего на анализаторы. Автор указывает, что образ восприятия
как результат соединения ощущений различных модальностей возник в филогенезе в
процессе перехода живых существ от предметно неоформленной среды к предметно
оформленной. Само же восприятие – это познание качеств целого предмета, а не
отдельных его частей, это живой, творческий процесс познания окружающего. К
свойствам восприятия он относит: константность, предметность, целостность,
избирательность, осмысленность, апперцепция [18].
Константность предполагает
постоянство воспринимаемых объектов по таким признакам, как форма, величина и
цвет. Это свойство помогает воспринимать предметы и явления как нечто
постоянное.
Предметность – приобретенное свойство
восприятия, формирующееся в процессе активного и продолжительного
взаимодействия человека с окружающим. Предметность восприятия предусматривает
возможность вычленения отдельных предметов и внешних фрагментов реальности [35,
с. 43].
По мнению В.В. Любимова предметность
формируется на основе двигательных процессов, которые обеспечивают
взаимодействие с самим предметом. В отсутствии движения восприятие не обладало
бы свойством предметности. Следующее свойство – целостность. Оно
характеризуется тем, что предметы и явления воспринимаются как нечто целое,
единое. Восприятие остаётся целостным даже при отсутствии какой-либо детали
предмета. Это свойство восприятия – не что иное, как итог рефлекторной
деятельности анализаторов. Восприятие так же обладает таким качеством, как
избирательность.
Избирательность осуществляется через
внимание и подразумевает выделение из общего пространства каких-либо объектов
или их признаков. Восприятие всегда осмысленно. Все воспринимаемые предметы
имеют определенное значение, связанное с его применением [19].
Далее рассмотрим апперцептивность –
восприятие окружающего пространства, опираясь на предшествующий опыт. Чем
богаче опыт, тем адекватнее будет процесс восприятия. Понятие апперцепции в
педагогику ввел И.Ф. Гербарт, описывая её как осознание воспринимаемого нового
предмета или явления под влиянием накопленных ранее представлений –
предшествующих знаний и опыта, которые он назвал апперцептивной массой [14].
Данное свойство связано,
непосредственно, с анализаторной системой, через которую, собственно,
окружающий мир воздействует на нервную систему человека в целом.
В детской психологии понятие
восприятие трактуется следующим образом: восприятие – это отражение человеком
предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы
чувств. Это совокупность ощущений различных модальностей, например, воспринимая
яблоко, мы можем ощущать его цвет, форму, величину, запах, его вес и так далее.
Все эти ощущения складываются в дальнейшем в образ предмета. А.В. Запорожец заключал
о том, что восприятие – это процесс, связанный по своему происхождению с внешними
практическими действиями.
По словам Р.Л. Грегори, восприятие
отражает не только лишь совокупность значимых качеств и свойств предмета, но
содержит и смысловое значение, которое выражено в названии предмета или
явления. Прошлый опыт ребенка принимает участие в формировании образа предмета
или же явления и находится в зависимости от его интересов, потребностей,
мотивов деятельности. Чем больше прошлый опыт, выше мотивы, тем богаче и
восприятие, и образные представления [7].
Зрительное восприятие особенно важно,
ведь это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого
количества раздражителей, действующих на глаз. В процессе зрительного
восприятия и предметных действий ребенок оценивает цвет, форму, величину,
телесность и другие характеристики предметов.
Периодом наиболее интенсивного
развития психики ребенка является младший школьный возраст, потому как именно в
этом возрасте происходит становление всех психических процессов на основе
предпосылок, которые сложились у ребенка в раннем возрасте. Для ребенка с
задержкой психического развития в этом возрасте характерен, в первую очередь,
недостаточный, фрагментарный, ограниченный запас представлений об окружающем
мире, что, естественно, замедляет развитие всех психических процессов и, прежде
всего, восприятия [40, с. 43].
Особой проблемой в системе общего
образования является стойкая неуспеваемость учащихся. По данным различных
авторов трудности в обучении испытывают от 15 до 40 % учащихся начальных
классов общеобразовательной школы. Отмечается, что число учащихся начальной
школы, которые не справляются с требованиями стандартной школьной программы, за
последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза [38].
К категории детей с трудностями в
обучении относятся дети, которые в силу различных биологических и социальных причин
испытывают стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при
отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха,
зрения, речи, двигательной сферы.
По мнению Н.В. Бабкиной, что особое
место среди причин стойкой неуспеваемости занимает такой вариант
индивидуального развития психики ребенка, как задержка психического развития. Определение,
применяемое в специальной психологии, характеризует ЗПР как нарушение темпа
психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей. ЗПР
– временное нарушение развития, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее
условия развития ребенка [4].
Под задержкой психологического
развития понимают отставание от принятых для определенного возраста норм.
Данная патология характеризуется нарушением определенных когнитивных функций –
памяти, внимания, мышления, эмоциональной сферы. ЗПР – это лишь замедление
темпа развития, обнаруживаемое обычно перед школой. При грамотном подходе к
решению проблемы ЗПР проблемой быть просто перестает.
По мнению Т.Б. Ивановой, у детей с
ЗПР наблюдается недостаточная подготовленность к школе. Эта недостаточность
проявляется, прежде всего, в низкой познавательной активности, которая
обнаруживается во всех сферах психической деятельности детей.