Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Качество межличностных отношений у людей, различающихся уровнем ЭИ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ.. 6

1.1 Общение и его роль в жизни человека. 6

1.2 Характеристика межличностных отношений. 10

1.3 
Эмоциональный  интеллект  и 
его  влияние  на 
межличностные отношения  15

Выводы по первой главе. 21

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА.. 23

2.1 Организация и методики исследования. 23

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования. 32

2.3 Рекомендации по развитию уровня эмоционального
интеллекта и повышению качества межличностных отношений. 46

Выводы по второй главе. 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 56

ПРИЛОЖЕНИЕ А. ТЕСТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Д. ЛЮСИНА. СООТВЕТСТВИЕ ШКАЛ И УТВЕРЖДЕНИЙ В ТЕСТЕ. 60

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.
КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ОМО) 63

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования. В современном социуме, в пространстве
которого, как утверждают социологи [5], живет современное поколение людей,
уже никого не удивляет, пожалуй, самый высокий за всю историю человечества
уровень эмоциональной несдержанности этого поколения. Он проявляется в
пренебрежении любыми социальными нормами в выявлении эмоций и чувств на всех
уровнях общения людей, начиная с семьи и коллектива и заканчивая терроризмом на
уровне межгосударственных отношений, который [35;
39].
Феномен заслуживает особого внимания не только потому, что само понятие «эмоциональный
интеллект» впервые появилось в психологическом обращения только в 1990 году, но
и потому, что его объявили личностным свойством, которое [36;
40].

Успешность личности,
несомненно, связана со знаниями, умениями и навыками, эрудицией, способностью к
мышлению в целом, то есть с уровнем общего интеллекта. Однако, в большинстве
случаев успешного взаимодействия с другими людьми, формирования широкого круга
социальных связей, высокого уровня общего интеллекта оказывается недостаточно.
В настоящее время признается, что эмоция, как особый тип знания, может дать
человеку возможность успешно адаптироваться к условиям окружающей среды и
соотносится с категорией «интеллект». Проблема развития эмоционального
интеллекта пока является не полностью изученной. Но феномен эмоционального
интеллекта все больше привлекает внимание как зарубежных, так и отечественных
исследователей, среди которых Р. Бар-Он, Г. Гарднер, Д. Гоулдман,
Д. Карузо, Дж.Майер, П. Саловей, Е. Л. Носенко.

Объектом исследования
являются межличностные отношения.

Предмет исследования –
взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и качеством межличностных
отношений.

Гипотеза исследования состоит
в предположении о том, что существует связь между уровнем эмоционального
интеллекта и качеством межличностных отношений:

— люди с низким
уровнем эмоционального интеллекта обладают низкими показателями вовлеченности,
контроля и аффекта в межличностною общении, а также низким уровнем
макиавеллизма;

— люди со средним
уровнем эмоционального интеллекта обладают средними показателями включенности в
межличностные отношения, контроля и аффекта, низким уровнем макиавеллизма;

— люди с высоким и
очень высоким уровнями эмоционального интеллекта обладают высокими показателями
включенности в межличностные отношения, контроля и аффекта, низким и высоким
уровнями макиавеллизма.

Цели исследования
состоит выявлении связи между уровнем эмоционального интеллекта и качеством
межличностных отношений.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть
теоретические основы исследования межличностных отношений во взаимосвязи с эмоциональным
интеллектом.

2. Провести эмпирическое
исследование взаимосвязи межличностных отношений и уровня эмоционального
интеллекта.

3. Описать специфику
межличностных отношений лиц, различающихся уровнем развития эмоционального
интеллекта.

Методы исследования:

— теоретические методы: анализ научно-методической литературы,
систематизация и обобщение полученной информации;

— методы эмпирического исследования: тест эмоционального интеллекта Д.
Люсина; Торонтская алексити-мическая шкала (Т. Грэм); методика диагностики
межличностных отношений Т. Лири; опросник межличностных отношений (ОМО) (В.
Шутц); шкала «Макиаве-лизм» (Р. Кристи, Ф. Гейс);

— метод математико-статистической обработки данных (коэффициент
ранговой корреляции Спирмена).

анализ литературы по теме
исследования; синтез и обобщение; анкетирование; тестирование; методы
количественной и качественной обработки данных; методы математической
статистики.

Структура работы обусловлена
целью и задачами данной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов
по главам, заключение, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного
исследования была достигнута его цель: выявлена связь между уровнем
эмоционального интеллекта и качеством межличностных отношений.

Достижению поставленной
цели способствовало решение ряда задач исследования:

1. Рассмотрены
теоретические основы исследования межличностных отношений. Было установлено,
что общение и межличностные отношения играют важную роль в жизни каждого
индивида. Качество межличностных отношений во многом определяется уровнем развития
эмоционального интеллекта.

2. Проведено эмпирическое
исследование взаимосвязи межличностных отношений и уровня эмоционального
интеллекта, которое показало, что людям с разными уровнями эмоционального
интеллекта свойственны разные характеристики межличностных отношений.

3. Выявлена связь между
уровнем эмоционального интеллекта и качеством межличностных отношений. С
помощью автоматического расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена была
подтверждена гипотеза исследования: существует связь между уровнем
эмоционального интеллекта и качеством межличностных отношений: чем выше уровень
эмоционального интеллекта, там выше качество межличностных отношений.

Полученные результаты
исследования и разработанные рекомендации по развитию уровня эмоционального интеллекта
и повышению качества межличностных отношений можно использовать в дальнейших
исследованиях темы, а также в работе психолога с людьми с разным уровнем
эмоционального интеллекта.

Перспективами дальнейшего
изучения темы считаем выявление связи между темпераментом и уровнем развития
эмоционального интеллекта.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1 Общение и его роль в
жизни человека Понимание сущности
общения, его функций, закономерностей и проблем представляет собой основу
реализации и совершенствования отношений между людьми как в целях
удовлетворения личностных потребностей, так и для реализации профессиональной
деятельности, поскольку множество проблем в жизни и трудовой деятельности могут
возникать именно потому, что люди не имеют навыков конструктивного общения, не
знают его механизмов и законов.

У истоков исследования
проблемы общения не только в нашей стране, но и в мировой психологии стоял
В.М. Бехтерев. Ученым были разработаны эмпирические методы, позволяющие
исследовать общение, и теоретические положения, описывающие специфику влияния
группы на личность, особенности протекания психических процессов в условиях
общения. Исследования В.М. Бехтерева в дальнейшем разрабатывались
В.М. Мясищевым [21].

Б.Г. Ананьев в своих
трудах рассматривал общение неотрывно от проблем, связанных с формированием
личностных особенностей человека, являющегося субъектом деятельности,
воспитания индивидуальности. Согласно точке зрения Б.Г. Ананьева, особая и
главная характеристика общения состоит в том, что оно позволяет человеку
строить отношения с окружающими людьми [1,
с. 2].

Л.С. Выготский в
своей психологической концепции проблеме общения отводит одно из центральных
мест. Главное положение психолога относительно общения состоит в том, что
общение в значительной степени влияет на изменение структуры психических
процессов личности. Таким образом, общение генетически отражает психические
процессы в их конечном виде, определяет их структуру, в свою очередь,
детерминирует их проявления как снова «открытых» к общению, взаимодействию,
диалогу; носителями структурных новообразований, которые порождаются процессами
общения, являются знаки [29,
с. 52].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы