Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Короткометражные художественные фильмы как средство развития навыков говорения на уроке русского языка как иностранного
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………3
— 7
Глава I. Теоретические основы
обучения говорению на уроке русского языка как иностранного посредством
короткометражных художественных фильмов» ……………………………………………….8 — 33
1.1. Говорение
как вид речевой деятельности» ……..………………………8- 15
1.2. Видео
как средство развития навыков говорения на уроке русского языка как
иностранного……………………………………………………………15 — 32
ВЫВОДЫ по I главе
………………………. .…………………………….32 — 33
Глава II. Экспериментальная работа
по обучению говорению на уроке РКИ………………………………………………………………………….34 — 56
2.1.
Методика работы с короткометражными фильмами при обучении говорения на уроках
РКИ………………………………………………………34 — 40
2.2. Система упражнений и заданий в методике
преподавания русского языка как иностранного…………………………………………………………….40 — 55
ВЫВОДЫ по II
главе………………………..……………………………………..56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..57 — 58
Список использованной литературы…………………………………….59 — 70
Введение:
Актуальность темы
исследования. Современному обществу, которое
развивается и заботится о будущем подрастающего поколения, необходимо осознать
колоссальные возможности, привнесенные новыми информационными технологиями,
научиться их грамотно применять в образовательном процессе.
Поскольку современной
тенденцией образования является личностно-ориентированное обучение, компетентности
и проблемный подходы, в центре которых – личность ученика, то главная задача
учителя заключается в выборе тех средств обучения говорению, которые позволяют
индивидуализировать и оптимизировать учебный процесс, раскрыть потенциал
каждого школьника. Таким образом, становится понятным актуальность применения в
учебном процессе, в частности на уроках русского языка как иностранного
мультимедийных средств в целом и видео материалов в частности, активизирующих
познавательную деятельность ученика в процессе формирования навыков говорения.
Проблеме формирования
навыков говорения у младших школьников как компонента коммуникативной
компетенции посвящено большое количество исследований. Поиском эффективных
технологий обучения иностранному языку занимались Э. Берн, Л. Выготский, В.
Гатальская, И. Зимняя, Г. Роджерс, Т. Сахарова и др.
Современные исследования
ученых А. Бигич, Н. Гальсковой, А. Котенко, А. Негневицкой, В. Редько, Ю.
Федусенко и других свидетельствуют о широких возможностях и успешном
использовании различных технологий и средств обучения при формировании ключевых
компетенций учащихся.
Проблеме использования
мультимедийных средств в обучении иностранному языку посвящены исследования
многих ученых. Научное обоснование эффективности учебного процесса с
использованием мультимедийных средств предложено в работах В. Евдокимова, И.
Захаровой, Н. Ищук, Л. Коношевского, Д. Матроса, Т. Пискуновой, А.
Спиваковского. Психологические основы использования мультимедийных средств
обучения отражены в трудах И. Демакова, В. Ляудис, Н. Талызина, А. Тихомирова.
Использование мультимедийных технологий в обучении раскрывали в научных трудах
Ю. Галлон, В. Ляудис, Е. Носенко, А. Суховирский, А. Шиман, M.
Collins, A. Thompson и др.
Влияние видео материалов
и, в частности, короткометражных художественных фильмов, на личность ученика во
время воспитания и обучения изучали Л. Козырева, Н. Маркова, А. Немирич,
А. Петрунько, В. Яковлев и др. Стоит отметить, что сегодня приобретено
определенный практический опыт использования мультимедиа при обучении
иностранному языку (Ю. Громова, И. Муралов, Л. Югова и др.), который
свидетельствует о неуклонном интересе педагогов-практиков к поиску путей
эффективного использования мультимедиа в целом и короткометражных
художественных фильмов, в частности.
О. Арапова,
Н. Благоевич, М. Ефремева и др. рассматривали особенности
использования видеофильмов и мультфильмов на уроках русского языка как
иностранного.
Однако проведенный анализ
научной литературы показал, что проблема использования видеоматериалов именно
на уроках русского языка как иностранного в процессе развития навыков говорения
не исследована достаточно и требует дальнейшей разработки.
В глобализированном
обществе русский язык признан языком международного общения. Современное
сообщество все больше ориентируется на «свободное развитие человека», самостоятельность,
творческую инициативу, языковую мобильность, что требует на достаточном уровне
развитых навыков говорения. Прежде всего, это приводит к раннему школьному
обучению иностранному языку. Таким образом, основной целью обучения иностранным
языкам является формирование иноязычных умений учащихся, развитие их навыков
говорения. Благодаря успешной реализации этой цели закладываются основы
иноязычного говорения, учащийся имеет возможность комфортно адаптироваться в
поликультурной среде и подготовиться к дальнейшему активному межкультурному
взаимодействию в различных сферах человеческой жизни. Однако из-за отсутствия
естественной мотивации ученика к изучению иностранного языка этот процесс
является чрезвычайно проблемным. Поэтому учитель должен уметь использовать и
удачно подбирать современные методы, приемы и средства обучения, способствующие
формированию основных источников активности школьников – мотивации, желания и
интереса к изучению языка, то есть влиять на их эмоционально-чувственную сферу.
Но для этого важно знать и учитывать психофизиологические и индивидуальные
особенности учащихся, их жизненный и общекультурный опыт при подборе учебного
материала. Именно поэтому целесообразным является использование
короткометражных художественных фильмов на уроках русского языка как
иностранного. Этим и обусловлена актуальность данного исследования.
Заключение:
В данной работе была
раскрыта сущность говорения как вида речевой деятельности. В результате решения
данной задачи было установлено, что говорение, регулирующее речевое поведение,
– это одно из самых необходимых условий формирования человека как личности,
продукт социального взаимодействия.
Трактовка понятия
говорения является «двополюсной»:
1) говорение является
деятельностью говорящего, который осуществляет взаимодействие с другими членами
определенного языкового коллектива посредством языка; это использование
различных средств языка с целью передачи сложного содержания, включая, помимо
собственно информации, обращения к слушателю, побуждение к действию
(определенного ответа) и т.д.;
2) говорение является
образованием звуковой речи, которая также предусматривает слуховое восприятие
обучающимся звучащей речи, при этом огромная роль отводится слуховому контролю.
Говорящий создает высказывание, которое рассчитано на восприятие его адресатом
– слушателем, реакцию и обратную связь (ответ словом или поступком).
Рассмотрено видео как
средство развития навыков говорения на уроке русского языка как иностранного. В
результате решения данной задачи мы пришли к выводу, что использование
короткометражных фильмов в процессе изучения русского языка как иностранного в
целом, а также с целью развития навыков говорения учащихся, создает
благоприятную почву для развития их коммуникативных умений, обеспечивает их
активность и личную заинтересованность в уроке русского языка как иностранного.
Эффективность применения
видеоматериалов на уроках РКИ связана с тем, что они реализуют различные
функции, представляют собой образцы реальной речи, обеспечивают настоящий
взгляд на культуру, дают учащимся опосредованную практику общения в иноязычной
среде, мотивируют их. Также в видеоматериалах содержится визуальная информация
о месте событий, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в
конкретной ситуации, часто обусловленных спецификой возраста, пола и
психологическими особенностями..
На формирующем этапе
исследования была разработана система упражнений для развития навыков говорения
на основе русских короткометражных фильмов «Не мой», «По пути», «Урок экологии»
и «8» (реж. Анна Меликян).
Короткометражные
фильмы – это речевые образы, которые в силу своих особенностей являются
дидактическим материалом, который представляет собой предмет наблюдения,
исследования, важное средство решения учебных задач, что обусловлено тем, что
такие видеоматериалы – это искусство слова, высшая форма национальной языковой
культуры.
Фрагмент текста работы:
Говорение как вид речевой деятельности
Свободное владение
иностранным языком предусматривает совершенное усвоение общепринятых четырех
видов речевой деятельности: слушание (аудирование), говорение, чтение, письмо.
Так, иностранец способен понимать чужие мысли, передавать собственные, соблюдая
нормы речи, свободно читать, грамотно писать, используя язык в разных сферах –
коммуникативно-общественной, общественно-производственной (учебной,
переводной), познавательной деятельности, следовательно, в совершенстве владеет
и производительными (говорение, письмо) и рецептивными (слушание, чтение)
видами речевой деятельности.
При обучении иностранному
языку работа над обучением говорению осуществляется в течении всего периода
обучения. При этом педагог должен помнить, что виды речевой деятельности тесно
связаны между собой, например, чтение и говорение. Читая текст, учащийся
обращает внимание не только на сам текст, но и проговаривает его про себя,
срабатывает механизм внутреннего проговаривания, что значительно способствует
развитию навыков говорения. Также помогает обучению говорению письмо
посредством закрепления в памяти учащихся лексического и грамматического строя.
Также письмо взаимосвязано с чтением. Так как чтение способствует обогащению
лексического запаса говорящего, тем самым делая его речь краше и грамотнее,
следовательно, кто много читает, тот лучше пишет. Кроме этого, декодировать написанный текст мы
можем только с помощью чтения. Взаимосвязаны между собой аудирование и
говорение, так как аудирование составляет основу диалогической речи. Оно
формирует знание ответа на вопрос, адекватную реакцию и правильное понимание
услышанного.
На разных этапах обучения
доминирует один определенный вид речевой деятельность, что обусловливается
требованиями интенсификации учебного процесса. Механизму становления одного из
видов речевой деятельности подчинена вся система работы на определенном этапе.
На начальном этапе это – говорение, на среднем – аудирование, на продвинутом –
чтение, на старшем – письмо.
Понятие говорения
многими исследователями описывается неоднозначно. Так, описывая сущность
данного понятия с точки зрения философии А.М. Мухачева[1]и
Д.Д. Арыпбекова[2] называют
говорение средством, используемым человеком для достижения определенных целей;
по мнению Л. Озадовской говорение представляется в качестве доступа к
«Другому», обладающему неповторимым внутренним миром[3];
И. Невлева, М. Попович под говорение понимают иллокутивный акт,
который способствует созданию ситуации взаимопонимания[4].
Таким образом, в
контексте философской трактовки понятия говорения делаем вывод, что говорение
представляет собой условие человеческого бытия, поскольку оно возможно только в
бытие с другим человеком.
Социальный аспект рассмотрения говорения предполагает
понимание данного понятия в качестве социально обусловленного вида человеческой
деятельности; в качестве процесса передачи информации в ходе коммуникативного
акта посредством использования коммуникативных средств; кроме этого, говорение
является потребностью человека (духовной, социальной, ментальной,
коммуникативной), необходимой для полноценной жизни в целях взаимодействия и
общения, социальных преобразований[5]. [1] Мухачева А.М. Интенсивный метод обучения русскому языку как
иностранному // Молодой ученый. – 2010. – №6. – С. 215-220. [2] Арыпбекова Д.Д. Формирование ключевых компетенций студентов
на занятиях по русскому языку // Молодой ученый. – 2016. – №20.1. – С. 3-6. [3] Озадовская Л. Язык в контексте диалога // Философская
мысль. – 2004. – № 3. – С. 22-31. [4] Невлева И.М. Философия: Учебное пособие. – Х.: Консум,
2011. – 432 с. [5] Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М.: Междунар. ун-т
бизнеса и управления, 1997. – 304 с.