Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Управление персоналом

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Коммуникативная культура в организации.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретические основы развития
коммуникативной культуры в организации  8

1.1. Понятие и сущность коммуникативной культуры в
организации. 8

1.2. Роль коммуникативной культуры в организации
как составной части общей культуры личности. 17

1.3. Содержание коммуникативной культуры педагогов
и студентов в образовательном процессе. 22

Глава 2. Практические особенности развития
коммуникативной культуры в МГУТУ им. К.Г. Разумовского. 31

2.1. Общая характеристика деятельности МГУТУ им. К.Г. Разумовского. 31

2.2. Анализ системы управления и кадрового состава
МГУТУ им. К.Г. Разумовского  37

2.3. Состояние развития коммуникативной культуры в
МГУТУ им. К.Г. Разумовского  50

Глава 3. Проблемы и перспективы развития
коммуникативной культуры в МГУТУ им. К. Г. Разумовского. 60

3.1. Проблемы развития коммуникативной культуры в МГУТУ им. К.Г. Разумовского  60

3.2. Пути совершенствования развития
коммуникативной культуры в МГУТУ им. К.Г. Разумовского. 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 73

ПРИЛОЖЕНИЯ. 77

  

Введение:

 

Актуальность темы выпускной квалификационной
работы состоит в том, что
коммуникативная культура, как важнейшая часть общечеловеческой культуры,
начинает формироваться уже в процессе антропогенеза, в ходе становления
человека как такового. В результате совместной деятельности зарождалась и
совершенствовалась членораздельная речь и тесно связанное с ней логическое
мышление. Отвечая на запросы социума содержание и формы межличностных отношений
с течением времени усложнялись и, реализуясь в материальной и духовной сферах
жизни общества, передавали динамику его развития и отражали дух эпохи.

Одной из наиболее важных
тенденций развития современной цивилизации является глобализация, которая
оказывает определяющее воздействие на все сферы жизнедеятельности общества:
экономику, политику, науку, культуру и в значительной степени на образование. Особенно
интенсивно глобализация проявляется в сфере коммуникации, где происходит
становление глобальной коммуникации. Масштабы коммуникации, обусловленные
процессами глобализации, приобрели неизмеримый характер. В процессе
коммуникации люди постоянно обмениваются разнообразной информацией мнениями,
оценками, эмоциями.

В настоящее время
коммуникативная культура занимает важное место в общекультурном и
профессиональном развитии личности, обеспечивая готовность к социализации,
восприятию и творческой переработки накопленного опыта созидательной
деятельности в процессе общения и взаимодействия.

Одним из ключевых и
важнейших ресурсов формирования корпоративной культуры является развитие
внутренних коммуникаций организации. Внутренние коммуникации обеспечивают
лучшее восприятие информации, устанавливают связь между людьми и осуществляют
эффективный контроль. Отлично выстроенные коммуникации способствуют эффективной
организационной работы в целом. И если организация эффективна в области
коммуникаций, то и в остальных сферах деятельности она тоже эффективна.

Исследуя опыт разных организаций,
можно сказать, что психологический климат в организации влияет на эффективность
коммуникаций в организации, где начальник использует метод «наказания и
поощрения» встречается раздраженность и негативный настрой коллектива, что в
итоге влияет на производительность труда, возрастает текучесть кадров,
инициативность и мотивация сотрудников резко снижается. Тем не менее, если
руководитель обсуждает проблемы с коллегами, прислушивается к их мнению,
проводит собрания в коллективе, применяет методы поощрения за труд и инициативу
и т.п., в таком случае персоналу легко работать в такой организации.

Коммуникация, глубоко
проникая в повседневную жизнь общества, затрагивает каждого человека, живущего
на Земле. Коммуникативная культура, являясь феноменом планетарного масштаба,
становится в ХХ1 веке важнейшим свойством человека и носит всеобъемлющий характер.

Особенно важен уровень
развития коммуникативной культуры в сфере образования, где именно
педагогическая коммуникация является главным средством педагогической
деятельности.

Итак, в последнее время в
нашей стране все чаще встает вопрос по поводу формирования профессиональной
культуры педагога, ее составляющих. Одним из основополагающих компонентов
профессиональной культуры педагога непосредственно является коммуникативный
компонент.

Нельзя не отметить,
насколько важна в становлении профессии педагога коммуникативная составляющая
его культуры. И это не только умение правильно говорить, владеть научной
терминологией по преподаваемому предмету, красиво поставленная речь. Особо
значимым выступает умение общаться с обучающимися, коллегами; находить
возможные пути разрешения неоднозначных ситуаций, возникающих в педагогической
среде.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретические аспекты исследования
корпоративной культуры развивались в трудах зарубежных и российских ученых. В
частности, понятие «корпоративная культура», его идентификация и разграничение
с понятием «организационная культура», а также подходы к классификации занимают
центральное место в научно-исследовательских и учебно-методических работах В.А.
Спивака, Г.Л. Хаета, М.В. Рыбаковой, Н.Н. Могутновой, О.В. Устиновой, О.Г.
Тихомировой, О.Л. Еськова, С.А. Баркова, С.А. Шапиро, Т.О. Соломандиной, Ю.Г.
Семѐнова, Ю.Д. Красовского, Ю.И. Саратовцева, Э. Шейна, Т. Дила и А. Кеннеди,
Г. Хофстеда, М. Бурке, К. Камерона и Р. Куинна.

Методологические
вопросы исследования корпоративной культуры представлены в трудах Д. Дэнисона,
Г. Хофстеде, К. Камерона и Р. Куинна, Р. Кука и Дж. Лафферти, С. Гласера и С.
Заманоу, И.Д. Ладанова, Л.С. Савченко, Н.В. Левкина, О.Е. Стекловой и других
ученых.

Изучение
коммуникативной культуры нашло свое отражение в педагогических исследованиях,
выполненных в рамках культурологического подхода в высшем и среднем образовании
у В. А. Сластенина, Г. С. Трофимовой, в работах, посвященных социализации
школьников у О. С. Газмана, А. В. Мудрика, их общекультурному становлению у
авторов Б. Н. Боденко, И. А. Зимняя. Проблема коммуникативного развития
учащихся раскрывается также в дидактических направлениях
личностно-ориентированного образования, таких как диалоговое обучение, в
работах Е. Н. Ильина, С. Ю. Курганова, учебное сотрудничество описывает в своей
работе Е. С. Полат, технологию обучения и управление педагогическим
взаимодействием рассматривают В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова. Ведущие
специалисты по проблеме общения A. A. Бодалев, A. A. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Б.
Д. Парыгин рассматривали общение как сильнейший фактор развития личности, ее
психического и физического здоровья.

Объектом
исследования выпускной квалификационной работы является процесс формирования
коммуникативной культуры в МГУТУ им. К.Г. Разумовского.

Предмет
исследования выпускной квалификационной работы – механизмы и способы развития
коммуникативной культуры в МГУТУ им.
К.Г. Разумовского.

Цель выпускной
квалификационной работы – анализ и выявление особенностей коммуникативной
культуры в МГУТУ им. К.Г. Разумовского.

Достижение указанной цели
предполагает решение следующих задач выпускной квалификационной работы:

— раскрыть понятие и
сущность коммуникативной культуры в организации;

— рассмотреть роль
коммуникативной культуры в организации как составной части общей культуры
личности;

— изучить содержание
коммуникативной культуры педагогов и студентов в образовательном процессе;

— дать общую
характеристику деятельности МГУТУ им.
К.Г. Разумовского;

— провести анализ системы
управления и кадрового состава МГУТУ
им. К.Г. Разумовского;

— охарактеризовать
состояние развития коммуникативной культуры в МГУТУ им. К.Г. Разумовского;

— выявить проблемы
развития коммуникативной культуры в МГУТУ
им. К.Г. Разумовского;

— определить пути
совершенствования развития коммуникативной культуры в МГУТУ им. К.Г. Разумовского.

Теоретической
основой выпускной квалификационной работы послужили труды отечественных
методистов, педагогов и менеджеров, в которых рассматриваются различные
проблемы формирования коммуникативной культуры.

Методы исследования выпускной
квалификационной работы: изучение нормативно-правовых документов, анализ
психолого-педагогической, учебной и методической литературы.

Нормативно-правовой
базой выпускной квалификационной работы послужили документы, регламентирующие
образовательную деятельность в Российской Федерации: Конституция РФ, Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации».

Гипотеза выпускной квалификационной работы:

1. Коммуникативную
культуру можно представить как совокупность знаний, умений и навыков,
обеспечивающих целенаправленное и эффективное межличностное взаимодействие на
основе выбора средств общения, а также умений прогнозировать воздействие
высказываний на собеседников, извлекать информацию в устной и письменной
коммуникации.

2.
Коммуникативная культура является важным составляющим элементом педагогической
культуры, так как общение — главное орудие педагогической деятельности.
Необходимость ее формирования обусловлена тем, что каждый педагог постоянно
находится в процессе общения с учениками, родителями, коллегами.

3.
Использование онлайн-платформ и интернет-ресурсов является необходимой и
неоспоримой составляющей подготовки современного профессионала. Данные ресурсы
привычны для поколения Z, что создает высокую мотивацию студентов при
выполнении заданий. Они позволяют включать в учебный процесс видео- и
аудиоматериалы необходимые для развития навыков понимания речи носителей языка,
экономя при этом учебное время, поскольку просмотр фильмов осуществляется вне
аудиторий.

Работа состоит из
введения, трёх глав, поделенных на восемь параграфов, заключения и списка
использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в
рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные
теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.

1. Коммуникативная культура
представляет собой сложный социально — психологический феномен, который
проявляется на различных уровнях человеческого бытия. Как явление
многоплановое, коммуникативная культура может рассматриваться в качестве
базовой культуры личности и как часть общечеловеческой культуры одновременно,
как самостоятельный вид культуры и как связующее звено между различными видами
культур. В более конкретном смысле, коммуникативную культуру можно представить
как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное и
эффективное межличностное взаимодействие на основе выбора средств общения, а
также умений прогнозировать воздействие высказываний на собеседников, извлекать
информацию в устной и письменной коммуникации.

Коммуникативная культура
складывается из отдельных коммуникаций, сформированных на основе нравственных
правил и норм, выработанных обществом. В этом заключается её универсализм. В то
же время, в каждой из сфер человеческой деятельности существуют свои особенности
взаимодействия, связанные с её спецификой и характером. С точки зрения
педагогической науки коммуникативная культура рассматривается как некий
необходимый уровень восприятия, реализации и приобретения в практической
деятельности навыков и ценностных установок. С этих же позиций выделяются её
основные функции — информативная, образовательная, интегративная,
воспитательная, знаковая, регулятивная и ценностная.

2. Коммуникативная культура
личности является одной из ведущих сущностных характеристик современного
специалиста, одним из важных доказательств уровня профессиональной подготовки.

Коммуникативная культура
является составной частью профессионально-педагогической культуры человека и
личностной культуры в целом. Именно коммуникативная культура выражает меру
усвоения личностью коммуникативного опыта в виде знаний, умений, навыков; действенным
уровнем сформированности коммуникативности как особого личностного качества,
что способствует успешному креативному приему, пониманию, усвоению,
использованию и передаче информации.

3. В современных условиях
преобразования образовательной системы, когда учащимся доступны все ресурсы
знаний, зачастую без посредника (педагога), отмечают и понижение нравственной
культуры обучающихся. Преподаватель своим примером должен мотивировать студентов
к духовно-нравственному развитию, личностному росту. Язык вариативен и дает
человеку различные возможности для высказывания одного и того же. От выбора
коммуникативной культуры преподавателя зависит сам процесс и результат
обучения.

4. Более 65 лет МГУТУ им.
К.Г. Разумовского готовит профессионалов в пищевых производствах, передаёт
навыки и знания для разработки рецептур, технологических линий, инноваций и
экспериментов в индустрии питания для развития отрасли и открытия своего
бизнеса.

— совместно с
работодателями готовит выпускника, отвечающего современным требованиям
производства;

— совместно с базовыми
кафедрами формирует научную школу и базу знаний;

— совместно со студентами
открывает новые горизонты технологических интересов.

МГУТУ им. К. Г.
Разумовского активно участвует в коллективных проектах, финансово
поддерживаемых международными организациями, программами, фондами, грантами и
др.

5. МГУТУ им. К.Г.
Разумовского уделяет значительное внимание системе управления персоналов и
повышению его конкурентоспособности посредством создания максимально комфортных
условий для совершенствования и эффективного использования сотрудниками своего
интеллектуального, творческого и профессионального потенциала:

– активно
разрабатываются, совершенствуются и внедряются программы оценки, мотивации и
развития персонала;

– внедряются
корпоративные системы ценностей, направленные на сплочение трудового
коллектива, формирование командного духа и стремления развиваться вместе с МГУТУ
им. К.Г. Разумовского;

– значимая роль отводится
обучению персонала с использованием передовых методик и технологий.

6. МГУТУ им. К.Г.
Разумовского, можно дать положительную оценку внутренним коммуникациям. Данная
организация похожа на большую дружную семью, где присутствует в большей степени
неформальное общение.

Если проанализировать все
вышесказанное о МГУТУ им. К.Г. Разумовского, в целом коммуникационному процессу
организации можно дать положительную оценку. Безусловно, существуют различные
преграды, но это можно компенсировать возможностью обсудить все вопросы на
собраниях и совещаниях, но главное — это то, что в организации уделяется
внимание данному вопросу и в целом коммуникации в МГУТУ им. К.Г. Разумовского
на высоком уровне.

7. Преобладающими
барьерами в установлении контактов между субъектами организации при передаче и
восприятии информации является непреднамеренное искажение сообщений. Также были
отмечены барьеры в межличностных коммуникациях: различное восприятие одинаковой
информации.

8. Современные методы
обучения должны быть направлены на подготовку педагогических кадров, которые
помимо определенных профессиональных знаний преподаваемого предмета, уверенно
владеют коммуникативными умениями и способностями, составляющими необходимую
коммуникативную культуру каждого педагога.

Коммуникативная культура
является важным составляющим элементом педагогической культуры, так как общение
— главное орудие педагогической деятельности.

Необходимость ее
формирования обусловлена тем, что каждый педагог постоянно находится в процессе
общения с учениками, родителями, коллегами. Кроме того, в условиях глобализации
владение коммуникативной культурой становится все более актуальным, а учитель в
процессе воспитания подрастающего поколения должен помочь своим ученикам
овладеть коммуникативной культурой, которая является определяющим свойством
человека XXI века.

На наш взгляд,
использование онлайн-платформ и интернет-ресурсов является необходимой и
неоспоримой составляющей подготовки современного профессионала. Данные ресурсы
привычны для поколения Z, что создает высокую мотивацию студентов при
выполнении заданий. Они позволяют включать в учебный процесс видео- и
аудиоматериалы необходимые для развития навыков понимания речи носителей языка,
экономя при этом учебное время, поскольку просмотр фильмов осуществляется вне
аудиторий. Они автоматизируют процесс отработки правил грамматики и закрепления
лексики. Но они могут быть лишь дополнением к практическим занятиям, которые
ведет преподаватель, и никогда не подменят и не заменят прямой контакт с
педагогом, способным увидеть ошибку в произношении, употреблении лексических и
грамматических конструкций, а также способным вести диалог на иностранном
языке.

Цифровизация обучения —
платформа для организации самостоятельной работы при изучении иностранного
языка — использование возможностей, но не подмена аудиторных занятий, где
формируется коммуникативная компетенция — предотвращение угроз.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативной культуры в
организации

1.1. Понятие и сущность
коммуникативной культуры в организации Культура
является особой подсистемой общества, она пронизывает всю социальную жизнь.
Культура влияет и воздействует на каждый социальный феномен. В цикле наук о
человеке понятие «культура» принадлежит к наиболее фундаментальным. Данное
понятие является очень емким, так как вбирает в себя нравственность, идеи и
творчество человека, обычаи, традиции.

Оригинальную
мысль о культуре высказывает В.А. Маслова, которая считает, что из всех слов,
которые употребляет человек, смотрят на людей не сорок веков, а сорок
тысячелетий. Культура является прошлым, которое просвечивается в настоящем.
Культура будет выше, если прошлое являлось глубоким[1].

В
настоящее время существует множество определений данного понятия. Понятие
«культура» определяется как процесс возделывания, воспитания, образования,
развития, почитания определенного исторического общества и человека, что
выражается типами и формами жизнедеятельности людей, их взаимоотношениями и
создаваемыми материальными и духовными ценностями.

Такое
же определение понятия «культура» представлено в Новом словаре методических
терминов и понятий Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, но авторы предлагают еще
классификацию культуры, основанием которой является характеристика определенной
исторической эпохи (античная культура); конкретные общества, народности и нации
(русская культура); специфические сферы жизнедеятельности человека
(политическая, художественная культура); авторы дают также узкое определение
культуры – это духовные ценности людей, которые воплощаются в науке,
литературе, искусстве[2].

И.Л.
Берегова подчеркивает, что в широком смысле слова культуру следует понимать как
специфическую, генетически непередаваемую совокупность средств, способов, форм,
образцов и ориентиров взаимодействия людей друг с другом и сферой их существования,
выработанные ими в совместной жизни с целью поддержки тех или иных структур
деятельности и общения[3].

В
культурологии представлены основные вехи понимания культуры: первая веха –
понимание культуры как всего созданного человеком; вторая веха – постановка
проблемы культуры и деятельности, так как все созданное человеком является
продуктом его деятельности, поэтому культура понималась как способ регуляции
деятельности; третья веха – культура понималась как сложноорганизованная
система надбиологических программ жизнедеятельности человека (знания,
предписания, нормы, навыки, идеалы, образцы деятельности и поведения, идеи,
верования, цели, ценностные ориентации и т.п.). Эти программы в своей
совокупности и исторической динамике образуют социальный опыт, который
постоянно накапливается и развивается, очерчивая основные контуры системы
современных представлений общей картины культуры.

Большое
количество определений культуры можно свести к нескольким общим позициям: 1)
культура – уровень развития данного общества (личности); 2) культура –
совокупность материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством; 3)
культура – способ деятельности данного общества, при помощи которого оно
достигло своего уровня и выработало свои ценности.

Выделяются
две сферы культуры: материальная и духовная, которые находятся в органическом
единстве и интегрируются в единый тип культуры. Религиозно-нравственные и
эстетические ценности составляют духовную жизнь общества. Культура – это
результат освоения действительности, а также средство ее преобразования, так
как в процессе развития культуры появляются новые представления, образы, идеи, которые
отличаются национальным своеобразием.

А.А. Разахунов и И.А. Твелова
считают, что ярко выраженной чертой
образования XXI века является его культуросообразность. Данная черта выражается
в ориентации образования на культурные ценности, прямое следование им;
приобщении обучаемых к культурным нормам и ценностям, воспитании в обучаемых
способности создавать новые культурные ценности, а не только сохранять их[4].

Для
человека образование является образом культуры, а для культуры образование
является образованием культуры, то есть развитие культуры через образование.
Автор использует интересное сравнение с дыханием человека: образование – это
«насыщение культурой», которую «вдыхает» человек, и она становится особой
формой и образом культуры.

Воспроизводя
культуру и давая социуму новую культурную форму и дееспособность, человек как
бы «выдыхает культуру»; «выдыхание» культуры происходит с помощью образования,
которое автор считает «легкими» культуры. Речевой этикет является важным
элементом всякой национальной культуры. Коммуникативная культура любого
специалиста имеет много общего, но, в то же время, имеет свои отличительные
особенности, так как коммуникации играют огромную роль при выполнении
организационных функций и развитии управленческой культуры.

В
научный обиход понятие коммуникативной культуры вошло с появлением устойчивого
интереса к проблемам коммуникации и информации. Однако сама идея
коммуникативной культуры возникла значительно раньше, прежде всего, в рамках
таких научных дисциплин, как этика, риторика, теория общения, заложивших многие
идеи культуры человеческой коммуникации, принципы и способы ее успешного
осуществления.

По мнению Ж.В.
Николаевой, в настоящее время понятие «коммуникативная культура» активно
используется в педагогике и психологии, в учебных пособиях нового поколения.
Коммуникативная культура трактуется как ведущее требование современного
образования, важнейший компонент профессиональной и общей культуры,
существенный критерий социализированности человека[5].

Проведенный теоретический
анализ научной литературы показал, что закономерности становления основ
коммуникативной культуры личности изучались авторами с различных позиций.
Философские исследования М.М. Бахтина, И.А. Ильяевой, Л.Н. Когана позволяют
выявить закономерные связи и отношения культуры и общения.

В работе ИТ.Г. Корнилова коммуникативная
культура личности рассматривается как одна из характеристик ее коммуникативного
потенциала, как синоним термина «культура общения»[6].

С точки зрения А.В.
Мудрика[7] —
коммуникативная культура трактуется как совокупность знаний о языке, как
культура владения устной и письменной речью. Использование
коммуникативно-воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в
процессе развития коммуникативной культуры личности рассматривается в работах многих
авторов[8].

По мнению Д.А. Новикова,
коммуникативная культура выступает как составная часть общей культуры, которая
характеризуется единством личностных и социальных ценностей, обусловливающих
направленность человека на другой объект взаимодействия[9].

Длительное время
коммуникативная культура рассматривалась как совокупность норм и правил,
регулирующих общение людей. По мнению профессора Е.И. Мычко, коммуникативная
культура личности имеет следующие механизмы своего функционирования: собственно
коммуникативный, обеспечивающий обмен информацией; интерактивный, регулирующий
взаимодействие партнеров в общении; перцептивный, организующий взаимовосприятие
в общении.

Понимание коммуникативной
культуры как личностного образования представляет ее как систему
психологических качеств, которые образуют в своей совокупности структуру:

1. познавательный компонент, включающий
знания о межличностном общении, представления о чертах толерантной личности;

2. эмоционально-оценочной компонент, в состав
которого входят эмпатийность, способность объективно оценивать людей;

3. поведенческий компонент, реализующиеся в
действиях установления сотрудничества в процессе взаимодействия между людьми,
вступление в диалогические отношения. Уточним содержательные характеристики
выше обозначенных структурных компонентов в таблице 1.1.

Как мы видим в таблице,
поведенческий компонент отражается в поступках и действиях, в поведенческий
входит так же коммуникативная компетентность, как результат усвоенных знаний,
норм и правил коммуникативной культуры, а так же правильно сформированного
отношения к этим знаниям. Коммуникативная компетентность — это деятельная
составляющая коммуникативной культуры.

Таблица 1.1

Структурные компоненты коммуникативной
культуры[10] Коммуникативная
культура Познавательный
компонент Эмоционально-
оценочный компонент Поведенческий
компонент Характеризуется
представлениями об
элементах,
характеризующих
содержание понятия
коммуникативной
культуры,
представлениями
Об основах
межличностного
общения;
представлениями о
культуре общения как
сложной системе,
включающей ряд
содержательных
элементов,
соответствующих
разным
сторонам и формам
субъектов общения. Эмоционально-
оценочный компонент
коммуникативной
культуры связан
эмоционально-
нравственными
характеристиками
личности. Формами
проявления этого
компонента выступают
оценочные суждения,
убеждения, чувства
личности. Поведенческий
компонент
коммуникативной
культуры проявляется
в
действиях и
поступках,
которые совершает
человек по отношению
к
другим людям. Уровень
сформированности
коммуникативной
культуры в этих
поступках может
проявляться
тактичности,
доброжелательности,
формализме,
безучастии,
пренебрежительности . Коммуникативная
компетенция — сложное по структуре образование, что определяется сложной
структурой коммуникации. Последняя по
мнению У.Б. Агбаевой и З. Уразовой включает ряд этапов:

Первый этап — самоопределение в
коммуникативной ситуации, когда определяются необходимость и цель участия в
коммуникации.

Второй этап — анализ намерений
партнеров и способов коммуникации с учетом своих целей и возможностей.

Третий этап — выбор соответствующего
ситуации речевого жанра, поведения и коммуникативных техник.

Четвертый этап — собственно
коммуникация.

Пятый этап — самооценка ценности,
степени значимости, результативности прошедшей коммуникации. Однако отдельным
этапам или умениям коммуникации нельзя обучиться изолированно друг от друга,
чтобы потом «сложить» их вместе и получить коммуникативную компетенцию. Поэтому
все методы формирования и развития коммуникативной компетенции являются
комплексными[11].

Таким образом, коммуникативную
культуру можно охарактеризовать как сложный динамический процесс,
обеспечивающий готовность личности к жизненному самоопределению, являющийся
условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью,
социализации личности. Коммуникативная культура есть средство создания
внутреннего мира личности, богатства его содержания, отражающего жизненные
идеалы, направленность личности на культуру, гармоничного взаимодействия
внутреннего мира личности с внешним окружающим миром. Ее можно рассматривать и
как систему качеств личности, включающую:

1.
творческое мышление (нестандартность,
гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального
творчества);

2. культуру речевого действия (грамотность
построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность
и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания
голоса, темп, интонация и, конечно, хорошая дикция);

3.
культуру самонастройки на общение и
психоэмоциональной регуляции своего состояния;

4. культуру жестов и пластики движений
(самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельная
самоактивация и т. д.);

5. культуру
восприятия коммуникативных действий партнера по общению;

6. культуру
эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении)

Коммуникативную культуру
можно назвать связующим звеном, компонентом всех видов культур. Она может
выступать как часть народной культуры, в то же время выступать как диалог
культур. Передача опыта одного поколения другому может происходить с помощью
трансформатора — коммуникативной культуры.

Становление
профессиональной культуры как части общей культуры невозможно без развитой
коммуникативной культуры. А ее формирование происходит в процессе обучения, где
коммуникативная культура является носителем информации и предметом изучения.
Следовательно, коммуникативная культура является основополагающим компонентом
профессиональной культуры. На основе теоретического анализа был сделан вывод,
что формирование коммуникативной культуры личности предполагает:

1. развитие
ряда психологических и мыслительных свойств, особо явно проявляющихся в
процессе коммуникации;

2. помощь в
овладении средствами коммуникации;

3. формирование
ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения;

4. развитие и
формирование коммуникативных умений.

Кроме того, формирование
коммуникативной культуры является объективной необходимостью современной школы,
целевая направленность которой связывается с воспитанием личности ученика,
которую характеризует не только информированность в различных областях науки,
но и коммуникабельность и толерантность, современный тип мышления,
ответственность и воля в принятии решений в различных жизненных ситуациях,
позволит гармонизировать отношения с окружающим его миром, адаптироваться к
условиям современного общества адекватно социальным, профессиональным,
духовно-нравственным ценностям.

Как считает Э.М. Муртазаева, успешное формирование коммуникативной культуры
происходит только при наличии самоорганизации личности, т. е. личность сама,
осознанно, стремится к познанию, развитию устойчивых интересов, потребностей и
ценностей[12].

Таким образом, коммуникативная
культура представляет собой сложный социально — психологический феномен,
который проявляется на различных уровнях человеческого бытия. Как явление
многоплановое, коммуникативная культура может рассматриваться в качестве
базовой культуры личности и как часть общечеловеческой культуры одновременно,
как самостоятельный вид культуры и как связующее звено между различными видами
культур. В более конкретном смысле, коммуникативную культуру можно представить
как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное и
эффективное межличностное взаимодействие на основе выбора средств общения, а
также умений прогнозировать воздействие высказываний на собеседников, извлекать
информацию в устной и письменной коммуникации.

Коммуникативная культура
складывается из отдельных коммуникаций, сформированных на основе нравственных
правил и норм, выработанных обществом. В этом заключается её универсализм. В то
же время, в каждой из сфер человеческой деятельности существуют свои особенности
взаимодействия, связанные с её спецификой и характером. С точки зрения
педагогической науки коммуникативная культура рассматривается как некий
необходимый уровень восприятия, реализации и приобретения в практической
деятельности навыков и ценностных установок. С этих же позиций выделяются её
основные функции — информативная, образовательная, интегративная,
воспитательная, знаковая, регулятивная и ценностная. [1]
Симонова М.М., Левченкова Т.А., Бутырина С.А. Коммуникативный характер культуры
в ее развитии // Вестник славянских культур. — 2019. — Т. 51. — С. 65-74. [2] Азимов Э.Г.,
Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика
обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – С.148. [3]
Берегова И.Л. Развитие коммуникативной культуры студентов-психологов в системе
дополнительного образования педагогического вуза : автореф. дис. … канд. пед.
наук. – Ниж- ний Новгород, 2007. – 23 с. [4]
Разахунова А.А., Твелова И.А. Коммуникативная культура как составная часть
общей культуры личности // Технолого-экономическое образование. — 2020. —
№ 13. — С. 15-18. [5] Николаева, Ж. В. Основы теории коммуникации. / Ж. В.
Николаева — Улан-Удэ: ВСГТУ, — 2014. – С.84. [6] Корнилова, И. Г. Развитие коммуникативной
деятельности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в
креативной игре- драматизации: автореф. дис. …канд. пед. наук. / И. Г.
Корнилова — Москва, — 1999. – С.10. [7] Мудрик, А. В. Социальная педагогика. Учебник для
студ. учреждений высш. образования / А. В. Мудрик — Москва, — 2014. – С.187. [8] Новиков, Д.А. Введение в теорию управления
образовательными системами / Д. А. Новиков. — Москва: Эгвес,  2009. – С.56. [9] Вахабова
С.А. Новые смыслы в современной коммуникативной культуре // Актуальные научные
исследования в современном мире. — 2020. — № 4-7 (60). — С.
44-45. [10] Сказко
А.С., Агирбов С.Р., Костина Г.В. Теоретические аспекты исследования
коммуникативной культуры // Kant. — 2019. — № 2 (31). — С.
275-279. [11] Агбаева У.Б., Уразова
З. Сущность коммуникативной культуры в психологопедагогических
исследованиях // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр
образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической
конференции. — 2019. — С. 4875-4877. [12] Муртазаева Э.М. Коммуникативная
культура как предмет педагогического анализа // Январские педагогические
чтения. — 2020. — № 6 (18). — С. 33-37.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы