Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Начальное образование

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Изучение младшими школьниками экологических закономерностей на уроках по предмету «Окружающий мир» методом моделирования.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты изучения младшими школьниками экологических закономерностей на уроках по предмету «Окружающий мир» методом моделирования 7

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 7

1.2. Основные экологические представления, понятия и закономерности, изучаемые в курсе «Окружающий мир» 18

1.3. Специфические формы, методы, приемы и средства формирования экологических закономерностей у детей младшего школьного возраста 26

1.4. Моделирование экологических закономерностей на уроках окружающего мира 35

Выводы по главе 1 43

Глава 2. Практические пути изучения младшими школьниками экологических закономерностей на уроках по предмету «Окружающий мир» методом моделирования 45

2.1. Диагностика уровня сформированности знаний об экологических закономерностях у младших школьников 45

2.2. Использование моделирования при изучении экологических закономерностей на уроках по предмету «Окружающий мир» и его влияние на обучение младших школьников 57

2.3. Выявление результатов формирующей работы в ходе контрольного исследования и обсуждение полученных результатов 70

Выводы по главе 2 76

Заключение 78

Список литературы 81

Приложения 87

  

Введение:

 

Актуальность темы. Изменения, которые происходят в современном российском обществе требуют переосмысления целей и задач учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях, поскольку основным ориентиром становится не просто получение общих знаний из различных отраслей науки, а умение ставить цели, находить необходимую информацию, анализировать и систематизировать полученные данные, применять их на практике. На современном этапе развития образования одной из важнейших задач является воспитание инициативной, самостоятельной личности, способной эффективно обучаться и работать в течение жизни. Младший школьный возраст является началом формирования учебных действий у детей. Младшим школьникам присущи почти неисчерпаемые познавательные возможности и готовность к познанию нового. Поэтому учитель должен использовать в обучении учащихся различные средства, способствующие сохранению и дальнейшему развитию природной любознательности детей, формированию их заинтересованности, трудолюбия, настойчивости. В настоящее время, в рамках ФГОС на первое место выходит личность ребенка как активного творца, деятеля, исследователя. Учитывая это, особую значимость приобретает применение инновационным методов организации учебного процесса, направленных на обеспечение активного отношения младших школьников к овладению знаниями, на развитие самостоятельной познавательной деятельности и творческого мышления среди которых особая роль отводится — методу моделирования.

Моделирование – это метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей. Применение в образовательном процессе с младшими школьниками метода моделирования имеет множество плюсов, среди которых можно выделить: легкость в восприятии и доступность. Моделирование – это действие, которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития.

Необходимость применения метода моделирования на уроках по предмету «Окружающий мир» в начальной школе связана с необходимостью решения психологических и педагогических задач. Когда ученики строят различные модели изучаемых явлений, данный метод выступает в роли учебного средства и способа обобщения учебного материала, помогает детям «учится активно», формирует универсальные учебные действия. Использование моделирования помогает как при ознакомлении детей с новым материалом, так и при диагностике полученных знаний.

Проблема применения метода моделирования в учебном процессе разрабатывается в психолого-дидактических исследованиях сравнительно недавно. Психологическое обоснование проблема моделирования нашла в трудах А. П. Леонтьева, Л. В. Занкова, П.Я. Гальперина, JI.M. Фридмана, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова и др. ученых, которые признают моделирование эффективным средством развития всех познавательных процессов школьников: ощущения, восприятия, воображения, а также теоретического мышления, составляющего основу продуктивного мышления.

Проблема использования моделирования в учебном процессе нашла отражение в работах: О.А. Науменко, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Е.В. Чудиновой, Д.Б. Эльконина и других авторов. Методические аспекты применения моделирования в учебном процессе раскрыты в исследованиях Л.И. Айдаровой, A.B. Белошистой, Г.А. Варданян, С.И. Волковой, А.К. Марковой, Г.И. Минской и др.

В современной педагогике моделирование рассматривается как наглядно-практический метод обучения: Е.В. Проскура, Т. А. Азаренко, И.А. Архип и др., оказывающий эффективное влияние на процесс обучения, как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения: Д.В. Вилькеев, Ю.А. Кусый, Е.С. Муравьев и др., которыми признается, что использование метода моделирования в обучении усиливает его развивающий эффект.

Результаты анализа научно-педагогической литературы свидетельствуют о том, что вопросы применения моделирования как метода обучения в начальной школе на уроках по предмету «Окружающий мир» остается малоизученным. На сегодняшний день практически отсутствуют исследования, посвященные проблеме изучения младшими школьниками экологических закономерностей на уроках по предмету «Окружающий мир» методом моделирования, что определяет актуальность темы исследования.

Объектом исследования является процесс изучения младшими школьниками экологических закономерностей на уроках по предмету «Окружающий мир».

Предмет исследования – применение метода моделирования на уроках в начальной школе при изучении экологических закономерностей.

Гипотеза исследования: процесс изучения младшими школьниками экологических закономерностей на уроках по предмету «Окружающий мир» будет более эффективным при условии внедрения в практику обучения метода моделирования.

Цель исследования заключается в обосновании, определении и экспериментальной проверке психолого-педагогических условий применения метода моделирования при изучении младшими школьниками экологических закономерностей на уроках по предмету «Окружающий мир», как эффективного средства повышения уровня сформированности знаний об экологических закономерностях.

Согласно поставленной цели были определены следующие задачи:

— представить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;

— рассмотреть основные экологические представления, понятия и закономерности, изучаемые в курсе «Окружающий мир»;

— раскрыть специфические формы, методы, приемы и средства формирования экологических закономерностей у детей младшего школьного возраста;

— охарактеризовать моделирование экологических закономерностей на уроках окружающего мира;

— раскрыть практические пути изучения младшими школьниками экологических закономерностей на уроках по предмету «Окружающий мир» методом моделирования и выявить его влияние на обучение младших школьников.

Экспериментальная база исследования: в педагогическом эксперименте принимали участие учащиеся третьих классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ №6 им. А.С. Пушкина» города Калуги, Россия в количестве 32 человек, в том числе: 16 человек (экспериментальная группа) — 2-а класс, 16 человек (контрольная группа) — 2 — б класс.

Методологической и теоретической основой исследования являются принципы отечественной психолого-педагогической науки, а именно: идеи системного подхода к обучению Д.Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А.В. Запорожца, Л.И. Новиковой, Н.Г. Алексеева, Б.Д. Юдина, И.В. Блауберга и др.; личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подходов в обучении младших школьников C.JI. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Серикова, С.В. Беловой, Е.В. Бондаревской, И.С. Якиманской и др.; концепция развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.

Методы исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных методов научного исследования, в частности:

— теоретические: изучение, анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы относительно особенностей и путей организации работы по формированию у младших школьников знаний об экологических закономерностях на уроках по предмету «Окружающий мир» методом моделирования:

— эмпирические: обобщение практического педагогического опыта, педагогическое наблюдение, беседы, эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный) с целью получения фактических данных относительно эффективности использования моделирования при изучении экологических закономерностей на уроках по предмету «Окружающий мир»;

— статистические: количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость полученных результатов заключаются в том, что в результате исследования были углублены сведения относительно особенностей применения метода моделирования на уроках в начальной школе по предмету «Окружающий мир»; разработаны теоретические и методические основы обучения моделированию при изучении младшими школьниками экологических закономерностей.

Практическое значение полученных результатов: результаты исследования могут быть полезными в процессе организации подготовки и переподготовки педагогических кадров, а также могут быть использованы для дальнейших исследований по данной проблематике.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В тексте выпускной квалификационной работы содержится 86 страниц, 16 таблиц, 13 рисунков. Список использованной литературы насчитывает 60 наименований.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

результате исследования проблемы изучения младшими школьниками экологических закономерностей на уроках по предмету «Окружающий мир» нами была получена возможность сформулировать следующие выводы:

Согласно поставленной цели были решены задачи:

1 Представлена психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста и установлено, что младший школьный возраст является наиболее значимым периодом в жизни и развитии ребенка.

2 Рассмотрены основные экологические представления, понятия и закономерности, изучаемые в курсе «Окружающий мир»;

3 Раскрыты специфические формы, методы, приемы и средства формирования экологических закономерностей у детей младшего школьного возраста. Отмечено, что эффективность формирования экологических закономерностей у детей младшего школьного возраста в современной начальной школе, зависит от умения педагога правильно выбрать методы и приемы обучения в конкретных условиях для каждого занятия или урока.

4 Охарактеризовано моделирование экологических закономерностей на уроках окружающего мира и определено, что актуальность использования метода моделирования на уроках окружающего мира при изучении экологических закономерностей и взаимосвязей в природе обусловлена не только эффективным запоминанием учебного материала, но и тем, что внимание младших школьников акцентируется на возможности их личного участия в охране природной среды. Модели облегчают учащимся понимание закономерностей и связей, служат опорой для запоминания и воспроизведения знаний о них.

5 Раскрыты практические пути изучения младшими школьниками экологических закономерностей на уроках по предмету «Окружающий мир» методом моделирования и выявлено его влияние на обучение младших школьников:

— на констатирующем этапе исследования выявлено, что большинство второклассников, прошедших тестирование имеют средний уровень формирования экологических знаний и культуры, что говорит об недостаточности их знаний об экологических закономерностях необходимых данному периоду возрастного и умственного развития. Проведенная диагностика позволяет сделать вывод о том, что экологическое образование в школе не является достаточно эффективным и дети осваивают программный материал не в полной мере, что снижает качество освоения знаний при изучении экологических закономерностей на уроках по предмету «Окружающий мир». Данные диагностики свидетельствуют о том, что необходимо изменить подход к экологическому образованию учащихся младших классов. Для повышения эффективности процесса формирования знаний об экологических закономерностях на уроках по предмету «Окружающий мир» необходимо использовать инновационные педагогические технологии и методы обучения, при этом наибольшее внимание следует уделить методу моделирования.

— на формирующем этапе нами была разработана и реализована в экспериментальной группе (2-а класс) программа совершенствования изучения экологических закономерностей на уроках по предмету «Окружающий мир» посредством метода моделирования;

— на контрольном этапе исследования нами была проведена повторная диагностика уровня сформированности знаний об экологических закономерностях у младших школьников согласно выбранных методик, которая была направлена на выявление результатов формирующей работы по оценке эффективности применения метода моделирования при изучении экологических закономерностей на уроках по предмету «Окружающий мир» и его влияния на обучение младших школьников.

Результаты диагностики на контрольном этапе исследования свидетельствуют о произошедших положительных изменениях в экспериментальной группе по всем критериям сформированности экологических знаний, а также повышение уровня экологической культуры. Это свидетельствует об эффективности применения моделирования на уроках по предмету «Окружающий мир» в повышении уровня знаний об экологических закономерностях у младших школьников.

Результаты диагностики на контрольном этапе исследования учащихся 2-б класса (контрольная группа) свидетельствуют об отсутствии изменений в развитии экологических знаний и формировании уровня экологической культуры.

Таким образом, нашло подтверждение предположение о том, что использование на уроках по предмету «Окружающий мир» методов моделирования дает возможность значительно повысить уровень формирования знаний младших школьников об экологических закономерностях, а также повышает эффективность организации учебно-воспитательного процесса по экологическому воспитанию в условиях реализации ФГОС.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения младшими школьниками экологических закономерностей на уроках по предмету «Окружающий мир» методом моделирования

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых направлено на выявление резервов развития детей данного возрастного периода. Младший школьный возраст — переходный период, в котором ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства и школьника. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом развития ребенка, охватывающим период с 6-7 лет до 10-11 лет. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства и школьника. Данный возрастной период является сенситивным для активного развития личности, формирования психических познавательных процессов, эмоционально-чувственной и мотивационно-ценностной сфер и определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка [29, с.240]. Этот возрастной период характеризуется наличием существенных сдвигов в развитии мышления детей под влиянием целенаправленного обучения, которое в начальной школе строится на основе характеристики предметов и явлений окружающего мира. По определению данному И.Ю. Кулагиной, становление и развитие личности в младшем школьном возрасте охватывает такие фазы, как адаптация (приспособление к новым социальным условиям), индивидуализация (проявление своих индивидуальных возможностей

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы