Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Копинг-стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций у школьника- спортсмена.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМАМ КОПИНГА И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ.. 6
1.1. Сущность
понятия «трудная жизненная ситуация». 6
1.2.
Особенности копинг-стратегий. 12
1.3.
Классификация копинг-стратегий. 25
1.4.
Спортивные соревнования как источник психического стресса. 29
ГЛАВА 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ.. 39
2.1. Цели,
задачи и организация исследования. 39
2.2. Описание
результатов. 41
2.3.
Сравнительный анализ копинг-стратегий у спортсменов-старшеклассников 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54
Введение:
Актуальность. В современных
научных исследованиях большое внимание уделяется проблеме трудных жизненных
ситуаций. Причинами такого интереса становятся социально- экономические
изменения, которые влекут за собой увеличение количества сложностей в жизни
людей, при одновременном снижении стрессоустойчивости и преобладания неконструктивных стратегий поведения в трудных
жизненных ситуациях.
Трудную жизненную ситуацию
можно охарактеризовать как несоответствие того, что человек хочет (сделать,
достичь и т.п.), и того, что он может в условиях конкретных обстоятельств и
имеющихся у него возможностей. Такая разница мешает воплотить поставленную цель
в жизнь, а значит, становится причиной негативных эмоций, выступающих в
качестве важного индикатора трудности той или иной ситуации для индивида.
Развитие человека
предполагает познание и освоение окружающего мира, что позволяет накапливать и
расширять жизненный опыт индивида. На этом пути индивид сталкивается с чем-то
новым, неизвестным, неожиданным. Постоянное испытание личных возможностей и
способностей не всегда заканчивается успехом и нередко становится причиной
разочарования. Трудная жизненная ситуация нарушает привычный ход событий, деятельности,
отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт,
что нередко становится причиной неблагоприятных последствий для развития
личности.
Трудную жизненную
ситуацию можно преодолеть определенными способами, также возможно применение
определенных стратегий поведений, сформированные с учетом имеющихся проблем,
имеющегося опыта и установок на мир и других людей.
Вопросы изучения
психологии стресса, копинг-стратегий в стрессовых ситуациях и методов
профилактики стресса занимались такие ученые как Бодров В.А., Борисова Е.М.,
Водопьянова Н.Е., Демин А.Н., Дикая Л.Г., Кузнецова А.С., Леонова А.Б.,
Логинова Г.П., Лебедев И.Б., Мотовилина И.А., Постылякова Ю.В., Старченкова
Е.С.
Объект
исследования – адаптация человека к трудной жизненной
ситуации как процесс.
Предмет
исследования – копинг-стратегии преодоления трудных жизненных
ситуаций, возникающих в спортивной деятельности у спортсменов-старшеклассников
и младших школьников.
Цель исследования – сравнить копинг-стратегии
преодоления трудных жизненных ситуаций у спортсменов-старшеклассников и
спортсменов младших классов.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что
изучение копинг-стратегий у спортсменов разных возрастных групп позволит выявить
закономерности формирования эффективного поведения в напряженных ситуациях,
если будут учитываться возрастные предпочтения и страхи.
Задачи
исследования:
1. Провести анализ психологической литературы
по проблемам адаптации человека к трудным жизненным ситуациям.
2. Описать особенности копинга у спортсменов.
3. Выявить конструктивные копинг-стратегии у
спортсменов и особенности их формирования.
4. Провести эмпирическое изучение
копинг-стратегий и юных спортсменов и спортсменов старшеклассников.
5. Разработать практические рекомендации для
формирования конструктивных копинг-стратегий.
Методы исследования:
1. теоретические – анализ, синтез, обобщение,
моделирование, методы математической статистики;
2. эмпирические – нестандартизированное
наблюдение, анализㅤ
биографических данных, опрос, методика диагностики стратегий импунитивного
поведения в конфликтных ситуациях (Н. П. Фетискин, В. В.Козлов, Г. М.
Мануйлов), методика Г.Айзенка «Психические состояния», Шкала личностной
тревожности Ч. Д. Спилбергера.
База исследования: МБОУ СОШ № 6 г.
Морозовска, Ростовской области.
Практическая значимость исследования заключается
в том, что применение соответствующих копинг-стратегий является важной составляющей
частью реализации успеха в спортивной деятельности школьников и влечет за собой
повышение уровня психологической устойчивости к трудным жизненным ситуациям.
Достоверность полученных результатов определяется
обоснованностью исходных теоретических, методических позиций, соответствием
цели, задач работы; использованием современных методов исследования; внедрением
полученных результатов в практику работы МБОУ СОШ № 6.
Структура
и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит
из введения; двух глав; заключения, списка использованной литературы и
источников.
Заключение:
Наше исследование было
направлено на изучение психологических особенностей копинг-стратегий у
занимающихся спортом младших школьников и старшеклассников.
Процессы преодоления
человеком тяжелых жизненных ситуаций определяются в психологической науке как
«совладающее» поведение, или копинг, основная функция которого – приспособление
к требованиям ситуации. Исследование такого поведения призвано выявить
закономерности формирования эффективного поведения в напряженных ситуациях, с
цель оказания практической помощи.
Цель работы – сравнить
копинг-стратегии преодоления трудны жизненных ситуаций у спортсменов
старшеклассников и младших школьников.
В ходе решения
исследовательских задач были проанализированы понятия «трудная жизненная
ситуация», «психологический стресс», «копинг».
Анализ психологической
литературы показывает, что, когда человек попадает в кризисную ситуацию, у него
формируется определенное отношение к ней в зависимости от степени значимости и
интенсивности воздействия.
Ведущими характеристиками
кризисной ситуации являются: а) психическая напряженность, б) значимые
переживания как особая внутренняя работа по преодолению жизненных событий или
травм, в) изменение самооценки и мотивации, а также выраженная потребность в их
коррекции и в психологической поддержке извне.
В ходе решения второй
задачи исследования, были описаны особенности копинга у спортсменов. Выявлено,
что у успешных спортсменов преобладают преодолевающие и адаптивные стратегии
копинга, а у неуспешных – стратегии избегания. Авторами указываются следующие
наиболее конструктивные копинг-стратегии у спортсменов: а) выражение чувств; б) замещающая деятельность; в)
разрядка; г) фантазия; д) сдерживание;
е) отстранение; ё) юмор;
ж) оценка ценностей и самоизменение. А для формирования конструктивных
стратегий важным моментом является опережающая и развивающая работа тренера со
спортсменами. Для формирования конструктивных стратегий необходимо
ориентироваться на перспективы развития спортсмена, учитывать индивидуальные
особенности.
Поэтому специфика
конкретных задач и формы проведения работы по развитию зависят от тех условий,
в которых она проводится и оказывает значимое влияние на формирование
конструктивных копинг-стратегий и снижение доли неконструктивных, что
способствует успешной адаптации данных спортсменов к стрессу неудачи в
соревновательной деятельности. В этом мы видим решение третьей задачи
исследования.
В ходе эмпирического
изучения копинг-стратегий (четвертая задача
исследования) юных спортсменов и старшеклассников (n=80) было
установлено следующее.
1) У семиклассников,
занимающихся спортом, преобладает преодолевающий копинг. Для
11-классников-спортсменов характерной особенностью является затрудненность
адаптации к новым условиям спортивной деятельности (ригидность). Можно сказать,
что используемые
спортсменами 2 группы
копинг-стратегии, скорее, дезадаптивны (высокая
корреляция ригидности и
фрустрации).
2) В группах спортсменов
(младших школьников и старшеклассников) были выявлены наиболее типичные
стрессовые ситуации. Оказалось, что их содержание примерно одинаковое. При этом
можно отметить, как наиболее частую ситуацию – несправедливое судейство, страх
проиграть. Среди новых возможностей стоит отметить приглашение на соревнования
и приглашение друзей заниматься в спортивной секции. Таким образом, тренеру
важно быть готовым оказать психологическую поддержку юным спортсменам, продумав
стратегию поведения в указанных ситуациях.
3) Наиболее часто
используемые копинг-стратегии у младших школьников спортсменов: приобретение
силы, позитивное мышление, фантазия, рациональные действия, самоизменение. Эти
стратегии можно назвать, скорее выжидательными, в то же время, учитывая
небольшой опыт участия в соревновательной деятельности, возможно, что такой
способ поведения – это своеобразное накопление опыта.
4) Наиболее
распространенные стратегии у старшеклассников-спортсменов – рациональные
действия, позитивное мышление, самоизменение, поиск помощи, а также юмор и
контроль эмоций. В целом можно сказать, что копинг старшеклассников ориентирован
на действия, т.е. на активные стратегии, позволяющие изменить ситуацию (поиск
помощи, рациональные действия) или отношение к ней (позитивное мышление, юмор).
5) Сравнение содержания
копинг-стратегий у младших школьников и старшеклассников, занимающихся спортом,
показывает:
а) важность стратегии,
самоизменения и юмора для спортсменов старших классов;
б) приоритет
копинг-стратегий: приобретение силы и фантазия у спортсменов младших классов.
В целом, можно сказать,
исходя из полученных нами данных, что применение соответствующих
копинг-стратегий является важной психологической составляющей для реализации
успеха в деятельности.
На основании проведенного
исследования были разработаны рекомендации по развитию копинг-стратегий
учащихся младших классов и старшеклассников. Таким образом, решена и пятая
задача.
Итак,
цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМАМ КОПИНГА И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ 1.1. Сущность понятия «трудная
жизненная ситуация» В рамках социально-психологического подхода, жизненные ситуации рассматриваются
в качестве совокупности значимых для человека событий и связанных с ними
потребностей, ценностей и представлений, которые определяют их поведение и
мировоззрение в конкретный период жизненного цикла.
Жизненные ситуации делятся на две большие группы:
— устоявшиеся (нормальные);
— трудные (проблемные).
Трудная жизненная ситуация представляет собой ситуацию, в которой
объективно нарушаются социальные связи человека с окружением и условия
нормальной жизнедеятельности. Ситуация начинает восприниматься человеком субъективно, как сложная, в
результате чего он нуждаются в поддержке.
Н.Г. Осуховой [8] трудная жизненная ситуация определяется как ситуация, в
которой в результате внешних воздействий внутренних изменений происходят
нарушения адаптации человека к жизни, что препятствует удовлетворению основных
жизненных потребностей посредством привычных моделей поведения.
В научной литературе трудные жизненные ситуации классифицируют по разным
основаниям, например, по следующим особенностям восприятия:
— степень включенности – невключенности;
— уровень сложности: простая-сложная;
— проявляется активность – не проявляется
активность;
— приятная – неприятная;
— дружеская – враждебная;
— случайная – регулярная;
— формальная – неформальная и т.д.
В работе К. Муздыбаева [6] трудные жизненные ситуации различаются по следующим
критериям:
— интенсивность;