Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Изучение влияния индивидуальных черт личности подростков на стратегии поведения в конфликте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
НА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ.. 7
1.1 Психологические особенности
развития в подростковом возрасте. 7
1.2 Содержание понятия «конфликт» и
характеристика стратегий поведения в конфликте у подростков.. 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.. 22
ГЛАВА 2.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
ПОДРОСТКОВ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ.. 24
2.1. Цели, задачи и содержание
опытно-экспериментальной работы… 24
2.2. Ход опытно-экспериментальной
работы по развитию стратегий поведения в конфликте подростков с учетом
индивидуальных черт личности.. 26
2.3. Основные результаты
опытно-экспериментальной работы и практические рекомендации по развитию
стратегий поведения в конфликте подростков с учетом индивидуальных черт
личности.. 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 47
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………51
Введение:
ВВЕДЕНИЕ Актуальность
исследования. Проблема изучения личности подростка
всегда остается актуальной в современном мире. Именно формирование личности в
такой важный период, как подростковый возраст, составляет основу социума и
является эпицентром его жизни. Изучая личностные особенности, ее структуру и
поведение можно составить общую картину взаимодействия людей. Именно личность
подростка, во всем многообразии ее качеств, становится главным объектом нашего
исследования. В любых взаимоотношениях в основе изучения личности лежит ее
поведение. Ведь поведение человека в большей степени характеризует его как
личность. Именно поведение подростка, а точнее, его поведение в такой ситуации
как конфликт может дать отличную характеристику человеческих качеств. Поведение
человека в критической ситуации, в конфликте, порой дает полную картину его
внутреннего составляющего, его сущности.
В настоящее время
конфликт определяется как явление социальное, порождаемое самой природой
общественной жизни. Он воспринимается вполне нормальным общественным явлением,
свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей.
Любой человек в
современном мире, так или иначе, сталкивался с ситуациями, которые
сопровождались конфликтами. Сильное эмоциональное напряжение, вспышки гнева,
обида, злость и отчаяние иногда переполняют человека так, что он перестает
трезво оценивать ситуацию и, сам того не замечая, вызывает конфликт. Для того
чтобы понять, как подросток, во всем комплексе его внутренних противоречий
может вести себя в конфликтных ситуациях, а также как педагог-психолог может
скорректировать конфликтность подростка, данная проблема необходима для
рассмотрения.
Изученность
проблемы исследования. Конфликт как объект исследования был
избран такими учеными как Р. Кеннет, Дж. Г. Скотт, К. Томас; А.Я. Анцупов,
Н.В. Гришина, Н.И. Леонов, В.П. Ратников, Е.А. Родионова, А.И. Шипилов и
пр.
Особенности конфликтного
поведения подростков исследовали А.Я. Анцупов, А.А. Ершов, А.И. Шипилов;
Б. Артур, М. Кемме и др.
Необходимость
дальнейшей научно-методической проработки проблемы изучения
влияния индивидуальных черт личности подростков на стратегии поведения в
конфликте обусловила актуальность выбранной темы для выпускной квалификационной работы.
Объект
исследования: поведение подростков в конфликте.
Предмет
исследования: влияние индивидуальных черт личности
подростков на стратегии поведения в конфликте.
Цель
исследования: теоретически обосновать и
экспериментально реализовать работу по развитию стратегий поведения в конфликте
подростков с учетом индивидуальных черт личности.
Гипотеза
исследования: предполагается, что
опытно-экспериментальная работа по развитию стратегий поведения в конфликте
подростков с учетом индивидуальных черт личности будет результативной, если:
— учитывать
индивидуально-психологические особенности подростков;
— использовать игры и
игровые упражнения;
— обращаться к общегрупповым дискуссиям, индивидуальным и
креативным заданиям.
Задачи
исследования:
1. Изучить психологические особенности
развития в подростковом возрасте.
2. Рассмотреть содержание понятия «конфликт»
и характеристику стратегий поведения в конфликте у подростков.
3. Обозначить цели, задачи и содержание
опытно-экспериментальной работы.
4. Описать ход опытно-экспериментальной
работы по развитию стратегий поведения в конфликте подростков с учетом индивидуальных
черт личности.
5. Представить основные результаты
опытно-экспериментальной работы и практические рекомендации по развитию
стратегий поведения в конфликте подростков с учетом индивидуальных черт
личности.
Методы
исследования:
— теоретический анализ литературы
по проблеме исследования;
— педагогический
эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;
— качественный и
количественный анализ эмпирических данных;
—
математико-статистический анализ эмпирических данных.
Теоретическая
значимость исследования заключается в систематизации и
обобщении научных позиций относительно психологических особенностей развития в
подростковом возрасте; в уточнении содержания понятия «конфликт» и
характеристики стратегий поведения в конфликте у подростков.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что материалы
работы могут быть использованы в системе психогигиенических, профилактических и
психокоррекционных мероприятий, ориентированных на снижение уровня
конфликтности у учащихся подросткового возраста. Результаты могут быть положены
в основу профилактических и психокоррекционных мероприятий по формированию у
учащихся конструктивных стратегий поведения в конфликте, осуществляемых
педагогом-психологом общеобразовательной школы.
Эмпирическая
база исследования: муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Норильский центр безопасности движения» (г.
Норильск).
Структура
работы: бакалаврская работа состоит из введения (4 с.), 2
глав (глава 1 – 17 с., глава 2 – 19 с.), заключения, списка литературы (40
источников), 8 приложений. Текст работы содержит 6 рисунков, 3 таблиц. Общий
объем работы – 50 страниц.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ По итогам выполнения
выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели
работы, что позволило теоретически обосновать и экспериментально реализовать
работу по развитию стратегий поведения в конфликте подростков с учетом
индивидуальных черт личности.
Первая задача: изучить
психологические особенности развития в подростковом возрасте. Специфику
развития в подростковом возрасте изучали такие ученые как: Л.И. Божович, Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.А. Першина, Ж. Пиаже, Г.С. Трофименко,
Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин.
Подростковый возраст –
это период развития личности с 10-12 лет до 15-17 лет. Ведущей деятельностью
возраста выступает общение со сверстниками, а социальная ситуация развития
определена положением в референтной группе. Являясь кризисным периодом
развития, подростковый возраст характеризуется сочетанием в личности детского
опыта и зарождающихся потребностей взрослого человека. Новообразованием
возраста является чувство взрослости. Учитывая роль, которую межличностное
общение играет для подростка, а также его эмоциональность и категоричность,
высок риск частых межличностных конфликтов.
Подросткам свойственна
достаточно высокая конфликтность, поскольку их отличает эмоциональность,
безаппеляционность и категоричность, характерная для этого возраста.
Конструктивные стратегии конфликта в виду ограниченности конфликтологической
компетентности способны избрать далеко не все подростки, поэтому учет
индивидуальных черт личности подростков как фактора их конфликтного поведения
представляет, как научный, так и практический интерес. Вторая задача: рассмотреть
содержание понятия «конфликт» и характеристику стратегий поведения в конфликте
у подростков.
В рамках анализа
литературы были изучены труды таких отечественных и зарубежных ученых как А.Я.
Анцупов, Н.В. Гришина, А.В. Дорохова, В.П. Ратников, А.И. Шипилов; М.
Дойч, Р. Килман, К. Левин, К. Лоренцо, К. Томас, З. Фрейд, К. Хорни.
Под конфликтом в рамках
исследования понимается особый вид взаимодействия между индивидами (или
индивидом и группой, группами индивидов и пр.), которое возникает при
несовместимых позициях по тому или иному вопросу и требует разрешения возникших
противоречий.
Каждый конфликт имеет
следующие основные компоненты: участников конфликта, объект и предмет
конфликта, а также среду, где протекает конфликт. Конфликты могут быть
внутриличностными, межличностными, межгрупповыми или между личностью и группой.
Классифицироваться конфликты могут также и более широко: на основании
длительности, формы, используемых средств, объема, влияния на ход общественного
развития, источников возникновения, характера развития, сферы общественной
жизни.
Стратегия поведения в
конфликте представляет собой план действия, избранный участником конфликта,
который содержит в себе его основные действия в возникшей ситуации. Наиболее
распространены следующие стратегии поведения в конфликте: соперничество,
избегание, приспособление, компромисс и сотрудничество.
Третья задача: обозначить
цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная
работа была проведена на базе Норильского центра безопасности движения при
участии группы в 30 подростков. Опытно-экспериментальная работа реализовывалась
в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный). На констатирующем и
контрольном этапе проводилась диагностика подростков при помощи авторской
анкеты, теста на уровень конфликтности, теста С. Розенцвейга и методики К.
Томаса. На формирующем этапе исследования была реализована программа развития
конструктивных стратегий поведения в конфликте у подростков.
Четвертая задача: описать
ход опытно-экспериментальной работы по развитию стратегий поведения в конфликте
подростков с учетом индивидуальных черт личности.
На констатирующем этапе
исследования было установлено, что проблема конфликтов актуальна для
подростков, т.к. им приходится в них участвовать, с их слов, достаточно часто.
Согласно полученным ответам, девочки-подростки демонстрируют более высокий
уровень сознательности в конфликтном поведении, а мальчики-подростки нередко
имеют неадаптивные стратегии конфликтного поведения. Говоря об уровне
конфликтности, высокий уровень был выявлен у 15 подростков (49,5%), средний – у
10 подростков (33%), а низкий – только у 5 подростков (16,5%). Наиболее
характерными стратегиями поведения в конфликте у подростков являются компромисс
(15 человек, 49,5%), приспособление (9 человек, 29,7%), избегание (5 человек,
16,5%).
На формирующем этапе
исследования с подростками была реализована программа профилактики
межличностных конфликтов, основанная на формировании конструктивных стратегий
поведения в конфликте с учетом индивидуальных черт личности подростков.
Программа включала в себя три основных блока: подготовительный, основной и
заключительный. Занятия по программе проводились в групповой форме, 2 раза в
неделю в течении 5 недель. Продолжительность каждого занятия составляла 45
минут.
На контрольном этапе
исследования было установлено, что участие в реализованной программе позволило
подросткам изменить свое отношение к конфликтным ситуациям, научиться в большей
степени регулировать свое эмоциональное состояние, с пониманием относиться к
чужой позиции в споре. Среди преобладающих стратегий поведения в конфликте у
подростков стали преобладать компромисс (17 человек, 56,1%) и сотрудничество (8
человек, 26,4%). Общий уровень конфликтности снизился.
Пятая задача: представить
основные результаты опытно-экспериментальной работы и практические рекомендации
по развитию стратегий поведения в конфликте подростков с учетом индивидуальных
черт личности.
Качественный и
количественный анализ эмпирических данных позволил доказать выдвинутую гипотезу
исследования о том, что опытно-экспериментальная работа по развитию стратегий
поведения в конфликте подростков с учетом индивидуальных черт личности будет
результативной, если: учитывать индивидуально-психологические особенности
подростков; использовать игры и игровые упражнения; обращаться к общегрупповым
дискуссиям, индивидуальным и креативным заданиям.
Таким образом, цель
работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полной мере.
Фрагмент текста работы:
1.1 Психологические особенности развития
в подростковом возрасте Под понятием «возраст» принято понимать самостоятельный период развития
человека, для которого свойственно качественное своеобразие. Согласно
разнообразным научным концепциям, в рамках которых принято учитывать онтогенез,
культурные представления, а также характерные для социума процессы, жизнь
индивида можно поделить на ряд возрастных периодов. В связи с этим, выделение
младшего школьного возраста, в первую очередь, определено культурными и
социальными аспектами, а также взаимосвязано с определенным этапом
образовательного процесса – началом обучения ребенка в школе, предполагающим
посещение общеобразовательного учебного заведения.
Основываясь на концепции Л.С. Выготского [8], отечественная научная мысль считает, что
возрастную периодизацию необходимо базировать на сути самого онтогенеза,
указывая на то, что под развитием ребенка следует понимать присвоение в
процессе выстроенного взрослыми общения и деятельности исторического и
социального опыта.
Согласно точке зрения Д.Б. Эльконина [40], к основным характеристикам возрастной
периодизации следует относить:
— социальную ситуацию развития, выражающуюся во взаимосвязи внешних и
внутренних условий развития психики, определяющих отношение детей к самим себе,
а также к окружающим их людям, предметам, вещам;
— ведущий вид деятельности, т.е. такую деятельность, реализация которой
определяется трансформацией психических процессов и психических способностей
детей;
— отвечающие возрасту новообразования, под которыми принято понимать
позитивные свойства, которые наделяют ребенка возможностью перейти на следующую
ступень его развития, например, новый тип его деятельности, а также строение
личности, которое развивается в ходе этого возрастного этапа и порождает
изменение сознания ребенка [40].
Согласно подходам, предложенным такими учеными как Л.С. Выготский [8], А.Н. Леонтьев [20], Д.Б. Эльконин [40], переход от одного возрастного этапа к другому
сопровождается кризисом.
Подростковый возраст в большей мере является примером выделения возрастного
периода с позиции онтогенеза, это обусловлено взаимосвязью его начала со
стартом пубертата (т.е. полового созревания). Именно поэтому границами
подросткового возраста являются 10-12 и 15-17 лет. Наряду с этим, учеными также
принято выделять отдельные стадии, что обусловлено наличием внутри данного
периода множества противоречий, а также его значимостью. Например, с 10-12 до
13 лет человек переживает младшее подростничество, с 13 до 15 лет – среднее, а
с 15 до 17 лет – старшее. Следовательно, возраст младшего подростка соотносится
с докритической стадией развития, средний – с критической, а старший – с
посткритической [38].
Познавательное развитие ребенка подросткового
возраста продолжает собственное динамичное формирование. В частности,
происходит развитие целенаправленности, избирательности, содержательности и
планомерности восприятия. Растет объем, концентрация, распределение и
преднамеренности внимания, избирательность, объем и абстрактность характера
памяти. Мышление характеризуется окончанием своего формирования и становлением
в собственном развитии идентичности с мышлением взрослого человека (Ж. Пиаже [29]). Происходит формирование навыка
абстрактного мышления, логических высказываний, дедуктивной мысли.
Как считает Л.И. Божович [5], в качестве основополагающего момента подросткового возраста выступает
развитие у детей самосознания. Формирование самосознания, в том числе его
ведущей стороны – самооценки, является достаточно продолжительным и трудоемким
процессом, который сопровождается определенными особыми переживаниями [5].
По мнению Д.Б. Эльконина [40], подростковый возраст взаимосвязан новообразованиями, формирующимися
на основе ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность
характеризуется переворотом от ориентации на мир к ориентации на самого себя.
Д.И. Фельдштейн [34] говорил о значении, роли и содержании подросткового возраста, в
качестве этапа развития психических особенностей человека, на основании
исследований логики психического развития, в т.ч. взаимосвязи между психикой и
окружающей ее средой. Развитие социальных установок индивида обусловливается
тем, как протекает на данном этапе социальная ориентация.
У подростка развивается чувство взрослости, качественно трансформирующееся
в течение всего данного возрастного этапа.
Его отличия заключаются в антагонистических устремлениях:
— направленность на эмансипацию и стопроцентное подчинение референтной
группе, проявляемая во всех жизненных сферах;
— место стремления к обособленности и индивидуализации, а также тяга к
соблюдению веления принятой обществом моды, которые реализуются одновременно [34].
Можно говорить о существовании противоречий, как во внутренней позиции, так
и в отношении окружающих людей к подростку (необходимость в подчинении, как от
маленького, чередуется с необходимостью проявления самостоятельности
взрослого). В связи с тем, что данная стадия развития играет важную роль для
индивидуализации, временами она именуется «вторым рождением личности»,
поскольку формирование личности основывается на активном росте самосознания,
свойственном подростку.
В качестве ведущей потребности данного периода выступает самоутверждение.
Происходит кардинальное изменение социальной ситуации развития. Школа, в
качестве места получения знаний, утрачивает собственную значимость для ребенка
подросткового возраста, но за ней сохраняется значение с точки зрения
возможностей, связанных с самоутверждением в ее стенах. Характер чувства
взрослости является неглубоким, к концу подросткового периода можно фиксировать
стремление к объективной самооценки. Для ребенка подросткового возраста быть
взрослым и казаться им является одним и тем же. Для получения вида взрослых
подростки используют броский макияж, начинают курить, стремятся к развязному
поведению, а также используют другие атрибуты взрослости внешнего характера [7].
В.С. Мухина, рассматривая
социальную ситуацию развития подростка по сравнению с социальной ситуацией
развития в детстве, отмечает разницу именно во внутренних причинах, поскольку
внешние обстоятельства остаются прежними. Как правило, подросток живет там же,
учится там же, окружение остаётся неизменным. Ситуация изменяется в его сознании,
появляются новые ценностные ориентации. В данном контексте способность к
рефлексия ближайшего семейного окружения, готовность интересоваться подростком
и считаться с его мнением создает благоприятные условия для духовного развития
[25].
Л.А. Першиной было
проведено изучение особенностей развития личностной идентичности в подростковом
возрасте. В ее исследовании приняли участие подростки 14-15 лет. Л.А. Першина,
используя для диагностики методику «Кто я?» пришла к следующим выводам.
Описание своего «Я» подростки реализуют с позиции личностных качеств, черт
характера, стиля поведения, присутствуют социальные, коммуникативные и
деятельностные характеристики. Не выявлены характеристики, отвечающие за
перспективу развития «Я». Вероятно, в подростковом возрасте еще не отмечается
проецирование себя в будущее. Статус идентичности, по мнению Г.С. Трофименко,
характерный для подростков, скорее всего диффузный или предрешенный. Среди
девочек и мальчиков в подростковом возрасте отмечаются различия: для девочек
свойственна концентрация на семейных ролях, а для мальчиков – на
учебно-профессиональных ролях. Принадлежность к государству среди подростков по
полу не имеет отличий, но в отношении принадлежности к религиозным конфессиям
лидируют девочки, а к группам – мальчики [27]. Также в рамках проведенной
диагностики Л.А. Першина изучала мотивационные тенденции
подростков, в результате чего установила следующее.
Подросткам свойственны:
— акизитивная
мотивационная тенденция (включает в себя потребность в материальном благополучии
и реализации материальных потребностей);
— коммуникативная
мотивационная тенденция (заключает в себе в общении, дружбе, принятии группой
сверстников);
— трудовая мотивационная
тенденция (заключает в себе ценность труда, деятельности для достижения поставленных
целей) [27].
Однако нужно заметить,
что нередка и мотивация на отсутствие потребности в активной деятельности, на
отказ от преодоления сложностей. Автор приходит к выводу, что мотивационные
тенденции исследуемых подростков отражают стремление к достижению материальных
благ при приложении минимальных усилий, нередко транслируемое средствами
массовой информации.