Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Востоковедение

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Концепция социального ислама казанская мечет Ярдам

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ В ИСЛАМЕ 12

1.1. Ислам о незащищённых слоях населения 14

1.2. Исторические формы социальной защиты в исламском мире 22

ГЛАВА 2. МЕЧЕТЬ «ЯРДЭМ» В КОНТЕКСТЕ

СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННОМ ИСЛАМЕ 35

2.1. Личность Илдара Баязитова и его роль в становлении мечети «Ярдэм».. 37

2.2. Основные направления деятельности мечети «Ярдэм» 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53

ПРИЛОЖЕНИЯ 62

  

Введение:

 

Постановка проблемы. Современная эпоха глобализации характеризуется становлением полицентричного (мультикультурного) сообщества. По обоснованию академика Д.А. Лихачёва, глобализационные процессы движимы, в первую очередь, культурными, а не экономическими интересами мирового сообщества . Следовательно, глобализационные процессы требуют особого отношения к религии – главной составляющей культуры как цельного образа жизни определенного народа. Как отмечается в одном из последних исследований татарской нации, «татары являются вторым по численности народом в Российской Федерации» . В формировании духовной культуры татар определяющую роль сыграл Ислам.

Ислам патронирует все сферы жизни общества, формируя религиозно-правовую базу всех видов права – семейного, наследственного, коммерческого, уголовного, включая право на социальное обеспечение (социальную поддержку). Важность осуществления социальной поддержки и социального содействия закреплена в двух основных источниках вероучения Ислама – в Коране и Сунне. В следовании идее социальной помощи, заложенной в текстах Корана и Сунны, прослеживается историческая преемственность: обязанность социального служения закреплена в «Социальной доктрине российских мусульман», разработанной в начале XXI века . Для сохранения подобной преемственности в будущем необходимо переосмысление социальной сущности Ислама, направленное на популяризацию социальных принципов, содержащихся в мусульманском вероучении.

Ислам, наряду с частной собственностью признаёт собственность общественную, к числу которой относятся мечети: сущность общественной собственности заключается в том, что правом пользоваться этой собственностью обладают все люди в равной степени, причём никто не вправе ограничивать людей в этом. Мечеть «Ярдэм», включающая социальный центр поддержки населения, была открыта в столице Республики Татарстан – Казани – в пятницу, в священный для мусульман день, 19 июля 2013 года. Ярдэм в переводе с татарского языка означает «содействие», «поддержка».

Основополагающая роль в создании мечети «Ярдэм» принадлежит Илдару Баязитову – имам-хатыйбу мечети «Ярдэм», являющемуся соучредителем Национального исламского благотворительного фонда «Ярдэм» и руководителем направления социальных проектов этого фонда. Благодаря активной социальной деятельности Илдара Баязитова в Республике Татарстан сформирована уникальная система социальной помощи и благотворительности. Согласно Илдару Баязитову, ключевыми терминами исламской идеологии социального служения являются «вера» и «социальная справедливость» .

Актуальность темы исследования. Актуализация и реактуализация социальной концепции Ислама может послужить искоренению социальных легенд и мифов в отношении Ислама, складывающихся, как на территории РТ, так и на территории РФ в целом. При этом факт образования и активной социальной деятельности Казанской мечети «Ярдэм» следует рассматривать как наличие у мусульманской общины Республики Татарстан богатого нравственного потенциала. Наличие потенциала подобного рода сулит мусульманской общине Республики Татарстан светлое будущее, потому как «судьба любой общины зависит от нравственности составляющих её людей и от их поведения» .

Деятельность Казанской мечети «Ярдэм», являющейся, по сути, социальным центром, осуществляется за счет Национального исламского благотворительного фонда «Ярдэм» – это ярчайший пример следования принципам социальной помощи, заложенным в Коране и Сунне. Автор проекта мечети «Ярдэм», заслуженный архитектор РТ Айвар Саттаров, характеризуя деятельность мечети «Ярдэм» акцентировал внимание на её социальной значимости: сегодня мечеть стала «местом социальной адаптации, реабилитации, местом общения людей» .

Степень разработанности темы исследования. Историографическую базу по вопросу социальной поддержки, присущей Исламу составляют труды российских и зарубежных исследователей-востоковедов, а также теологов, религиозных философов, историков и социологов.

Источниковую базу выпускной квалификационной работы составили: Коран , переведённый на русский язык И.Ю. Крачковским – востоковедом-арабистом, академиком АН СССР, а также перевод смыслов Корана и комментарии к нему, выполненный Э.Р. Кулиевым . Немаловажно отметить, что в XXI веке переводы Корана осуществлялись также татарстанскими учёными – примером служит перевод смыслов Корана, выполненный Ш. Аляутдиновым .

Российское исламоведение имеет давние традиции, базирующиеся на трудах В.В. Бартольда, И.Ю. Крачковского, А.П. Петрушевского и др. Известные российские исламоведы В.В. Бартольд и И.Ю. Крачковский приняли деятельное участие в написании статей для первой «Энциклопедии Ислама», создание которой было инициировано в 1898 г. Международным конгрессом востоковедов. Заявленная цель «Энциклопедии Ислама» – «устранение ложных представлений и предрассудков об Исламе». Необходимо отметить, что в 2017 г. на английском языке была создана онлайн-версия «Энциклопедии Ислама», а также опубликованы пять томов обновлённой энциклопедии, содержащие также обозначение специфики современного периода Ислама (вторая половина XX-начало XXI вв.) .

К настоящей работе привлечены исследования современных российских исламоведов, богословов и востоковедов, в их числе Б.И. Измайлов, Д.В. Мухетдинов, С.А. Рагозина, Е.А. Резван, Т.М. Степанянц, Л.Р. Сюкияйнен и др.

Важным источником сведений об Исламе является «Исламский энциклопедический словарь», составленный азербайджанским историком и исламоведом А. Али-Заде.

Из зарубежных интерпретативных исследований Ислама и Корана, обозначившихся в XX и XXI вв., в настоящей работе использованы труды Т. Дж. Аль-Альвани, М. Аль-Джанаби, М. Икбала, О. Руа, С.Хьярварда, Ф. Шюона.

Квинтэссенцией европейской исламоведческой традиции изучения мусульманского права является работа Н. Коулсона «История исламского права», ставшая уже классической, в которой анализируются этапы исторической эволюции мусульманского права .

Социокультурная специфика классической исламской цивилизации – Арабского Халифата – проанализирована западными авторами М.С. Бальоном, М. Боннэром, У.М. Ваттом, А. Мюллером, Дж. Эспозито и др. Представители западного исламоведения и востоковедения в своих исследованиях обозначили мощнейший социокультурный потенциал, присущий исламской цивилизации. Так, один из ведущих западных интерпретаторов/толкователей ислама, шотландский востоковед и историк Уильям Монтгомери Ватт утверждал следующее: Пророк Мухаммед выполнил двуединую реформаторскую миссию – им были реформированы, как моральные, так и социальные устои арабских племён VII в. . Согласно У.М. Ватту, Пророк Мухаммед, основываясь на моральных устоях кочевых арабских племён, адаптировал их для общин оседлых, создав, тем самым «новую систему социального обеспечения». Причём новая система социального обеспечения, созданная пророком Мухаммедом, составила фундамент социальной жизни «для многих человеческих рас», что свидетельствует о богатейшем гуманитарном потенциале Ислама.

Американский исламовед Джон Эспозито (род. 1940) обосновал, что в основе Ислама находится «коранический стандарт», который он именует «прямым путём». Согласно Дж. Эспозито, «прямой путь», по которому надлежит следовать мусульманам, заключается в необходимости «избегать преступлений против равенства, семьи, человечности, справедливости и честности». Обозначенные моральные критерии носят универсальный характер – они присущи всем трём монотеистическим религиям – иудаизму, христианству и Исламу .

В свою очередь английский исламовед Майкл Боннер приводит аналитическое обозначение следующего факта: в текстах Корана был представлен план «нового порядка» для арабского общества – в обновлённом арабском обществе к бедным, родителям и сиротам будет сформировано более справедливое отношение, чем бытовало здесь до принятия Ислама. Таким образом, представители западного исламоведения едины в своей оценке: Исламу присущ богатейший социальный потенциал.

Начало изучения тюркской разновидности Ислама на русском языке было положено известным интеллектуалом-просветителем Атауллой (Гатауллой) Баязитовым (1846-1911) . Сегодня тюркская (татарская) разновидность Ислама является предметом рассмотрения многих современных исследователей, в их числе М.М. Акчурин, Л.И. Алмазова, Р.Г. Батров (Р. Батыр), А.С. Бушуев, Г.Ф. Габдрахманова, И.К. Загидуллин, Т. Ибрагим, Д.А. Шагавиев, Р.Р. Шангараев и др.

Аналитическое обозначение Ислама как «религии справедливости, а не покорности» осуществлено Ш.З. Султановым , при этом им предложена авторская модель исламской системы человеческого поведения на основе таухида – беспрекословного следования воле Всевышнего.

К истории Казанской мечети Ярдам обращается в своих работах Л. Каримова – преподаватель Университета Джорджа Вашингтона (Вашингтон, США). Согласно обоснованию Л. Каримовой, мечеть «Ярдэм», функционирующая как социальный проект, трансформировалась «в многоцелевой комплекс, где прихожане могут воспользоваться медицинскими услугами и иной помощью» .

Проведённый аналитический обзор исламоведческой литературы позволил сделать вывод о богатом историко-культурном потенциале Ислама/Корана, чем обусловливается перманентный – многовековой – характер исследовательского интереса к Корану – священной книге Ислама, равно, как и к Исламу в целом. Главные аспекты идеологии социального служения, присущей социальной доктрине Ислама, в той или иной форме дискутируются в различных социально-гуманитарных концепциях, сложившихся в Новое и Новейшее время, – востоковедческих, исторических, социокультурных, историко-религиозных, религиозно-философских и социально-философских. В этих концепциях Нового и Новейшего времени, основывающихся на принципе междисциплинарности, содержится поступательное теоретическое развёртывание социальной сущности Ислама.

Методы исследования. В числе основных методов использовались методы анализа и систематизации, благодаря которым было установлено, что мечеть – важнейшая составляющая жизнедеятельности современного мусульманского общества. Метод сравнения послужил основой сопоставления исторических фактов относительно концептуальной характеристики социальной поддержки в Исламе. Метод обобщения позволил сделать выводы об исследуемом предмете – Казанской мечети «Ярдэм» как современном воплощении концепции социального Ислама.

Объект исследования – социальная концепция Ислама.

Предмет исследования – социальный комплекс мечети «Ярдэм» как современное воплощение социального служения – фундаментального социального принципа Ислама.

Цель выпускной квалификационной работы – обосновать, что социальный фундамент Ислама составляет идея социальной помощи (поддержки), реализуемая мусульманами РТ на всём протяжении существования Ислама на территории РФ, а характерным примером современного воплощения в жизнь этой идеи является функционирование социального комплекса Казанской мечети «Ярдэм».

Задачи работы:

— раскрыть кораническую основу происхождения фундаментального социального принципа Ислама – принципа социального служения (защиты);

— обозначить исторические формы социальной защиты, закрепившиеся в исламском мире;

— обосновать личностный вклад Илдара Баязитова в формирование эффективной системы социальной защиты в Республике Татарстан, включая его роль в становлении и функционировании социального комплекса мечети мечети «Ярдэм»;

— охарактеризовать просветительскую и реабилитационную деятельность, осуществляемую в социальном комплексе мечети «Ярдэм».

Хронологические рамки исследования. Аналитика концепций социальной поддержки, присущей Исламу, осуществляется в рамках усреднённой хронологии Нового и Новейшего времени. В работе анализируются концептуализации социальной поддержки, присущей Исламу, возникшие в период с середины XIX века по настоящее время.

Научная новизна исследования заключается в следующем: в контексте историко-социального развития общества преемственность исламских религиозных традиций направляется основополагающим для мусульман принципом социальной помощи (поддержки). В настоящее время теоретическое обоснование этой преемственности может носить интегративный характер, т.е. основываться на междисциплинарных концепциях – востоковедческих, исторических, социокультурных, историко-религиозных, религиозно-философских и социально-философских.

Теоретическая значимость исследования заключается в необходимости систематизации научно-исследовательских трудов, направленных на осмысление социальной сущности Ислама, количество которых увеличивается со временем. Осуществление систематизации послужит закреплению в исторической памяти особого знания – знания о важности социальной составляющей Ислама.

Практическая ценность работы заключается в следующем: благодаря историческому описанию главной социальной составляющей Ислама – идеи поддержки (помощи), а также обзорно-аналитическому рассмотрению деятельности мечети «Ярдэм» как особого социального проекта в религиозной жизни современного общества, материалы данной работы могут быть полезны в качестве дополнительного учебного пособия для студентов, изучающих историю Ислама.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает 2 параграфа, а также заключения и списка использованных источников и литературы, содержащего 85 наименований.

В первой главе «Социальное служение в Исламе» проводится религиозно-аналитическое обоснование принципа социального служения (социальной помощи), присущего Исламу. В данной связи обзорно-аналитическому рассмотрению подлежат тексты первоисточников Ислама – Корана и Сунны. Осуществляется историко-аналитический обзор основных исторических форм социальной защиты, закрепившихся в исламском мире.

Во второй главе «Мечеть “Ярдэм” в контексте социальных проектов в современном Исламе» – подлежат рассмотрению личностные качества Илдара Баязитова как социально-активного правоверного мусульманина, обозначается его основополагающая роль в становлении и эффективном функционировании мечети «Ярдэм». Рассматривается история создания и этапы многоцелевого функционирования социального комплекса Казанской мечети «Ярдэм».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Актуальность темы выпускной квалификационной работы была вызвана тенденциями современного глобализма – глобализм, нацеленный на расформирование наций, стирает границы между странами и цивилизациями, тем самым нивелируется общекультурная (религиозная) и национальная идентичность людей. Как было прояснено в работе, в контексте историко-социального развития Ислам сумел сохранить свою социальную сущность, и при этом безболезненно для себя принял цивилизационные изменения. Примером тому является историко-эволюционное развитие форм социальной защиты в Исламе: если первой формой социальной помощи было рытьё колодцев, инициированное Пророком Мухаммедом для обеспечения водой нуждающихся, то современной формой социальной помощи является исламский банкинг, в котором воплотился запрет Кораном рибы – ростовщичества.

Следуя заявленным во введении цели и задачам выпускной работы, обозначим главные выводы, полученные в результате исследования.

1. Тесты Корана и Сунны являются действенным теоретическим фундаментом, благодаря которому Ислам в любые исторические эпохи сохраняет свою социальную сущность: регламентируя все сферы жизни человека и общества, Ислам во все времена назначает приоритетной социальной задачей необходимость помощи незащищённым слоям населения. Примечательно в данной связи утверждение современного турецкого богослова Хамди Дёндюрена: «Ислам упорядочивает отношения, связанные с жизнью человека (от рождения до смерти), и с жизнью общества» . Коран является живым дискурсом, поэтому в разные исторические эпохи он должен рассматриваться по-разному – с применением актуальной научной методологии. В настоящее время такой методологией является междисциплинарность.

2. Величайшая заслуга Пророка Мухаммеда заключается в иерархическом переупорядочивании аксиологических (ценностных) и морально-нравственных ориентиров арабских кочевых племён, посредством помещения этих ценностей в строгий монотеистический контекст – в числе этих ценностей главные принципы социальной защиты, присущие Исламу, – забота о сиротах, вдовах/одиноких матерях, о пожилых родственниках. Принципиальная новация Ислама состояла в предложении нового понимания собственности – согласно Исламу, собственность может распространяться посредством благотворительности.

3. Социальную доктрину Ислама, пронизанную эгалитаризмом (уравниванием), солидаризмом, активизмом и ортопраксизмом – ориентацией человека на выработку правильного поведения – должны стараться воплощать в жизнь все мусульмане. От подобного старания зависит духовная судьба, как отдельного человека, так и общества в целом. Достойнейший пример воплощения в жизнь социальной доктрины Ислама – жизнедеятельность Илдара хазрата Баязитова.

4. Функционирование Казанской мечети «Ярдэм» и реабилитационно-просветительского комплекса при этой мечети является беспрецедентным примером следования идеологии социального служения, являющейся атрибутом (неотъемлемым свойством) Ислама на всём протяжении его исторического существования. Деятельность Казанской мечети «Ярдэм», связанная с воспитанием в людях благочестивых качеств, заложенных в Исламе текстами Корана и Сунны, можно рассматривать как современное воссоздание аутентичного – социально-ориентированного – образа Ислама.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ В ИСЛАМЕ

Теоретическим фундаментом социальной идеологии, присущей исламу, являются тексты Корана и Сунны. Коран для последователей ислама – это священное Писание, являющееся прямым Словом Бога, обращенным к пророку Мухаммеду в виде откровений. Через Мухаммеда Слово Бога переходит к сторонникам Ислама. Следовательно, мусульмане рассматривают Коран как подлинные слова самого Бога, а не как собрание слов Мухаммада. Сунна (с араб. способ, привычный путь, следование, закон) – это слова и дела пророка Мухаммада, а также его невысказанные одобрения и нравственные качества, ставшие известными из хадисов – различных сообщений очевидцев деятельности Пророка Мухаммеда. Следование положениям Сунны является обязанностью всех мусульман.

Тексты Корана – это фундаментальная основа ислама , где содержатся социальные принципы этой религии. В 4-ой суре Корана – «Ан-Ниса» (с араб. женщины) сказано: «Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками…» (4:36) .

Следует отметить, что суры Корана подразделяются на мекканские и мединские – в зависимости от места их ниспослания Пророку Мухаммеду –городов Мекка и Медина. Первой сурой Корана, ниспосланной Пророку Мухаммеду в Медине, является сура «аль-Бакара» (с араб. корова). Отличие мекканских и мединских сур Корана обозначено, в частности, Э.Р. Кулиевым: в сурах мекканских преимущественно обосновывается необходимость «поклонения Единому Богу – Аллаху», а также обозначаются имена Пророков, Судный День, адские наказания и райское блаженство. При этом в сурах мединских обозначены «религиозные предписания, регулирующие взаимоотношения верующего с Аллахом и с окружающими его творениями» . Под «творениями, окружающими верующего», подразумеваются люди, подтверждением чего является приведённый выше аят 4-ой (мединской) суры «Ан-Ниса».

Итак, в Коране запечатлён не только процесс утверждения монотеизма – в этой священной книге утверждаются новые социальные институты, а также новые этико-культурные нормы. Новым социальным институтом, утверждённым Исламом, является мечеть, а этико-культурной нормой – социальное служение, которое вменяется каждому мусульманину как обязанность . На мечеть в исламе возложена двуединая миссия – воспитания/совершенствования людей, а также решения сложных общественных задач/проблем. Обозначение мечети как формы социальной защиты, исторически сложившейся в исламе, будет осуществлено в параграфе 1.2.

Социальное служение в исламе отличается следующей особенностью: любая социально полезная работа, включая благотворительность, требует от человека не только конкретных знаний и навыков, но также большого желания и искренности. Следовательно, осуществление социального служения характерно только для тех, кто испытывает в этом душевную потребность. О людях, осуществляющих социальное служение, говорится в 76-ой (мединской) суре Корана «Аль-Инсан» (с араб. человек): «Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней, (и говорят): “Мы даем пищу, <…> и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности. <…>» (76:8-11).

Таким образом, для осознания мусульманином особой необходимости – осуществлять социальное служение – необходимо укреплять веру и духовность, – без соблюдения этого условия невозможно формирование истинного мусульманского самосознания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы