Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Методика дошкольного образования

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Компьютерные технологии как средство развития математических представлении у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………… 3 1 Теоретические аспекты проблемы развития математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством компьютерных
технологий………………………………………………… 9 1.1 Теоретический анализ проблемы развития математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста……………………… 9 1.2 Современные технологии в развитии математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………. 18 2 Практическая работа по изучению опыта использования
компьютерных технологии как средства развития математических представлений у
детей старшего дошкольного возраста………………… 30 2.1 Описание практической работы по изучению опыта
использования компьютерных технологии как средства развития математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста………………… 30 2.2 Методические рекомендации для воспитателей по
использованию компьютерных технологии как средства развития математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста………………… 40 Заключение…………………………………………………………………… 60 Список использованных источников и литературы……………………… 63 Приложение………………………………………………………………… 68

  

Введение:

 

Математические представления детей –
это начальные знания детей в области математики как науки.

Работа по формированию математических
представлений у детей дошкольного возраста, осуществляемая в детском саду,
является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у
них элементарных математических знаний. Это, по сути, предматематическая
подготовка, представляющая собой планомерный и целенаправленный процесс. Этот
процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского
дошкольного учреждения и направлен на решение задач умственного воспитания и
математического развития детей дошкольного возраста. Его отличительными чертами
являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым
развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.

КТ обладает огромными возможностями, позволяя
эффективно организовать работу по формированию математических представлений у
детей дошкольного возраста.

Использование
современных компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе дошкольной
образовательной организации сегодня это не просто новые безграничные
возможности, это требования современного этапа развития информационного
общества, цифровой экономики и системы образования в целом.

Современные
компьютерные технологии позволяют значительно расширить возможности педагога,
они способны сделать учебный процесс наиболее эффективным и интересным для
ребенка.

Компьютерные
технологии могут быть использованы в целях воспитания и развития познавательных
способностей ребенка, развития и формирования творческих способностей, развития
интеллектуальной, эмоциональной и личностной сфер детей старшего дошкольного
возраста,

Г. С.
Костюк, Н. А. Менчинская, М. И. Моро, А. А. Свечников, Л. Н. Скаткин и др.
отмечают, что для математического развития детей необходим комплексный подход к
решению всех проблем. Поэтому встает вопрос о таком обучении, которое
обеспечило бы формирование у ребенка всех необходимых операционных структур,
составляющих фундамент его готовности к школьному освоению курса математики.

Мы считаем,
что большое внимание при организации такого обучения следует уделить
современным дидактическим средствам обучения, одним их которых являются
компьютерные технологии.

Мы можем
обозначить следующие преимущества КТ перед другими дидактическими средствами:


повышение
эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности,
которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, развитию
наглядно-образного мышления;


одновременно
может быть использована и представлена графическая, текстовая, аудиовизуальная
информация, что способствует более качественному ее восприятию и усвоению;

— позволяют
воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке, даже те,
которые в реальных условиях не могут быть продемонстрированы, что способствует
наиболее широкому раскрытию их особенностей, активизации умственной
деятельности детей;

— являются
более эффективным инструментом мотивации; так как привлекает внимание детей
движением, звуком, мультипликацией и т.д.



индивидуализация обучения;



интенсификация самостоятельной работы детей;



рост объема выполненных заданий;



расширение информационных потоков при использовании Интернет;



повышение интенсивности процесса обучения, освоение современных информационных
технологий на интегрированных занятиях.

Современные
исследования в области дошкольной педагогики (Н.М. Воропаева, СВ. Гурьев, К.Н.
Моторина, СП. Первина, М.А. Холодная, В.В. Черных, СА. Шапкина и др.) свидетельствуют
о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Этот период
совпадает с моментом формированием математических представлений, интенсивного
умственного развития ребенка.

Применение
КТ в образовательной деятельности позволяет интенсифицировать процесс овладения
детьми приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
систематизация, обобщение).

Таким
образом, актуальность изучения возможностей развития элементарных
математических представлений в старшем дошкольном возрасте средствами
компьютерных технологий обуславливается высокими темпами вхождения новых
информационных технологий в жизнь современных дошкольников, потребностью в
организации педагогического процесса с использованием современных дидактических
средств обучения, таких как КТ, высоким потенциалом компьютерных технологий в
развитии математических представлений дошкольников.

С.В. Бузмакова и Г.А. Криволапова отмечают:
«возможности КТ позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления
материала по математике, экран привлекает внимание, дает возможность
переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают
интерес, в результате снимается напряжение».

КТ значительно расширяют возможности родителей,
педагогов и специалистов в аспекте раннего обучения, позволяя наиболее полно и
успешно реализовать развитие способностей детей дошкольного возраста. В отличие
от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют представить ребенку
большое количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом
организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности,
учить их самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию
одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео,
запоминать и обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей
новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех
существующих игр и игрушек.

Все это предъявляет качественно новые требования и к
дошкольному воспитанию, одной из задач которого является необходимость заложить
потенциал обогащенного развития личности ребенка. Все это дает основания
внедрять ИКТ в системе дошкольного воспитания и образования.

Современные компьютерные технологии предоставляют
огромные возможности для развития процесса образования. К.Д. Ушинский заметил:
«Детская природа требует наглядности». Наглядность в полной мере реализуется в
условиях мультимедийных технологий как инструмента познания детей дошкольного
возраста в условиях непосредственной образовательной деятельности.

КТ могут использоваться в разных
областях познания детей дошкольного возраста. Одной из них является
формирование математических представлений.

Обучение детей дошкольного возраста
математике является обязательным компонентом программы дошкольного обучения и
воспитания.

Значительно осложняется работа по
использованию ИКТ в формировании математических представлений у детей
дошкольного возраста отсутствием методической литературы и обобщенного
педагогического опыта использования ИКТ в практике ДОУ.

Много
авторов исследовали процесс развития математических представлений средствами КТ
(перечислить какие авторы этим занимались) и он достаточно хорошо раскрыт в
литературе, но мы тем не менее им интересуемся и занимаемся потому что
применение КТ на практике в нашем городе остается большой проблемой

— недостаточной информационной
культурой и компьютерной грамотностью педагогов;

— недостаточной готовностью педагогов
к массовому использованию информационных технологий в образовательном процессе;

— низким уровнем обеспеченности ДОУ
компьютерной и коммуникационной техникой;

— недостаточным количеством
компьютеров в учебном процессе;

— недоступностью использования
компьютерной и коммуникационной техникой воспитателями в детском саду.

— отсутствием методики использования
ИКТ в образовательном процессе в ДОУ.

– и мы
хотели бы внести свой вклад, разработать рекомендации для участников
образовательного процесса.

Объект
исследования: процесс развития математических представлений у детей старшего
дошкольного возраста.

Предмет
исследования: компьютерные технологии как средство развития математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста [6].

Цель
исследования: выявление возможностей использования компьютерных технологий как
средства развития математических представлений у детей старшего дошкольного
возраста.

Задачи
исследования:

1.
Провести теоретический анализ проблемы развития математических представлений у
детей старшего дошкольного возраста.

2.
Рассмотреть возможности использования современных компьютерных технологий в
развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

3.
Описать опыт организации работы воспитателей по использованию компьютерных
технологии как средство развития математических представлений у детей старшего
дошкольного возраста.

4.
Составить методические рекомендации для воспитателей по использованию
компьютерных технологии как средство развития математических представлений у
детей старшего дошкольного возраста [19]. Методы
исследования: анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций по
теме исследования, анализ и обобщение опыта работы воспитателей ДОО.

Этапы
исследования:

Первый этап
(2020 г.) – анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования,
работа над понятийным аппаратом, формулировка цели, объекта, предмета, задач
исследования.

Второй этап
(2020– 2021 гг.) – изучение и обобщение опыта работы воспитателей по теме
исследования.

Третий этап
(2021 г.) – анализ, обобщение и систематизация полученных результатов
исследования; формулировка выводов; оформление работы.

База
исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 «Солнышко» общеразвивающего вида
города Горно-Алтайска", старшая группа.

Практическая
значимость работы состоит в том, что автором составлены методические
рекомендации для воспитателей по использованию современных компьютерных
технологии как средства развития математических представлений у детей старшего
возраста. Предложенные материалы исследования могут быть использованы
воспитателями в педагогической деятельности дошкольных образовательных
организациях.

Выпускная
квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список
использованной литературы, приложение

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Методы формирования математических
понятий продолжает поиск оптимальных условий обучения дошкольников. Подходы к
развитию познавательного интереса к математике у старшеклассников.

 Добиться успешного усвоения материала
позволяет использование разных методов. Техника и средства обучения. Выбор
методов обучения зависит от целей и задач, возраста детей, содержания
изучаемого материала и стадии урока.

 Методы формирования математических понятий
продолжает поиск оптимальных условий обучения дошкольников. Разработаны подходы
к развитию познавательного интереса к математике у старшеклассников.

Увеличился возраст детей в изучении
математического содержания, возросли школьные требования к математической
подготовке детей дошкольного возраста, изменились социальные условия и
отношение взрослых к уходу и воспитанию детей.

Ориентация в обучении дошкольников
только на конкретный предмет способам ведения дел затрудняет учебу в начальной
школе, когда приходится оперировать на уровне абстрактных понятий. Все это
поднимает ряд вопросов: «Как эффективно преподавать?», «Как подготовить к
школе?», «Как повысить интерес к математике?». Ответ на них требует
исследовательского решения.

 Изменчивость часто приводит к снижению
качества образования, неоправданным требованиям школы и перегрузке детей.
Подготовка к школе часто рассматривается как более раннее изучение программы
первого класса.

 Создатели программ и учебников игнорируют
закономерности психического развития ребенка, а учителя используют школьные
технологии: фронтальные уроки по предмету, устные методы обучения,
систематический мониторинг обучения. Таким образом, утратили силу ускорение
развития ребенка, «взросление» дошкольного образования.

Таким образом, важнейшим
математическим результатом дошкольного обучения ребенка является не только
накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственного
развития ребенка, формирование необходимых специфических познавательных и умственных
способностей, которые являются базовыми для успешного изучение дальнейшей
математического и любого другого обобщенного содержания.

Формирование первичных математических
представлений у дошкольников старшей группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад №9 «Солнышко» общеразвивающего вида
города Горно-Алтайска" происходит на занятиях и
во всех видах деятельности вне их, в детском саду и дома.

Как организованная форма образовательной
деятельности, она учитывает общие принципы обучения при проведении в детских
садах: научность, системность и последовательность, доступность, наглядность,
связь с жизнью, индивидуальный подход к детям и т.д.

Практика воспитателей показала, что
наиболее эффективным подходом является комплексный подход к организации
образовательной деятельности ФЭМП, в котором важную роль играет использование
информационно-коммуникационных технологий, в частности средств интерактивной
доски.

Использование ИКТ в образовательном процессе дошкольного
образования является одним из новейших и наиболее актуальных направлений в
современном дошкольном образовании, так как позволяет расширить возможности
педагогов и положительно влияет на все аспекты развития ребенка.

Использование ИКТ позволяет вывести деятельность дошкольных
учреждений на новый, более качественный уровень, обновляя и совершенствуя
содержание образовательного процесса в соответствии с требованиями федеральных
государственных стандартов дошкольного образования. ИКТ обладают большим
потенциалом, позволяющим эффективно организовать работу по формированию
начальных математических представлений дошкольников, которые в федеральных
государственных образовательных стандартах относятся к категории "когнитивное
развитие" в сфере образования.

Интерактивный доска — это интерактивный учебный центр с
сенсорной поверхностью, которая управляется прикосновением руки ребенка или
другого предмета. Это первый многопользовательский сенсорный стол, который
позволяет эффективно участвовать в образовательном процессе дошкольников.
Движение, анимация и звук давно привлекают внимание дошкольников. Скучная
информация для детей преподносится в игровой форме и вызывает большой интерес.
Возможность прикоснуться к изображению и лично поучаствовать в его создании еще
больше стимулирует мышление ребенка и позволяет участвовать в беседах с
учителями и сверстниками.

Устройство представляет собой двухэкранное панельное
устройство для раздельного доступа. В своей открытой форме он напоминает книгу
и содержит навигационную систему, понятную ребенку. Все компоненты электронных
устройств и размещенные в них методические средства учитывают возрастные
особенности дошкольников. Электронный учебный план включает в себя основные
направления, определенные Федеральными национальными стандартами образования
детей, — когнитивное, вербальное, социально — коммуникативное, художественно —
эстетическое развитие.

Использование интерактивных досок в учебной деятельности
помогает учителям удерживать внимание ребенка, избегать статичного изложения
иллюстративного материала, а детям — активно участвовать в разворачивании
сюжета.

Мы разработали тематический план, в котором используются
интерактивные доски для формирования основных математических представлений у
детей старшего дошкольного возраста, как показано в таблице 1, а также буклет с
инструкцией по использованию интерактивной доски для воспитателей (приложение).

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 1.1 Теоретический анализ проблемы
развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Вопрос обучения детей математике
интересовал ученых на протяжении многих веков. В 17-19 вв. Я.А. Коменский, Дж.
Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, М. Монтессори и др. пришли
к выводу о необходимости специальной математической подготовки детей
дошкольного возраста. Формирование их знаний о размерах, величинах, времени и
пространстве рассматривалось с точки зрения практической целесообразности.

Этот период формирования методики
называют эмпирическим, поскольку основные идеи математического развития
обобщают личный опыт преподавателей [11].

 Огромный вклад в методологию математики внес
И. Г. Песталоцци. Он назвал свою теорию образования элементарной, потому что он
считал, что развитие ребенка должно начинаться с простых предметов и переходить
к сложному.

Им была разработана система
расположенных в определенной последовательности упражнений, с целью привести в
движение присущее природным силам человека стремление к деятельности. Вслед за
Я.А. Коменским И.Г. Песталоцци придавал значение наглядности в обучении как
средству развития у ребенка умения в процессе наблюдения сравнивать предметы,
выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними [8].

 С целью облегчить наблюдения ребенку и
организовать их, он определил основные элементы, общие для всех предметов и,
следовательно, являясь источником для любого предмета.

 Начальный
учебный счет И. Г. Песталоцци предложил начать с единиц: на основе комбинации
единиц разделения, чтобы дать детям наглядное представление о свойствах чисел.
Сначала он начал учить детей геометрии и предложил переход от форм обучения

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы