Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Качество межличностных отношений у людей, различающихся уровнем ЭИ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ.. 6
1.1 Общение и его роль в жизни человека. 6
1.2 Характеристика межличностных отношений. 10
1.3
Эмоциональный интеллект и
его влияние на
межличностные отношения 15
Выводы по первой главе. 21
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА.. 23
2.1 Организация и методики исследования. 23
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования. 32
2.3 Рекомендации по развитию уровня эмоционального
интеллекта и повышению качества межличностных отношений. 46
Выводы по второй главе. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ТЕСТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Д. ЛЮСИНА. СООТВЕТСТВИЕ ШКАЛ И УТВЕРЖДЕНИЙ В ТЕСТЕ. 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.
КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ОМО) 63
Введение:
Актуальность темы
исследования. В современном социуме, в пространстве
которого, как утверждают социологи [5], живет современное поколение людей,
уже никого не удивляет, пожалуй, самый высокий за всю историю человечества
уровень эмоциональной несдержанности этого поколения. Он проявляется в
пренебрежении любыми социальными нормами в выявлении эмоций и чувств на всех
уровнях общения людей, начиная с семьи и коллектива и заканчивая терроризмом на
уровне межгосударственных отношений, который [35;
39].
Феномен заслуживает особого внимания не только потому, что само понятие «эмоциональный
интеллект» впервые появилось в психологическом обращения только в 1990 году, но
и потому, что его объявили личностным свойством, которое [36;
40].
Успешность личности,
несомненно, связана со знаниями, умениями и навыками, эрудицией, способностью к
мышлению в целом, то есть с уровнем общего интеллекта. Однако, в большинстве
случаев успешного взаимодействия с другими людьми, формирования широкого круга
социальных связей, высокого уровня общего интеллекта оказывается недостаточно.
В настоящее время признается, что эмоция, как особый тип знания, может дать
человеку возможность успешно адаптироваться к условиям окружающей среды и
соотносится с категорией «интеллект». Проблема развития эмоционального
интеллекта пока является не полностью изученной. Но феномен эмоционального
интеллекта все больше привлекает внимание как зарубежных, так и отечественных
исследователей, среди которых Р. Бар-Он, Г. Гарднер, Д. Гоулдман,
Д. Карузо, Дж.Майер, П. Саловей, Е. Л. Носенко.
Объектом исследования
являются межличностные отношения.
Предмет исследования –
взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и качеством межличностных
отношений.
Гипотеза исследования состоит
в предположении о том, что существует связь между уровнем эмоционального
интеллекта и качеством межличностных отношений:
— люди с низким
уровнем эмоционального интеллекта обладают низкими показателями вовлеченности,
контроля и аффекта в межличностною общении, а также низким уровнем
макиавеллизма;
— люди со средним
уровнем эмоционального интеллекта обладают средними показателями включенности в
межличностные отношения, контроля и аффекта, низким уровнем макиавеллизма;
— люди с высоким и
очень высоким уровнями эмоционального интеллекта обладают высокими показателями
включенности в межличностные отношения, контроля и аффекта, низким и высоким
уровнями макиавеллизма.
Цели исследования
состоит выявлении связи между уровнем эмоционального интеллекта и качеством
межличностных отношений.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть
теоретические основы исследования межличностных отношений во взаимосвязи с эмоциональным
интеллектом.
2. Провести эмпирическое
исследование взаимосвязи межличностных отношений и уровня эмоционального
интеллекта.
3. Описать специфику
межличностных отношений лиц, различающихся уровнем развития эмоционального
интеллекта.
Методы исследования:
— теоретические методы: анализ научно-методической литературы,
систематизация и обобщение полученной информации;
— методы эмпирического исследования: тест эмоционального интеллекта Д.
Люсина; Торонтская алексити-мическая шкала (Т. Грэм); методика диагностики
межличностных отношений Т. Лири; опросник межличностных отношений (ОМО) (В.
Шутц); шкала «Макиаве-лизм» (Р. Кристи, Ф. Гейс);
— метод математико-статистической обработки данных (коэффициент
ранговой корреляции Спирмена).
анализ литературы по теме
исследования; синтез и обобщение; анкетирование; тестирование; методы
количественной и качественной обработки данных; методы математической
статистики.
Структура работы обусловлена
целью и задачами данной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов
по главам, заключение, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
В результате проведенного
исследования была достигнута его цель: выявлена связь между уровнем
эмоционального интеллекта и качеством межличностных отношений.
Достижению поставленной
цели способствовало решение ряда задач исследования:
1. Рассмотрены
теоретические основы исследования межличностных отношений. Было установлено,
что общение и межличностные отношения играют важную роль в жизни каждого
индивида. Качество межличностных отношений во многом определяется уровнем развития
эмоционального интеллекта.
2. Проведено эмпирическое
исследование взаимосвязи межличностных отношений и уровня эмоционального
интеллекта, которое показало, что людям с разными уровнями эмоционального
интеллекта свойственны разные характеристики межличностных отношений.
3. Выявлена связь между
уровнем эмоционального интеллекта и качеством межличностных отношений. С
помощью автоматического расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена была
подтверждена гипотеза исследования: существует связь между уровнем
эмоционального интеллекта и качеством межличностных отношений: чем выше уровень
эмоционального интеллекта, там выше качество межличностных отношений.
Полученные результаты
исследования и разработанные рекомендации по развитию уровня эмоционального интеллекта
и повышению качества межличностных отношений можно использовать в дальнейших
исследованиях темы, а также в работе психолога с людьми с разным уровнем
эмоционального интеллекта.
Перспективами дальнейшего
изучения темы считаем выявление связи между темпераментом и уровнем развития
эмоционального интеллекта.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Общение и его роль в
жизни человека Понимание сущности
общения, его функций, закономерностей и проблем представляет собой основу
реализации и совершенствования отношений между людьми как в целях
удовлетворения личностных потребностей, так и для реализации профессиональной
деятельности, поскольку множество проблем в жизни и трудовой деятельности могут
возникать именно потому, что люди не имеют навыков конструктивного общения, не
знают его механизмов и законов.
У истоков исследования
проблемы общения не только в нашей стране, но и в мировой психологии стоял
В.М. Бехтерев. Ученым были разработаны эмпирические методы, позволяющие
исследовать общение, и теоретические положения, описывающие специфику влияния
группы на личность, особенности протекания психических процессов в условиях
общения. Исследования В.М. Бехтерева в дальнейшем разрабатывались
В.М. Мясищевым [21].
Б.Г. Ананьев в своих
трудах рассматривал общение неотрывно от проблем, связанных с формированием
личностных особенностей человека, являющегося субъектом деятельности,
воспитания индивидуальности. Согласно точке зрения Б.Г. Ананьева, особая и
главная характеристика общения состоит в том, что оно позволяет человеку
строить отношения с окружающими людьми [1,
с. 2].
Л.С. Выготский в
своей психологической концепции проблеме общения отводит одно из центральных
мест. Главное положение психолога относительно общения состоит в том, что
общение в значительной степени влияет на изменение структуры психических
процессов личности. Таким образом, общение генетически отражает психические
процессы в их конечном виде, определяет их структуру, в свою очередь,
детерминирует их проявления как снова «открытых» к общению, взаимодействию,
диалогу; носителями структурных новообразований, которые порождаются процессами
общения, являются знаки [29,
с. 52].