Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Естественные науки География

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Изучение экологических проблем Арктики в школьном курсе географии»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ АРКТИКИ.. 6

1.1.
Геоэкология как наука. 6

1.2.
Экологические проблемы Арктики и их социально-экономические последствия  10

ГЛАВА 2.
ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
АРКТИКИ.. 26

2.1.
Географическое положение. 26

2.2.
Особенности рельефа. 29

2.3. Климат
Арктики. 42

2.4. Воды
Арктики. 52

2.5.
Почвенно-растительный покров и животный мир. 63

ГЛАВА 3.
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ АРКТИКИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ.. 82

3.1.
Практическое изучение экологических проблем островной Арктики в школе  82

3.2.
Методические рекомендации по организации урока по географии по теме «Освоение
Арктики». 86

3.3.
Методические рекомендации к внеурочному занятию по теме «Эколого-географическая
ситуация в Арктике». 89

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 92

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 96

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 104

  

Введение:

 

В современном мире изучение
взаимодействия общества и природы носит обязательный междисциплинарный характер.
Школьникам должен быть доступен комплекс естественнонаучных и социально — экономических
знаний как методологическая база геоэкологических исследований. В данном аспекте
нельзя недооценивать роль экологии, географии, социологии и экономики в процессе
выявления и изучения геоэкологических ситуаций и проблем.

По мнению Н.Ф. Винокуровой
[12], Т.П. Грушиной [15], Е.А. Кротовой [35], А.В. Матвеевой [41], Л.Е. Сафроновой, Д.С. Егоровой [50] глобальные экологические проблемы, которые
должны быть рассмотрены в курсе географии это: энергетическая, водная, демографическая,
загрязнение атмосферного воздуха, продовольственная, проблема истощения земельных
и лесных ресурсов мира и другие.

В результате изучения геоэкологических
проблем обучающиеся должны: знать истоки возникновения проблем экологии, последующее
развитие геоэкологических систем в зависимости от социальных, национальных, природно-ресурсных,
культурно-исторических, экономических и других факторов; уметь анализировать системы,
экосистемы и их функции, рассчитывать индексы и показатели, отражающие антропогенное
воздействие на природные геосистемы; владеть методами оценки ландшафтно — геоэкологических
систем.

Современный этап экологизации
географического образования напрямую связан с различными составляющими основ жизнеобеспечения
человека. К такого рода процессам относится состояние атмосферного воздуха.

Актуальность исследования.
С учетом того, что в последние годы растет внимание к развитию Арктической зоны
РФ, необходимо и в школьном курсе географии больше уделять внимания экономико-географическим
характеристикам арктических регионов. При этом необходимо тесно увязывать вопросы
развития экономики с экологическими проблемами, поскольку природа в зоне многолетней
мерзлоты особенно чувствительна к антропогенному воздействию.

Отличительной чертой школьной
географии является комплексный подход к изучению природы, общества и характера их
взаимоотношений. География является одним из основных школьных предметов, где проявляется
интеграция естественнонаучных и социально-экономических знаний. Все это позволяет
утверждать, что школьная география обладает значительным потенциалом для достижения
целей экологического образования и воспитания. Однако анализ предлагаемых общеобразовательной
школе программ данного предмета, позволяет говорить о том, что их содержание не
в полной мере нацелено на развитие экологического образования школьников. В современных
программах по географии недостаточно отражены идеи взаимосвязи и взаимозависимости
природных и антропогенных объектов и процессов, что значительно снижает экологический
потенциал данного предмета.

Объект исследования:
экологические проблемы Арктики.

Предмет исследования:
изучение экологических проблем Арктики.

Цель: изучить
экологические проблемы Арктики в курсе географии России.

Гипотеза исследования: предполагается,
что изучение геоэкологических проблем Арктики с позиции геоэкологического подхода,
способствует развитию экологической культуры и воспитания среди школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности геоэкологии
как науки.

2. Проанализировать экологические
проблемы Арктики и их социально-экономические последствия.

3. Раскрыть особенности физико-географической
характеристики Арктики.

4. Рассмотреть особенности
изучения экологических проблем островной Арктики в школе.

5. Разработать методические
рекомендации по организации урока по географии по изучению экологических проблем
Арктики.

Теоретико-методологическую
основу исследования составили труды таких авторов, как Селевко
Г.К. [52], Телепенко Ю.А. [55], Урсул А.Д. [59], Щукина Г.И. [67], Киямова А.Г.[28] и другие.

Методы исследования:
сравнительный, картографический, написательный.

Практическая значимость:
полученная методика, может быть, использована в учебных организациях для более эффективного
изучения геоэкологических проблем Арктики в школьном курсе географии.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ АРКТИКИ 1.1. Геоэкология как наука

Термин «геоэкология» был введен
в научный оборот немецким ученым, физико-географом К. Троллем в 1939 г. для обозначения
пространственного взаимодействия природных явлений и взаимоотношения между явлениями
в рамках определенной экосистемы. Его брат, ботаник В. Тролль, позаимствовав термин
«геоэкология», применил его в своей области — биологии, как раздел экологии, изучающей
экологию ландшафтов Земли. При этом имелось в виду изучение жизни сообществ живых
организмов, свойственных определенным типам природной системы (озера, леса, тундры
и т.п.). Таким образом, термин «геоэкология» стал достоянием сразу двух наук – географии
и биологии. Так продолжалось около 50 лет, после чего почти одновременно с термином
«экология» «возникла путаница слов, понятий и самого понимания термина «геоэкология».

В.Т. Трофимов и Д.Г. Зилинг
констатируют, что «по сути «геоэкология» – термин свободного пользования, требующий
при его употреблении комментария, отражающего точку зрения того или иного автора»
[57].

Так, по Н.Ф. Реймерсу, геоэкология
как раздел географии исследует экосистемы (геоэкосистемы) высоких иерархических
уровней – до биосферы включительно. «Геоэкология рассматривается как наука, интегрирующая
знания в сфере географии и экологии» [3].

С. П. Горшков определяет новую
отрасль знаний – геоэкологию – как науку о «современных ландшафтах (естественных,
преобразованных и созданных человеком), геологической среде, о способах и возможностях
использования природных ресурсов и экологических ограничениях при социально-экологическом
развитии». В качестве предмета этой науки называется «проблема макроорганизации
биосферы, вопросы иерархического соподчинения ее макросистем в связи с необходимостью
научно обоснованного использования естественных ресурсов, охраны природы» [14].

«Геоэкология – наука о взаимодействии
современной живой биосферы (включая человека) с современной географической средой,
созданной большой биосферой (включая биогенные косные среды и антропогенез — воздействие
на состав вещества, его информационную структуру и энергетические поля)» [42].

В. Г. Морачевский и другие
считают, что геоэкология – это «наука, изучающая необратимые процессы и явления
в природной среде и биосфере, возникающие в результате интенсивного антропогенного
воздействия, а также близкие и отдаленные во времени последствия этих воздействий».

Таким образом, взгляды на
геоэкологию среди географов имеют существенные отличия, что свидетельствует о сложном
процессе формирования этого направления в географической науке.

Геоэкология – это междисциплинарное
направление, в котором сочетаются все знания об экологическом состоянии Земли. Методологической
основой геоэкологии является системный анализ и многофакторный (синергический) подход
к изучению окружающей среды в тесной связи с исследованием атмосферы, гидросферы,
биосферы и техносферы. К важнейшим задачам геоэкологии принадлежать [53]:

— исследование
источников антропогенного воздействия на природную среду и биосферу, их интенсивности
и пространственно-временного распределения;

— создание и оптимизация геоинформационных систем,
обеспечивающих непрерывный контроль за состоянием природной среды (биосферы), в
основе которых лежат различные виды мониторинга;

— изучение уровня загрязнения и разрушения компонентов
глобальной системы (атмосферы, Мирового океана, внутренних вод, литосферы, криосферы,
биосферы), постоянный и повсеместный контроль их динамики;

— изучение антропогенной нагрузки на природные
ландшафты и их функционирование как экосистем, нормирование и регулирование нагрузок
на экосистемы разных иерархических уровней, исследование реакции биосферы на антропогенные
процессы различного характера;

— оценка, прогноз и моделирование последствий
антропогенных воздействий, проявляющихся в изменении состояния компонентов глобальной
и региональной экосистем, в изменении интенсивности процессов тепло-массо-энергообмена
между ними для разных временных масштабов;

— геологическое исследование устойчивости природной
среды, подвергнутой антропогенному воздействию;

— разработка рекомендаций по сохранению целостности
природной среды и биосферы путем оптимизации хозяйственной деятельности и регламентации
ресурсопотребления [48].

В геоэкологии в настоящее
время обособились три основных раздела: геоэкология сред, экология геосистем и геоэкология
природных зон (рис. 1).

Геоэкология сред — наиболее
традиционное направление, развивающее классическое представление об окружающей среде
и концептуально связанное со средологией (энвайронментологией) [49].

Главное место в ней отводится
изучению состояния и динамики изменения географической среды под действием природных
и антропогенных факторов. Особое внимание уделяется анализу экологических функций
среды (системообразующих, жизнеообеспечивающих, ресурсовоспроизводящих, защитных,
регулирующих и других, в том числе деструктивных) и изменениям ее функциональных
свойств вследствие антропогенеза.

Исследование экологии отдельных
геосферных сред занимаются специализированные службы (геологическая, гидрометеорологическая,
лесная, природоохранная и другие), а комплексной географической среды — коллективы
заповедников. Они осуществляют мониторинг и оценку состояния сред и дают основной
объем информации для региональных и глобальных экологических обобщений, приводимых
в ежегодных государственных докладах Госкомприроды [54].

Экология геосистем нацелена
на комплексное изучение природно-антропогенных геосистем разных рангов. На местном
уровне в основном исследуется состояние отдельных антропосистем; городов, агломераций,
промышленных и сельскохозяйственных объектов как источников экологического неблагополучия.
На региональном уровне изучается экология ландшафтов и их провинций, областей и
зон [60].

Работы проводятся как по специальным
программам (например, при составлении ТерКСОП и экологических паспортов), так и
попутно при разработке и обосновании проектов освоения новых территорий и строительства
крупных промышленных, гидротехнических и транспортных объектов. Они осуществляются
специальными подразделениями научно-исследовательских и проектных институтов, либо
временными коллективами специалистов разного профиля, создаваемыми для разработки
программы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы