Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Концепция предупреждения преступности в России в современный период
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Историко-правовые аспекты предупреждения преступности 8
1.1. Исторический аспект развития учения о профилактике преступности 8
1.2. Понятие и правовые основы предупреждения преступлений на современном этапе развития страны 15
Глава 2. Система предупреждения преступности в Российской Федерации 29
2.1. Предупреждение преступности: объекты и субъекты воздействия 29
2.2. Современное состояние системы предупреждения преступности в Российской Федерации 34
Глава 3. Актуальные вопросы и перспективы правого обеспечения организации системы предупреждения правонарушений 53
3.1. Насущные вопросы правового обеспечения организации государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации 53
3.2. Перспективы развития системы предупреждения правонарушений 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Введение:
Преступность является одной из самых острых социальных проблем. Жестокие изменения в социальной, политической и экономической ситуации в России, а также недостаточная подготовка общественного сознания к жизни в новых условиях привели к ухудшению криминальной ситуации в стране.
Преступление — это социальное явление. Для характеристики данного явления статистические данные собираются органами внутренних дел, системой правосудия и прокуратуры.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в сложившихся условиях значение предупреждения преступности возросло. Профилактическая деятельность способна влиять на детерминанты преступности и пресекать угрозу противоправного деяния на стадии его формирования. В настоящее время сложилась определенная теория, включающая в себя знания о предупреждении преступности, которая отражает закономерности профилактической и предупредительной деятельности.
С распадом СССР ослабла деятельность по предупреждению преступлений. Правоохранительные органы были лишены комплекса правовых и организационных средств предупреждения преступности. В настоящее время существует проблема предупреждения определенных видов преступных деяний, которая, в частности, связана с нехваткой механизмов предупредительной работы рецидивной преступности, с лицами, злоупотребляющими алкогольными напитками и наркотическими веществами. Все вышесказанное обуславливает необходимость изучения правовых основ профилактики преступлений, выявлении проблем в законодательстве, анализ состояния профилактики преступлений на данном этапе развития общества и государства.
Целью работы является исследование концепции предупреждения преступности в России на основании анализа современного состояния предупреждения преступности, а так же изучения теоретических и практических аспектов предупреждения. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить исторический аспект развития учения о профилактике преступности.
2. Раскрыть понятие и правовые основы предупреждения преступлений на современном этапе развития страны.
3. Рассмотреть объекты и субъекты воздействия предупреждения преступности.
4. Провести анализ современного состояния системы предупреждения преступности в Российской Федерации.
5. Раскрыть насущные вопросы правового обеспечения организации государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации.
6. Определить перспективы развития системы предупреждения правонарушений.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в результате предупреждения преступности.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регламентирующие предупреждение преступности, научные и учебные труды по теме исследования, материалы судебной практики, статистика о состоянии преступности.
Методологической основой проводимого исследования является общенаучные методы познания, такие как:
— логический метод, который предполагает, что государства, их правовые системы и юридические явления исследуются с помощью формальной логики;
— функциональный метод, изучающий различные функции правовых институтов и социальных явлений, а также то, как они взаимодействуют друг с другом;
— системно-структурный метод, изучающий государственно-правовых элементов как цельной системы и иерархической структуры и др.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», указ Президента РФ от 03.03.1998 N 224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики», приказ МВД России от 17.01.2006 N 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», приказ МВД РФ от 29.01.2009 N 60 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по профилактике правонарушений», приказ МВД России от 23.12.2016 N 878 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений».
В качестве эмпирической базы исследования выступили материалы судебной практики и статистические данные о состоянии преступности в России в настоящее время. Рассмотрено уголовное дело, связанное с преступностью несовершеннолетних, а также проведен анализ динамики преступности несовершеннолетних по России.
Степень разработанности темы достаточно высокая. Разработкой вопросов предупреждения преступности занимались такие авторы, как: С.П. Герасимов, А.Н. Дощицын, Е.П. Ким и др.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования теоретических результатов, результатов анализа.
Структура исследования обусловлена целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В рамках данной работы проведено исследование концепции предупреждения преступности в России. Цель и задачи исследования достигнуты. Объект и предмет рассмотрены в полном объеме.
В ходе исследования отмечен ряд выводов.
Во-первых, предупреждение преступности – это многоуровневая система мер устремленных на:
1) обнаружение и ликвидацию, либо понижение и ослабление причин преступности в общем, отдельных ее видов, а также обстановки, которая способствует совершению преступлений;
2) обнаружение и ликвидация ситуаций на предусмотренных территориях, в определенной среде, учреждении, организации и т.д., которые прямо влияют (побуждают) на совершение различных преступлений;
3) выявление в структуре населения групп лиц высокого криминального риска и понижения этого риска;
4) обнаружение лиц, действия которых дают основания считать, что они способны совершить преступление, с целью оказания на них сдерживающего и корректирующего влияния, а в случае чего — и на их ближнее окружение.
Практика сотрудника полиции с борьбой с преступностью, на сегодняшний день не отвечает предъявляемым обществом условиям, без должным образом сформированного и продуктивно действующего порядка информационного обеспечения деятельности полиции по предупреждению преступности.
Во-вторых, сегодня, современные информационные технологии, средства массовой информации значительно увеличили потенциал информационного воздействия на человека и на население государства в целом.
Успех цели предупреждения преступности невозможен без реализации правоохранительными органами взаимодействия с нужными государственными органами, ведомствами, министерствами, общественными объединениями, учреждениями, благотворительными и иными фондами, организациями, трудовыми коллективами, религиозными конфессиями. Взаимодействие обуславливается спецификой субъектов.
Полиция является, бесспорно, значимым, но лишь одним из элементов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Значит, правовые меры, особенно административно-принудительные меры, должны играть лишь добавочное значение. Органам внутренних дел дается особенное место в системе специального предупреждения преступлений несовершеннолетних, сотрудники которых осуществляют главный объем работы, напрямую занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, тех, кто совершил преступление.
К тому же, предупредительная деятельность органов внутренних дел подразумевает непременное вовлечение в нее других субъектов. Соответственно с законом правоохранительные органы в пределах своей полномочий, участвуют в предупреждении правонарушений несовершеннолетних и оказывают в этих целях требующуюся помощь подразделениям по делам несовершеннолетних, центрам временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ОВД, службам охраны общественного порядка, сотрудникам оперативных подразделений ОВД, а также другим подразделениям ОВД, осуществляющим меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Представляется, что значительный вклад в профилактику антиобщественного поведения людей вносит церковь. Церковь проповедует ненасилие, любовь и взаимопомощь, скромность и послушание, способствует снижению социальной напряженности в общем и тревожности лиц в частности.
Религиозные организации могли бы оказывать значительную помощь некоторым лицам, осуществлять в их отношении их индивидуальную профилактическую работу. Данные организации могли бы помогать бездомным, бродягам и попрошайкам, некоторым из них предоставлять приют, например в монастырях, где они могли бы и работать.
В-третьих, важную роль в предупреждении преступности играют инспекции по делам несовершеннолетних, поскольку воспитательное влияние на подростков, способных совершить преступление, не только весьма гуманное, но и очень эффективное средство борьбы с преступностью. Работники службы должны обладать знаниями психологии и педагогики, уметь выявлять данных подростков и оказывать им необходимую помощь, если необходимо и медицинскую.
В-четвертых, закон о профилактике правонарушений требует конкретизации. Так, представляется, что в законе должно быть закреплено понятие именно профилактики противоправного деяния, включающего в себя и преступление и правонарушение.
Тем не менее, этот закон создает предпосылки к организованному решению наиболее острых вопросов и своевременному принятию соответствующих мер реагирования в сфере предотвращения противоправного поведения граждан.
Так же необходимо усилить профилактическое воздействие на родителей подростков. Родители должны знать о том, как вредны «молодежные» наркотики, как понять, что их ребенок их принимает. Необходимо не менее одного раза в два месяца, проводить родительские собрания с участием сотрудника ПДН и знакомить родителей с методами воспитания, профилактики совершения правонарушений и преступлений. Большую важность имеет индивидуальная работа психолога с каждым подростком, для того чтобы подросток мог выходить из стрессовых ситуаций без потерь, предупреждать ссоры подростка с родителями.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Историко-правовые аспекты предупреждения преступности
1.1. Исторический аспект развития учения о профилактике преступности
Возникновение государства, а затем распространение совершения преступных посягательств обусловили необходимость проведения контроля за поведением человека. Еще с древних пор данный вопрос начал волновать ученых и философов.
Вопросу соотношения поступков человека с последствиями его действий всегда уделялось внимание. История возникновения и существования предупреждения преступности богата разнообразием во многих отношениях, в ходе которой можно заметить, что предупредительная деятельность велась не только в отношении отдельных индивидов, но и целых общин.
Первые представления о власти, государстве и праве возникли в странах Древнего Востока. Первоначально они не были в строгом смысле слова собственно политико-правовыми идеями, а представляли собой мечты об идеальном государстве.
Возникновение предупредительной деятельности связано с появлением общества. Уже в первобытном обществе существовали нормы морали и определенные правила, регулировавшие взаимоотношения в этом обществе, и которые нередко нарушались.
Первые упоминания о развитии профилактики преступности относят к XVI-XVIII векам, когда труды в сфере предупреждения преступности действительно имели отношение к криминологии. Однако, считается, что первый шаг к зарождению предупредительной деятельности был сделан учеными Древней Греции.
В литературе существуют точки зрения, что криминология возникла вместе с уголовным правом, отмечая, что и уголовное право как наука возникла не сразу . Иными словами, речь идет о криминологии не как о науке, а как о суждениях, которые в дальнейшем послужили основой образования науки криминологии .
Платон, рассуждая о предупреждении преступности высказывал мнение о том, что борьба с преступлениями должна идти по пути решения проблем, которые могут возникать в будущем, при этом не следует останавливаться на вопросах прошлого . Следует отметить, что точка зрения Платона о криминологическом прогнозировании стала актуальна лишь спустя столетия.
Идеи становления предупреждения преступности высказывались Аристотелем, Руссо, Вольтером, Фейербахом и другими философами.
Видный исследователь профессор М.П. Чубинский писал, что древнегреческий ученый Платон в своем трактате «Политика», рассуждая о государственной гармонии, покоящейся на идее общего блага, рассматривал преступление «не как болезнь души преступника, а как болезнь государства, уврачевание которой лежит на обязанности государственной власти; поэтому карательная деятельность становится наряду с другими мерами, обеспечивающими существование государства, и правителям предписывается поддерживать правовой порядок, охранять авторитет законов и по возможности не допускать их нарушения» .
В трактате Платона, «О законах» встречается целый ряд важнейших уголовно-политических идей. Он аргументировано высказывается за предупреждение преступлений, полагая, что законодателю необходимо так составлять законы, чтобы отвращать от преступления тех, которые могут сделаться преступниками; и рассматривает карательные меры как дополнительные к предупредительным.