Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки История педагогики

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Кадетское образование в России: история и современность

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Исторические особенности становления кадетского образования до и после революционной России 8

1.1. Становление кадетского образования в петровскую эпоху 8

1.2. Кадетское образование в советскую эпоху 31

Выводы по 1 главе 41

2. Кадетское образование в современной России 45

2.1. Возрождение и модернизация системы кадетского воспитания в нормативно-правовых актах современной России 45

2.2. Развитие кадетского образования в регионах РФ 60

Выводы по 2 главе 75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Вопросы воспитания и обучения молодого поколения страны, способного обеспечить достойную жизнь будущих поколений – становится в настоящее время вопросом сохранения на карте мира России как независимого, единого государства. Для этого еще со времен Петра I возникла необходимость создания профессиональной армии, которая смогла бы охранять рубежи нашей страны и противодействовать иноземному вторжению. Кадетское образование в современной России – одна из немногих существующих педагогических технологий воспитания и обучения, которая способна добиться обозначенной цели.

История кадетского образования в нашей стране имеет очень глубокие корни, а его начало было заложено великим Императором Петром Алексеевичем в 1701 году. Именно в этот год им была основана в Москве Школа математических и навигацких наук. В 1732 году уже в Санкт-Петербурге, Императрицей Анной Иоанновной был открыт «Шляхетский Кадетский Корпус». Так же в это периода начинают появляться Артиллерийская и Инженерная школы. До Революции 1917 года кадетское образование в нашей стране развивалось и крепло и уже работало 29 кадетских корпусов, в их число входил так же Морской и Пажеский Корпуса.

Уже после Революции, в годы СССР при специальных школах Наркомпроса стали появляться авиационные, артиллерийские и морские школы. Только в 1943 году стали появляться Суворовские и Нахимовские училища, которые до сих пор занимаются подготовкой профессиональной армией России.

В современной истории можно отметить 1992 год, когда официально произошло возрождение новосибирского кадетского корпуса «Сибирскiй Кадетскiй Корпусъ». Именно после его основания кадетское образование в нашей стране стали получать официальный статус. Стали появляться в массовых школах специализированные кадетские классы различных направлений, стали открываться кадетские подразделения на базе высших учебных заведений.

В данном исследовании с точки зрения исторических этапов проанализированы особенности становления Кадетства в России, об истории ряда кадетских организаций, о проблемах и задачах Кадетского образования.

Историография развития и становления кадетского образования в нашей стране довольно обширная.

Первые научные исследования относятся к Императорской России.

Впервые попытку систематизировать особенности кадетского образования в нашей стране сделал военный министр Д.А. Милютин. Он самый первый из исследователей обратил внимание на целевое назначение кадетского образования, в том числе указав на их принадлежность как образовательного и благотворительного учреждения [39].

Впоследствии на духовную составляющую кадетского образования в нашей стране указал П.О. Бобровский и особо оценил его роль в гражданском и патриотическом воспитании [8].

Еще одним М.С. Лалаевым, была подробно описана и систематизирована структура и типология военных образовательных учреждений [32].

До революции научный интерес к кадетскому образованию так же существовал. В основном труды исследователей были направлены на историю и вклад конкретных кадетских корпусов: Н. П. Жерве [21], Н. Л. Ломан [33], П. В. Петров [42], В. Ф. Греков [18], В. А. Висковатов [12] и др. [5].

Советские ученые так же пытались в своих научных работах провести систематизацию кадетского образования, но в основном качество рассматривалось ими через призму коммунистического советского времени и описывалось как «класс эксплуататоров» [17, 4].

Вторая Мировая Война стала тем катализатором, который потребовал появления профессиональной военной армии, в этот исторический период стали открываться суворовские училища, а их деятельность стала рассматриваться не только в рамках военного дела, но и в истории педагогики.

Например, в своем исследовании Б.М. Кончаков стал рассматривать особенности подготовки профессиональной армии, методику обучения и педагогических состав кадетских корпусов [29].

Н.И. Алпатов, М.Н. Жесткова и С. Гурьев рассматривали воспитательную работу в кадетских корпусах, включая интернатных типы с середины XVIII века до 1917 года [19; 22; 2; 3]. В трудах этих исследователей рассматривались такие вопросы как вопросы обучения и военной подготовки не только военных – защитников престола России, но и как офицеров, способных внести прогрессивные идеи в развитие военного образования в нашей стране.

С середины ХХ века, интерес к вопросам подготовки и обучения будущих офицеров начинает усиливаться. Например, П.А. Зайончковский провел в своем исследовании подробную систематизацию военных учебных заведений в нашей стране, при этом уделил внимание таким вопросам как: происхождение и социальный состав будущих офицеров, их уровень образования, и оценил его с начала обучения до его окончания. То есть в целом отразил динамику знаний, умений и навыков будущих офицеров, что в целом послужило критерием их обученности [24; 25].

Работа Л.М. Спирина позволила внести ясность по таким вопросам как состояние военных учебных заведений, социальный состав и численность выпускников [46].

Некоторые общие вопросы по историческим этапам развития кадетского образования в нашей стране отражены в работе Л.Г. Бескровного [7].

Период «перестройки» помог переосмыслить в целом и сделать переоценку системы кадетского образования.

Со второй половины 1980-х гг. в условиях «перестройки» начинается переосмысление роли кадетского образования в истории России, о чем свидетельствуют работы Л.Г. Бескровного, В.В. Изонова, Г.Н. Трескина.

Л.Г. Бескровный в своей работе определяет мощь и военно-политический и экономический потенциал армии и флота России в ХХ веке[7].

В.В. Изонов проводит анализ особенностей подготовки военных офицеров в сравнительном аспекте XIX и ХХ веков[26].

Д.Н. Трескин особенности военного образования анализирует через военные реформы, проводимые в нашей стране[47].

Современная историография достаточно подробно в рамках военной педагогики изучает теорию и практику военного образования (Н.И. Алпатов [2]), особенности военной подготовки современных офицеров (Ю.Г. Галанин [15]), нравственное воспитание и образование современных офицеров (М.И. Драгомиров), особенности внутренней структуры военных учебных заведений (С.В. Волков [13], Ю.А. Галушко[16], А.А. Колесников [16], Н.А. Машкин [34]), воспитательный потенциал кадетских корпусов будущих офицеров — артиллеристов (В.М. Крылов[30]), педагогический состав, структуру и направления подготовки в Главном управлении военно-учебного заведения (А.А. Михайлов [37])исторические этапы развития и становления кадетского образования со времен Петра I до сегодняшнего дня (.М. Филиппов[44]).

Кроме вопросов состава, обучения и воспитания кадет, научные исследования проводились и по вопросам униформы, знаков отличия, в том числе современная организация обучения: Н.Н. Аурова [6], А.Ю. Воробьева [14], А.А. Азовский [1], А. В. Беляев [8], В. М. Меньшов [38], О. Хазин [49] и др.

Однако систематизированного исследования кадетского образования в России, в том числе и современного, пока не проводилось.

Таким образом, избранная для исследования тема по-прежнему представляет интерес, особенно на современном этапе развития и реформирования Вооруженных сил России. В первую очередь это связано с возрождением кадетских корпусов и обращением к накопленному ими опыту подготовки высококвалифицированных и прекрасно образованных офицеров — цементирующей силы русской армии.

Объектом исследования выступило кадетское образование.

Предмет исследования – процесс становления и развития кадетского образования в нашей стране.

Цель исследования – изучить истоки и проследить все исторические этапы становления и развития кадетского образования в России.

Хронологические рамки данного исследования охватывают период с начала появления в нашей стране кадетского образования – 1731 год до настоящего времени.

Методы исследования: историко-аналитический, описательный, сравнительный, типологический.

Практическая значимость данного исследования обусловлена тем, что систематизированная информация об истории кадетского образования в нашей стране, а так же региональный опыт, могут послужить для совершенствования кадетского образования в нашей стране.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Кадетское образование в России – исключительный исторический, педагогический и социокультурный феномен, которому сегодня более 300 лет. Кадетское образование исторически подразумевалось как исключительно педагогический инструмент, который обладает высоким воспитательным потенциалом. Именно поэтому, интерес к нему до сих пор актуален.

Проанализировав исторические особенности развития и становления кадетского образования в нашей стране, отметим, что кадетские корпуса были созданы Петром I и под его руководством была создана первая навигацкая школа, которая заложила основу для создания военного образования в нашей стране. К началу 1730-х годов стало очевидно, что учебные заведения, созданные при Петре I, не в состоянии должным образом удовлетворить потребности российской армии в профессиональных офицерских кадрах.

В декабре 1752 года по указу Елизаветы Петровны на базе Морской академии (или Академии морской гвардии), открытой в Санкт-Петербурге в 1715 году, был сформирован Морской шляхетский кадетский корпус, первоначально размещавшийся в доме К.-Б. Миниха на Васильевском острове. Летом 1762 года на престол взошла Екатерина II. В начале своего правления она уделила пристальное внимание Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу и внесла в его жизнь поистине революционные преобразования. После смерти Екатерины II в ноябре 1796 года на престол взошел император Павел I, менее чем за четыре с половиной года своего правления он внес свой вклад в историю кадетских корпусов. В январе 1797 года он совершил свой первый визит в Императорский дворянский сухопутный кадетский корпус

С самого начала своего восшествия на престол (март 1801 года) император Александр I уделял пристальное внимание кадетскому корпусу и всей системе подготовки офицеров. Александр I решил создать корпус, максимально приближенный к императору. В результате 10 октября 1802 года в Санкт-Петербурге был создан Пажеский корпус. Император Николай I, брат Александра I, взошедший на престол в 1825 году, решил пойти по пути создания новых кадетских корпусов. 1 февраля 1830 года он утвердил положение «О губернском кадетском корпусе». Во время правления Николая I (1825-1855) было создано еще 14 кадетских корпусов. В 1855 году, после смерти императора Николая I, на российский престол взошел его сын Александр II.

При Александре III система кадетского образования была не только воссоздана, но и расширена. Также во время правления Александра III было создано девять новых кадетских корпусов. Его сын, император Николай II, взошедший на престол в 1894 году, оказался верным последователем своего отца в развитии кадетского образования. Перед началом Первой мировой войны были открыты еще четыре кадетских корпуса. Приоритет был отдан детям погибших офицеров.

После прихода к власти Временного правительства новое руководство Военного министерства заявило о необходимости реформирования кадетских корпусов по образцу военных гимназий. Несмотря на формальный роспуск корпуса, на протяжении всей Гражданской войны они продолжали действовать на территориях, оккупированных белыми. Однако крах Белой армии на Дальнем Востоке и юге страны привел к вынужденной эвакуации кадетских корпусов и их исходу из России. С 1943 года система военной подготовки была продолжена в суворовских военных училищах. Контингент учащихся IED первого набора (1943/1944 учебный год) состоял по меньшей мере на 85% из детей погибших солдат

В начале 1990-х годов среди энтузиастов-любителей военной истории, ветеранов-выпускников Суворовского и Нахимовского военно-морских училищ родилась идея возрождения кадетского корпуса. В 2000-е годы, помимо системы Министерства обороны и Министерства образования Российской Федерации, кадетские корпуса появились в правоохранительных органах: Министерстве внутренних дел, Налоговой полиции, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Федеральной пограничной службе, Следственном комитете.

Также, в соответствии с историей появления кадетских корпусов, была расширена нормативная база и регламент их деятельности.

Проанализировав нормативную базу, отметим, что государством все еще предпринимаются попытки оптимизировать деятельность кадетских учебных заведений, в то же время каждое военное учебное заведение имеет свой правовой статус, собственную систему подготовки, предъявляет свои требования к отбору кадров офицерского преподавательского состава. На региональном уровне принимаются программы и концепции развития кадетского образования, которые являются частью программ патриотического воспитания молодежи.

Законодательная база постоянно расширяется и совершенствуется, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Деятельность кадетских учебных заведений часто регулируется подзаконными актами и содержит такие вопросы, как: прием и отбор будущих курсантов, сроки и формы обучения, мониторинг и оценка, набор групп, учебный план, материально-техническое обеспечение военного учебного заведения, система воспитательной работы, организация дополнительное образование, академическая нагрузка и учебная практика, а также система безопасности. Но все нормативные акты подчеркивают особую роль образования. Что воспитательная работа проводится комплексно, при этом она основана на воинском долге, чести, достоинстве, на лучших примерах истории нашей страны. Как видно из анализа, в нашей стране существуют две системы кадетского образования. Первый подчинен различным ведомствам и министерствам и продолжает традиции воспитания и образованности суворовцев, то есть будущих офицеров. Вторая, как правило, аналогична деятельности общеобразовательных учреждений и готовит специалистов более широкого спектра, в основном государственных и муниципальных служащих.

Таким образом, как на федеральном, так и на региональном уровнях правовое регулирование кадетского образования находится на достаточно высоком и хорошо проработанном уровне.

Проанализировав нормативную базу, отметим, что государством все еще предпринимаются попытки оптимизировать деятельность кадетских учебных заведений, в то же время каждое военное учебное заведение имеет свой правовой статус, собственную систему подготовки, предъявляет свои требования к отбору кадров офицерского преподавательского состава. На региональном уровне принимаются программы и концепции развития кадетского образования, которые являются частью программ патриотического воспитания молодежи.

Законодательная база постоянно расширяется и совершенствуется, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Деятельность кадетских учебных заведений часто регулируется подзаконными актами и содержит такие вопросы, как: прием и отбор будущих курсантов, сроки и формы обучения, мониторинг и оценка, набор групп, учебный план, материально-техническое обеспечение военного учебного заведения, система воспитательной работы, организация дополнительное образование, академическая нагрузка и учебная практика, а также система безопасности.

Но все нормативные акты подчеркивают особую роль образования. Что воспитательная работа проводится комплексно, при этом она основана на воинском долге, чести, достоинстве, на лучших примерах истории нашей страны. Как видно из анализа, в нашей стране существуют две системы кадетского образования. Первый подчинен различным ведомствам и министерствам и продолжает традиции воспитания и образованности суворовцев, то есть будущих офицеров. Вторая, как правило, аналогична деятельности общеобразовательных учреждений и готовит специалистов более широкого спектра, в основном государственных и муниципальных служащих. Таким образом, как на федеральном, так и на региональном уровнях правовое регулирование кадетского образования находится на достаточно высоком и хорошо проработанном уровне.

Анализ существующего многообразия организаций и учреждений, активно причисляющих себя к кадетскому образованию, позволяет нам сделать следующие выводы.

После столицы Сибири кадетские корпуса начали функционировать во всех регионах России. В то же время каждый кадетский корпус, помимо общеобразовательной программы, имеет свою уникальную систему дополнительной подготовки, офицерский и преподавательский состав.

Кадетское образование в нашей стране является эффективной формой гражданского и патриотического воспитания современной молодежи, которые также способствуют формированию высокоинтеллектуальной личности путем включения в учебный процесс дополнительных предметов. Курсанты могут не только выбрать для себя наиболее интересное дополнительное занятие, но и развить такие личностные качества, как честность, мужество, героизм, отвага, развить чувство ответственности за себя и своего товарища, взаимовыручку, дисциплину, выносливость.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Исторические особенности становления кадетского образования до и после революционной России

1.1. Становление кадетского образования в петровскую эпоху

Еще в начале своего правления, Петр I задумался о профессиональном военном образовании в нашей стране. По мнению историков, этому способствовала Северная война (1700 – 1721 гг.). Именно военные действия, которые продолжались 21 год, указали на недоставок подготовки военных кадров.

Согласно его указу 1701 года была учреждена Навигацко-математическая школа в Москве Данный указ не содержал никаких указаний на то, из каких социальных групп должны были набираться учащиеся, что было справедливо и для артиллерийской школы, основанной в том же году. Тем не менее, благодаря их способности выплачивать скромные пособия, или деньги на «ежедневное питание», в размере 5 алтын (3 копейки) или меньше, в зависимости от их «мастерства в учебе», эти школы неизменно могли привлекать сотни абитуриентов, включая более бедные слои населения. Осенью 1711 года в Навигацкой школе обучалось 506 студентов, получавших стипендию, в том числе 126 несовершеннолетних дворян и 130 сыновей солдат из гвардии, некоторые из которых, вероятно, также были благородного происхождения. Более состоятельные дворяне и придворная аристократия, по понятным причинам, держались подальше от этих школ, предпочитая либо домашнее обучение, либо те школы, которые были открыты в Москве иностранными учителями, в том числе иезуитами, и которые предлагали учебные программы, в целом соответствующие формирующемуся самоощущению аристократов как представителей общеевропейской знати [12].

Наконец, начиная с 1698 года, Петр неоднократно отправлял группы молодых аристократов для обучения за границей, обычно в области навигации и кораблестроения. Это были чрезвычайно обременительные поручения для молодых дворян: игнорировались не только их предпочтения, но и их знание иностранного языка (или, скорее, его отсутствие); они получали в лучшем случае очень скромные стипендии и, как правило, должны были жить за границей за свой счет. Ситуация изменилась в середине 1710-х годов, когда Петр I начал кампанию по выявлению и регистрации всех молодых дворян, имеющих право быть призванными на службу, которая включала в себя проверки совершеннолетних дворян царем и его окружением и, в конечном счете, создание геральдики (герольдмейстерской контры) для поддержания служебных записей и координацию служебных назначений дворян. Дворяне в возрасте от 10 до 15 лет должны были изучать «числа и геометрию» и им запрещалось вступать в брак, пока они не овладеют этими предметами.

Другим фактором было отсутствие каких-либо четких правил продвижения по службе и назначения выпускников, что делало их карьерные перспективы совершенно непредсказуемыми. Возьмем, к примеру, Якова Назарова, который поступил в артиллерийское училище в 1703 году и оставался там до 1722 года, когда в возрасте 40 лет он, наконец, завершил курс обучения и был немедленно уволен со службы за плохой слух и зрение.

Санкт-Петербургской военно-морской академии к 1718 году насчитывалось почти 300 гардемарин-дворян, которые закончили свой курс обучения и теперь, по сути, находились в подвешенном состоянии, служа подмастерьями и ожидая назначения. Это стало особенно проблематичным после окончания Северной войны, когда спрос на морских офицеров резко упал. В результате некоторым выпускникам пришлось оставаться в морской пехоте годами или даже десятилетиями с неопределенными перспективами когда-либо получить офицерское звание[18].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы