Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Физ. культура

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Комплексная реабилитация подростков 11-14 лет со стойким нарушением зрения в условиях смешанного обучения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы подростков 11-14 лет со
стойким нарушением зрения. 6

1.1 Возрастные и индивидуальные особенности подростков
11-14 лет. 6

1.2 Методические основы реабилитации подростков 11-14 лет
со стойким нарушением зрения в условиях смешанного обучения. 13

1.3 Цель, задачи и этапы комплексной реабилитации
подростков 11-14 лет со стойким нарушением зрения в условиях смешанного
обучения. 24

Вывод по 1 главе. 37

Глава
2. Методические основы комплексной реабилитации подростков 11-14 лет со стойким
нарушением зрения в условиях смешанного обучения. 40

2.1
Методы исследования. 40

2.2
Организация всех обследований. 46

2.3
Особенности комплексной реабилитации подростков 11-14 лет со стойким нарушением
зрения в условиях смешанного обучения. 47

Вывод
по 2 главе. 51

Глава
3. Опытно-экспериментальная часть. 53

3.1.
Констатирующий эксперимент. 53

3.2.
Формирующий эксперимент. 55

3.3.
Результат эксперимента. 68

Выводы
по 3 главе. 73

Заключение. 74

Литература. 78

  

Введение:

 

В последнее время
в России все больше внимания стало уделяться проблемам детей-инвалидов и внедрению
инновационных технологий их реабилитации и адаптации к жизни в обществе. Как показывает
опыт уже имеющихся исследований в этой сфере, существовавший в социальной политике
нашей страны в прошлом столетии медико-социальный подход показал свою неспособность,
поскольку не затрагивал духовную сферу личности, являющуюся стержнем её жизненной
устойчивости. Данный подход сформировал у многих инвалидов потребительскую установку
к обществу, иждивенчество, нежелание и неумение трудиться, стремление переложить
на других ответственность за организацию своей собственной жизни, досуга, развития
себя как полноценной личности.

В результате инвалиды,
как отмечают исследователи, имеют огромный психологический барьер при взаимодействии
с социальной микросредой, барьер, состоящий из страхов, а также незнания как своих
собственных сил, так и той общественной среды, с которой они общаются [9]. В настоящее
время становится актуальным социально-культурный подход, затрагивающий духовную
сферу личности, включающий технологии социокультурной анимации, которая оказывает
на человека непосредственное психоэмоциональное, культурно-развивающее и социализирующее
влияние. Поэтому в качестве методологического основания для проведения данного исследования
нами выбран именно социально-культурный подход, а в качестве метода — социально-культурная
анимация. Социально-культурная анимация ориентируется на реабилитацию духовного
мира инвалидов, стремится вернуть им ощущение полноценной духовной жизни даже при
ограничениях по здоровью. Однако до сих пор эта социальная практика в нашей стране
остается недостаточно изученной, отсутствует четкое понимание методологических и
теоретических основ такой деятельности, нет методических разработок и мало проектов
по использованию социокультурных технологий в работе с инвалидами. В рамках обозначенной
проблематики становится актуальной тема социально-культурной реабилитации людей
с ограниченными возможностями, особенно детей, подростков и молодёжи, т.к., помимо
медико-социального восстановления, именно социально-культурная реабилитация позволяет
подготовить таких детей к нормальным полноценным коммуникациям в обществе, способствует
повышению качества их жизни, самореализации в разных сферах деятельности.

Гипотеза исследования: проведение адекватно организованной
коррекционно-развивающей работы (в частности программы и среды), способствует
улучшению реабилитации подростков 11-14 лет со стойким нарушением зрения в
условиях смешанного обучения.

Объект исследования: подростки 11-14 лет со стойким нарушением зрения.

Предмет исследования: комплексная реабилитация подростков 11-14 лет со стойким
нарушением зрения в условиях смешанного обучения.

Цель исследования: реализовать комплексную реабилитацию подростков 11-14 лет со
стойким нарушением зрения в условиях смешанного обучения и проанализировать ее
эффективность.

Задачи исследования:

1. Изучить возрастные и
индивидуальные особенности подростков 11-14 лет

2. Проанализировать методические
основы реабилитации подростков 11-14 лет со стойким нарушением зрения в
условиях смешанного обучения

3. Определить цель, задачи и этапы
комплексной реабилитации подростков 11-14 лет со стойким нарушением зрения в
условиях смешанного обучения

4. Определить методы исследования

5. Охарактеризовать особенности комплексной реабилитации подростков 11-14
лет со стойким нарушением зрения в условиях смешанного обучения

6. Представить организация всех обследований

7. Провести
констатирующий эксперимент

8. Провести
формирующий эксперимент

9. Проанализировать
результат эксперимента.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Период подросткового возраста протекает процесс активного
развития самосознания, а также чувства собственного достоинства, и, что немаловажно,
внимание пола. Этот период характеризуется также и тем, что подросток теперь переоценивает
свое «детское» мнение на новое. Часто характер такого нового мнения прямолинейный,
бескомпромиссный, а парой и категоричный.

В проведении реабилитационных мероприятий у инвалидов по зрению должны участвовать
лечебно-профилактические учреждения, службы социальной помощи создана научно обоснованная
система медико-социальной реабилитации слепых и инвалидов по зрению, включающая
комплекс медицинских, психологических, социологических, педагогических, профессионально-трудовых
мероприятий, поэтапное и взаимосвязанное применение которых всемерно способствует
восстановлению здоровья, трудоспособности, других видов жизнедеятельности и социальной
интеграции незрячих.

Большое значение имеет также элементарная реабилитация слепых – развитие мобильности,
сенсорного восприятия, овладение навыками ориентировки в пространстве, самообслуживания.

Многообразие социальных процессов, а следовательно, технологий их регулирования,
обусловлено широким спектром социальной деятельности в целом и социального обслуживания,
различаясь по целям. функциям, характеру и результатам. Для каждого вида социальной
деятельности создаётся особая технология. Технологии социальной реабилитации включают
совокупность приёмов и методов, обеспечивающих прогрессивное развитие ребёнка, имеющего
нарушение зрения. Различают следующие формы реабилитации, взаимосвязанные между
собой. — Медицинская реабилитация. Она направлена на восстановление или компенсацию
той или иной утраченной функции или на возможное замедление заболевания. В ходе
медицинской реабилитации ребенок проходит курс лечебных мероприятий направленных
на улучшение или коррекцию зрения, восстановление и развитие физиологических функций,
нарушенных болезнью, на выявление и активизацию компенсаторных возможностей его
организма с целью обеспечения в дальнейшем условии для возвращения к активной самостоятельной
жизни. — Психологическая реабилитация. Это воздействие на психическою сферу индивида,
направленное на развитие и коррекция индивидуально психологических особенностей
личности. Психологическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями предполагает
проведение комплекса психодинамических мероприятии, ориентированных на коррекцию
или компенсацию нарушенных психических функций и состояний.

Коррекционная работа направлена на преодоление отклонений в психофизическом
развитии детей с нарушениями зрения, раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений
слабовидящих детей. Можно выделить несколько основных направлений в коррекционной
работе. К первому направлению можно отнести воздействие на функциональные механизмы
зрительного восприятия. Это может осуществляться несколькими путями: Использование
педагогических мероприятий (сенсорных упражнений, различных видов продуктивной деятельности,
дидактических игр), оказывающих непосредственное влияние на повышение зрительных
функциональных возможностей и характеризующихся целенаправленностью воздействия
на отдельные зрительные функции. Эффективность таких мероприятий определяется системностью
и непрерывностью работы.

Вторым направлением специальной работы по развитию зрительного восприятия является
целенаправленное формирование или развитие уже имеющихся операционных механизмов
зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

Исследование адаптационных
резервов организма проводилось в одной экспериментальной. Проведен сравнительный
анализ показателей физического развития группы. Эксперимент проводился в течение
4 месяцев с сентября по декабрь и состоял из 3 этапов:

1 этап – сентябрь
(2-10) включал в себя подготовку к эксперименту.

2 этап – с 11
сентября — по 11 декабря нами был проведен формирующий этап исследование показателей
физического развития и физической работоспособности и была дана их оценка. 3 этап
– с 12 декабря – по 28 декабря нами было проведено заключительное исследование и
дана оценка функциональным возможностям организма юношей.

Особенности комплексной реабилитации подростков 11-14 лет со стойким нарушением
зрения в условиях смешанного обучения:

Занятия проводят
с учетом предусмотренного учебного плана 4-5 раз в неделю по 40 минут во внеурочное
время. Состав группы 6 человек. Существенным отличием является трудность проведения
фронтальной работы, обусловленной рядом специфических причин.

Основными из них
являются:

1. Наличие в группе
детей со стойким нарушением зрения.

2. Наличие в группе
детей с сочетанной патологией (различные нарушения осанки, плоскостопие и т.д.).

3. Неблагоприятный
период дошкольного воспитания, не способствующий познавательной и двигательной активности
на основе сохранных анализаторов.

4 Отсутствие у
детей опыта осязательно-слухового восприятия учебного материала. ЛФК проводится
с применением гимнастической палки, мячей, гантелей (0,5 кг). Используются упражнения
на снарядах, на гимнастической стенке, скамейке, кольцах, тренажерах и т.д.

Основной формой
коррекции вторичных отклонений в физическом развитии слабовидящих детей является
специальное занятие, предусмотренное учебным планом и включенное в его специальный
раздел (коррекционно-адаптационная область).

При этом предусматриваются
следующие задачи:

1) организация
группы, концентрация внимания;

2) воспитание
сознательного отношения к принятию правильного положения тела;

3) создание эмоционального
настроя на занятие;

4) умеренное воздействие
на сердечно-сосудистую и дыхательную системы; умеренная стимуляция обмена веществ;

5) прямое или
косвенное воздействие на те недостатки, которые пре­обладают у ученика;

6) активизация
работы сохранных анализаторов;

7) оптимальный
выбор исходного положения для основной части урока. Можно использовать методы разностороннего
влияния на организм.

Таким образом,
по результатам данной методики, мы видим, что большинство детей при назывании реального объекта и/или 5 предметных
изображений ошибаются более двух раз.

По результатам данной
методики мы видим, что у большинства детей прослеживание обеих линий до конца, более трех остановок и сдвигов с линий,
следовательно развитие зрительно-моторных координаций находится на среднем уровне,
у большинства детей средний уровень ориентировки в схематическом рисунке, у большинства детей средний уровень
способности восстанавливать целое предметное
изображение из частей по образцу.

Таким образом, необходима комплексная реабилитация подростков 11-14 лет со стойким нарушением
зрения. Задача второго этапа опытно-экспериментальной работы состояла
в том, чтобы повысить уровень развития координационных способностей детей по средствам
занятий ритмической гимнастикой. Для реализации задачи был создан кружок «Ритмическая
гимнастика» который посещали дети экспериментальной группы в количестве 6 человек.
Таким образом, у детей наблюдается положительная динамика по улучшению уровня зрения,
по результатам данной методики, мы видим, что большинство детей показали уровень выше чем на констатирующем этапе,
по результатам данной методики мы также видим, что у большинства детей прослеживается положительная динамика, комплексная
реабилитация подростков 11-14 лет со стойким нарушением зрения дала положительные
результаты.

 

Фрагмент текста работы:

 

Возрастные и индивидуальные особенности подростков
11-14 лет

Подростковый возраст у детей – трудный
период не только для родителей, но и для них самих. Психология подростка построена
на необходимости признания его взрослым человеком, но все дело в том, что к взрослой
жизни он еще пока не готов. Однако и ребенком его уже не назвать. Подростковый возраст
зависит от страны проживания, пола и культурно-национальных особенностей.

Дети в возрасте от 10 до 15 лет считаются подростками.
Говоря об этом возрастном периоде, можно описать его такими терминами как:

1. Переломный.

2. Переходный.

3. Критический.

4. «Трудный».

Подростковый возраст является также трудным и не только
для самого ребенка, но также и для его родителей, педагогов.

В подростковый период происходит обновление, так называемая
перестройка организма ребенка. Этот процесс связан с увеличением скорости физического
и полового развития. Характерная особенность указанного периода заключает в том,
что у ребенка происходит внешнее взросление, в то врем как внутри ему необходима
та же забота и внимание как обычному ребенку.

Кроме того, в период подросткового возраста протекает процесс
активного развития самосознания, а также чувства собственного достоинства, и, что
немаловажно, внимание пола. Этот период характеризуется также и тем, что подросток
теперь переоценивает свое «детское» мнение на новое. Часто характер такого нового
мнения прямолинейный, бескомпромиссный, а парой и категоричный.

Часто подростки резко реагируют на различного рода ситуации,
которые, по сути, не имеют критического характера. Например, потеря авторитета родителей
либо оценка собственного достоинства могут привести к негативным последствиям, включающим
в себя проявление грубости, изоляции, агрессии и т.д.

Таким образом, можно выделить следующие негативные черты подросткового возраста:

· Резкое ухудшение поведения. Проявляется оно в негативизме (т.е. в желании поступать
вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости.

· Противоречивость стремлений и их неустойчивый характер.

· Реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободиться из – под опеки
и контроля со стороны взрослых. Причем подросток стремится не столько противостоять
взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической
и социальной зависимости.

· Повышенная возбудимость.

· Некоторая неуравновешенность характера.

· Сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроений, форм поведения.

Социальное развитие ребенка данной возрастной группы имеет
особое положение в структуре общественных взаимоотношений. Так начинает процесс
перехода подростка к самостоятельности и ответственности, тем самым заключая его
в отрезок между детством и зрелостью [2].

По мере того, как подросток начинает самостоятельно жить,
члены семьи, в частности родитель, в свою очередь часто становится более требовательным
к нему, производит контроль. Все это может негативным образом отразится на поведении
ребенка. В результате этого подросток лишается той самостоятельности, не может научиться
использовать свободу в нужном направлении. Тогда и происходит активация его стремления
к самостоятельности, что также влечет жесткий контроль со стороны родителей, приводя
все это к изоляции подростка от сверстников. В таком случае противостояние между
родителями и детьми становится более острым.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы