Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Хореография

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Изучение народной хореографии с дошкольниками как фактор сохранения и развития духовного наследия россии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ ХОРЕОГРАФИИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ 10

1.1. Сохранение и развитие духовного наследия России как психолого-педагогическая проблема 10

1.2. Особенности изучения народной хореографии с дошкольниками 19

Выводы по первой главе 19

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНОЙ ХОРЕОГРАФИИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ 36

2.1. Исследование исходного уровня освоения народной хореографии дошкольниками 36

2.2. Содержание, формы и методы изучения народной хореографии дошкольниками как фактор сохранения и развития духовного наследия России 46

2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 55

Выводы по второй главе 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76

ПРИЛОЖЕНИЯ 81

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Значимость духовного наследия как основы жизнеспособности нашего народа и государства особенно возрастает в новую эпоху, когда формируется концепция многополярного мира. Для того чтобы претендовать на достойное место в этом мире, народу необходимо иметь свое лицо, определяемое национальной культурой. В этом контексте духовное и культурное наследие — зримый образ России в мире, определяющий ее привлекательность, уважение и доверие к ней. При этом национальное и общечеловеческое в культуре не противопоставляется; общечеловеческое значение имеют вершины национального творчества.

Роль национальной культуры на современном этапе определяется не только стремлением сохранить идентичность, исторически и духовно обосновать ее, но и найти в своей истории, в культурном наследии России надежные и выверенные ориентиры развития. В этом смысле культурное наследие — источник базовых ценностей, дающих устойчивость основным институтам, которые наш народ создал в ходе своего исторического развития — государству, гражданскому обществу, армии, школе, профессиональным, предпринимательским и иным сообществам.

Вместе с тем культура современной России характеризуется взаимодействием ряда негативных факторов, наиболее значимыми из которых являются: коммерциализация, кризис материальной базы культуры, экспансия западной культуры. Необходимость преодоления негативных тенденций, «смутного времени» в духовной сфере все более осознается нашим обществом не только на уровне интеллектуальной элиты, но и на уровне бытового сознания.

Обращаясь к важности в современных условиях такой особенности России, как полиэтничность, учитывая сложность процессов, обусловленных взаимодействием народов, населяющих нашу страну, необходимо подчеркнуть особую роль культуры как «цементной стяжки» многонационального государства.

Таким образом, в новых условиях XXI в., в условиях формировании многополярного мира и острой конкурентной борьбы за место в этом мире, Россия, преодолевая экономические и политические трудности, внешние и внутренние вызовы, доказывает жизнеспособность нашего народа и государства. В этом контексте обращение к культурному наследию является огромным ресурсом возрождения и развития страны.

Как было отмечено выше сохранение и развитие духовного наследия должно охватывать все основные институты и начинать этот процесс необходимо с самого детства путем ознакомления дошкольников с национальной многообразной культурой нашего государства, формируя у них чувства любви к родине, традициям, чувства гордости за страну и родной край, чувство патриотизма.

Музыкальная и танцевальная деятельность дошкольников является мощным средством приобщения к искусству, причем, чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс гармоничного развития и, следовательно, успешнее достигается цель дополнительного образования – формирование освоения народной хореографии дошкольников как неотъемлемой части их духовной культуры.

Проблема формирования у старших дошкольников освоения народной хореографии, как важного качества гармонично развитого человека, является одной из главных задач для современной педагогики.

Принципиальная перестройка жизни общества в современных экономических, социальных и политических аспектах коренным образом обуславливает возрастание роли хореографического образования дошкольников как фактора формирования их личной художественной культуры.

Многое в методике хореографического воспитания дошкольников уже разработано, описано и внедрено. Однако всё это сделано для конкретной исторической эпохи и потеряло свою актуальность в связи с изменившейся социальной обстановкой, поменявшимися воспитательными приоритетами и увеличившейся возможностью использовать искусство в целом и музыкальное искусство в частности для становления в человеке личностных начал.

Сегодня появилась необходимость изменить известные в музыкальной педагогике методические принципы и подходы к вопросам хореографического развития дошкольников, выявить их актуальные аспекты для использования в ДОУ.

Степень научной обоснованности: Определением значимости хореографического воспитания в развитии детей, формированием их освоения народной хореографии, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях О.А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский, М.Г. Рыцарева, Б.М. Теплов, Т.В. Челышева и другие. Исследования в области традиционной танцевальной культуры в современной науке становятся тем более актуальными, данная проблема рассматривается в работах ведущих исследователей в области преподавания танца Г.П. Гусева, В.М. Красовской, А.А. Климова, А.В. Лопухова, Т.С. Ткаченко, В.И. Уральской, Т.А. Устиновой, А.В. Ширяева и др. Эта проблема разработана достаточно полно в трудах вышеуказанных авторов, но в то же время в их трудах сущность цели и задач обучения народно-сценическому танцу, как фактора сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры часто интерпретируется столь многозначно и противоречиво, что выбор средств обучения народно-сценического танца часто является задачей крайне сложной, а признание какой-либо методики единственно правильной – достаточно проблемной.

О фольклорном танце, в частности, очень хорошо сказала народная артистка СССР, главный балетмейстер хора им. Пятницкого Т.А. Устинова: «Фольклорный танец в наши дни является тем алмазом, который надо искать, а, найдя – отшлифовать его грани, подчеркнуть его блеск и все великолепие, дать ему второе рождение, а затем уже подарить его народу» []. Большую роль в работе самодеятельных коллективов играет знание фольклорного творчества народа, изучение и понимание того, что им создано в прошлом. Практика показывает, что народный танец любой страны глубоко национален. Композиция танца, манера исполнения, темпы и ритмы, движения, жесты, музыка, мимика, костюм – все эти элементы ярко отражают национальные особенности.

Башкирский народный танец, который дошел до нас, волнует и сегодня своей красотой, заставляет гордиться дарованием его безымянных творцов, создавших великое, пронизанное оптимизмом искусство. Красочный и жизнерадостный, тесно связанный с народным творчеством в целом, свободный от жестких норм и канонов, он являет собой замечательное достижение культуры, предмет пристального изучения современных исследователей.

В работах посвященных исследованию духовной, нравственной, эмоциональной, интеллектуальной, эстетической сфер личности (Л.М. Кашапова, В.А. Балашов, Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Н.Л.Лейзеров, Б.С. Волков и др.), мы видим, что особую актуальность представляет формирование основ эстетической культуры на этапе дошкольного возраста, так как этот период в силу гибкости и пластичности психических процессов наиболее благоприятен для развития чувственной сферы, для установления воздействия между чувственным познанием и рациональным.

Несмотря на это, отсутствуют исследования, которые раскрывали бы воспитательный потенциал народного танца, с одной стороны, как части традиционной культуры нашего общества, с другой стороны, как неотъемлемой части современной системы дополнительного образования.

Вопросами музыкально-эстетического воспитания занимаются многие учреждения, значительное внимание этим вопросам стала уделять и общественность. Но столь многогранная деятельность подчас не имеет единой направленности, целостности, не все, что делается, делается на должном художественно-педагогическом уровне.

Для верного построения системы хореографического воспитания важно правильно понимать его цели, сущность. А опыт показывает, что единства в понимании целей и задач хореографического воспитания нет. Нередко его сводят то к узко техническому обучению навыкам, то к приобретению дошкольниками знаний о музыке без достаточного приобщения к самой хореографии.

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы изучения народной хореографии с дошкольниками как фактор сохранения и развития духовного наследия России.

Объект исследования: процесс изучения народной хореографии старшими дошкольниками.

Предмет исследования: содержание, формы и методы изучения народной хореографии старшими дошкольниками как фактор сохранения и развития духовного наследия России.

Нами выдвигается следующая гипотеза: процесс изучения народной хореографии с дошкольниками как фактор сохранения и развития духовного наследия России будет успешным, если работа будет организована по плану с учетом возрастных особенностей детей.

Для достижения заявленной цели в работе решаются задачи:

1. Рассмотреть вопросы сохранения и развития духовного наследия России как психолого-педагогическую проблему.

2. Выявить особенности изучения народной хореографии с дошкольниками.

3. Разработать и апробировать содержание, формы и методы изучения народной хореографии дошкольниками как фактор сохранения и развития духовного наследия России.

4. Проанализировать результаты педагогического эксперимента и сделать выводы.

Методологическая основа исследования:

Анализ источников свидетельствует о том, что проблема освоения народной хореографии детьми как фактор сохранения и развития духовного наследия России была центром внимания многих ученых и также остается актуальной в настоящее время. Так, обобщение представленных в научной литературе подходов к толкованию понятия «народная хореография» позволило рассмотреть данный феномен с двух сторон:

— с точки зрения искусствоведов и психологов (Б.В. Асафьев, Г.Г. Коломиец, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов и др.) – это сложная система, элементами которой являются не только виды музыкальной деятельности с их инфраструктурой и музыкальными ценностями, но и типы музыки, принадлежащие к разным эпохам и мировым культурам;

— с точки зрения педагогов (О.А. Апраксина, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский и др.), оно трактуется как целенаправленно формируемая обществом потребность и способность личности воспринимать, осваивать и создавать мир ценностей средствами хореографического искусства.

Проблеме освоения народной хореографии как фактор сохранения и развития духовного наследия России старших дошкольников посвящены педагогические исследования Д.Б. Кабалевского, М.И. Найдорфа, Ю. Б. Алиева, Б.М. Теплова, Л.В. Школяр и др. В трактовке освоения народной хореографии как сложного многосоставного целого они восходят к трудам отечественных ученых, исследовавших этот феномен в музыковедческом (Б.В. Асафьев, Ю.Н. Холопов), социологическом (А.Н. Сохор, Р.И. Грубер), историко-культурном (Э.А. Орлова, Т.В. Чередниченко), философско-эстетическом (А.Ф. Лосев, М.С. Каган, М.С. Уваров) аспектах. Особого внимания заслуживают работы, в которых в качестве педагогического ресурса решения проблемы предложено использовать интегрированное преподавание предметов эстетического цикла. Эта перспективная педагогическая идея, опирающаяся на общероссийские традиции хореографического образования и воспитания, нашла свое воплощение в ряде методических разработок, ориентированных на те или иные проблемно-тематические блоки при преподавании музыки хореографии (Е.И. Левит, М.В. Лазарева, И.Н. Куланина).

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, справочной, энциклопедической, научно-методической и специальной литературы по проблеме дипломного исследования; опрос; наблюдение; социально-культурное проектирование.

Теоретическая значимость работы определяется обобщением имеющихся исследований и материалов о роли народной хореографии в сохранении и развитии духовного наследия России

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа освоения народной хореографии как фактор сохранения и развития духовного наследия России старших дошкольников в хореографическом коллективе «Сафиданс» МБДОУ детский сад №272 может быть использована на практике не только в данном коллективе, но и в других самодеятельных коллективах.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №272 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Неуважение к культурному наследию, ускоренные процессы урбанизации и неудачи в архитектурном исполнении, трансформации и интерполяции являются наиболее распространенными причинами упадка нашего архитектурного наследия как части национальной идентичности. Во время учебного процесса есть ценная возможность предоставить детям подходы к изучению наследия и культуры и позитивному взгляду на их ценность. Это почти всегда может быть стимулом для визуальной коммуникации и самовыражения.

Среди нескольких подходов к обучению детей в этой статье была рассмотрена визуальная коммуникация, подчеркивающая важность посредничества, в частности, визуальных и визуальных сообщений от художественных произведений с учетом результатов обучения культурному наследию.

Развитие навыков детей в области визуальной коммуникации с произведениями искусства привело бы к косвенному диалогу с культурным наследием, который был бы плодотворно реализован ими во время изучения элементов своей культуры.

Преимущества общения с их наследием через отражение в произведениях графического дизайна проявились бы в поощрении образного мышления и творчества посредством свободного визуального вмешательства детей в изображение архитектурного произведения из окружающей среды.

Таким образом, был сделан вывод, что художественная коммуникация с наследием с помощью визуальных подходов и графического дизайна вдохновит художественное творчество и воображение детей и предоставит им единообразную и стилизованную визуальную коммуникацию, которой сегодняшние дети подвергаются как будущие и ведущие пользователи средств массовой информации и новых медиа. И их художественные взгляды, наблюдая или создавая статьи о визуальной коммуникации, инициировали бы обоснованный методический путь, который позволил бы приблизить наследие к дошкольникам, защищенным и безопасным, по крайней мере, во время таких художественных образовательных мероприятий. Однако для лучшего понимания влияния этих образовательных подходов необходимы типичные практические исследования в сочетании со статистическими оценками.

Учебная музыкальная и танцевальная деятельность должна быть максимально приближенной к условиям ее реализации вне образовательного процесса. Это облегчит и ускорит адаптацию обучающихся в музыкальном социуме, а педагога будет стимулировать к использованию элементов музыкально-социальной среды в образовании.

Наиболее перспективным в рассматриваемом аспекте является применение организационных форм обучения, имеющих аналоги социализации музыки в обществе (например, учебный концерт и рамочный концерт).

Со своей стороны, и явления, реализуемые в музыкально-культурной жизни социума, могут быть использованы педагогом в профессиональных целях. В первую очередь дошкольники могут посещать общественные музыкальные мероприятия, целенаправленно подготавливаясь к ним педагогом, а далее совместно обсуждать их содержание на занятиях и использовать приобретенные знания и опыт

Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

На успешность формирования и развития освоения народной хореографии старших дошкольников влияют используемые основные: познавательные, игровые, креативные, инновационные с использованием информационных технологий и ряд других. Каждая из перечисленных технологий имеет свои преимущества.

Музыкальные занятия в культурно-досуговом учреждении необходимо выстраивать таким образом, чтобы увлечь и заинтересовать детей, научить их целенаправленно и активно усваивать материал. С этой целью можно несколько раз проигрывать дошкольникам изучаемые произведения. Наряду с этим не стоит забывать, что для начального этапа обучения необходима и дополнительная работа над нотным текстом: пение под шаг, простукивание ритма, пропевание мелодии, заучивание наизусть пения с ритмическим рисунком и т.д.

Кроме того, обязательно включается в работу сочетание показа на инструменте со словестным объяснением, которое выступает в качестве эффективного и действенного средства обучение игре на музыкальном инструменте.

Результаты анализа МБДОУ детский сад №272 по формированию освоения народной хореографии. Воспитание освоения народной хореографии старших дошкольников осуществляется на базе нескольких вокальных и танцевальных кружков. В рамках исследования было принято решение провести оценку особенностей и эффективности освоения народной хореографии как фактор сохранения и развития духовного наследия России старших дошкольников на пример хореографического коллектива «Маленькие звезды».

Вокальный коллектив «Маленькие звезды» посещают старшие дошкольники в возрасте 5-6 лет. Общий состав коллектива – 24 человека.

Хореографический ансамбль как творческий коллектив, интересен для дошкольников тем, что, участвуя в нём, они могут получить исполнительский опыт и развить собственные вокальные ансамблевые навыки. Хореографический ансамбль МБДОУ детский сад №272 является активной творческой единицей. Участие дошкольников в подобных коллективах доступно каждому старшему дошкольнику, желающему научиться танцевать и выразить себя даже при самых скромных хореографических данных.

Работа с коллективом «Сафиданс» в МБДОУ детский сад №272 состоит из решения следующих педагогических задач:

1) умение работать со всеми участниками коллектива, а также индивидуальный подход к каждому участнику ансамбля, развитие его индивидуального певческого уровня;

2) формирование единой певческой манеры ансамбля;

3) профессионально-творческое развитие и совершенствование певческого коллектива как единого целого.

По результатам анализ был разработан проект программы освоения народной хореографии как фактор сохранения и развития духовного наследия России старших дошкольников.

Актуальность программы. Развитие освоения народной хореографии подрастающего поколения – проблема, которая требует сегодня от МБДОУ детский сад №272 поиска оптимальных и эффективных путей решения.

В настоящее время наблюдается парадоксальное снижение общего культурного уровня детей. Парадоксальность заключается, в том числе, в несоответствии больших возможностей для накопления впечатлений и получения информации, которые представляет сеть Интернет и, тем не менее, доминировании в молодежной среде достаточно примитивных вкусов в вопросах культуры и искусства.

Цель программы: создание условий для развития ребенка на основе разнообразных видов музыкальной и хореографической деятельности.

Обучающие задачи:

— сформировать начальные представления о народном танце;

— сформировать у детей основные умения в области освоения народной хореографии;

— способствовать формированию хореографических навыков;

Развивающие задачи:

— развить сенсорные способности восприятия звука и ритма, способности воспринимать музыку;

— развить эстетические чувства, обогащая их музыкальными впечатлениями;

— укрепление эмоционально-волевой сферы как основы психического здоровья;

— укрепление соматического здоровья.

Воспитательные задачи:

— привить интерес к музыке и танцу;

— воспитать творческую активность и инициативу;

— поддерживать стремление проявить себя в разнообразной музыкально-художественной деятельности;

— воспитать эстетическое отношение к музыке и танцу.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ. Программа предназначена для обучения детей в возрасте от 5 до 8 лет.

ВРЕМЕННЫЕ ГРАНИЦЫ ПРОГРАММЫ: 2023/2024 – 2025/2026 учебные года. Срок реализации программы — 3 года.

Программой предусмотрена групповая форма обучения.

Режим занятий: 2 раза в неделю.

первый год – 64 часа (2 часа в неделю).

второй год – 64 часа (2 часа в неделю).

третий год – 64 часа (2 часа в неделю).

Продолжительность занятия — 30 минут.

Материально-техническое обеспечение реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо:

— методические пособия

— технические средства

— помещение (хореографический класс) и оборудование МБДОУ детский сад №272.

Технические средства обучения: 1. фонд аудиокассет 2. фонд видеокассет 3. пластинки 4. сборники нот, песен 5. музыкальный дидактический материал по темам 6. музыкальные инструменты 7. магнитофон 8. фортепиано 9. гитара 10. синтезатор 11. микрофон 12. музыкальный центр

Условия организации учебной деятельности.

Зачисление детей производится при наличии заявления, медицинского заключения об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья. На первых занятиях оцениваются уровень развития умений и навыков, с учётом особенностей развития, детей педагогом моделируется сложность информации и объём образовательной программы.

Дошкольники и их родители (законные представители) по желанию могут быть ознакомлены с Уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, дополнительной образовательной программой и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Численный состав объединения определяется в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, для реализации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания количественный состав не должен превышать 25 человек.

Занятия проводятся всем составом объединения.

Диагностика уровня подготовки, качества усвоения программы дошкольниками проводится педагогом.

К диагностике педагог может привлекать компетентных коллег, родителей, детей старших групп объединения.

Диагностика может проводиться в различных формах: зачет, викторина, тест, контрольная, практическая работа и другие по усмотрению руководителя объединения.

Дошкольники переводятся на следующий год обучения по итогам диагностики результатов освоения образовательной программы за учебный год.

Формы и порядок проведения диагностики определяются образовательной программой и Положением о системе оценок, форм, порядке и периодичности диагностики результатов освоения образовательной программы.

Ребенок, не освоивший программный материал, может продолжить обучение в группе того же года обучения, но только по личному согласованию или согласованию с родителями.

Отчисление детей из коллектива происходит:

— по собственному желанию обучающихся или их родителей, высказанному в устной или письменной форме;

— при отсутствии ребенка на занятиях более двух месяцев без уважительной причины.

Если после вышеуказанного срока, ребенок пожелает продолжить обучение, то зачисление в объединение происходит по согласованию с педагогом и при наличии мест в группе. ( написано повторно)

Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям детей.

Формы проведения занятий: теоретические, практические, групповые, индивидуальные, межгрупповые, посещение культурных центров; творческие встречи с музыкантами, артистами.

Методы формирования сознания ребенка: — показ; — объяснение; — инструктаж; — разъяснение.

Методы формирования деятельности и поведения детей: — самостоятельная работа; — иллюстрация.

Методы стимулирования познания и деятельности: — поощрение; — самоконтроль; — контроль; — оценка; — самооценка; — одобрение словом.

Коррекционные методы: — проговаривание отдельных хореографических фраз; — отработка над акцентами.

Обучение строится на следующих принципах:

— доступность в изучении и освоении;

— последовательность процесса обучения;

— систематичность процесса обучения;

— индивидуальность обучения при необходимости;

— наглядность обучения (рассказ, показ, демонстрация).

Используемые методики:

Мотивационно-ценностный аспект общей методики включает ряд блоков.

1. Установочно-ценностный: активное привлечение педагогами музыкально-одаренных детей в учреждения дополнительного образования; создание атмосферы доброжелательности, личностной заинтересованности в коллективе; убеждение детей в их возможностях достижения хорошего уровня хореографического исполнения; создание системы преемственности, взаимопомощи поколений участников, индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

2. Аспект эмоционально-хореографического действия: достичь позитивной эмоциональной сферы во время разучивания и исполнения произведений; утверждение метода переживания успеха, как на репетициях, так и в выступлениях на концертах, конкурсах, фестивалях; рациональное сочетание моральных и материальных стимулов для занятий танцами.

3. Репертуарная заинтересованность участников: техническая доступность произведений для исполнения именно старшими дошкольниками; включение в репертуар произведений разнообразных музыкальных жанров, видов и направлений; высокая художественная ценность исполняемых произведений; возрастающее участие воспитанников в составлении репертуара; овладение дошкольниками методом сравнения в сфере хореографического искусства; нацеленность детей на самостоятельное разучивание любимых танцев в домашней обстановке; выработка способности к самостоятельной оценке художественной ценности произведения; формирование индивидуального устойчивого хореографического вкуса и толерантного отношения к различным музыкальным направлениям. Когнитивный аспект формирования музыкально-эстетической компетентности старших дошкольников имеет существенные различия в деятельности самодеятельных кружков детских музыкальных школ. Это обусловлено наличием системы изучения теоретических дисциплин в МБДОУ детский сад №272.

Ожидаемые результаты внедрения программы.

В результате реализации предложенной программы у выпускника будут сформированы:

Предметные

— овладение элементарной музыкальной грамотой;

— приобретение навыков хореографии;

— исполнение народных танцев;

— умения танцевать в ансамбле, выполняя требования художественного исполнения;

— представление о музыкальных стилях и жанрах.

Метапредметные

— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) с педагогом и сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

— умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

— способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных произведений и танцев;

— умения осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

— навыки смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

— начальные формы познавательной и личностной рефлексии; позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Личностные

— музыкально-эстетические вкус, проявляющие себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

— этические чувства доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— уважительное отношение к культуре народа.

Способы определения результативности:

— анализ творческих достижений и самостоятельной практической деятельности детей;

— опрос с целью определения уровня освоения теоретического материала.

— беседы с родителями.

Форма подведения итогов реализации программы: концерт.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ ХОРЕОГРАФИИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ

1.1. Сохранение и развитие духовного наследия России как психолого-педагогическая проблема

Являясь наиболее важным каналом передачи этнических культур, образование оказывает сильное влияние на это наследие. Однако сегодня темпы глобализации быстро растут. Будь то в отечественном или зарубежном образовании, будь то начальное или высшее образование, все более серьезные проблемы в образовании приводят к глубоким изменениям. Одним из наиболее важных событий в образовании в настоящее время является культивирование разнообразия. Увеличение разнообразия в образовании окажет глубокое влияние на наследование этнических культур. В свете современной эпохи и современных социальных изменений значение наследования этнических культур в процессе глобализации возрастает.

Определение простого слова «культура» довольно сложно. В целом, «культуру» можно рассматривать как совокупность всех факторов, которые придают обществу уникальную сущность. Каждая культура будет уникальной особенностью определенного человеческого сообщества и их образа мышления и организации жизни. Культурное развитие всегда сопровождает события в истории человечества: люди творят и формируются культурой.

Человеческий мир состоит из самых разнообразных этнических групп. Каждая нация создала богатую, уникальную этническую культуру на протяжении всего своего собственного развития, тем самым внося свой вклад в разнообразную глобальную культуру всех наций. Если мир можно сравнить с красочной парчой, то каждая этническая культура — это один из элементов красочной шелковой вышивки, часть общего узора, который все еще сохраняет свои уникальные характеристики. С течением времени культурные различия стали все более уважаемыми, и люди постепенно осознали, что каждая нация имеет право и обязана развивать свою собственную культуру. Это разнообразие культуры обогащает человеческую жизнь и поддерживает человеческое развитие.

С изменениями, вызванными растущей глобализацией, культурные контакты между странами постепенно расширяются. Этот диалог между культурами является позитивным, поскольку он признает ценность существования каждой культуры и основывается на взаимной оценке, взаимном уважении и взаимном продвижении каждой культуры.

В условиях глобализации различные формы культурного диалога способствуют наследованию и внедрению новых межкультурных знаний, укреплению взаимопонимания между различными этническими культурами и развитию дружественных отношений между народами. Однако сейчас люди обеспокоены тем, что богатая и разнообразная культура каждой этнической группы может быть растворена в потоке глобальной информации. Это беспокойство не лишено оснований, поскольку это разбавление начало проявляться в реальной жизни.

В мире, где информация течет свободно, любая культура может быстро измениться, что приведет либо к обогащению, либо к кризису. На самом деле культуры, которые являются динамичными, но хрупкими образованиями, очевидно, столкнутся с проблемами в отношении разнообразия по мере того, как они станут гражданами мира. Напротив, относительно закрытая среда обитания без явных внешних воздействий будет защищать и развивать традиционную культуру данной этнической группы. Этот факт был убедительно доказан.

Процесс глобализации быстро меняет разные регионы, разные этнические группы и разные страны и оказывает сильное влияние на традиционные культуры.

Многие страны в настоящее время сталкиваются с дилеммой относительно того, следует ли дальше открываться для иностранных культур или закрываться, чтобы жить и решать проблемы более традиционным способом. В этом контексте глобализации многие страны обеспокоены тем, что их культуры могут прийти в упадок или умереть, и поэтому они заняли консервативную позицию, пытаясь противостоять и устранить самые сильные влияния с помощью движений локализации. В этой ситуации сохранение и передача традиционных этнических культур становится важной задачей, стоящей перед всеми этносами и странами.

Поскольку процесс модернизации включает в себя конфликт, интеграцию и эволюцию традиций и современности, некоторые базовые ценности традиционной культуры не только смогут служить важным ресурсом для социальной интеграции, культурного восстановления, развития цивилизации и нравственного воспитания, но также будут иметь потенциал стать глобальными. Поэтому особенно важно правильно относиться к наследованию этнических культур в контексте глобализации.

Действительно, культурный выбор и культурное наследие представляют собой чрезвычайно сложный процесс. Рациональное понимание и критика традиционной культуры нации служат отправной точкой для обращения с традиционной культурой. Важные функции традиционной этнической культуры для модернизирующейся нации в первую очередь включают в себя руководство этикой и моралью, формирование культурных сообществ и повышение этнической сплоченности и чувства идентичности.

Традиционная этническая культура поддерживает культурную и этическую идентичность социального сообщества, его этикет и моральное сознание, влияя на направление социального развития и понимание смысла жизни. У каждой этнической группы есть свои обычаи, включая традиционные праздники, этикет жизни и искусство.

Наследование традиционной культуры может компенсировать отчуждение, духовные и эмоциональные потери и психологическую нестабильность, которые неизбежно проявляются в культурной идентичности людей, переживающих модернизацию.

Такие традиционные культуры распространяют историю цивилизации нации, однако некоторые этнические культуры будут иметь компоненты, которые не адаптируются к потоку человеческого прогресса и, возможно, даже препятствуют этому прогрессу.

Передача традиционной культуры — важная миссия для нации. Изменения в обществе окажут влияние на традиционные культуры данной нации, но, наоборот, эти изменения дают более глубокое понимание важной роли, которую традиционные этнические культуры играют в жизни человека.

С современными преобразованиями и развитием открытость и демократический характер общества постоянно усиливаются, а связи между различными культурами становятся все более тесными. В эпоху глобализации современное общество все больше отражает многообразие. Это разнообразие в первую очередь проявляется в разнообразии этнических, расовых, культурных моделей и образа жизни

Человеческое развитие стремится к разнообразию. С одной стороны, разнообразие обогащает человеческую жизнь и уважает различия, уравновешивая «гармонию и различия». С другой стороны, стремление к плюрализму создает много проблем, и такое стремление может стать угрозой единству нации. Из-за угроз идентичности и лояльности, а также полному единству государственной власти и территории, разнообразное общество будет стремиться установить и укрепить общую основу для своих гражданских ценностей.

Если самоопределение всегда определяется в отличие от других и если проблемы не рассматриваются с точки зрения других, установление и поддержание социального разнообразия будет сложной задачей. В разнообразном обществе различные культуры и нации будут поняты и уважаемы, и у каждого человека будет возможность проложить свой собственный путь развития до тех пор, пока это не нарушает основные принципы разнообразного социального развития.

Неизбежно, изменения в социальной жизни будут интегрированы в образование. На само образование влияет разнообразие, присутствующее в обществе, и оно должно адаптироваться по мере изменения этого разнообразия. Одновременно изменения в образовании будут способствовать большему разнообразию в обществе. Образование и разнообразие взаимосвязаны, каждое из них постоянно влияет на другое. В эту эпоху глобализации, когда экономический и социальный обмен становятся все более распространенными и взаимосвязанными, а характеристики социального разнообразия становятся все более выраженными, особенности разнообразного образования становятся все более очевидными.

Стремительный технологический прогресс произвел революцию в существующих образовательных моделях. Функции образовательных организаций, общественных организаций, юридических организаций направлены на патриотическое воспитание. Прежде всего, чувство патриотизма должно отражаться в характере человека. Патриотическое воспитание — это процесс, который должен пронизывать все слои населения с рождения и на протяжении всей его жизни. Патриотизм немыслим без духовной ответственности нравственности, любви. И обо всем этом должны ежедневно, ежечасно заботиться воспитатели, учителя, родители и все взрослые, окружающие ребенка.

Для восстановления патриотизма следует обратиться к опыту народа, к великой народной педагогике, поскольку этносоциальное воспитание охватывает широкий спектр ценностей и затрагивает разные стороны жизни. Это развивает и воспитывает чувство патриотизма, которое включает в себя заботу об интересах нашей страны и готовность ради Родины жертвовать собой, верность Родине в трудные времена, гордость за героическое прошлое нашей страны, негативное отношение к социальным порокам общества, уважение к историческому прошлому и традициям русского народа.

Для формирования чувства патриотизма важно дать детям начальное представление о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре и языке. Но при этом не следует забывать, что патриотизм развивается годами. Именно поэтому с раннего возраста, благодаря непосредственности психических и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важной для формирования патриотизма. У ребенка развивается последовательная, идеологически обусловленная система. Для общества патриотическое воспитание детей – это только фундамент для формирования нового российского общества.

Академик Д. Лихачев, говоря о важности краеведения и истории в воспитании граждан страны, отметил, что «чувство любви к Родине нужно бережно воспитывать, прививая духовное урегулирование, потому что, если у коренного населения нет корней местность, на родной стороне — там будет много таких людей, как высохшее растение «камыш». «История родного края учит людей любить не только родные места, но и знать о них, учит их интересоваться историей, искусством, литературой. Это самый популярный вид науки».

История родного края должна воспитывать не только любовь к Родине, но и гражданскую ответственность за ее судьбу малой Родины. Основываясь на всестороннем изучении родного края, местная история способна выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры детей. Она имеет большие образовательные возможности в формировании патриотизма, гражданской ответственности, духовности и культуры.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, приобретенные ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение в любом возрасте. В дальнейшем человек осознает себя гражданином России, принимает традиции и ценности культурной, исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, области. Обращение к краеведческим материалам, основанным на жизненном опыте предков, знакомстве с природными и историческими объектами, с выдающимися личностями и их деятельностью, способствует пониманию причастности каждого к своей родной истории, национальной культуре, традициям и обычаям.

Культурное наследие известно как одна из важнейших опор и самобытности культуры общества, в то время как его сохранение является критически важной областью. Культурное наследие как источник большинства традиций, которые поддерживаются и распространяются в обществе, являются отражающими средствами сохранения, представления и распространения культуры, в то время как они являются наиболее влиятельными сокровищами, которые, как известно, необходимы для передачи культуры последующим поколениям.

Сохранение культурного наследия от них — сложная задача, для решения которой требуется несколько образовательных и практических подходов. Для изучения культурных аспектов общества детям необходимо общаться с окружающей средой, с помощью которой будущие участники культуры познакомятся с ней. Обычные отношения детей с достопримечательностями культурного наследия в основном мирные, но иногда они наносят некоторый ущерб, особенно историческим живописным и скульптурным памятникам, которые не защищены и находятся на открытом пространстве. Существует множество подходов и форм общения, с помощью которых дети могли бы ознакомиться с необходимостью сохранения культурного наследия.

Исходя из сказанного выше можно подчеркнуть, что привитие традиционной культуры современному подрастающему поколению является проблемой, которая требует поиска эффективных путей решения в образовательном и воспитательном процессах. На сегодняшний день в обществе высока роль массовых развлечений: радио, телевидение, Интернет направлены на развлечение зрителя, это не обеспечивает духовно-нравственного развития личности детей, способствует искаженному восприятию мира и нежеланию приобщаться к истинной культуре и народным традициям, ремеслам.

Традиционная (народная) культура обладает огромным воспитательным потенциалом для становления личности. В народной культуре знания человека о мире передаются устным способом, рукотворным, что является важнейшей особенностью, она существует до тех пор, пока существуют ее носители.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы