Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Изучение поэтики военных рассказов А.П. Платонова в рамках урочной и внеурочной системы в профильных классах общеобразовательной школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. СВОЕОБРАЗИЕ ОБРАЗНОГО СТРОЯ ВОЕННЫХ РАССКАЗОВ
А.П. ПЛАТОНОВА.. 9
1.1.Характеристика понятий «поэтика» и «художественный
образ». 9
1.2. Особенности художественного мира военной прозы А.П.
Платонова: образы, мотивы, сюжеты.. 15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 31
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НАВЫКА АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В РАМКАХ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 32
2.1.Изучение военных рассказов А.П. Платонова в рамках
урочной и внеурочной деятельности. 32
2.2. Опытно-практическая работа по наблюдению над образным
строем военных рассказов в рамках внеурочной системы в профильных классах. 35
2.3. Проверка эффективности педагогической деятельности по
формированию навыка анализа художественного произведения. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 47
Введение:
Творчество Андрея
Платонова, одного из крупнейших писателей первой половины ХХ века, находится
под постоянным пристальным вниманием исследователей с конца 1980-х годов. В их
работах рассматривались вопросы художественного своеобразия, традиций,
взаимодействия творчества писателя с классической и современной литературой.
Список исследований об
Андрее Платонове насчитывает более двух тысяч наименований. Заметную роль в
становлении платоноведения сыграли работы Л. Шубина, посвященные уникальному
художественному миру писателя. Шубин одним из первых отметил повышенную
метафоричность прозы Платонова, что в ней «как и во всяком космосе (космос как
антитеза хаосу), есть своя структура, свой порядок, создаваемый сложной
системой метафор. В ряду этих метафор особое место занимают образы-понятия. Это
как бы “полое понятие”, и эта полость может поэтому вместить в себя все, весь
мир» [Шубин, 181].
Творчество писателя военного
периода исследовано недостаточно. Несмотря на то, что военные рассказы
Платонова в разное время привлекали внимание таких исследователей, как С.
Залыгин, В. Васильев, В. Акимов, С. Семенова и др., они оказались в
современном платоноведении на периферии изучения. Этот факт побудил
исследователя И.А. Спиридонову посвятить изучению военной прозы Андрея
Платонова свою докторскую диссертацию. По словам автора, предметом научного
осмысления избран художественный мир военных рассказов А. Платонова «в его
внутренней динамике и взаимосвязи компонентов художественной структуры, во
взаимодействии с предшествующим творчеством писателя и литературным контекстом
времени» [Спиридонова, 3]. Отдельное внимание в своей работе автор уделяет
изучению особенностей поэтики и семантики военных рассказов писателя. Следует
отметить, что в данном формате изучение военной прозы Андрея Платонова
осуществлено впервые. Интересны наблюдения Спиридоновой над параллелями в
творчестве Андрея Платонова и Александра Блока. В частности, рассказ
«Одухотворенные люди» Платонова исследователь сравнивает со стихотворением
«Девушка пела в церковном хоре». В обоих произведениях важное место занимают
мотивы кораблей, моряков, сошедших на берег, любви, надежды и разлуки.
На основе диссертации в
2014 году Спиридонова издает монографию «Под небесами Родины» с подзаголовком:
«художественный мир военной прозы А. Платонова». Монография посвящена
актуальным проблемам изучения художественного наследия А. Платонова 1941–1945
годов: истории текста, коллизии текст/подтекст, памяти образа в литературе
Великой Отечественной войны. Книга адресована литературоведам,
учителям-словесникам, студентам-филологам, а также широкому кругу читателей.
Прозу «огненных лет»
выделяют как особое художественное явление и другие исследователи. «Военные
рассказы Платонова, – пишет С. Семенова, – особая страница в его творчестве;
рождена она самой жизнью, непосредственно коснувшейся каждого, жизнью, вставшей
под знак смертельной беды и предельного испытания» [Семенова, 139].
Отдельную главу
исследованию военных рассказов Андрея Платонова посвящает в своей книге «“Резцом
эпох и молотом времен…”. Судьба и творчество Андрея Платонова» И.И. Матвеева.
Исследовательница отмечает, что в произведениях, созданных Платоновым в годы
военных испытаний, «поражает сжатость, лаконичность и предельная честность. У
Платонова мы не найдем ложного пафоса, ура-патриотического настроения. Тут нет
места чувствам, кроме любви к Родине и любви к солдату. Войну он понимал, как
тяжкий, но необходимый труд» [Матвеева, 169].
Как феномен и важнейшую
составляющую художественного мира Платонова И.И. Матвеева выделяет понятие
Дома. Исследовательница пишет: «Дом у
Платонова — многомерное явление, имеющее сложную структуру, когда каждый
последующий уровень осмысления образа множит и углубляет его потенциальные
значения, актуализирует их» [Матвеева, 27].
Посвящает И.И. Матвеева
статью и описанию природного мира у Платонова. Исследовательница подчеркивает
своеобразие представления природы в художественном творчестве писателя.
«Платонов осмысливал его с философской точки зрения, касаясь вопросов
взаимоотношения человека и Вселенной, размышляя о «веществе существования» и
первостихиях, подавая данные мысли как предмет раздумий либо интенций героев.
При этом Платонов оставался прежде всего художником, мастером необычных
антропоморфных образов и пейзажей, воспринимающихся как устойчивый элемент
стиля» [Матвеева, 27].
И все же наследие
писателя военных лет остается одной из наименее о изученных страниц его
творчества. Н.В. Корниенко, предваряя публикации материалов Международной
научной конференции «За «Рекой Потудань», посвященной 50-летию со дня кончины
А.П. Платонова и проблемам изучения заключительного периода его творчества (в
сложившейся литературоведческой практике определяемого 2-й половиной 1930–1951
гг.), констатирует, что «источниковедение этого периода жизни и творчества
писателя весьма приблизительно и об огромных материках творчества Платонова
второй половины 1930-х и 1940-х мы пишем, пока лишь касаясь их, но не
погружаясь в фундаментальные вопросы: источники текста, датировка, литературные
адресаты и литературные контексты и т. д.» [Корниенко].
Долгое время оставались
неизданными интереснейшие документы: семейные письма периода Великой
Отечественной войны. Издание увидело свет только в прошлом году, потому пока
они изучены недостаточно, если не считать работ Н.В. Корниенко, Е. Антоновой и статьи
И.И. Матвеевой.
«Переписка периода
Великой Отечественной войны приоткрывает завесу с потаенной духовной жизни
Платонова в самый драматический период российской истории. Писатель, переживший
тяжелые времена критики 1930-х годов, арест своего единственного
несовершеннолетнего сына, встретил войну без злорадства. Из воспоминаний Л. Гумилевского
мы узнаем, что даже в панике спешной московской эвакуации 1941 года он сохранял
спокойствие:
Вскоре началась эвакуация
Москвы. В Доме литераторов на улице Воровского я встретил Платонова в очереди
за папиросами и спросил его:
— Андрей Платонович, ну
а что вы думаете?
— Победим! — уверенно и
твердо отвечал он.
— Но как?
— Как… Пузом! — ответил
он» [Матвеева].
Как отмечает Спиридонова,
ситуация, сложившаяся в литературоведении с военными рассказами Андрея
Платонова, отражает общие проблемы изучения литературы периода Великой
Отечественной войны. Андрей Платонов был очевидцем и участником важнейших
событий первой половины ХХ века, отражая их в своем творчестве. Особое место в
нем составила проза о войне. Творческая установка писателя этого периода –
донести до читателя сокровенную сущность «прекрасного и яростного мира». Его
интересует не внешний, социальный срез истории, а ее глубинное «вещество
существования» (базовое понятие художественной философии Платонова).
В рабочей тетради А.
Платонова 1942 года читаем: «Надо идти именно туда, в сверхконкретность, в
«низкую» действительность, откуда все стремятся уйти» [Платонов, 2000, 235].
В нашей работе мы
попытаемся проанализировать поэтику военных рассказов Платонова, описать
способы, которыми возможно донести сложные для понимания школьников вещи на
уроках и во внеурочной деятельности в гумманитарных классах общеобразовательной
школы.
Актуальность
исследования. Тема Великой Отечественной войны всегда
принадлежала к числу наиболее актуальных тем в истории нашей страны.
Бесчисленное количество исторических, политических и культурных исследований о
трагических событиях той поры написаны и пишутся по сегодняшний день. Изучение
в школе произведений о войне является одной из главных задач современного
образовательного процесса, потому что именно в школьном возрасте закладываются
основы патриотизма и гуманизма, складывается личность человека.
Цель
работы – изучить поэтику военных рассказов А.П. Платонова и разработать методические
приемы преподавания данного пласта творчества писателя в школе и во внеурочной
деятельности
Для достижения цели были
поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть
и выделить особенности образного строя военных рассказов А.П. Платонова;
2. Представить
основные типажи героев военных рассказов;
3. Проанализировать
мотивы платоновской военной прозы;
4. В
военных рассказах Платонова раскрыть значение образов-символов;
5. На
основе Примерной образовательной программы по литературе предложить
календарно-тематическое планирование по военным рассказам Андрея Платонова.
Объект
исследования: военные рассказы А.П. Платонова периода 1941 – 1946 гг.
Предмет
исследования: поэтика военных рассказов А.П. Платонова в рамках урочной и
внеурочной системы в профильных классах общеобразовательной школы.
Теоретико-методологической
основой исследования стали труды по общей поэтике, истории и
теории литературы С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, И.Р.
Гальперина, Б.М. Гаспарова, Ю.М. Лотмана, Ю.Н. Тынянова; по проблемам
истории и социальной психологии Великой Отечественной войны – исследования Е.С.
Сенявской, Л. Плоткина. Изучение военных рассказов А. Платонова велось с опорой
на работы отечественных и зарубежных исследователей его творчества – Л.А. Шубина,
С.Г. Бочарова, B.В. Васильева, В.Ю. Вьюгина, М.А. Дмитровской, Н.В. Корниенко,
Н.М. Малыгиной, И.И. Матвеевой, Т.А. Никоновой, С.Г. Семеновой, И.А. Спиридоновой,
К.А. Баршта, и других авторов.
Практическая
значимость работы обусловлена тем, что ее материалы можно
использовать в педагогической работе учителя литературы над разработкой уроков
или занятий внеурочной деятельности.
Заключение:
Писать о такой теме, как война, и просто и в то же время очень трудно. О
ней написано очень много и написано самыми серьезными и глубокими
исследователями во все времена. Но, как нам показалось на протяжении всего
исследования, каждому человеку есть, что сказать на эту тему.
Для более
полного раскрытия одной темы в творчестве Андрея Платонова мы рассмотрели
особенности всего его творчества. В центре прозы писателя – сокровенный
человек, способный страдать и любить. Судьба его социально детерминирована
и в то же время индивидуальна, неповторима, хотя и отражает в определенной
мере, конечно, судьбу родного народа. Особенность творчества Платонова в том,
что он, как никто другой, показывает человека на войне с точки зрения
непосредственного участника событий. В насыщенном событийном ряду первой
половины XX века писатель выделил Великую Отечественную войну, которую
определил эпохой в эпохе. Андрей Платонов чувствовал и сознавал особое
содержание Великой Отечественной войны, которая для него была не еще одной
войной в долгом списке внутренних и внешних кровавых тяжб России, но иной
войной, ставшей делом жизни – спасти Родину и защитить мир от фашизма. Вместе с
тем наследие писателя военных лет остается и одной из наименее о изученных
страниц его творчества.
В процессе написания работы, нам стало понятно, что для исследования
творчества Андрея Платонова особое значение имеет анализ отдельного текста, так
как любое произведение осознается поэтом как уникальное в своем роде создание,
никогда и никем неповторимое.
В 8 классе на уроках литературы изучается рассказ А. Платонова
«Возвращение», который рассматривает один из аспектов влияния войны на
человека. Война опустошает человека,
меняет его, отдаляет от того, что было ему дорого до войны. Платонов показывает
возвращение человека с войны как возвращение человека к самому себе, к семье,
родному дому (очагу).
В связи с
тем, что военные рассказы А. Платонова представляют собой своеобразные
размышления о жизни, истории и национальном самосохранении, образуя сложное
эпическое полотно, мы решили рассмотреть на уроках и внеурочных занятиях другие
его произведения (разработана серия уроков «Духовность как основа личности» (по
рассказу А. Платонова «Неодушевленный враг»), «Древо жизни как основа
представлений человека о мире» (по рассказу А. Платонова «Божье дерево»), «Что
же все-таки нужно знать солдату?» (по рассказу А. Платонова «Иван Великий»),
«Святость материнской любви» (по рассказу А. Платонова «Взыскание погибших»
(«Мать»).
Данный цикл уроков помогает более глубоко проанализировать творчество
Андрея Платонова, который стремился показать человека на войне как главное лицо
истории, человека с определенными семейными идеалами, великой совестью,
состраданием, милосердием, самопожертвованием. Ему важно сберечь Родину,
близких людей, свое человеческое достоинство и преумножить добро в жизни.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. СВОЕОБРАЗИЕ ОБРАЗНОГО СТРОЯ ВОЕННЫХ РАССКАЗОВ А.П. ПЛАТОНОВА
1.1.Характеристика понятий «поэтика» и «художественный
образ» Для
того, чтобы начать анализировать творчество писателя, необходимо коснуться
таких терминов, как «поэтика», художественный текст и «художественный образ». Термин
«поэтика имеет греческие корни и происходит от слова poetike, что означает
«поэтическое искусство». Как пишет В.М. Жирмунский, «поэтикой мы называем науку
о литературе как об искусстве, науку о поэтическом искусстве, науку о поэзии,
иначе говоря, теорию поэзии. Общие философские, эстетические предпосылки
поэтического искусства рассматривает теория литературы. Поэтика же, опираясь на
основные выводы теории литературы, изучает систему средств выражения, которыми
пользуется поэзия» [Жирмунский, 227].
Поэтика охватывает довольно широкий круг
проблем – от вопросов художественной речи и стиля до вопросов о специфических
законах строения и развития литературного рода, и жанра, а также общего
развития литературы как целостной системы.
М.Л.
Гаспаров считает целью поэтики «выделение и систематизацию элементов текста,
участвующих в формировании эстетического впечатления от произведения»
[Гаспаров, 295-296].
Определяя
предмет, задачи и цели поэтики, русский философ, исследователь языка М.М.
Бахтин писал: «Что такое литературное произведение? Какова его структура?
Каковы элементы этой структуры и каковы их художественные функции? Что такое
жанр, стиль, сюжет, тема, мотив, герой, метр, ритм, мелодика и т. д.? Все эти
вопросы и, в частности, вопрос об отражении идеологического кругозора в
содержании произведения и о функциях этого отражения в целом его художественной
структуры – все это обширная исследовательская область поэтики» [Бахтин,
46].