Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Корпоративные конфликты
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
Глава I. СУЩНОСТЬ, ПРАВОВАЯ ПРИРОДА, ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ.. 4
1.1. Сущность и правовая природа корпоративного конфликта. 4
1.2. Причины и условия возникновения корпоративных
конфликтов. 9
Глава II. ВИДЫ КОРПОРАТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ.. 16
2.1. Конфликты между акционерами и менеджерами. 16
2.2. Конфликты по поводу дивидендов. 20
2.3. Конфликты с участием регистратора. 25
2.4. Враждебные слияния и поглощения. 27
Глава III. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ.. 32
КОНФЛИКТОВ.. 32
3.1. Методы и приёмы урегулирования корпоративных
конфликтов. 32
3.2. Судебный порядок разрешения корпоративных конфликтов. 37
3.3. Средства снижения вероятности корпоративных
конфликтов. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 58
Введение:
Современный
этап развития России характеризуется возросшим уровнем интеграции в мировые и европейские
политико-правовые и экономические институты. В процессе экономической интеграции
государств создается единое экономическое пространство, где основными хозяйствующими
субъектами становятся не страны, а корпорации. В связи с этим вопросы управления
корпорациями, создания условий для их поступательного и стабильного развития, включая
вопросы предотвращения и разрешения корпоративных конфликтов, становятся особенно
актуальными.
Конфликт
интересов участников корпоративных отношений появляется в момент принятия решения
о создании корпорации и может «сопровождать» всю ее дальнейшую деятельность. Корпоративные
конфликты обычно имеют объективную основу. Но, тем не менее, их высокий уровень
носит губительный характер для корпорации. Компании, в которых велико количество
корпоративных конфликтов, чаще всего не имеют интереса для инвесторов и их легко
могут захватить рейдеры. Кроме того, системные корпоративные конфликты губительны
для корпоративной культуры, которая является важнейшим ресурсом, способным создать
гибкую, адаптивную и тем самым эффективную производственную систему, поскольку именно
она определяет, как, каким образом и какими затратами достигаются результаты его
деятельности, обусловливая изменение соотношения между объемом производства и измеряемыми
затратами. К проблемам возникновения, развития и эффективного разрешения конфликтов
в настоящее время проявляют большой интерес социологи, психологи, педагоги, руководители,
поскольку их работа тесно связана с проблемами взаимодействия и взаимоотношений
людей.
Актуальность темы исследования.
Принципы корпоративного права и управления не нашли
должного отражения в законодательстве. Существующая доктрина из числа специальных
принципов права выделяет только приоритет интересов кредиторов общества и миноритарных
акционеров. Отсутствие системы принципов приводит на практике к отсутствию сбалансированного
регулирования, произвольному толкованию смысла корпоративного права, нарушению законных
интересов акционеров (судебные запреты на проведение собрания акционеров, освобождение
от ответственности основного общества, размывание долей в уставном капитале, выкуп
дробных акций и пр.).
Общие научные исследования не приводят к четкому формулированию
принципов, к необходимой детализации.
Необходимо четко сформулировать конкретные принципы построения
системы законодательства о юридических лицах, при этом нормы-принципы должны указывать
на конкретные интересы, подлежащие правовой защите в данном акте с учетом публичного
интереса и экономической значимости.
Цель исследования. Особенности и тенденции развития корпоративных
конфликтов в России
Задачи:
1. Рассмотреть
сущность, правовая природа, причины и условия
возникновения корпоративных конфликтов
2. Рассмотреть виды корпоративных конфликтов
3. Охарактеризовать способы разрешения корпоративных
конфликтов
Предмет исследования. Особенности корпоративных конфликтов.
Объект исследования. Корпоративные конфликты в России
.
Заключение:
Глава I. СУЩНОСТЬ, ПРАВОВАЯ ПРИРОДА, ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
КОРПОРАТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ 1.1. Сущность и правовая природа корпоративного конфликта Сперва необходимо
выяснить, что означает термин «конфликт».
Слово «конфликт»
происходит от лат. conflictus – «столкновение», «схватка», «борьба». Сегодня нет
единого определения этого термина. Ведь данное понятие употребляется в разных сферах,
каждая наука определяет конфликт по-своему. Например, психологи рассматривают конфликты
как естественное явление, возникающее вследствие различий между интересами и ценностями
между людьми во время их взаимодействия. Социологи определяют конфликт как предельное
обострение противоречий. Правоведы характеризуют конфликты как противоборство между
субъектами – носителями противоречий.
Вопрос определения
понятия "конфликт" исследовался многими учеными и вызвал немало дискуссий.
В частности, известный конфликтолог
Л. Козер
утверждал, что конфликт следует понимать как " борьбу за ценности и претензии
на определенный социальный статус, власть и недоступные для всех материальные ресурсы,
борьбу, в которой целями конфликтующих сторон являются нейтрализация, причинение
вреда или уничтожение соперника» [1].
А. Шипилов
и А. Анцупов определяли конфликт как «наиболее острый способ разрешения противоречий
в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия
и сопровождается противодействием участников конфликта и негативными эмоциями, выходящими
за рамки правил и норм» [2].
Е. Уткин
отмечает, что «конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами,
где каждый из участников конфликта делает все для отстаивания своих интересов» [3].
По мнению
С. Емельянова, «конфликт – это отношения между субъектами социального взаимодействия,
которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей,
интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и тому
подобное)» [4].
Несмотря
на разнообразие определений понятия "конфликт", в целом эта категория
определяется как столкновение интересов, в то же время интересы должны быть взаимоисключающими
друг друга [5]. Столкновение противоположных интересов или конкуренция подобных
интересов обычно влечет так называемый конфликт интересов.
Рассмотрим
более подробно термин «корпоративный конфликт».
Этот термин
весьма популярен в современной российской юриспруденции, но, несмотря на широкую
применяемость, сегодня также нет его четкого определения, которое было бы закреплено
на нормативном уровне. В национальном законодательстве употребляется смежное правовое
понятие – «конфликт интересов» (ст. ст. 10, 15, 47 Закона России «О финансовых услугах
и государственном регулировании рынков финансовых услуг» [6], ст. 6-1 Закона России
«Об аккредитации органов по оценке соответствия» [7], ст. ст. 55, 76, 88 Закона
России «О банках и банковской деятельности» [8], п. 3.3.2. Принципов корпоративного
управления, утвержденных решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому
рынку № 571 от 11 декабря 2003 г. [9]. Оперируя этим понятием, законодатель не определил,
что такое конфликт интересов.
Термины «конфликт
интересов» и «корпоративный конфликт» отличаются по сути. Некоторые ученые соотносят
эти понятия как основание и следствие [10; 11]. То есть конфликт интересов означает
Не ситуацию корпоративного конфликта, а ситуацию, при которой высока вероятность
появления корпоративного конфликта. Как отмечал Е. Губин, конфликт интересов определяется
как ситуация выбора управленческого решения, когда субъект управления имеет противоречия
между благом компании и своим собственным интересом [12].
Имеется другое
мнение, при котором корпоративный конфликт является разновидностью конфликта интересов.
Так, О. Винник отмечает, что конфликт интересов является родовым понятием, может
возникать в отношении любых-как непосредственных, так и опосредованных – участников
корпоративных отношений, с участием двух или нескольких лиц и даже в отношении одного
лица (так называемые внутриличностные конфликты, связанные с выполнением одним лицом
различных ролевых функций: акционера, должностного лица АО, члена наблюдательного
совета организации-конкурента). В свою очередь, «корпоративный конфликт» – это видовое
понятие, так как он может возникать только между субъектами корпоративных отношений
как носителями корпоративных интересов – общекорпоративного (к ним относятся: общество,
его органы, должностные лица), индивидуального (учредители, участники/акционеры).
Обычно он характеризуется более или менее активным поведением участников конфликта
или одного из них [13].
В современной
юридической литературе есть много различных определений понятия "корпоративный
конфликт". Так, Г. Алексеев утверждает, что корпоративный конфликт следует
понимать как «разногласия (споры) между акционерами (инвесторами) и менеджерами
общества в связи с нарушениями прав акционеров, которые приводят или могут привести
к искам в отношении общества, контролирующего акционера или руководителей относительно
решений, которые они принимают, досрочному прекращению полномочий органов управления,
существенному изменению в составе акционеров» [14].
А. Данельян
определяет корпоративный конфликт как «спор, который рождается и развивается внутри
корпорации» [15].
В свою очередь,
А. Осипенко придерживается мнения, что корпоративный конфликт всегда имеет форму
вызова, публичного декларирования намерений достичь реализации своих прав [16].
По мнению
В. Холод и Л. Резниковой, корпоративными конфликтами в акционерных обществах называют
существенные разногласия между акционерами общества и самим обществом в лице органов
управления и должностных лиц, а также между акционерами общества по вопросам финансово-хозяйственной
деятельности, корпоративного управления обществом, вызванные разным пониманием акционерами
и должностными лицами общества отдельных положений корпоративного законодательства
России [17]. Также заслуживает внимания определение корпоративного конфликта в Кодексе
корпоративного поведения. Там сказано, что «любое разногласие или спор между органами
общества и его акционерами, возникших в связи с участием акционера в обществе, либо
разногласия или спор между акционерами, если это затрагивает интересы общества,
по сути, является корпоративным конфликтом, поскольку касается или может касаться
отношений в обществе» [18].
В результате
анализа вышеуказанных определений понятия «корпоративный конфликт» можно сделать
вывод, что большинство ученых придерживаются мнения, что корпоративные конфликты
возможны только между акционерами или акционерами и менеджерами акционерного общества,
тогда как существуют другие субъекты корпоративных отношений, которые прямо или
косвенно осуществляют управления субъектом хозяйствования. К ним относятся следующие:
1) кредиторы
акционерного общества;
2) государственные
органы;
3) работники
акционерного общества;
4) партнеры
компании (поставщики, покупатели и т. д);
5) депозитарии,
консалтинговые фирмы.
Фрагмент текста работы:
Глава I. СУЩНОСТЬ, ПРАВОВАЯ ПРИРОДА, ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
КОРПОРАТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ 1.1. Сущность и правовая природа корпоративного конфликта Сперва необходимо
выяснить, что означает термин «конфликт».
Слово «конфликт»
происходит от лат. conflictus – «столкновение», «схватка», «борьба». Сегодня нет
единого определения этого термина. Ведь данное понятие употребляется в разных сферах,
каждая наука определяет конфликт по-своему. Например, психологи рассматривают конфликты
как естественное явление, возникающее вследствие различий между интересами и ценностями
между людьми во время их взаимодействия. Социологи определяют конфликт как предельное
обострение противоречий. Правоведы характеризуют конфликты как противоборство между
субъектами – носителями противоречий.
Вопрос определения
понятия "конфликт" исследовался многими учеными и вызвал немало дискуссий.
В частности, известный конфликтолог
Л. Козер
утверждал, что конфликт следует понимать как " борьбу за ценности и претензии
на определенный социальный статус, власть и недоступные для всех материальные ресурсы,
борьбу, в которой целями конфликтующих сторон являются нейтрализация, причинение
вреда или уничтожение соперника» [1].
А. Шипилов
и А. Анцупов определяли конфликт как «наиболее острый способ разрешения противоречий
в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия
и сопровождается противодействием участников конфликта и негативными эмоциями, выходящими
за рамки правил и норм» [2].
Е. Уткин
отмечает, что «конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами,
где каждый из участников конфликта делает все для отстаивания своих интересов» [3].
По мнению
С. Емельянова, «конфликт – это отношения между субъектами социального взаимодействия,
которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей,
интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и тому
подобное)» [4].
Несмотря
на разнообразие определений понятия "конфликт", в целом эта категория
определяется как столкновение интересов, в то же время интересы должны быть взаимоисключающими
друг друга [5]. Столкновение противоположных интересов или конкуренция подобных
интересов обычно влечет так называемый конфликт интересов.
Рассмотрим
более подробно термин «корпоративный конфликт».
Этот термин
весьма популярен в современной российской юриспруденции, но, несмотря на широкую
применяемость, сегодня также нет его четкого определения, которое было бы закреплено
на нормативном уровне. В национальном законодательстве употребляется смежное правовое
понятие – «конфликт интересов» (ст. ст. 10, 15, 47 Закона России «О финансовых услугах
и государственном регулировании рынков финансовых услуг» [6], ст. 6-1 Закона России
«Об аккредитации органов по оценке соответствия» [7], ст. ст. 55, 76, 88 Закона
России «О банках и банковской деятельности» [8], п. 3.3.2. Принципов корпоративного
управления, утвержденных решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому
рынку № 571 от 11 декабря 2003 г. [9]. Оперируя этим понятием, законодатель не определил,
что такое конфликт интересов.
Термины «конфликт
интересов» и «корпоративный конфликт» отличаются по сути. Некоторые ученые соотносят
эти понятия как основание и следствие [10; 11]. То есть конфликт интересов означает
Не ситуацию корпоративного конфликта, а ситуацию, при которой высока вероятность
появления корпоративного конфликта. Как отмечал Е. Губин, конфликт интересов определяется
как ситуация выбора управленческого решения, когда субъект управления имеет противоречия
между благом компании и своим собственным интересом [12].
Имеется другое
мнение, при котором корпоративный конфликт является разновидностью конфликта интересов.
Так, О. Винник отмечает, что конфликт интересов является родовым понятием, может
возникать в отношении любых-как непосредственных, так и опосредованных – участников
корпоративных отношений, с участием двух или нескольких лиц и даже в отношении одного
лица (так называемые внутриличностные конфликты, связанные с выполнением одним лицом
различных ролевых функций: акционера, должностного лица АО, члена наблюдательного
совета организации-конкурента). В свою очередь, «корпоративный конфликт» – это видовое
понятие, так как он может возникать только между субъектами корпоративных отношений
как носителями корпоративных интересов – общекорпоративного (к ним относятся: общество,
его органы, должностные лица), индивидуального (учредители, участники/акционеры).
Обычно он характеризуется более или менее активным поведением участников конфликта
или одного из них [13].
В современной
юридической литературе есть много различных определений понятия "корпоративный
конфликт". Так, Г. Алексеев утверждает, что корпоративный конфликт следует
понимать как «разногласия (споры) между акционерами (инвесторами) и менеджерами
общества в связи с нарушениями прав акционеров, которые приводят или могут привести
к искам в отношении общества, контролирующего акционера или руководителей относительно
решений, которые они принимают, досрочному прекращению полномочий органов управления,
существенному изменению в составе акционеров» [14].
А. Данельян
определяет корпоративный конфликт как «спор, который рождается и развивается внутри
корпорации» [15].
В свою очередь,
А. Осипенко придерживается мнения, что корпоративный конфликт всегда имеет форму
вызова, публичного декларирования намерений достичь реализации своих прав [16].
По мнению
В. Холод и Л. Резниковой, корпоративными конфликтами в акционерных обществах называют
существенные разногласия между акционерами общества и самим обществом в лице органов
управления и должностных лиц, а также между акционерами общества по вопросам финансово-хозяйственной
деятельности, корпоративного управления обществом, вызванные разным пониманием акционерами
и должностными лицами общества отдельных положений корпоративного законодательства
России [17]. Также заслуживает внимания определение корпоративного конфликта в Кодексе
корпоративного поведения. Там сказано, что «любое разногласие или спор между органами
общества и его акционерами, возникших в связи с участием акционера в обществе, либо
разногласия или спор между акционерами, если это затрагивает интересы общества,
по сути, является корпоративным конфликтом, поскольку касается или может касаться
отношений в обществе» [18].
В результате
анализа вышеуказанных определений понятия «корпоративный конфликт» можно сделать
вывод, что большинство ученых придерживаются мнения, что корпоративные конфликты
возможны только между акционерами или акционерами и менеджерами акционерного общества,
тогда как существуют другие субъекты корпоративных отношений, которые прямо или
косвенно осуществляют управления субъектом хозяйствования. К ним относятся следующие:
1) кредиторы
акционерного общества;
2) государственные
органы;
3) работники
акционерного общества;
4) партнеры
компании (поставщики, покупатели и т. д);
5) депозитарии,
консалтинговые фирмы.