Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Живопись

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Колористические особенности живописи пейзажа (на примере пейзажей Сахалина)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

РАЗДЕЛ 1
Теоретические основы пейзажной живописи как жанра изобразительного искусства. 5

1.1. Колорит
в живописи пейзажа. 5

1.2.
Особенности работы над пейзажем. 9

1.3.
Композиционно-колористическое решение пейзажа. 14

Вывод по
Разделу 1. 15

РАЗДЕЛ 2.
ПРАКТИКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ПЕЙЗАЖЕМ.. 18

2.1.
Обоснование выбора темы и техники исполнения работы.. 18

2.2. Основные
этапы работы над пейзажем. 21

Вывод по
Разделу 2. 24

РАЗДЕЛ 3.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД ПЕЙЗАЖЕМ.. 27

3.1.
Сравнительная характеристика программ ДХШ… 27

3.2.
Планы-конспекты уроков по теме «Пейзажная живопись». 28

Вывод по
Разделу 3. 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 65

ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 70

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 73

  

Введение:

 

Актуальность. Значение цвета в жизни человека многообразно
и велико. Всё, что мы видим, мы видим при помощи цвета и благодаря цвету. Очевидно,
эта биологическая функция цвета определяет и его роль в духовной жизни человеческого
общества, непосредственно выражающуюся в способности эмоционального воздействия
цвета на психику человека.

Многочисленные
высказывания художников о тоне, колорите, цвете, рассыпанные в отдельных статьях,
письмах, мемуарах, содержат очень тонкие и интересные, но субъективные и противоречивые
наблюдения, поскольку отражают индивидуальный творческий опыт. Например, можно изучать
колорит Тициана как исторически обусловленное явление и можно и нужно так же изучать
колорит вообще как феномен, возникающий в системе цветовых отношений картины. Вполне можно
согласиться с мнением Н.Н. Волкова: «Знание того, как природа объединяет разные
цвета, не может открыть само по себе тайны колорита. Но живопись – изобразительное
искусство. Изучение природных цветовых гармоний позволяет лучше понять и полнее
использовать возможности цвета».

В
пейзаже – основном жанре живописи колорит может быть разнообразен: тихая осень и
экзотические страны, маленький уютный дворик и непривычные для нас высокие горы,
бурное море и обычный деревенский вид, городская архитектура и широкие многоплановые
виды природы. Колорит раскрывает перед нами всё богатство красок мира.

Как
и в других жанрах живописи, главной задачей пейзажа никогда не было просто изображение
той или иной местности, а сейчас, в век фотографии, это было бы совсем нелепым.
Художник в любой картине пытается с помощью красок выразить свои чувства, вызванные
открывающимся перед глазами видом, а иногда использует этот вид для передачи каких-то
своих глубоких мыслей или эмоций. Колорит является важным средством эмоциональной
выразительности. Колористическая трактовка цвета предполагает конкретно-чувственное
его восприятие и эмоциональное переживание [5].

Основным средством
выразительности живописного пейзажа является. Колорит помогает художнику передать
перспективу, пространство, состояние погоды, сезон, время дня, настроение автора,
его чувства, отношение к изображаемому. В живописи колорит
является важнейшим элементом художественной формы, которая помогает раскрыть образное
содержание произведений искусств.

Таким
образом, проблема нашего исследования
заключается в определении колористических особенностей живописи пейзажей Сахалина.

Объект исследования: колористические особенности живописи пейзажа.

Предмет исследования: колористические особенности живописи пейзажа
на примере пейзажей Сахалина.

Цель исследования: показать насколько разнообразно
может быть колористическое решение при написании пейзажа Сахалина.

Для достижения
данной цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические
основы пейзажной живописи как жанра изобразительного искусства

2. Проанализировать
практическую работу над пейзажем

3. Предложить
методические рекомендации по работе над пейзажем

Методы исследования:

-теоретический
анализ психолого-педагогической литературы;

— сравнительный
анализ;

— разработка планов-конспектов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке планов-конспектов
на тему «пейзажи Сахалина», которые направлены на развитие образности в рисовании
пейзажей.

Структура данной работы. Работа состоит из введения, основной части,
заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Живопись —
это изобразительное искусство, с помощью которого художник передает зрителю
свои чувства и эмоции. Живопись означает « писать живо».

Главную роль
в живописи играет цвет. Цвет подразделяется на две гаммы — теплую и холодную.
Совокупность цвета и оттенков в картине, их взаимоотношение образовывают такое
понятие как колорит. Закономерность колорита в живописи — это переработанное
сознанием художника увиденная им реальность.

Живопись
отличается от других видов искусства, своим разнообразием цвета. При работе над
живописным произведением обязательно используются различные краски (акварель,
акрил, масло, гуашь, темпера), т. е. живопись — это работа цветом.

Решая композицию рисунка пейзажа,
нельзя выхватывать от­дельные, куски, нужно показать самое характерное,
типичное. Также нужно помнить и об эмоциональной выразительности рисунка, он
должен ярко передавать впечатления, мысли и чувства художника. Итак, после того
как найдено удачное композиционное решение пейзажа в подготовительном наброске,
можно приступать к рисунку.

 Сначала намечают общую схему расположения
предметов, характер форм и их пропорции, размеры. Намечают линии перспективного
сокращения. Чтобы убедительнее передать в рисунке глубину (пространство), нужно
правильно установить горизонт. Уровень наших глаз является линией горизонта.

Работа над пейзажем и выполнение
пленэрных зарисовок не только увлекательный, но и крайне необходимый для
учителя изобразительного искусства вид деятельности, а применение на практике
основных правил и пробы различных материалов обогащает и развивает творческое
начало в каждом. Навыки, полученные в ходе работы графическими материалами с
натуры, помогают повысить скорость выполнения работы, что благоприятно
сказывается на педагогическом рисунке, а также развивают мышление, внимание и
зрительную память.

В своей работе я задумала
написать не отвлеченный пейзаж, а конкретное место, действительно существующий мотив, который соответствовал бы моим идеям, теме.

Для того чтобы претворить свою идею в жизнь,
а тему переложить на язык красок, необходима большая кропотливая работа.

Это сбор натурного материала, композиционные поиски, наблюдения, пробы в материале
и т.д.

В этом плане мне оказали
неоценимую услугу различные кратковременные композиционные
наброски, этюды, зарисовки. Исходя из первоначального варианта
(набросков, этюдов), даже иногда неудачного, я разрабатывала композицию, постепенно добавляя в нее свои идеи.

Разработку композиции пейзажа я вела последовательно — от форэскизов до завершения работы.

На всех этапах работы над композицией большое
значение имело эмоциональное отношение к решению
поставленных задач.

В творческой работе мне пришлось переосмыслить этюдный материал в соответствии со своими наблюдениями,
переживаниями, воображением. Этот замысел сформировался в форэскизе.

В этюдах я обращала внимание на изучение колористических состояний натуры и будущего произведения. Я вела
работу над различными этюдами с целью тренировки, чтобы войти в «форму», «расписаться». Ставила себе задачу разрешения композиционных затруднений, передачи больших
пространств, выявления освещения
в разное время дня и т.д. в этюдах
я главное внимание
направляла на точность передачи цветовых и тональных отношений, без детализации элементов
пейзажа.

Итак, из множества мотивов я останавливаюсь на одном, который
наиболее мне близок и эмоционально содержателен. Но перед тем как приступить к работе я внимательно изучаю и анализирую саму натуру. Сравниваю
объекты натуры в тональном и цветовом отношении, их пространственное положение, эффекты освещения.

Хорошо обдумываю предстоящие задачи, представляя композиционное и цветовое решение
будущей работы, возможные
пути решения поставленных задач.

Мой замысел создания
пейзажа «Пейзаж Сахалина» формировался и закреплялся в эскизных набросках небольших размеров. В основу первых эскизов легли мои
впечатления от увиденного пейзажного мотива, который
засел в моей памяти.

Основной замысел картины
заключался в том, чтобы средствам живописи отразить прекрасное время дня, когда вершины
и хребты гор оказываются в объятиях
света.

В тот день, когда я увидела в натуре
это состояние, подумала: «вот готовая картина, что же еще можно выдумывать». Но, когда начала работать над эскизами
композиции пейзажа, ее колористическим решением, поняла, что красота природы
и красота картины
не одно и то же. К образам
эмоционального восприятия нужно
приплюсовать образы мышления, чтобы определить правильный путь
воспроизведения действительности в живописных образов.

И задача этапа эскизно-поисковой работы
заключалась в том, чтобы обобщить, выделить наиболее существенное в пейзаже, адекватно используя для этого
образные средства живописи.

Уже в своих первых эскизных набросках, я пыталась
увидеть сюжет в форме тонального
сопоставления двух основных элементов картины — света и тени: ярко освещенной цепи гор
и прекрасную водную гладь.

Было решено за основу картины
выбрать один из более удачных эскизных вариантов.

Посматривая на него я и
выполнил свой основной пейзаж. При этом значение других эскизов
не умалялось, поскольку в ходе работы над пейзажем, в него могли быть внесены какие-то изменения, и здесь
они нашли бы свое безусловное применение.

Я стала накапливать этюдный материал,
исходя из общего замысла картины.
В результате неоднократных поездок к месту, где
родилась идея картины, мне удалось накопить достаточного количества этюдного материала.

Сердцевиной серии этюдов,
выполненных с натуры,
была идея изучения
цветовых эффектов, создаваемых взаимодействием света и стремительно
отступающих теней в пейзаже.

Конечно, наряду с этим большое
внимание в этюдах обращалось структуре горных вершин и склонов, таким элементам
пейзажа, как камни,
водная гладь, передаче зрительного
ощущения линейной и воздушной перспективы и т. д.

Выбор
холста во многом предопределяется техникой письма: при работе жидкими красками
предпочтительнее мелкозернистый холст, фактура же с крупным зерном обычно
применяется в живописи с густым корпусным мазком.

Работа над картиной
началась после окончательного определения композиционных
и колористических задач пейзажа и его перевода с картона на холст. Именно в самом начале работы важно зрительно
представить себе картину в целом, в единстве всех частей. Конечно
рядом, в поле зрения художника,
должен находиться весь
подготовительный материал, особенно эскизы и этюды.

Как известно, в своей работе каждый художник-живописец опирается
на прием, который отвечает
особенностям его творческой индивидуальности.
Существует множество технических приемов, которыми пользовались известные мастера пейзажной
живописи. Изучение техники
и технологии станковой живописи составляет интересный и полезный раздел теории и практики
обучения изобразительному искусству.

В курсе изучения живописи я
опробовала различные приемы живописи, что позволило мне определиться своим приемам, который, как мне кажется,
наиболее соответствует моему характеру и темпераменту. Мне нравится писать пастозно, энергичными мазками, добиваясь нужного звучания колорита последовательными
шагами от простого к сложному.

Процесс работы над живописной
картиной может быть разделено на большее
или меньшее количество этапов — все зависит, конечно,
от творческой индивидуальности
художника, его манеры и техники письма. Я. например, свою живописную работу выполнила в четыре этапа:

1. Выполнение подготовительного рисунка на холсте

2. Раскладка основных цветовых пятен

3. Проработка деталей пейзажа.

Обобщение изображения. Работа, прошедшая все эти этапы считается
завершенной.

Во время
опытно-поисковой работы велось изучение большого количества научной и
методической литературы и проанализированы программы ДХШ.

Во время
анализа программ мы выяснили, что цели основных
программ в общем соответствуют целям, которые мы ставили перед собой при
разработке конспектов по теме «пейзажная живопись». Поэтому при составлении
конспектов мы опирались на данные программы.

Далее были составлены планы-конспекты
уроков по теме «Пейзажная живопись»

Конспект
1.

 Тема: Картина – пейзаж
Сахалина

Цель урока:
создать условия для ознакомления с жанром живописи – пейзажем, выполнить творческую
работу «Пейзаж Сахалина» (по замыслу автора)

Конспект 2.

Тема урока: Изображение
природы в различных состояниях.

Цель урока: Изображение
природы в различных состояниях с использованием «теплых» и «холодных» цветов.

Конспект
3.

Тема: Картина «Пейзаж» рисование деревьев

Цели: 1. Формировать навыки определения линий, формы,
цветовых оттенков, закрепление умения передавать свои наблюдения в рисунке.

2. Способствовать воспитанию
бережного отношения к природе.

3. Способствовать развитию
экологического мышления и поведения.

Конспект 4.

На тему «Зимний пейзаж. Акварель»

Цель: приобретение необходимых знаний и практических навыков
по цветоведению, которые позволят учащимся
грамотно вести самостоятельную работу над живописным пейзажем.

Конспект 5.

«Пейзажная миниатюра. Техника
«монотипия»»

Цель: способствовать формированию представления о технике монотипии, освоению техники работы «от пятна»,
создать условия для импровизации в цвете, линии, объеме.

В ходе реализации уроков дети приобщаются к искусству пейзажа, познают
природу родного края, получают навыки изобразительной деятельности, знакомятся различными техниками
и приемами творческой интерпретации мотивов окружающего пейзажа.

Изобразительная деятельность занимает особое место
в художественно- эстетическом развитии детей. Целенаправленные и регулярные занятия
изображение пейзажа содействуют развитию воображения и фантазии,
пространственного и колористического мышления, наблюдательности и эмоциональной отзывчивости, и в целом формированию творческой личности. Наряду с развитием навыков
изображения, учащиеся знакомятся лучшими произведениями пейзажного жанра, с произведениями местных художников, что в комплексе
создает условия для
творческого развития личности. При
разработке конспектов основной упор был сделан интегральное личностное
образование, структуру которого образует единство когнитивного,
эмоционально-мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов: — когнитивный
компонент включает знания о содержании базовых понятий, понимание их
замысла картины, представление свойствах творческой работы, ее сущности,
осознание необходимости регулировать цветовыми решениями и руководствоваться
ими в процессе живописи;


эмоционально-мотивационный компонент
заключается в сознательном и эмоционально переживаемом усвоении ребенком
ценностей во время творческой работы, проявляется в эмпатии, радостном
предвосхищении результатов своей работы, желании овладеть новыми знаниями и
навыками;

 — деятельностный
компонент проявляется в способности регулировать свое поведение в
соответствии с усвоенными знаниями о написании живописи;


рефлексивный компонент представляет
собой осознание и присвоение замысла как эталонов, перенос их в деятельность,
проявляется в способности адекватно оценивать работу.

 

Фрагмент текста работы:

 

РАЗДЕЛ 1 Теоретические основы пейзажной живописи как жанра изобразительного
искусства

1.1. Колорит в живописи пейзажа

Живопись — это
изобразительное искусство, с помощью которого художник передает зрителю свои чувства
и эмоции. Живопись означает « писать живо». Главную роль в живописи играет цвет.
Цвет подразделяется на две гаммы — теплую и холодную. Совокупность цвета и оттенков
в картине, их взаимоотношение образовывают такое понятие как колорит. Закономерность
колорита в живописи — это переработанное сознанием художника увиденная им реальность.

Живопись отличается
от других видов искусства, своим разнообразием цвета. При работе над живописным
произведением обязательно используются различные краски (акварель, акрил, масло,
гуашь, темпера), т. е. живопись — это работа цветом [5].

Поистине эстетическое
наслаждение зритель может получить от восприятия картины, художественного произведения
только в том случае, если в них сочетания цветов организованы в определенной цветовой
гармонии, отражающей красоту явлений и объектов действительности и воздействующей
на чувства и эмоции. А это достигается, прежде всего, с помощью колорита, уровнем
сформированного колористического восприятия. Таким образом, колорит — это центральная
проблема в живописи, в развитии эстетического восприятия живописи и, естественно,
в процессе обучения живописи, особенно в условиях профессионально-художественного
образования.

Начнем с того,
что до сих пор четкого определения колориту нет. Под колоритом принято подразумевать
систему цветов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении (искусства или дизайна),
образующих эстетическое единство и выражающее какую-либо мысль, чувство, состояние
природы или человека. О колорите всего произведения можно говорить в том случае,
когда выполняются следующие условия:

— одинаковая степень
чистоты или смешанности цветов произведения.

— обобщающий налет
какого-либо цвета.

— «световая вуаль»,
т.е. все цвета одинаково насыщены.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы