Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Коммуникативное развитие дошкольников в инклюзивной группе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЕ 4
1.1. Проблема формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников в психолого-педагогической и методической литературе 4
1.2. Структурная характеристика формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников 11
1.3. Особенности инклюзивной группы детского сада 16
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЫ 26
2.1. Организация и методики исследования коммуникативного развития дошкольников 26
2.2. Обработка и анализ полученных результатов 28
Выводы по 2 главе 33
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЕ 34
Выводы по главе 3 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Введение:
Актуальность исследования. Формирование и развитие у детей ключевых компетентностей, в частности коммуникативной, стало необходимым и новым концептуальным ориентиром в дошкольном образовании XXІ века, которое получило название «века коммуникативного пространства», поскольку одним из основных факторов становления личности является коммуникативное развитие ребенка. Коммуникативная компетентность приобретает актуальность как личностную характеристику дошкольника, определяющую его способность и готовность устанавливать, а также поддерживать необходимые контакты с другими лицами, ставить цель и достигать ожидаемых результатов коммуникации.
Дошкольная педагогика и психология рассматривают общение как ведущую форму жизнедеятельности ребенка, определяющую необходимость развивать в дошкольном возрасте коммуникативные навыки, потребности в общении. Коммуникативные навыки обеспечивают эффективность коммуникации, адекватное восприятие и оценку других людей, социально психологическую адаптацию. В современном обществе развитие коммуникативных навыков человека становится очень актуальной проблемой.
Изучение процессов становления коммуникации у детей всех возрастов на современном этапе является чрезвычайно важной задачей, так как позволяет прогнозировать трудности коммуникативного взаимодействия между детьми и взрослыми, поэтому этот вопрос интересовал многих ученых разных отраслей специальной педагогики.
Данный вопрос глубоко изучали П.К. Анохин, Л.С. Выготский, В.К. Вилюнас, В.С. Дерябин, У. Джеймс, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, К.Е. Изард, В.А. Лабунская, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и др. Множество исследователей раскрывают подходы к решению проблемы формирования коммуникативных умений у дошкольников для их общения. Среди них можно выделить работы Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарева, А.А. Любинской, Г.С. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Щацкого.
Цель исследования заключается в изучении особенностей коммуникативного развития детей дошкольного возраста в инклюзивной среде детского сада.
Поставленная цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Определить структурную характеристику формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников.
3. Выделить особенности инклюзивной группы детского сада.
4. Организовать и провести исследование коммуникативного развития дошкольников инклюзивной группы.
5. Проанализировать результаты исследования.
6. Разработать методические рекомендации педагогам по коммуникативному развитию дошкольников в инклюзивной группе.
Объектом исследования выступают основы коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является развитие коммуникативных навыков дошкольников в инклюзивной образовательной среде детского сада.
Структура исследования включает: введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.
Заключение:
После внедрения в воспитательно-образовательный процесс федерального государственного образовательного стандарта, были изменены формы и методы организации воспитательной деятельности с дошкольниками, которая будет способствовать их социализации. Так, социализация личности ребенка в обществе сверстников, а также их личностное развитие становится приоритетным направлением деятельности, а процесс игровой деятельности при этом является эффективным средством.
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка.
Под общением мы понимаем определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата. Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Целенаправленное комплексное воспитание культуры общения ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.
Коммуникативные навыки – необходимое условие психологического развития ребенка дошкольного возраста. Поскольку социальное развитие ребенка – это превращение индивида в социальное существо путем привлечения его к взаимодействию со средой и окружающими средствами общения, то с позиций личностно-ориентированного подхода и в соответствии с требованиями общества коммуникативная коррекция рассматривается как сложная деятельность, обеспечивающая личностное становление потенциала, его коммуникативную и социальную компетентность
Владение коммуникативными навыками способствует реализации общественно значимой функции как дошкольного, так и школьного обучения – формирование у детей с особыми образовательными потребностями способности активно общаться в процессе самостоятельной деятельности.. Однако, как свидетельствуют результаты исследований многих дефектологов, из-за нарушения обобщающей функции речи и мышления у детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования при отсутствии специального обучения развитие коммуникативной стороны происходит медленно и не достигает должного уровня даже в школе. Это в значительной степени усложняет процесс овладения ими учебным материалом и умением активно общаться с окружающими.
В связи с этим, главной задачей педагогов и родителей является целенаправленное влияние на коммуникативные навыки детей с как одного из условий формирования коммуникативной компетенции дошкольника, а также условием и средством устранения задержки развития и становления личности ребенка в обществе.
Итак, с целью преодоления и предотвращения трудностей в формировании коммуникативных навыков у детей необходимо активное педагогическое вмешательство в процесс их коммуникативной деятельности, которая не ограничивается только овладением коммуникативными навыками, но и предусматривает их активное использование, расширяющее возможности детей вступать в коммуникативное взаимодействие и, соответственно, действенно воздействовать на другие виды деятельности ребенка.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЕ
1.1. Проблема формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников в психолого-педагогической и методической литературе
Деятельность человека основывается на определенных потребностях, в том числе коммуникативных. С начала 70-х годов ХХ века в западной психологии появляется понятие «коммуникативная деятельность» («communication activity»), под влиянием которого понятие «речевая деятельность» получает более узкую интерпретацию – это деятельность, мотив которой связан с воспроизведением самой речи [11].
В частности, Э.С. Меджидова коммуникативную деятельность (речевое общение) рассматривает как особый, специфический вид познавательной деятельности, в процессе которой происходит взаимный обмен информацией. Это система речевых актов, речевого поведения, обеспечивающая взаимопонимание в процессе общения [38].
Ученые, занимавшиеся изучением теории речевого общения (Л. Выготский, А. Леонтьев, А. Лурия), считают ее разновидностью человеческой деятельности – речевой деятельностью, которая существует наряду с познавательной, игровой, трудовой и т.д.
В свою очередь, многие ученые с позиции теории речевой деятельности рассматривает общение, а соответственно и коммуникацию, как определенную ее сторону, а саму деятельность как условие коммуникации. При этом взаимное информирование партнеров по коммуникации в процессе общения предполагает переход к выполнению совместной деятельности [15].
По мнению Л. С. Выготского, психологическая структура речевой деятельности соответствует структуре любого другого вида деятельности и включает в себя мотив, цель, являющуюся представлением об ожидаемом результате, действиях и операциях, и имеет такие же фазы реализации, как другие виды деятельности – ориентирование, планирование, реализация программы высказывания, контроль высказывания [15].
По мнению Л.И. Божович, речевая ситуация – это реально существующая жизненная ситуация, первая степень речевого акта, осуществление общения, коммуникаций при соответствующих условиях [11].
А.А. Бодалев рассматривает речевую ситуацию как конкретную ситуацию коммуникации, которая побуждает партнеров к взаимодействию и определяет коммуникативное поведение, способы реализации коммуникативных намерений. Соответственно, коммуникативная ситуация – это система взаимоотношений собеседников, при которой создаются условия для переноса коммуникативных навыков. Соответствующая ситуация выступает как мотив коммуникативной деятельности. Итак, коммуникативная ситуация представляет собой динамическую систему взаимоотношений, которая благодаря ее отражению в сознании коммуниканта вызывает потребность личности в целенаправленной коммуникативной деятельности и поддерживает эту деятельность [10].
Основным средством коммуникации в современном человеческой сообществе выступает речь. ФГОС ДО раскрывает содержание речевого развития ребенка как совокупность компонентов: «владения речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развития речевого творчества; развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [54].
Согласно исследованиям отечественной психологии и педагогики, стимулирование на ранних этапах онтогенеза ребенка потребности в общении и возможностей к нему создает основу для его дальнейшего личностного развития (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, и др.). Включение ребенка дошкольного возраста в процесс общения позволяет ему активно осваивать разнообразные межличностные отношения и способы взаимодействия, прежде всего, опосредованные совместной деятельностью. В связи с этим, наряду с речевым развитием, ФГОС ДО выделяет в качестве еще одного направления развития и образования детей дошкольного возраста их социально-коммуникативное развитие. Задачами и результатами такого развития Стандарт утверждает: «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие… эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками…» [54].
Отсюда, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова считают образовательные области – речевое и социально-коммуникативное развитие – взаимодополняющими и взаимно обусловленными, поскольку «от уровня развития речи, сформированности коммуникативных навыков и умений напрямую зависит эффективность общения детей дошкольного возраста» [48, с. 40].
Отметим, что способность ребенка самостоятельно выполнять сложные виды деятельности определяется его компетентностью. Поэтому еще одной методологической основой нашего исследования выступает компетентный подход. Опираясь на то, что коммуникативная компетентность ребенка дошкольного возраста – это его личностное достояние, наиболее успешное формирование его может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе.