Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Изучение интеллектуальной готовности детей пред школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы школьной готовности
детей. 6
1.1. Понятие интеллектуальной готовности детей к школе. 6
1.2. Возрастные особенности детей предшкольного возраста. 14
1.3. Психологическая подготовка к успешному обучению в
школе. 23
Глава II. Экспериментальное изучение развития готовности
ребенка к школе 32
2.1. Организация эмпирического исследования. 32
2.2. Программа развития интеллектуальной готовности детей
к обучению в школе 41
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы,
педагогические рекомендации 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 57
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..…63
Введение:
Актуальность темы
исследования. В наше время актуальность проблемы
школьной подготовки ребенка определяется многими факторами. Школьное
образование – это один из самых важных этапов в жизни ребенка, связанный с вхождением
в школьный мир знаний, получением новых прав и обязанностей, сложными и
разнообразными отношениями с учителями и сверстниками.
Поэтому ясно, что как взрослые, так и
дети выражают озабоченность по мере приближения момента поступления в школу.
Современные исследования показывают, что 35-45% детей приходят в первый класс
неподготовленными к обучению, то есть у них не полностью сформированы
социальные, психологические, эмоциональные, волевые, коммуникативные и интеллектуальные
компоненты. Вместе с тем, каждый компонент по отдельности, в частности,
интеллектуальная готовность, определяют успешность адаптации ребенка к новым
условиям школьного обучения.
Интеллектуальная готовность ребенка к
школе как научная проблема рассматривалась в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова,
З.М. Богуславской, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской,
А.И. Савенкова и др. Исследователи отмечают, что развитие человека
немыслимо без развития интеллекта, который, в свою очередь, связан с овладением
разнообразным опытом, знаниями, умениями и навыками, общественными нормами и
правилами поведения. Ребенок, появившись на свет, имеет врожденные предпосылки
для интеллектуального развития, которые помогают ему адаптироваться к новым
условиям своей жизнедеятельности.
Исследования ведущих
отечественных специалистов Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова,
А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, П.Я. Гальперина,
А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и других доказали, что дети дошкольного
возраста имеют широкие возможности для развития интеллекта. Отмечено, что у
детей предшкольного возраста можно сформировать и полноценные логические
операции при условии обучения на основе теории поэтапного формирования
умственных действий, т.е. обеспечить их высокую интеллектуальную готовность к
обучению в школе.
Дети предшкольного возраста
в силу своих возрастных особенностей стремятся к активной деятельности, и
задача педагогов – не дать этому стремлению угаснуть. В связи с этим изучение интеллектуальной готовности
детей предшкольного возраста будет способствовать стимуляции развития детского
интеллекта.
Объект исследования – психологическая готовность детей
предшкольного возраста к обучению в школе.
Предмет исследования – интеллектуальная
готовность к обучению у детей предшкольного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать, составить и
внедрить программу развития интеллектуальной готовности детей к обучению в
школе.
Гипотеза исследования – развитие интеллектуальной готовности
детей к обучению в школе будет эффективно при соблюдении следующих
организационно-методических условий:
— создание
единого образовательного пространства для интеллектуального развития детей
дошкольного возраста;
— организация
интеллектуального развития дошкольников по трем основным направлениям: работа с
детьми, реализуемая посредством специальных программ, работа с воспитателями,
реализуемая через методические формы, работа по организации развивающей
предметно-пространственной среды;
— создание
развивающей среды, способствующей познавательному развитию дошкольников по
разделам: ориентировка в предметном мире, математическое развитие, речевое
развитие, представление о природе, социальный мир. Задачи исследования:
1. Представить понятие интеллектуальной готовности
детей к школе.
2. Охарактеризовать возрастные особенности детей
предшкольного возраста.
3. Описать психологическую подготовку к успешному
обучению в школе.
4. Организовать исследование уровня
интеллектуальной готовности детей предшкольного возраста.
5. Составить и реализовать программу развития
интеллектуальной готовности детей к обучению в школе.
6. Выполнить анализ результатов экспериментальной
работы и сформулировать педагогические рекомендации.
Теоретические и
методологические основы исследования:
— исследования о специфике
интеллектуального развития личности (В.Н. Дружинин, З.И. Калмыкова, Т.С.
Комарова, Н.А. Менчинская, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов)
— исследования о психолого-педагогических
особенностях детей предшкольного возраста (И.А.
Бурлакова, Н.Е. Веракса, М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева, А.Г. Маклаков,
Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, Г.А. Урунтаева).
Методы
исследования:
— теоретические: теоретический анализ
психолого-педагогической и методической литературы;
— эмпирические: тестирование, педагогический
эксперимент, количественный и качественный
анализ результатов исследования.
База
опытно-экспериментальной работы: МАДОУ «Детский
сад №33 ЦРР». Всего на различных этапах
экспериментальным исследованием было охвачено 15 детей 7-го года жизни и 10
педагогов МАДОУ.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной
квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы,
что позволило теоретически
обосновать, составить и внедрить программу развития интеллектуальной готовности
детей к обучению в школе.
Достижению
указанной цели способствовало решение следующего перечня задач:
—
было представлено понятие интеллектуальной готовности детей к школе;
— были охарактеризованы возрастные особенности детей
предшкольного возраста;
— была описана психологическая подготовка к успешному
обучению в школе;
— было организовано исследование уровня интеллектуальной
готовности детей предшкольного возраста;
— была составлена и реализована программа развития
интеллектуальной готовности детей к обучению в школе;
— был выполнен анализ результатов экспериментальной работы и
сформулированы педагогические рекомендации.
Качественный
и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу
исследования о том, что развитие интеллектуальной готовности детей к обучению в
школе будет эффективно при соблюдении следующих организационно-методических
условий:
— создание
единого образовательного пространства для интеллектуального развития детей
дошкольного возраста;
— организация
интеллектуального развития дошкольников по трем основным направлениям: работа с
детьми, реализуемая посредством специальных программ, работа с воспитателями,
реализуемая через методические формы, работа по организации развивающей
предметно-пространственной среды;
— создание
развивающей среды, способствующей познавательному развитию дошкольников по
разделам: ориентировка в предметном мире, математическое развитие, речевое
развитие, представление о природе, социальный мир.
Таким образом, цель работы была достигнута,
задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретический анализ проблемы
школьной готовности детей 1.1. Понятие
интеллектуальной готовности детей к школе Традиционно,
и это характерно, прежде всего, для педагогов-практиков, когда речь идет об
интеллектуальной готовности ребенка к школе, первым делом акцентируется
внимание на комплексе знаний, умений и освоенных ребенком действиях, которые
сформировались в процессе приобретения их запаса. Это важное наследие
закладывает фундамент для освоения новых знаний и умений, возникновения и
функционирования новых интеллектуальных действий. Мы полагаем, что в данном
случае речь идет об информационной и функциональной готовности ребенка к школе,
являющихся продуктами освоения детьми образовательной программы дошкольного
образования и необходимыми для формирования других видов готовности
(мотивационной, личностной, коммуникативной)[1].
В понятие «интеллект»
входит такой признак: постоянство, не изменяющееся на протяжении всей жизни
человека.
Так К.М.
Гуревич, Е.И. Горбачева[2],
считают, что интеллектуальное развитие есть величина меняющиеся, а интеллект,
сохраняет свое значение постоянным.
В.В. Зеньковский[3]
утверждает, что «интеллектуальная сфера прозрачнее по самой сущности, как
обращенная к внешнему миру». Стоит отметить, что интеллектуальное развитие не
занимает главенствующего положения в детской психике, но не стоит отрицать
того, что именно постепенное развитие интеллекта открывает перед ребенком
дальнейшие шаги в его развитие. Более верным будет сказать, что рост
интеллектуального развития не столько является главным фактором, сколько
важнейшим симптомом перемен в самом ребенке.
Значимый
вклад в изучение проблемы интеллектуального развития ребенка внесла Л.И.
Божович[4],
утверждавшая, что ребенок должен уметь выделять главное в явлениях и предметах
окружающей действительности, уметь сравнивать их, выделять схожее, отличное,
ребенок должен научиться рассуждать, находить причинно следственные связи,
делать выводы.
Л.А. Венгер[5] интеллектуальную
готовность к школе рассматривал в конкретных умениях:
— в умении
слушать и следовать правилам, осуществлять предписания старших;
— в
определенном уровне формирования памяти (механической и логической);
— в уровне
умственного развития, владении обобщающими понятиями, умении планировать свои
действия;
— в умении
отличать слово от обозначаемого им предмета или явления;
— во владении
арифметическими операциями; в готовности руки к овладению письмом.
B.C. Мухина[6]
определяет уровень формирования интеллектуальной готовности к школе, имея в
виду запас знаний и развитие когнитивных процессов.
Н.Г. Салмина[7],
акцентирует своё внимание на проблеме предметно-специфической готовности,
утверждает, что развитие знаково-символической деятельности, является важной
ступенью для перехода к систематическому обучению. Именно семиотическая функция
может служить в качестве показателя развития интеллектуальной готовности к
обучению.
В.Г. Маралов[8] предполагает,
что интеллектуальная готовность к обучению в школе отражает преобразования,
которые происходят в области сознательной деятельности, связанные с усвоением
общественно-исторического опыта. Исследователь обозначил, что интеллектуальное
развитие поэтапно приводит к дифференцированию самооценки, повышению уровня его
критичности, созданию благоприятных условий, осуществления саморегуляции
поведения, что в значительной мере сказывается на успешности обучения.
В настоящем
исследовании при определении сущностных характеристик интеллектуальной
готовности к школе мы будем следовать И.Ю. Кулагиной[9],
которая связывает эту готовность с развитием мыслительных процессов –
способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные
признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.
Рассмотрим
подробнее критерии интеллектуальной готовности к школе. К 6-7 годам, по мнению
И.Ю. Кулагиной[10],
ребенок должен уметь:
—
анализировать;
—
синтезировать;
— конкретизировать;
— обобщать;
—
абстрагировать;
— сравнивать
объекты;
—
классифицировать;
— выделять
существенные признаки;
— определять
причинно-следственные зависимости;
— делать
выводы[11].
Интеллектуальная
готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных
умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка
способности искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их
новых свойств.
В целях
формирования интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе взрослые
должны развивать когнитивные потребности, обеспечить достаточный уровень
мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи и необходимые для
их решения знания и умения.
Для
формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе необходимо создать
предпосылки, обеспечив своевременное сенсорное, речевое развитие детей,
развитие звуковой культуры речи, развитие разговорной речи. Задача педагога
заключается в том, чтобы развивать познавательные потребности ребенка,
обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая
соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем[12].
Для
осуществления анализа дети должны овладеть эталонами и способами обследования
предметов. Отсутствие этих навыков ведет трудностям в обучении. Например,
младший школьник плохо ориентируются в тетради; допускают ошибки при написании
букв; не различают геометрическую форму, если она в непривычном положении;
отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают справа налево.
В дошкольный
период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит
звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Необходимо, чтобы был развит
фонематический слух, в противном случае ребенок неверно произносит слова, будут
возникать ошибки в грамотности, ребенок будет пропускать слова. Невыразительная
речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребенку будет трудно читать.
У ребенка на
хорошем уровне должна быть сформирована разговорная речь. Ребёнок должен уметь
ясно выражать свои мысли, связно излагать то, что услышал. Ребенок должен уметь
выделять в рассказе существенное, передавать содержание рассказ по
определенному плану.
Очень важным
является желание ребенка узнавать, что- то новое. Ребёнок должен проявлять
интерес к новым явлениям жизни и фактам.
Все
психические процессы должны быть развиты в достаточной степени. Ребенок должен
уметь сосредотачиваться на разнообразной работе (например, написании элементов
цифр).
Развитие
мыслительных процессов позволяет ребенку регулярно наблюдать изучаемые предметы
и явления, позволяет ему отслеживать в предметах и явлениях важные особенности,
рассуждать и делать выводы.
Подготавливая
ребенка к обучению в школе ребенка, необходимо развивать гипотетичность его
мышления, показывая пример постановки гипотез, развивать интерес к познанию,
воспитать ребенка не только слушающего, но и задающего вопросы, строящего
возможные предположения[13].
Для
эффективного формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в школе
необходимо создать соответствующие педагогические условия.
Для успешной
реализации задач различных образовательных направлений современного дошкольного
образования следует учитывать такие условия как:
— создание
предметно-развивающей среды, функционально моделирующей содержание детской
деятельности и инициирующей ее;
— обеспечение
разнообразных форм двигательной активности детей;
—
использование методов, активизирующих творческую и познавательно-поисковую
деятельности детей;
— реализация
образовательных задач средствами различных специфических видов детской
деятельности;
—
использование игровых приемов и создание эмоционально значимых для дошкольников
ситуаций;
— внедрение
методов проектной организации образовательного процесса;
— построение
модели социально-коммуникативного и личностного развития ребенка путем создания
детско-родительского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство
комфортности, инициативности, значимости собственных достижений[14].
В нашем
исследовании педагогические условия представляют собой совокупность мероприятий,
которые должны обеспечить достижение старшими дошкольниками необходимого уровня
сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Показатели
оценки интеллектуальной готовности детей к обучению в школе:
1.
Познавательная активность, познавательный интерес: устойчивость интереса к
умственной задаче и её решению, умение самостоятельно решать умственные задачи,
умение мотивировать свои знания и рационально использовать их при решении
задач.
2.
Осведомленность (знания об окружающем): наличие определённого круга знаний по
проверяемому разделу, их полнота и точность: знания существенных признаков
предмета или явления, отражение этих признаков в речи, осознанность и
систематичность: понимание содержания каждого из признаков, выделение главного,
понимание связей между основными признаками объектов.
3.
Предпосылки учебной деятельности: умение понимать, запоминать поставленную
педагогом задачу, умение вычленять способ действия применять его для решения
поставленной задачи, умение контролировать свои действия, оценивать их и
результат своего труда.
4. Развитие
мыслительных операций: умение наблюдать, умение анализировать, умение
сравнивать, классифицировать, обобщать.
5. Развитие
речи: употребление простых и сложных предложений, использование прямой и
косвенной речи, достаточный словарный запас, включающий существительные,
прилагательные, глаголы, наречия[15].
Уровни
сформированности интеллектуальной готовности детей к обучению в школе
Высокий
уровень.
1.
Познавательная активность, познавательный интерес: устойчивый интерес к
умственной задаче. Ребенок ведет самостоятельный целенаправленный поиск ответа,
предлагая различные варианты, отражающие существенные признаки.
2.
Осведомленность (знания об окружающем): дети имеют правильные и полные представления,
широкий круг знаний по проверяемому разделу, выделяют все существенные признаки
и связи.
3.
Предпосылки учебной деятельности: ребенок понимает поставленную задачу, решает
её правильно и точно. Способен контролировать и оценивать свои действия.
Выделяет основной способ выполнения задания и может объяснить его.
4. Развитие
мыслительных операций: ребенок легко анализирует, сравнивает, обобщает,
классифицирует предметы.
5. Развитие
речи: четко произносит все звуки, словарный запас значительный, включающий все
части речи, грамматические ошибки допускает лишь в отдельных трудных случаях.
Используется прямая и косвенная речь. В речи встречаются простые,
сложносочиненные, сложноподчиненные предложения, речь выразительна.
Средний
уровень.
1. Познавательная
активность, познавательный интерес: интерес к решению умственной задаче
ситуативен. Ребенок ищет ответ путем случайного подбора фактов или ситуаций.
2.
Осведомленность (знания об окружающем): дети перечисляют большое количество
фактов, часто не связанных между собой, случайных.
3.
Предпосылки учебной деятельности: ребенок воспринимает задание, частично
запоминает его, допускает отдельные ошибки, не всегда выделяет основной способ
и выбирает рациональный путь решения задачи. Объяснение способов выполнения
задачи не всегда четкое и логичное.
4. Развитие
мыслительных операций: ребенок допускает незначительные ошибки при анализе,
сравнении, классификации.
5. Развитие
речи: ребенок правильно произносит звуки, грамматические ошибки встречаются
довольно часто. Может пользоваться разными типами предложения, но преобладают
простые предложения, чаще использует существительные и глаголы.
Низкий
уровень.
1.
Познавательная активность, познавательный интерес: отсутствие желания решать
умственные задачи, довольствуется любым ответом, не прикладывая умственных
усилий, или дает ответ «Не знаю».
2.
Осведомленность (знания об окружающем): дети знают определенные факты, обращают
внимание на наиболее яркие, внешне привлекательные события и явления, но часто
несущественные.
3.
Предпосылки учебной деятельности: ребенок воспринимает задание не полностью,
неверно, допускает существенные ошибки в выполнении, не может объяснить, как
выполнить задание.
4. Развитие
мыслительных операций: ребенок с трудом совершает мыслительные операции,
допускает существенные ошибки при их выполнении.
5. Развитие
речи: встречаются отдельные недостатки в произношении. Словарный запас
несколько ниже, чем у сверстников. Речь состоит в основном из существительных и
глаголов, не всегда точно определяются слова по смыслу. Часты грамматические
ошибки, используются в основном простые предложения[16].
Таким
образом, интеллектуальная готовность к обучению в школе проявляется в
определенном уровне сформированности когнитивных процессов, которые происходят
на протяжении дошкольного возраста. Интеллектуальная готовность ребенка к школе
заключается в способности обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их,
выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости,
делать выводы. Все эти способности не могут существовать друг без друга, все
они являются одной системой мыслительных операций. Уровень сформированности
каждого из них оказывает влияние на изменения других компонентов, а так же
готовность в целом. [1] Кудрявцев В.Т.
Интеллектуальная готовность к обучению в школе развития: источники и слагаемые //
Перемены. 2018. № 2. С. 78–85. [2] Гуревич К.М. Проблемы
развития современной психологической диагностики // Вопросы психологии. 2016. №
5. С. 14–23. [3] Зеньковский В.В.
Психология детства: из книги В.В. Зеньковского // История отечественной
психологии конца XIX — начала XX века. М.: Флинта: МПСИ, 2019. С. 128–136. [4] Божович Л.И. Личность и ее
формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2019. [5] Венгер А.Л. Клиническая
психология развития. М.: Юрайт, 2017. [6] Мухина В.С. Возрастная
психология феноменология развития,
детство, отрочество. М.: Академия, 2012. [7] Салмина Н.Г.
Психологическая диагностика развития младшего школьника. М.: МГППУ, 2016. [8] Психологические
особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми.
М.: Академический проект: Парадигма, 2015. [9] Кулагина И.Ю. Психология развития
и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М.:
Академический проект, 2013. [10] Кулагина И.Ю. Психология
развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М.:
Академический проект, 2013. [11] Кулагина И.Ю. Психология
развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М.:
Академический проект, 2013. [12] Вахрушева Л.Н. Проблема
интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной
школе // Начальная школа. 2016. № 4. С. 63–68. [13] Медведева Е.А. Логическое
мышление детей старшего дошкольного возраста как показатель интеллектуальной
готовности к обучению в школе: психол. аспект // Проблемы образования личности.
–Новокузнецк: НГПИ, 2012. Ч. 1. С. 36–43. [14] Григорьева Г.Г. Проблемы
подготовки детей к школе в системе современной модернизации дошкольного
образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2010. №
5. С. 52–57. [15] Ращикулина, Е.Н.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению: методологические ориентиры:
психопед. процессы развития интеллектуал. готовности дошкольника к обучению в
шк. // Дошкольное воспитание. 2014. № 12. C. 78–80. [16] Терещенко, М.Н.
Интеллектуальная готовность разнополых детей к обучению в школе // Предшкольное
образование – проблемы и перспективы развития. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2017. С.
210–217.