Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Юриспруденция Конституционное право

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Конституционное правосудие: состояние и перспективы развития в Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретико-правовые
основы конституционного правосудия в Российской Федерации 6 1.1. Понятие и
сущность конституционного правосудия 6 1.2. Становление
конституционного правосудия в Российской Федерации 11 1.3. Зарубежный опыт
осуществления конституционного контроля 24 Глава 2. Конституционное
правосудие в Российской Федерации на современном этапе: проблемы и
перспективы 32 2.1. Конституционное
правосудие, осуществляемое Конституционным Судом Российской Федерации: общие
правила и особенности производства по отдельным категориям дел 32 2.2. Проблемы
осуществления конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации 54 2.3. Перспективные
направления развития конституционного правосудия в Российской Федерации 59 Заключение 66 Библиографический список 70

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. На фоне продолжающихся в стране
эволюционных изменений в судебной системе, что сопровождается также
конституционной реформой, совершенствуется судебная власть. Это находит
выражение в расширении видового состава судопроизводства, в укреплении гарантий
судебной системы. В этих условиях крайне актуально исследование проблем
функционирования судебной власти, что позволит повысить эффективность защиты
прав различных субъектов в России. Указанные момент напрямую касаются вопросов
функционирования довольно молодого правового института в нашей стране, каковым
является конституционное правосудие.

Не вызывает сомнения
огромная роль Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных
(уставных) судов субъектов России в обеспечении конституционного правопорядка,
защите основ конституционного строя России, обеспечении верховенства и прямого
действия Конституции РФ. Это подтверждает также анализ содержания нормативной
базы, а также практики деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Так, в 2020 г. Конституционным Судом Российской Федерации принято 50
постановлений  и 2321 определение.[1]  С 2016 года число таких актов увеличилось
более чем вдвое.

Одновременно  институт конституционного правосудия
претерпевает сегодня серьезные изменения. Их отправной точной стали поправки в Конституцию
Российской Федерации 2020 года.[2] Масштаб изменений,
касающихся всех аспектов функционирования российского органа конституционного
правосудия огромен. Но важно оценить не только объем новаций, но также дать
оценку их последствий и заложенного в них потенциала, определить возможные пути
дальнейшего развития  института
конституционного правосудия в нашей стране. Кардинальные изменения
затрагивают также институт конституционного правосудия на региональном уровне.
Причем тенденции его развития стали проявляться в субъектах Российской Федерации
гораздо раньше, что находило выражение в постепенном снижении числа конституционных
(уставных) судов, уменьшении их роли. Нормативно оформленное решение о
прекращении деятельности этих органов в субъектах Российской Федерации также
требует осмысления.[3]

Возникающий в связи с этим круг вопросов имеет существенное теоретическое
и практическое значение в русле развития России как демократического правового
государства.

Степень научной разработанности. К вопросам, связанным с функционированием
института конституционного правосудия обращались многие современные авторы, в
частности, такие ученые, как О.В. Брежнев, Н.В. Витрук, В.Н. Демидов,  Н.А. Митюков, Л.В. Лазарев, С.Э. Несмеянова и
др. Работы этих авторов легли в основу нашего исследования.

Объектом исследования выступают общественные отношения,
связанные с функционированием и реформированием института конституционного
правосудия в современной России.

Предметом исследования представлен правовыми нормами,
составляющими институт конституционного правосудия в России.

Цель исследования заключается в анализе современного
состояния конституционного правосудия в России, выявлении проблем его
функционирования и определении перспектив его развития.

Для достижения этой цели поставлены
следующие задачи:

Выявить
сущность и определить основные признаки конституционного правосудия. [1] Статистика по
решениям Конституционного Суда России в 2020 году. Официальный сайт
Конституционного Суда РФ. URL:URL: http://www.ksrf.ru/ru/Info/Maintenance/Informationks/Pages/ (дата обращения:
10.04 2021). [2]
Закон РФ о
поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании
регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной
власти" // Собрание законодательства РФ. 16.03.2020, N 11. Ст. 1416. [3] Федеральный конституционный закон от
08.12.2020 N 7-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные
законы" // Собрание законодательства РФ. 14.12.2020, N 50 (часть I). Ст. 8029

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие и
сущность конституционного правосудия

Конституция РФ
предусматривает осуществление судебной власти в России при помощи
конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства
(ч. 2 ст. 118)[1].
Среди этих видов судопроизводства особой спецификой наделено конституционное
правосудие. Термин «конституционное правосудие» относится к содержательной
стороне юрисдикционной деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
(далее – КС РФ) и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. При этом
конституционное правосудие имеет процессуальную форму — конституционное
судопроизводство.

Само по себе правосудие
выглядит как деятельность суда, порядок которой определен процессуальным
законодательством, и заключается в рассмотрении и разрешении конфликтов, в
основе которых — нарушением норм той или иной отрасли права.[2] Это в полной мере
относится к конституционному правосудию. Предметная область, в
рамках которой функционируют органы конституционного правосудия очерчена
рамками таких споров конституционного-правового характера, которые имеют вполне
определенную и единую целевую направленность. В общем смысле они ориентированы
на однозначное  соблюдение норм
российской Конституции всеми властными структурами. Решения по результатам
рассмотрения споров такого рода и предусматривают те или иные правовые
последствия.[3]

Конституционное
правосудие как вид судебной власти имеет ряд особенностей:[4]

· субъекты, реализующие его четко
ограничены, это специализированные судебные органы, их не связывают какие-либо отношения,
они не являются по отношению друг к другу инстанциями;

· рассматриваемые в рамках конституционного
правосудия конституционно-правовые конфликты также особенны.  В ходе их разрешения требуется установить
обстоятельства конституционного характера и уровня. Более того, такая
деятельность преследует цель охраны основ конституционного строя, прав личности,
верховенства Конституции РФ[5];

· органы конституционного правосудия
исследуют в процессе конституционного судопроизводства только вопросы права (они
связаны с конституционностью законов, других правовых актов);

· конституционное правосудие – это лишь
дополнительное правосудие экстренного характера, так как применяют его только в
ситуации, когда остальные средства судебной власти не  дали желаемого результата — восстановления
нарушенных прав не произошло;

· результат деятельности в рамках
конституционного правосудия — принятый акт суда окончателен, обязателен для
исполнения всеми,  значительно
воздействует на правотворчество  и т.д.

Это далеко не все признаки
конституционного правосудия, в науке можно встретить и иные из них. Например,
таковой считают особую процессуальную форму, специфическую нормативную основу, наивысшую
юридическую силу актов конституционного правосудия, которая аналогична юридической
силе Конституции.

Исходя из этого, и сами
принципы правосудия специфично реализуются в деятельности органов
конституционного правосудия.

Органом осуществления
конституционного правосудия в стране является Конституционный Суд России. Это судебный
орган конституционного контроля, который функционирует самостоятельно, не
находится в зависимости от иных органов власти, реализует свои функции при
помощи конституционного судопроизводства.[6] Конституционное правосудие
также осуществляют конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Их
формирование предусмотрено ч. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона «О
судебной системе РФ» (далее – ФКЗ о судебной системе).[7]

Конституционное
правосудие органично включено в систему   сдержек и противовесов,[8] образуемую реализацией
принципа разделения властей. Основной составной частью института конституционного
следует считать деятельность по реализации функции конституционного контроля. В
рамках такой работы ставится задача проверить нормативный акт содержательно,
найти в нем несоответствия Конституции РФ, обнаруженное несоответствие
устранить. [1]Конституция Российской Федерации
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) // на Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. [2]Права человека: Учебник для вузов /
Отв. ред. Е.А. Лукашева. — М., Норма, 2020. С. 62. [3]Большой
юридический словарь. 2012. https://slovar.cc/pravo/slovar/2466022.html. [4]Брежнев О.В. Принцип доступности
конституционного правосудия: содержание и гарантии // Актуальные проблемы
российского права. 2018. N 5. С. 58. [5] Брежнев О.В. О
некоторых тенденциях в развитии института конституционного правосудия в
субъектах Российской Федерации // Российская юстиция. 2017. N 7. С. 52 — 54. [6]
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О
Конституционном Суде Российской Федерации" (ред. от 09.11.2020) // Собрание
законодательства РФ. 25.07.1994, N 13. Ст. 1447. [7]Федеральный
конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О
судебной системе Российской Федерации" //Собрание законодательства РФ. 06.01.1997,
N 1. Ст. 1. [8]
Магомедова П.Х. Конституционное правосудие в Российской Федерации: вопросы
становления и развития // Вестник Дагестанского государственного университета.
2005. Вып. 2. С. 33.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие и
сущность конституционного правосудия

Конституция РФ
предусматривает осуществление судебной власти в России при помощи
конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства
(ч. 2 ст. 118)[1].
Среди этих видов судопроизводства особой спецификой наделено конституционное
правосудие. Термин «конституционное правосудие» относится к содержательной
стороне юрисдикционной деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
(далее – КС РФ) и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. При этом
конституционное правосудие имеет процессуальную форму — конституционное
судопроизводство.

Само по себе правосудие
выглядит как деятельность суда, порядок которой определен процессуальным
законодательством, и заключается в рассмотрении и разрешении конфликтов, в
основе которых — нарушением норм той или иной отрасли права.[2] Это в полной мере
относится к конституционному правосудию. Предметная область, в
рамках которой функционируют органы конституционного правосудия очерчена
рамками таких споров конституционного-правового характера, которые имеют вполне
определенную и единую целевую направленность. В общем смысле они ориентированы
на однозначное  соблюдение норм
российской Конституции всеми властными структурами. Решения по результатам
рассмотрения споров такого рода и предусматривают те или иные правовые
последствия.[3]

Конституционное
правосудие как вид судебной власти имеет ряд особенностей:[4]

· субъекты, реализующие его четко
ограничены, это специализированные судебные органы, их не связывают какие-либо отношения,
они не являются по отношению друг к другу инстанциями;

· рассматриваемые в рамках конституционного
правосудия конституционно-правовые конфликты также особенны.  В ходе их разрешения требуется установить
обстоятельства конституционного характера и уровня. Более того, такая
деятельность преследует цель охраны основ конституционного строя, прав личности,
верховенства Конституции РФ[5];

· органы конституционного правосудия
исследуют в процессе конституционного судопроизводства только вопросы права (они
связаны с конституционностью законов, других правовых актов);

· конституционное правосудие – это лишь
дополнительное правосудие экстренного характера, так как применяют его только в
ситуации, когда остальные средства судебной власти не  дали желаемого результата — восстановления
нарушенных прав не произошло;

· результат деятельности в рамках
конституционного правосудия — принятый акт суда окончателен, обязателен для
исполнения всеми,  значительно
воздействует на правотворчество  и т.д.

Это далеко не все признаки
конституционного правосудия, в науке можно встретить и иные из них. Например,
таковой считают особую процессуальную форму, специфическую нормативную основу, наивысшую
юридическую силу актов конституционного правосудия, которая аналогична юридической
силе Конституции.

Исходя из этого, и сами
принципы правосудия специфично реализуются в деятельности органов
конституционного правосудия.

Органом осуществления
конституционного правосудия в стране является Конституционный Суд России. Это судебный
орган конституционного контроля, который функционирует самостоятельно, не
находится в зависимости от иных органов власти, реализует свои функции при
помощи конституционного судопроизводства.[6] Конституционное правосудие
также осуществляют конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Их
формирование предусмотрено ч. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона «О
судебной системе РФ» (далее – ФКЗ о судебной системе).[7]

Конституционное
правосудие органично включено в систему   сдержек и противовесов,[8] образуемую реализацией
принципа разделения властей. Основной составной частью института конституционного
следует считать деятельность по реализации функции конституционного контроля. В
рамках такой работы ставится задача проверить нормативный акт содержательно,
найти в нем несоответствия Конституции РФ, обнаруженное несоответствие
устранить. [1]Конституция Российской Федерации
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) // на Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. [2]Права человека: Учебник для вузов /
Отв. ред. Е.А. Лукашева. — М., Норма, 2020. С. 62. [3]Большой
юридический словарь. 2012. https://slovar.cc/pravo/slovar/2466022.html. [4]Брежнев О.В. Принцип доступности
конституционного правосудия: содержание и гарантии // Актуальные проблемы
российского права. 2018. N 5. С. 58. [5] Брежнев О.В. О
некоторых тенденциях в развитии института конституционного правосудия в
субъектах Российской Федерации // Российская юстиция. 2017. N 7. С. 52 — 54. [6]
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О
Конституционном Суде Российской Федерации" (ред. от 09.11.2020) // Собрание
законодательства РФ. 25.07.1994, N 13. Ст. 1447. [7]Федеральный
конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О
судебной системе Российской Федерации" //Собрание законодательства РФ. 06.01.1997,
N 1. Ст. 1. [8]
Магомедова П.Х. Конституционное правосудие в Российской Федерации: вопросы
становления и развития // Вестник Дагестанского государственного университета.
2005. Вып. 2. С. 33.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы