Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Концепция христианской антропологии в философии Николая Бердяева
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИСТОКИ КОНЦЕПЦИИ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ В ФИЛОСОФИИ Н. И. БЕРДЯЕВА 9
1.1 Славянофильские корни философии духовного обновления Н. И. Бердяева 9
1.2. Контактные связи и типологические особенности концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева 18
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ В ФИЛОСОФИИ Н. И. БЕРДЯЕВА 24
2.1. Философия Н. И. Бердяева в христианском антропологическом контексте 24
2.2. Концепция духовного обновления российского общества в философии Н. И. Бердяева 30
ГЛАВА 3 НАСЛЕДИЕ КОНЦЕПЦИИ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ В ФИЛОСОФИИ Н. И. БЕРДЯЕВА 35
3.1 Отражение концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева в философии и общественной мысли современности 35
3.2. Влияние концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева на мировоззрение современных политиков 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
Введение:
Направление работы: Данная работа направлена на разностороннее изучение концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева, представляющей интерес для исследований в направлении «История».
Актуальность темы проистекает из современного общественного положения в Российской Федерации и странах-участниках Союза Независимых государств, расположенных на территории бывшего Союза Советских Социалистических республик, гражданам которых следует бережно хранить память о своей истории.
В виду резко ускоряющегося забвения в мировом масштабе исторической памяти, нивелирования национальных философско-религиозных ценностей, приобретает особое значение изучение концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева.
Автор данного исследования уверен в том, что правильное понимание философской мысли замечательного отечественного мыслителя Н. И. Бердяева будет однозначно способствовать своевременному преодолению давно возникшего гуманитарного кризиса.
Представляется, что изучение концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева в дальнейшем позволит сформировать адекватную систему средств противодействия ситуации, в которой происходит непоправимое – народ теряет свою историческую память.
Поэтому скрупулёзный анализ концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева позволит многим его соотечественникам намного лучше понять, какими путями развивалась философско-религиозная мысль конца второго тысячелетия.
Объектом работы является исследование концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева.
Предмет работы – концепция христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева.
Цель работы: определить основные особенности концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева.
Задачи работы:
1. Изучить истоки концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева.
2. Исследовать славянофильские корни концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева.
3. Обозначить контактные связи и типологические особенности концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева.
4. Исследовать основные положения концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева.
5. Изучить философию Н. И. Бердяева в христианском антропологическом контексте.
6. Исследовать концепцию духовного обновления российского общества в философии Н. И. Бердяева.
7. Изучить наследие концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева.
8. Определить воздействие концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева на философскую и общественную мысль современности.
9. Изучить влияние концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева на мировоззрение современных политиков.
Степень изученности темы. Данная тема явилась объектом внимания значительного количества исследователей. Однако стремительное развитие общественной ситуации и включение в неё форс-мажорных обстоятельств постоянно побуждает искать новые действенные решения там, где традиционные взгляды и алгоритмы практчиески полностью теряют присущую им эффективность.
Учение Н. И. Бердяева всегда вызывало к жизни многочисленные выступления его идейных противников, которым был фактически чужд высокий дух свободы, хараткерный для жизненной и творческой позиции данного мыслителя.
В прошествии советской власти, в 1990-е годы, состоялось возобновление, казалось бы, столь давно утихшей и полностью исчерпавшей себя полемики. Однако затронутые философом проблемы обновления российского общества на идеалах свободы вспыхнули при этом с совершенно неожиданной новой силой.
Философии Н. И. Бердяева было уделено значительное внимание в академических курсах, которые касались непосредственно истории русской философии, и издавались исключительно в эмиграции, поскольку упоминать имя данного философа в советское время в вузовских учебниках в позитивном ключе категорически запрещалось.
Что же касается зарубежных изданий о самобытном философском творчестве Н. И. Бердяева, а также его предшественников, современников и последователей, то они принадлежали, главным образом, перу исследователей в эмиграции.
В работах различных исследователей достаточно четко обозначилась проблема соответствия концепции духовности, прослеживавшейся в философских произведениях Н. И. Бердяева, канонам светской философии и православной веры.
Следует отметить при этом, что оценки уровня указанного соответствия в ряде случаев носили чётко противоположный характер в зависимости от убеждений автора конкретной работы и его фактической ангажированности.
Данная проблема ставилась также и советскими учёными с того момента, когда о творчестве Н. И. Бердяева начали достаточно осторожно упоминать в советских работах, однако, по понятным причинам, концепция данного философа в названный период ещё не могла стать предметом развёрнутого анализа .
Исследование творческого наследия Н. И. Бердяева проводилось во многих аспектах до середины 1990-х годов различными учёными за рубежом . К их числу следует отнести Н.П. Полторацкого . Данный исследователь являлся представителем позднего поколения распространённой на Западе русской религиозной философии, и на данном основании весомую часть своего творчества смог посвятить Н. И. Бердяеву.
Н.П. Полторацкий назвал Н. И. Бердяева одним из наиболее видных духовно-предметных учителей, которых можно было выделить среди представителей так называемого русского религиозно-философского возрождения XX века .
Возвращение возможности обращаться к философскому творчеству Н. И. Бердяева в постсоветский период позволило многочисленным отечественным исследователям последовательно рассмотреть различные грани концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева и других интересовавших его тем.
В не менее интересном соотношении выступают в работах Н. И. Бердяева запад и славянский мир, какими их воспринимал на протяжении всего своего философского творчества он сам, его предшественники, современники и последователи.
Забота о судьбе русской духовности неизменно сопрягалась для Н. И. Бердяева с критикой тоталитаризма, вставшего на её традиционном пути, и одновременным поиском так называемой «русской идеи» в русской религиозной философии.
Следует отметить, что к настоящему моменту появилось также и множество иных современных исследований, а также переизданий дореволюционных научных трудов, которые в той или иной степени тематически соприкасаются с различными аспектами философии Н. И. Бердяева.
И только ограниченный объём предпринимаемого в данной работе исследования не позволяет уделить каждому из них достойного внимания, однако побуждает заявить о том, что философия Н. И. Бердяева в различных и достаточно противоречивых оценках нашла своё отражение в истории философской мысли современной России и зарубежных стран.
Методологической основой данной работы являются следующие принципы и методы: сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, историко-генетический, анализ научной литературы, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, а также библиографический метод.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов данной работы в процессе подготовки курса лекций в направлении «История», а также материалов тематических семинаров, коллоквиумов и т.д.
Выводы и материалы данного исследования могут быть использованы для проведения тематических занятий в воскресных школах в качестве спецкурса по концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева и по сопряжённым с ней темам.
Проблема в основе работы: дальнейшее, всё более углублённое изучение концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева.
Структурно работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются истоки концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева. Первый параграф первой главы включает в себя исследование славянофильских корней концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева. Второй параграф первой главы призван обозначить контактные связи и типологические особенности концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева.
Вторая глава посвящена исследованию основных положений концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева. Первый параграф второй главы излагает особенности философии Н. И. Бердяева в христианском антропологическом контексте. Второй параграф включает в себя рассмотрение концепции духовного обновления российского общества в философии Н. И. Бердяева.
В третьей главе рассматривается наследие концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева. Первый параграф третьей главы посвящен определению путей отражения концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева в философии и общественной мысли современности. Второй параграф третьей главы позволяет изучить пути влияния концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева на мировоззрение современных политиков. В заключении подведены итоги исследования.
Заключение:
На наш взгляд, в ходе данного исследования была достигнута его цель: определены основные особенности концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева.
Исследование, проведённое в данной работе, позволяет нам сделать следующие выводы.
Первое. Славянофильские корни, которые в ряде случаев в совершенно неявной форме наличествуют в концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева, с точки зрения автора данного исследования, являются прямым свидетельством принадлежности творчества данного философа к славянофильской традиции.
Определение славянофильских корней концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева в ряде аспектов представляется затруднительным, потому что философское наследие данного мыслителя носит самобытный характер, и развивалось вне зависимости от параллельно реализовавшихся отечественных философских традиций.
Однако и при этом достаточно чётко прослеживается органичная совокупность связующих звеньев славянофильской философии и концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева, функционирующих по принципу единства и борьбы противоположностей.
Второе. Контактные связи и типологические особенности концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева, как представляется автору данной работы, также накапливались достаточно непростым путём ввиду самостоятельности творческого пути философа.
Это происходило именно таким образом, поскольку философу представлялось нецелесообразным находиться в диалоге с философским творчеством тех мыслителей, которые, с его точки зрения, не смогли заложить и поддержать основы российской государственности и надлежащего правосознания.
Тем не менее, взаимовлияние концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева и современных ей направлений развития отечественной философской мысли, а также соответствующее накопление присущей им типологии не могло не происходить.
В первую очередь, это выразилось в продолжительной идейной перекличке и переосмыслении Н. И. Бердяевым преимущественно идей наиболее ярких представителей западной философской мысли, чтобы в дальнейшем сосредоточиться на отечественном философском наследии, поняв его однозначный идейный приоритет.
Третье. Концепция христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева, как представляется автору данного исследования, находит надлежащее разноплановое отражение в современном ей христианском антропологическом контексте.
Представляется целесообразным утверждать, что философия духовного обновления Н. И. Бердяева являет собой средоточие религиозного опыта автора и стремление создать на базе соответствующих философских построений надлежащую духовно-нравственную базу для формирования образцового христианина.
Именно такой христианин, всеми своими душевными и физическими силами поддерживающий идеи российской государственности и установленного в своей стране должного правопорядка, будет гордостью родной страны.
В данном отношении концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева принадлежит роль организующего начала в процессе воспитания личности христианина и законопослушного гражданина России, способного своими достижениями возвеличить свою отчизну.
Четвертое. Концепция духовного обновления российского общества также находит своё достойное воплощение в соответствующей философии Н. И. Бердяева, становясь залогом позитивных изменений не только в сознании конкретной личности гражданина России, но и всего российского общества в целом.
С каждым годом она обнаруживает всё большее созвучие идеям современных общественных и политических деятелей, стремящихся на основе концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева произвести значительные и принципиальные изменения в государственном устройстве и общественном сознании России.
Пятое. Отражение концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева в философии и общественной мысли современности носит достаточно многоплановый и неоднородный характер. Достаточно сложно представить, что философия духовного обновления, равно как и всё творческое наследие Н. И. Бердяева в целом, способно вызвать одни и те же выводы, чувства и ощущения у различных исследователей.
Более того, можно с уверенностью заявить также и то, что философия духовного обновления Н. И. Бердяева нашла достойное место в общественном сознании России и мира, и уровень, а также направленность её кардинального и определяющего влияния на умы и сердца современников ещё только предстоит оценить.
Шестое. Влияние концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева на мировоззрение современных политиков достаточно сложно переоценить. Тем более, если принять во внимание, что трудно в принципе найти более далёких от глубины философской мудрости людей, нежели подавляющее большинство современных политиков.
Тем не менее, следует констатировать, что в случае необходимости подкрепить важность своих политических заявлений они считают своим долгом прибегать к цитированию произведений, прямо или косвенно связанных с философией духовного обновления Н. И. Бердяева.
Все приведенные в данном исследовании факты выражения политиками и общественными деятелями уважения к творческому наследию философа свидетельствуют о том, что они прониклись пониманием высокой общественной значимости данных философских ценностей, и с течением времени смогут все глубже знакомиться с богатым содержанием концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева.
В дальнейшем это может привести к духовному обновлению как собственно политиков данного круга, так и политических систем, инициаторами или проводниками которых они являются. Так или иначе, многообразное влияние концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева, оказываемое в той или иной мере на мысли и чувства современных политиков, не подлежит сомнению.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ИСТОКИ КОНЦЕПЦИИ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ В ФИЛОСОФИИ Н. И. БЕРДЯЕВА
1.1 Славянофильские корни философии духовного
обновления Н. И. Бердяева
Для концепции христианской антропологии в философии Н. И. Бердяева характерны особые отношения со славянофильскими тенденциями русской философии, реализующиеся по принципу единства и борьбы противоположностей.
Как представляется автору данного исследования, Н. И. Бердяев представляет собой одну из наиболее рельефных фигур в отечественном философском мире, в жизни и творчестве которого переплетаются и достаточно органично совмещаются различные тенденции, речь о которых и идет в данной работе [8].
Философской мысли Н. И. Бердяева в значительной мере свойственно продолжение так называемой славянофильской традиции, которой характеризовалась русская православная религиозность конца XIX — начала XX веков.
В данном факте видится своеобразное следование и собственно славянофильским тенденциям, которые получили широкое распространение в ходе развития христианской антропологии в русской философии, характерной для XIX века.
И для таких отношений существуют вполне определенные объяснения, которые выражаются, в частности, в том, что для Н. И. Бердяева в православной религиозности доминирующим началом виделось личное спасение души, которое рассматривалось в качестве служения Богу посредством служения своему народу [9].
Согласно мнению Н. И. Бердяева, роль церкви не исчерпывается и никаким образом не должна исчерпываться возможностями приведения к Богу исключительно только отдельных людей, входящих в её паству в силу сложившейся традиции.
Как полагает автор этой работы, именно данная ипостась философского творчества Н. И. Бердяева в дальнейшем и приведет к тому, что широкий интерес к его фигуре и его наследию будет возрождаться в современной России пропорционально потребностям в переосмыслении роли государства в жизни своих граждан [10].
Н. И. Бердяев видел в русской православной церкви не просто хранительницу исконно русской духовности, но вместе с этим – также и вдохновляющую и одухотворяющую силу народной жизни и активного, вполне естественного участия представителей народа в процессе государственного строительства.
Идеи Н. И. Бердяева, рассматриваемые в социально-политическом аспекте, развивают идею христианской антропологии, оказавшуюся в эпоху его активного философского творчества едва ли не наиболее адекватным и достаточно полным выражением данных ценностей.
Н. И. Бердяев считает возможным видеть также и наиболее яркое проявление духовности буквально каждой человеческой личности и, одновременно с этим, основу строительства в Российской империи сильной и правовой государственности.
Средства духовного обновления на идеалах свободы, позиционируемые в философии Н. И. Бердяева – это такие ключевые для каждого духовно бодрствующего русского человека понятия как вера, любовь, свобода, и совесть [11].
Автор данного исследования склонен предполагать, что выбранные для исследования Н. И. Бердяевым ключевые философские категории позволяют поставить наследие данного представителя отечественной философской мысли в центр внимания государственных и общественных деятелей Российской Федерации.
Наряду с этими ключевыми понятиями, в должной мере свойственными и славянофильской традиции, важнейшими понятиями Н. И. Бердяеву представляются также семья, родина, свобода.
Какк указывает Н. И. Бердяев в своей «Философии свободы», «Критические гносеологи жаждут освободиться от психологизма и антропологизма и ставят эту проблему очень остро, иногда даже остроумно. Но претензии на полную свободу от психологизма – смешны. Роковым для гносеологов является тот факт, что философствует человек, что познание совершается в антропологической среде. Гносеологи пытаются преодолеть этот непреодолимый факт тем соображением, что познание совершается в «сознании вообще», в трансцендентальном сознании, а не в индивидуальном психологическом сознании, что сверхиндивидуальный субъект производит суждения и оценки» [1].
Одновременно с вышеназванным, для Н. И. Бердяева принципиальную важность представляли также и такие понятия, как правосознание, государство и частная собственность. И отмена советской властью частной собственности также никак не могла укладываться в его сознании.
Веру Н. И. Бердяев склонен определять достаточно широко, и он был убеждён в том, что без веры человек ни при каких обстоятельствах не может существовать, что также вызывало его противостояние с советской идеологией ещё и по данному принципу.
Жить для Н. И. Бердяева означало выбирать и стремиться, а для того чтобы действительно это делать, следовало верить в определённые ценности и на протяжении всей своей жизни служить им, в чем у философа не было принципиальных расхождений со славянофильством.
Н. И. Бердяев считал своим долгом сообщить: «трансцендентальный человек – все же человек. Лишь тогда познание будет свободно от психологизма и антропологизма, если определяться оно будет не трансцендентальным человеком, а трансцендентальной вселенной, т. е. церковью/
Критицизм остается компромиссом метафизики (трансцендентальное сознание и сверхиндивидуальная оценка) и позитивизма (отрицание трансцендентных реальностей, имманентизм, психобиологизм в генетической точке зрения).