Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Естественные науки География

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Конкурентоспособность санаторно-курортных предприятий (на примере санатория Таврия)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Раздел
1. Теоретические основы изучения конкурентоспособности санаторно-курортных
предприятий. 6

1.1.
Понятие и факторы конкурентоспособности туристских предприятий. 6

1.2.
Рынок санаторно-курортных услуг как субъект туристского рынка. 13

1.3.
Особенности обеспечения конкурентоспособности санаторно-курортных предприятий. 19

Раздел
2. Оценка конкурентоспособности санатория «Таврия» г. Евпатория. 28

2.1.
Общая характеристика состояния санаторно-курортной отрасли в Крыму. 28

2.2.
Организационно-экономическая характеристика санатория «Таврия». 36

2.3.
Оценка конкурентной среды и конкурентоспособности санаторно-курортного
комплекса. 42

Раздел
3. Мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности санатория «Таврия» г.
Евпатория. 50

3.1.
Рекомендации по расширению ассортимента услуг санаторно-курортного предприятия. 50

3.2.
Направления повышения качества обслуживания в санатории. 54

Заключение. 60

Список
использованных источников. 64

Приложения. 70

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования. Ни одна экономическая система не функционирует в вакууме, она
находится в сильно дифференцированной среде, которая включает все силы и
институты, с которыми организация сталкивается в процессе ведения хозяйства.
Внешняя среда никогда не бывает стабильной, поэтому каждое предприятие должно
соответствующим образом реагировать на изменения, которые происходят, чтобы
оставаться конкурентоспособным.

В последнее время в связи с усилением конкуренции, а также
резким ускорением процессов изменений во внешней среде, все больше внимания
вопросам обеспечения конкурентоспособности уделяют предприятия
санаторно-курортной сферы.

Отрасль гостеприимства и санаторно-курортных услуг относится
к сервисным видам деятельности, поскольку основным ее продуктом выступает
услуга. Исходя из этого, именно ассортимент, цена и качество услуг являются
основными факторами, которые и определяют конкурентоспособность каждого
отдельно взятого санаторно-курортного предприятия.

Для эффективного управления конкурентоспособностью
организаций данной сферы важно понимать основные механизмы формирования спроса
на санаторно-курортные услуги, оценивать конкурентоспособность предприятий на
рынке, выявлять проблемы конкурентоспособности и пути их решения. Все
вышесказанное и определяет актуальность темы данного исследования.

Объектом исследования
является конкурентоспособность санаторно-курортных организаций.

Предметом
исследования в работе являются показатели конкурентоспособности санатория
«Таврия» г. Евпатория.

Целью исследования
в данной работе стало изучение теоретических, методологических и практических
аспектов обеспечения конкурентоспособности предприятий санаторно-курортной
сферы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Под конкурентоспособностью понимают относительную
характеристику, которая отражает отличие показателей развития определенного
предприятия по сравнению с предприятиями-конкурентами. Особенности формирования
конкурентоспособности в туризме и санаторно-курортной отрасли связаны, прежде
всего, с тем, что товаром на данном рынке выступает услуга – неосязаемая,
несохраняемая. Качество ее предоставления можно оценить уже только в процессе и
после ее предоставления. Поэтому особенно важными критериями услуг на данном
рынке для потребителей выступают ассортимент услуг, а также их ценовые
характеристики.

Санаторно-курортный комплекс выступает как сложная
совокупность комплекса услуг и обеспечивает их потребления отдыхающими. При
этом уровень конкурентоспособности санаторно-курортных предприятий оказывается
в определенных динамических условиях внешней и внутренней среды, поэтому
конкурентные преимущества не являются неизменной величиной, следовательно,
необходим постоянной и тщательный мониторинг системы сервисного сопровождения.
Конкурентными преимуществами будут обладать только те субъекты конкуренции,
которые смогут на равных бороться за потребителя с зарубежными аналогами, как
на внутреннем, так и внешнем рынках, где на первый план выдвигается качество
сервисного обслуживания.

Современный этап развития санаторно-курортной деятельности
требует внедрения в практику работы ряда новшеств, связанных как с расширением
количества дополнительных услуг в санаторно-курортных учреждениях, так и со
стандартизацией обслуживания отдыхающих, внедрением информационных технологий в
работу предприятий и т.д. Все это становится залогом повышения
конкурентоспособности санаторно-курортных учреждений.

Проведенный анализ показал, что для Республики Крым одним из
важных секторов экономики выступает туристический и рекреационный сектор. В
2020 и 2021 году в связи с пандемией коронавируса и карантинными ограничениями
туристическая отрасль Крыма значительно пострадала.

Для Республики Крым санаторно-курортный комплекс является
важным. Его особенностью является тесная зависимость от природно-климатических
факторов, природных рекреационных ресурсов (море, минеральные воды, грязи и
т.д.).

Санаторно-курортные организации в Крыму располагаются на
Южном берегу Крыма, западном и восточном побережьях. Важную роль в формировании
санаторно-курортного комплекса Республики играют санаторно-курортные
организации г. Евпатории. Одной из таких организаций выступает санаторий
«Таврия».

Данное санаторно-курортное учреждение имеет многопрофильную
специализацию, выгодное расположение. Структура управления ООО «Таврия» в целом
характерна для санаторно-курортных организаций. Ее особенностью является
выделение специальных лечебно-диагностических подразделений, работу которых
возглавляет главный врач.

В период 2017-2019 годов предприятие постоянно развивалось,
что нашло свое проявление в росте выручки компании. Так, в 2019 году она
достигла значения 175395 тыс. руб. Это на 67188 тыс. руб. или на 62,09% больше,
чем в 2017 году. Чистая прибыль ООО «Таврия» в 2019 году составила 41139 тыс.
руб. Это в 3 раза больше аналогичного показателя 2017 года, хотя и несколько
ниже уровня чистой прибыли в 2018 году.

Среди основных конкурентных преимуществ санатория «Таврия»
следует назвать наличие собственного большого парка, поскольку санаторий
расположен на территории 12 га, наличие собственной водо- и грязелечебницы,
бювета с минеральной водой в корпусе санатория, наличия в составе санатория
конференц-зала, соляной комнаты, крытого бассейна, предоставление широкого
ассортимента дополнительных услуг.

Санаторий «Таврия» на рынке санаторно-курортных услуг
конкурирует преимущественно с другими санаториями Евпатории для родителей с
детьми. Среди таких конкурентов нами выделены: санаторно-оздоровительный
комплекс «Империя», санаторий «Победа», ТОК «Евпатория», санаторий «Дружба»,
санаторий «Мечта», санаторий им. Н.К. Крупской, санаторий «Алмазный», санаторий
«Волна», санаторий «Гелиос», санаторий «Днепр», санаторий «Здравница».

На основании изучения ассортимента услуг ближайших
конкурентов-санаториев в г. Евпатории нами сделан вывод о том, что ближайшим
конкурентом санатория «Таврия» является санаторно-оздоровительный комплекс
«Империя». Путем изучения рейтингов от туристических компаний нами
установлено,  что в санатории «Таврия»
наблюдается несколько ниже уровень сервиса и удовлетворенность гостей питанием.
Но при этом и стоимость отдыха в санатории «Таврия» несколько ниже (в среднем
4100 руб.), чем у конкурента (4600 руб. в среднем).

Для санатория «Таврия» сегодня актуальной задачей является
расширение спектра потребителей основных лечебно-диагностических услуг на
категорию детей 5-6 лет. Это позволит повысить конкурентоспособность санатория,
поскольку именно с возраста 5 лет принимают гостей конкурентные
санаторно-курортные организации г.Евпатории. Также с целью улучшения
конкурентоспособности санатория важно расширить ассортимент анимационных услуг.
Для этого нами рекомендовано создание творческой мастерской для занятий с
детьми.

Исходя из результатов опроса гостей санатория, среди путей
улучшения конкурентоспособности санатория «Таврия» нами выделены: 1) установка
дополнительного оборудования на территории санатория (увеличение количества
скамеек вдоль прогулочных дорожек, увеличение количества урн вдоль прогулочных
дорожек, оборудование на территории санатория нескольких дополнительных
беседок); 2) повышение культуры обслуживания со стороны персонала
(периодическое участие персонала предприятия в социально-психологических
тренингах).

Приблизительные расчеты показали, что плановые затраты на
реализацию предложенных мероприятий составляют 880 тыс. руб. При этом
предложенные рекомендации эффективны и будут иметь не только положительное
влияние на отдыхающих санатория, но и на финансовые результаты деятельности
предприятия ООО «Таврия».

 

Фрагмент текста работы:

 

Раздел 1. Теоретические
основы изучения конкурентоспособности санаторно-курортных предприятий 1.1. Понятие и факторы
конкурентоспособности туристских предприятий Научный термин «конкурентоспособность» на современном этапе
используется для характеристики различных объектов, начиная с национальной
экономикой и заканчивая отдельным товаром (рисунок 1.1). Но все чаще понятие
конкурентоспособности употребляется при характеристике положения на рынке
отдельных предпринимательских структур. Рис.
1.1. Пирамида конкурентоспособности [22, с.43] В основе данного термина лежит понятие «конкуренция»,
научные основы которого были заложены Адамом Смитом еще в 1776 году в его
работе «Исследование о природе и причине богатства народов» [42]. Именно он считается автором обобщенной теории
конкуренции, которая объясняла механизм взаимоотношения компаний на товарных
рынках, а сегодня может быть эффективно использована для характеристики
механизма развития отдельных санаторно-курортных организаций.

Согласно теории конкуренции
А. Смита:


конкуренция
проявляется в форме соперничества;


главным принципом
конкуренции является принцип «невидимой руки», который находит выражение в
автоматическом равновесии механизма конкурентных отношений;


конкуренция
способствует оптимальному распределению ресурсов между конкурирующими субъектами;


основными
условиями эффективной конкуренции является наличие большого количества
субъектов на рынке ресурсов [42, с.320].

Согласно современным научным
взглядам конкуренция является фактором, обеспечивающим взаимодействие спроса и
предложения, уравновешивающим рыночные цены. В результате соперничества
продавцов и покупателей устанавливаются общая цена на однородные товары и
услуги, объем спроса и предложения. То есть, конкуренция обеспечивает
функционирование механизма ценообразования и регулирует пропорции общественного
производства. В конкурентные отношения вступают производители товаров (услуг),
продавцы и потребители. Конкуренция производителей и продавцов – это
взаимоотношения между производителями и продавцами по поводу установления цен и
объемов предложения товаров и услуг на рынке. Потребители не могут напрямую
формировать цены на товары и услуги, однако в условиях рынка покупатели влияют
на конкурентоспособность товара или услуги, приобретая их или отказываясь от
покупки [14, с.10]. Эти положения теории конкуренции могут быть
использованы при анализе конкурентоспособности санаторно-курортных организаций.

Следует отметить, что на
различных рынках товаров и услуг конкуренция проявляется по-разному. Так, на
туристическом рынке, в сфере гостеприимства, а также на санаторно-курортном
рынке формируется монополистическая конкуренция. Ее особенностью является то,
что на данных рынках присутствует много близких, но не идентичных по своим
свойствам продуктов, что обуславливает разнообразие цен [5, с.223].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы