Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Методика обучении биологии

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Контроль и оценка логических УУД при обучении разделу «Общая биология»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы обеспечения контроля и оценки логических УУД при обучении разделу «Общая биология» 6

1.1. Понятие и виды логических УУД 6

1.2. Особенности контроля и оценки УУД в процессе обучения 12

1.3. Специфика контроля и оценки логических УУД при обучении разделу «Общая биология» 20

Глава 2. Методическая система обеспечения контроля и оценки логических УУД при обучении разделу «Общая биология» 27

2.1. Диагностика уровня сформированности логических УУД 27

2.2. Методические рекомендации по обеспечению контроля и оценки логических УУД при обучении разделу «Общая биология» 39

Заключение 47

Список литературы 49

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время современное образование нацелено на достижение тех целей, которые помогут каждому школьнику сформировать необходимые знания и умения для обычной жизни. Цели сегодняшнего обучения заложены в требованиях ФГОС. В соответствии с этим в настоящее время для каждого обучающегося важно научиться получать для себя знания самостоятельно на основе анализа существующей информации. Основу таких действий составляют универсальные учебные действия (УУД). Одним из видов данных действий являются логические УУД.

Воспитание и образование современного поколения является актуальным для современного общества. Грамотные и логически мыслящие люди являются основой развития науки в современном быстро развивающемся мире. Поэтому формирование логических УУД учащихся является действительно актуальным сегодня.

Оценка знаний и умений, а также УУД является неотъемлемым элементом образовательного процесса. За счет оценивания знаний и умений учащихся формируется своеобразная обратная связь между ними и педагогом. Благодаря оцениванию и контролю каждый педагог может видеть результаты своей работы и оценивать эффективность методики обучения.

В период обучения в школе ученики развивают различные логические операции и действия. Для педагога важно предлагать ученикам такие задания для контроля и оценки, которые будут способствовать формированию у школьников операций сравнения, анализа, систематизации, обобщения, классификации, а также будут помогать определять различные причинно-следственные связи, делать выводы, представлять свои суждения. По итогу учащийся должен научиться самостоятельно получать новые знания, самостоятельно решать разные задачи и проблемы.

В психолого-педагогических исследованиях к настоящему моменту накоплен большой объем материала о формировании логических УУД и логического мышления у обучающихся. Так, мышление учащихся рассматривалось в исследованиях таких авторов как: П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и многих других.

Контроль и оценка логических УУД учащихся позволит своевременно скорректировать учебный процесс и определить необходимые методические средства для дальнейшего обучения. Традиционные оценки, измеряющие уровень знаний, на сегодняшний день все более не эффективны для определения того, как ученики могут находить взаимосвязи между идеями, решать определенные проблемы и преодолевать проблемы личностного роста. Новые подходы к оценке и контролю логических УУД на основе современных интерактивных технологий и ИКТ являются наиболее продуктивными.

Идея совершенствования универсальных учебных действий базируется на основе системно-деятельностного подхода (А. Г. Асмолов, В. В. Давыдов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин).

Процесс формирования логических УУД рассматривался в работах различных педагогов и методистов, таких как И.Г. Широкова, Е.В. Веселовская, А.А. Сыромятников, А.В. Марина, А.А. Столяр, К.А. Линд, Е.Е. Останина и др.

Изучение логических УУД, а также процесса их развития и формирования в диссертационных исследованиях представлено у таких авторов как Е.С. Квитко, Е.А. Пустовит, Н.Н. Солодухина, Т.А. Егорова, О.В. Закаблук, Л.А. Трофимова и т.д.

Несмотря на большой объем исследований в рассматриваемой области в настоящее время не определены эффективные способы и средства контроля и оценки логических УУД учащихся на уроках биологии. Исходя из того, что не определены данные способы и средства, то это может негативно сказать на результатах обучения биологии.

Проблема исследования: каковы методические особенности контроля и оценки логических УУД при обучении разделу «Общая биология».

Объект исследования: логические УУД при обучении разделу «Общая биология».

Предмет исследования: процесс контроля и оценки логических УУД при обучении разделу «Общая биология».

Цель исследования: теоретически изучить особенности обеспечения контроля и оценки логических УУД при обучении разделу «Общая биология», а также разработать методические рекомендации по обеспечению контроля и оценки логических УУД при обучении разделу «Общая биология».

Задачи исследования:

1. Изучить понятие и виды логических УУД.

2. Проанализировать особенности контроля и оценки УУД в процессе обучения.

3. Выявить специфику контроля и оценки логических УУД при обучении разделу «Общая биология».

4. Проанализировать результаты диагностики уровня сформированности логических УУД.

5. Разработать методические рекомендации по обеспечению контроля и оценки логических УУД при обучении разделу «Общая биология».

Методы исследования: анализ и синтез научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, систематизация, классификация, методы экспериментального исследования, качественный и количественный анализ результатов.

Структура работы. Данное исследование включает введение, две главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате исследования были получены следующие результаты и сделаны следующие выводы:

1. Был проведен анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы. Было определено, что в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов у учащихся важно формировать различные виды УУД, включая логические. Логические УУД включают различные операции, благодаря которым успешно развивается логическое мышление школьников. На основании ФГОС владение УУД относится к метапредметным результатам обучения. В соответствии с этим формировать и развивать УУД можно при обучении любой образовательной дисциплине. Благодаря формированию логических умений у школьников успешно развивается мышление и другие познавательные процессы. С целью успешного формирования логических УУД в образовательном процессе важно опираться на психолого-педагогические особенности учащихся, их способности и возможности, а также стоит учитывать специфику конкретного учебного материала.

2. Следует отметить, что в настоящее время в системе образования существуют различные виды и формы контроля и оценки знаний учащихся. Популярными формами контроля являются групповые, фронтальные и индивидуальные формы. В качестве оценивания знаний учащихся могут применяться тесты, устные опросы и письменные работы, домашние работы, контрольные работы и т.д. В настоящее время в системе образования активно используются интерактивные технологии. Одним из актуальных средств контроля и оценки знаний учащихся могут выступать интерактивные тесты. Школьники при выполнении тестов получают возможность самостоятельно проверить свои знания. Интерактивный контроль повышает интерес учащихся к изучению предмета.

3. Успешно сформированные логические УУД могут помочь обучающимся при обучении биологии успешно совершать различные интеллектуальные операции, к примеру, сравнение, проведение аналогий или построение различных классификаций предметов. Каждая операция, входящая в состав логического мышления и логических УУД тесным образом связана с каждой другой операцией. Адекватное развитие этих операций может быть проведено лишь в совокупности. Лишь обусловленное их развитие может способствовать формированию логического мышления в общем. Организованная и систематическая интеллектуальная работа учащихся способствует развитию интеллекта, развития познавательной деятельности школьника.

4. В данной работе представлены результаты опытного исследования. В данной опытной работе приняли участие учащиеся 10 класса в количестве 27 человек. В соответствии с анализом различных источников были определены показатели и критерии логических УУД учащихся, выбраны диагностические методики. Всего 15 учащихся (56%) находятся на среднем уровне, у 9 учащихся (33%) низкий уровень. Только 3 учащихся (11%) приходится на высокий уровень сформированности логических УУД.

5. Были составлены методические рекомендации по обеспечению контроля и оценки логических УУД при обучении разделу «Общая биология». Представлены результаты анкетирования педагогов. Составлены 2 конспекта уроков биологии для 10 класса. Уроки включали ИКТ, интерактивные тесты и технологии, игровые элементы, специальные приемы, позволяющие успешно оценивать логические УУД у учащихся.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЛОГИЧЕСКИХ УУД ПРИ ОБУЧЕНИИ РАЗДЕЛУ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»

1.1. Понятие и виды логических УУД

Для определения отдельно логических универсальных учебных действий (УУД) важно определить основное понятие «УУД» и рассмотреть его составляющие.

В настоящее время в области изучения УУД есть много различных исследований. Однако основополагающими исследованиями и работами в рассматриваемой области являются труды А.Г. Асмолова. С точки зрения автора, «УУД» можно рассматривать как «…умение субъекта саморазвиваться и самосовершенствоваться через сознательное и активное усвоение нового общественного опыта» [1].

В более узком смысле термин «УУД» характеризуется в качестве «совокупности действий учащегося, гарантирующих его культурную принадлежность, общественную компетентность, терпимость к чувствам другого, умение самостоятельно усваивать знания и умения, в том числе организацию данного процесса» [4].

Благодаря системе УУД у каждого школьника есть возможность получать знания самостоятельно, а также получить навыки учения, сформировать необходимые компетенции. В школьном обучении у обучающихся формируется вся система УУД, включающая их несколько видов. За счет этого школьники получают необходимые представления о том, как правильно нужно действовать в той или иной ситуации, также у учащихся повышаются предметные знания и умения, появляется высокая мотивация обучения.

В современных условиях обучения образовательный процесс, нацеленный на формирование УУД, позволяет сформировать у школьников необходимые им знания и умения для жизни в современном информационном обществе. При этом УУД обладают различными характеристиками, представим их на рисунке 1 [8].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы