Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика ( английский язык)

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Комиксы как средство формирования лексических навыков при обучении английскому языку в начальной школе»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМИКСОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ 9

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 9

1.1. Характеристика лексического навыка в процессе обучения 9

иностранному языку 9

1.2. Цели обучения лексике английского языка на начальной 15

ступени обучения 15

1.3. Особенности использования комиксов в процессе формирования лексических навыков младших школьников 25

Выводы по 1 главе 34

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ КОМИКСОВ 36

2.1. Констатирующий этап исследования лексических навыков младших школьников 36

2.2. Методика использования комиксов по совершенствованию лексических навыков младших школьников 42

2.3. Контрольный этап исследования продуктивности использования комиксов как средства формирования лексических навыков при обучении английскому языку в начальной школе 64

Выводы по 2 главе 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Согласно ФГОС НОО, одним из условий успешного общения на иностранном языке являются качественно сформированные лексические навыки – важные компоненты содержания обучения иностранному языку [1].

Тот факт, что в 11-летней школе иностранный язык предлагается изучать со 2 класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждает важность данного предмета для реализации перспективных задач развития личности, таких, например, мер, как рост среднего уровня образованности, повышение требований к общей культуре, формирование готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству. Обновление содержания обучения иностранным языкам проявляется в том, что отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом различных возрастных групп, на усиление деятельного характера обучения в целом. Особое внимание при отборе содержания обучения иностранным языкам уделяется социокультурным знаниям и умениям, что позволяет учащимся адекватно представлять культуру своей страны в процессе иноязычного общения.

Кроме того, основной целью преподавания английского языка является развитие коммуникативной компетенции. Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам, разработанный более 50 лет назад, по сей день остается самым популярным методом в мире. Этот метод отличается своей универсальностью, так как он направлен на развитие всех навыков, но в первую очередь, именно на возможность ознакомления с новой лексикой, пополнение и развитие словаря учеников.

Роль учителя отходит на второй план в пользу активного присутствия ученика при коммуникативном подходе. Это вынуждает учителя искать, анализировать и отбирать аутентичные, развлекательные и дидактические материалы, которые помогут ученику в процессе обучения. Одним из средств формирования лексических навыков можно считать комиксы.

Актуальность использования комиксов для преподавания английского языка, начиная с начальной ступени обучения, определяется тем фактом, что в XXI веке изменения в формате современной книги демонстрируют период перехода печатного издания в мультимедийное пространство, а также создания альтернативных вариантов существования печатного слова. Это связано с тем, что в наше время люди постоянно контактируют с иллюстрированным контентом, будь то посты в социальных сетях или презентация на конференции. Кроме того, младшие школьники визуалы по своей природе, то есть им гораздо легче воспринимать, понимать и запоминать информацию, которую они видят, чем информацию, которую они слышат или читают. Так, информация, содержащаяся непосредственно в текстовом сообщении, усваивается только на 7%, характеристики голоса способствуют усвоению 38% информации, в то время как наличие визуального образа значительно увеличивает восприятие — до 55% [1, 73-78].

Традиционно комиксы рассматривались просто как развлечение для детей и в лучшем случае считались подходящим ресурсом для приобщения учащихся к чтению. Однако, благодаря комбинации работы зрительного и слухового канала восприятия, жанровому разнообразию, аутентичности, современные комиксы способны максимально точно воссоздавать ситуации иноязычного общения, иноязычную культурную и языковую среду, что способствует более успешному усвоению лексики и пополнению словарного запаса.

Анализ последних исследований специалистов в области педагогики и психологии Н. М. Андронкина и И. А. Кольца [3], Н. А. Воинова[8], М.В. Захарова и Е.М. Тимченко [12], К.В. Калитина [14], Е.В. Козлов [15, 16], Г.В.Онкович [28], А.С. Петрова и Т.А. Макаренко [29], А.И. Резникова [33] и др. подтверждает, что комиксы, с точки зрения их воздействия, становятся более эффективным средством обучения, чем традиционные учебники. Сфера применения комиксов как средства обучения английскому языку велика, но до сих пор в практике массовой школы комиксы не являются лингводидактическим средством в формировании лексических навыков младших школьников на уроках иностранного языка.

Таким образом, возникла необходимость в разработке путей совершенствования лексических навыков младших школьников при обучении иностранному языку с помощью комиксов.

Объект исследования – процесс формирования лексического навыка младших школьников на уроках иностранного языка.

Предметом исследования является методика использования комиксов в формировании лексических навыков младших школьников.

Цель исследования состоит в рассмотрении методики использования комиксов в формировании лексического навыка младших школьников на уроках иностранного языка.

Гипотеза исследования: предполагаем, что комиксы служат действенным средством в формировании лексического навыка у младших школьников на уроках иностранного языка.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1) определить особенности изучения лексике английского языка;

2) раскрыть содержание обучения лексическому аспекту английской речи;

3) рассмотреть особенность комиксов в формировании лексического навыка младших школьников,

4) проанализировать особенности формирования лексических навыков младших школьников с помощью комиксов,

5) провести эмпирическое исследование лексических навыков младших школьников,

6) определить эффективность комиксов в сформированности лексических навыков младших школьников.

Для проведения исследования были использованы следующие методы: теоретические: изучение научной литературы и практические: разработка упражений и оценка их эффективности.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности использовать комиксы как лингводидактического средства в формировании лексических навыков младших школьников.

Работа состоит из введения, двух глав и выводов по каждой из них, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обусловлена атуальность проводимого исследования, определены объект, предмет и цель исследования, определены методы исследования и обусловлана практичекская значимость проводимого исследования.

В 1 главе «Теоретические основы использования комиксов в формировании лексических навыков при обучении английскому языку в начальной школе» дана характеристика лексического навыка в процессе обучения иностранному языку, представлены цели и содержание обучения лексике английского языка на начальной ступени обучения, выявлены особенности использования комиксов в процессе формирования лексических навыков младших школьников.

Во 2 главе «Эмпирическое исследование по совершенствованию лексических навыков при обучении английскому языку в начальной школе на основе комиксов» разработана программа для проведения исследования лексических навыков, представлены результаты первичного исследования. Обоснована методика использования комиксов в формировании лексических навыков младших школьников на уроках иностранного языка. Путем повторного исследования доказанаэффективность использования комиксов в формировании лексических навыков младших школьников.

В заключении представлены полученные результаты проводимого исследования.

Список литературы представлен 47 источниками.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, лексический навык занимает важное место в системе обучения иностранному языку, так как отражает отношения между классами слов и обобщает полученную информацию. Более того, лексика индивидуализирует высказывание, придаёт ему конкретный смысл.

Формирование лексических навыков занимает важное место при обучении иностранному языку в силу того, что лексический навык входит в состав речевых умений аудирования, говорения, чтения и письма. Лексика является основой коммуникации. При обучении лексике выделяют следующие этапы работы с лексическим материалом: ознакомление с лексической единицей (ее представления), объяснение значения слова (семантизация), закрепление и совершенствование опыта (автоматизация), применение слова в различных ситуациях общения.

Все этапы работы с лексическим материалом взаимосвязаны и представляют собой процесс овладения лексикой иностранного языка. Для того чтобы избежать забывания слов, преподавателю необходимо использовать различные методы и средства обучения лексике, постоянно проговаривать новый лексический материал, включать их в активный словарный запас.

Таким образом, основная цель работы над лексикой в ходе образовательной деятельности состоит в формировании лексических навыков. В то же время, при обучении лексике наряду с задачами развития речи на иностранном языке должны решаться и задачи образовательного характера. Основное значение при этом имеет лучшее восприятие учащимися понятий, известных им в родном языке. Такое осознание и углубление понятий происходит в силу того, что объем значений слов в иностранном и родном языке обычно не совпадает. Самое главное в процессе изучения иностранного языка – это постоянное расширение лексического запаса и умение им пользоваться в общении.

Комикс является средством эффективной и быстрой передачи информации благодаря одновременному использованию вербальных и графических элементов и способствует обогащению и пополнению словаря учеников на различные темы. Комикс, кроме того, помогает осуществлять самостоятельную речевую деятельность, обеспечивает учащихся новыми языковыми средствами, помогает в появлении эвристических ассоциаций, догадки. Это определенным образом компенсирует ограниченный словарный запас и недостаток средств выражения мысли.

В практической части исследования представлены результаты исследования, целью которого стало – определить потенциал комиксов в формировании лексических навыков младших школьников.

Эмпирическое исследование было проведено на базе МОУ «Гимназия № 15» г. Клин. В исследовании приняли участие ученики 3 класса, которые занимались по УМК «Starlight». Всего в исследовании приняли участие 20 младших школьников.

Эмпирическое исследование было выстроено в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Для оценки уровня сформированности лексических навыков младших школьников были разработаны диагностические задания, которые были ориентированы на комиксы, предложенные в учебнике. Эмпирическое исследование проводилось в течение 4 недель. Всего было проведено 11 уроков.

На констатирующем этапе исследования работали только с вербальным текстом, на контрольном этапе текст диалога был представлен в виде комикса, где вербальный текст взаимодействует с его визуализацией – изображением персонажей в коммуникативном действии. Главный критерий оценки успешного обучения – максимальная точность имитации и запоминания лексических единиц при его воспроизведении.

Результаты констатирующего этапа смогли нам продемонстрировать, что уровень сформированности лексических навыков младших школьников в основном низкий, дети без визуальной опоры на комикс, с трудом могут выполнять все представленными нами задания. Следовательно, существует необходимость разработать методику по использованию комиксов в совершенствовании лексических навыков младших школьников.

На формирующем этапе исследования методика работы с материалами комиксов была представлена как средство совершенствования лексических навыков учащихся 3 класса, характеризующееся взаимодействием целей, принципов, методов, техник и средств обучения, видов упражнений, форм организации учебной деятельности.

Методологической основой процесса совершенствования лексических навыков учащихся 3-го класса с помощью комиксов послужили подходы: компетентностный, коммуникативный, социокультурный, личностно-ориентированный и личностно-деятельностный.

Процесс совершенствования лексических навыков учащихся 3-го класса с помощью комиксов основан на системе принципов: личностно-ориентированная направленность обучения, сознательность, наглядность, осуществимость и доступность, творческий характер обучения; коммуникативная направленность, взаимосвязанное изучение различных видов речевой деятельности, новизна; совместное изучение языков и культуры, интерактивность, обучение, основанное на деятельности, проблематичное.

Метод использования комиксов в образовательном процессе реализуется посредством набора методов (метод проблематизации обучения, проблемно-поисковый метод, текстово-когнитивный метод, интерактивные методы, метод проектов, включающий исследовательские и поисковые методы) и приемов (техника восстановления ранее нарушенная последовательность комических кадров, техника комментирования лингвокультурных особенностей, межкультурное комментирование, техники развития навыков монологической речи, техники стимулирования коммуникативных ситуаций, создание проблемных ситуаций, ролевые игры, обсуждение), базовые упражнения для каждого из этапов работы с комиксом: ориентировочный, вводный, этап комментирования, текстовый, продуктивный, творческий.

Практическое внедрение и проверка эффективности метода использования комиксов как средства улучшения лексических навыков учащихся 3-го класса состоялись в рамках экспериментальной работы, в ходе которой были получены экспериментальные данные, подтверждающие гипотезу исследования и свидетельствующие об эффективности предложенной методики.

Результаты контрольного этапа смогли нам продемонстрировать, что уровень сформированности лексических навыков младших школьников в основном высокий, дети с визуальной опророй на комикс, смогли выполнять все представленными нами задания.

Из всего вышесказанного следует, что апробация разработанной методики использования комиксов как средства совершенствования ексических навыков младших школьников, интегрированной в учебный процесс, подтвердила эффективность.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМИКСОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Характеристика лексического навыка в процессе обучения

иностранному языку

Лексический навык занимает важное место в системе обучения иностранному языку, так как отражает отношения между классами слов и обобщает полученную информацию. Более того, лексика индивидуализирует высказывание, придаёт ему конкретный смысл. Р.П. Мильдруд, И.Р. Максимова утверждают, что лексика принимает на себя основную коммуникативную нагрузку при высказывании и восприятии смысла высказывания [25]. Следовательно, ее следует рассматривать не только в качестве функционально-структурного компонента языковой системы, но и в качестве «ведущего компонента» иноязычного речевого общения.

Лексический навык – способность осуществлять автоматически и самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти и с соотнесением его с другой лексической единицей [17].

Е.И. Пассов определяет лексический навык как действие, направленное на выбор лексических единиц, которые реализуют замысел говорящего, на ситуативно-обусловленное употребление лексических единиц, а также на правильное их сочетание с другими лексическими единицами [39].

Иной подход к толкованию лексических навыков предлагает В.М.Филатов, который отличает языковые лексические навыки и речевые лексические навыки, где языковые лексические навыки – это «дискурсивно-аналитические навыки оперирования лексическим материалом без связи с коммуникацией (навыки анализа слова, словообразования и т.п.)» [23], а речевые лексические навыки это «навыки интуитивно-правильного образования, употребления и понимания иноязычной лексики на основе речевых лексических связей между слухо-речево-моторной и графической формами слова и его значением, а также связей между словами иностранного языка» [23]. По мнению В. М. Филатова, настоящее владение лексическим аспектом иноязычной речи предполагает сформированность у обучающихся как языковых, так и речевых лексических навыков [23].

Н. Д. Гальскова считает, что сущность лексического навыка заключается в вызове из долговременной памяти лексических единиц, соответствующих коммуникативному заданию [9], и способность соединять их между собой в речевых навыках в целом [9].

На основе анализа представленных толкований, мы понимаем иноязычный лексический навык как способность вызова из памяти графической, слухо-речевой формы лексических единиц, их соотнесение со значением слова в соответствии с коммуникативной ситуацией, а также понимания и актуализации этоих лексических единиц в речи.

Ученые, в зависимости от вида речевой деятельности, различают рецептивные и репродуктивные лексические навыки, рецептивные и продуктивные, речевые экспрессивные и рецептивные лексические навыки.

Продуктивный лексический навык – это синтезированное действие по активизации лексической единицы адекватно коммуникативной задаче и ее правильному сочетанию с другими лексическими единицами. Автоматизированность, гибкость и устойчивость данного сложного действия, как необходимые качества любого навыка, обеспечивают ситуативное использование слова в речи. При восприятии слова на слух или в графике должно произойти его узнавание, что предполагает мгновенное соотнесение контекстной формы слова с его знакомым образом. Далее происходит вызов значения или всех возможных значений слова из долговременной памяти и выбор того значения, которое является единственно верным в данном контексте, и затем – соотнесение контекстной формы слова с его значением, которое соответствует контексту и определяет назначение данной лексической единицы [14].

Значение продуктивных лексических навыков тождественно со значением речевых экспрессивных навыков и заключается в способности говорящего правильно употреблять лексические единицы в устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и коммуникативными целями [22].

Репродуктивный лексический навык предполагает воспроизведение того, что хранится в памяти, а понятие «навык» обозначает речевое действие, доведенное до автоматизма. Соответственно, термин «репродуктивные лексические навыки» лучше всего отражает свою смысловую сущность и предотвращает путаницу в разграничении лексических навыков, лексических умений и речевых умений.

Под рецептивными навыками понимают навыки восприятия, распознавания и понимания лексических единиц в словосочетаниях и отдельных предложениях [7], под репродуктивными навыками – навыки использования лексических единиц в словосочетаниях и отдельных предложениях [7].

Рецептивный лексический навык – это синтезированное действие по распознанию графического или фонетического образа лексической единицы и соотнесению формы слова с его значением.

Рецептивные лексические навыки основываются на идентификации, интуитивно-правильном узнавании и понимании иноязычной лексики, анализе лексем и словообразования, семантизации, дифференцировании сходных по звучанию или формой слов и соответственно эти навыки реализуются посредством сформированных в вербальной памяти ассоциативных условных связей между формальной и понятийным стороной лексической единицы и самой лексемой [7].

Сформированность рецептивных лексических навыков предоставляет возможность узнавать и понимать изученные слова в письменном тексте и устной речи [10]. Репродуктивные лексические навыки определяют как навык правильно подбирать слова в соответствии с коммуникативным намерением [26], употребления лексических единиц активного минимума в говорении и письме в соответствии с ситуацией общения и целями коммуникации [1]. К репродуктивным лексическим навыкам ученые относят: навыки объединения лексических значений в процессе формулирования мысли, дифференцировки сходных по звучанию или формы слов, воспроизведение лексических единиц во внешней речи, выбора стиля речи, соответствующего ситуации профессионально-ориентированного общения [13]. В процессе общения ученики способны актуализировать лексическую единицу, мгновенно совместить лексическую единицу с предыдущей и следующей в соответствии с нормами языка, ситуацией общения, коммуникативной задачей [39], включить лексему в минимальное высказывание (в минимонолог или минидиалог), эквивалентно заменить слово другой лексической единицей.

Я. М. Колкер считает целесообразным различать лексические навыки в зависимости от причины их «запуска» [18]. Так, при чтении и аудировании запускным механизмом может служить графическая или звуковая форма лексических единиц, при говорении и письме – «внутренние смысловые образования, ситуация, языковые единицы родного языка, и тому подобное»[18]. Так, лексический навык автоматически вызывает лексические единицы, согласно заданной ситуации общения, в него входят звуковая форма лексической единицы; операция выбора лексической единицы; операция ее сочетания с другими словами; речевая задача.

По нашему мнению, такого рода различия не являются результативным на практике, тогда как общепринятое разграничение лексических навыков в зависимости от вида речевой деятельности является правомерным, поскольку обеспечивает в дальнейшем возможность эффективной организации системы упражнений.

Существует и более детализированная классификация лексических навыков, в основу которой положены, кроме видов речевой деятельности, этапы работы с лексическим материалом. В нее входят рецептивное (восприятие лексических единиц); рецептивно-репродуктивные (усвоение формы, значения, функции лексических единиц в контексте); репродуктивно-продуктивные (тренировка в употреблении новых лексических единиц при наличии образца и опоры); продуктивные лексические навыки (творческая актуализация лексики в речевых ситуациях) [7, с. 14-15].

Таким образом, лексический навык (продуктивный и рецептивный) предполагает владение формальными признаками слова, необходимыми для его оформления в речи, семантикой слова, т.е. его значениями, и функциональными признаками слова, т.е. его назначением. В основе такого деления лежат рецептивные (аудирование, чтение) и продуктивные виды речевой деятельности (письмо, говорение).

Успешность в овладении словом зависит от наличия у школьников умений:

1. Наблюдать, сравнивать, анализировать языковые явления

2. Догадываться по контексту или словообразовательным элементам о значении незнакомой лексической единицы

3. Работать с различными словарями

4. Вести учебный словарь, выбирая удобную форму записи

5. Пользоваться опорами и мнемотехническими приемами для запоминания слов [6].

Данные навыки и умения составляют общеучебный компонент содержания обучения лексической стороне речи.

Лексические навыки формируются на основе следующих лексических единиц: слова, устойчивые сочетания, речевые клише.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы