Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Школьное образование

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Изобразительное искусство в школе как средство эстетического воспитания учащихся

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения изобразительного искусства в школе как средство эстетического воспитания учащихся 7

1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста 7

1.2 Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности 19

1.3 Уроки изобразительного искусства в начальной школе и их вклад в эстетическое воспитание учащихся 27

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по эстетическому воспитанию учащихся младшего школьного возраста посредством уроков изобразительного искусства 40

2.1 Диагностика уровня эстетической воспитанности младших школьников 40

2.2 Комплекс уроков изобразительного искусства, ориентированных на эстетическое воспитание младших школьников 47

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………………72


  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Система образования выступает основой, как для эффективного экономического развития страны, так и для обеспечения социально-политических трансформационных процессов. Поэтому модернизация и реформирование образовательной системы является важнейшей целью современной внутренней политики Российской Федерации. Основой образования будущего должны стать итоги переосмысления отечественного педагогического опыта с учетом новых вызовов, гуманизация и индивидуализация воспитательного процесса, ориентация на гармоничное развитие личности обучающегося.

Обеспечение благоприятных условий для эстетического развития обучающихся – одно из основных направлений процессов обновления, обеспечиваемых современной образовательной политикой. Возрождение интереса к данному воспитательному направлению привело к необходимости поиска новых путей и средств, позволяющих формировать эстетически развитую личность в условиях общеобразовательной школы.

Развитые эстетические представления выступают важнейшим компонентом личности современных учащихся. При этом нельзя не отметить, что достижению целей эстетического развития препятствуют отдельные неблагоприятные общественные явления. Примерами таких явлений выступают культ потребления (возникший как ответ на периоды экономической нестабильности и подражание западной морали), популярность массовой культуры (развившаяся в условиях поддержки средств массовой информации и интернет-ресурсов) и пр. Эти негативные общественные явления во многом обусловили кризисное состояние современной культуры, нехватку эстетической воспитанности у подрастающего поколения.

Младший школьный возраст выступает одним из наиболее чувствительных в эстетическом отношении периодов детского развития. С одной стороны, младшему школьнику оказываются доступны сложные высшие чувства, среди которых эстетические чувства. С другой стороны, эмоциональность и познавательный интерес младшего школьника позволяют увлечь его изучением прекрасного, поиском эстетически совершенного в окружающей природе, народном искусстве, образцах живописи и пр.

Различные аспекты эстетического воспитания младших школьников рассматривались в трудах Ю.П. Ветрова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Н.А. Дмитриевой, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, Н.В. Курцевой, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, З.Н. Новлянской, С.В. Погодиной, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкой и др.

Несмотря на обширное число научно-методических трудов, посвященных эстетическому развитию в младшем школьном детстве, отмечаем, что современные социально-экономические условия и политическая обстановка актуализируют обращение к проблеме эстетическое воспитание детей на уроках изобразительного искусства.

Объект исследования: эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: изобразительное искусство в школе как средство эстетического воспитания учащихся.

Цель исследования: теоретически обосновать, составить и апробировать на практике комплекс уроков изобразительного искусства, ориентированных на эстетическое воспитание младших школьников.

Гипотеза исследования: предполагается, что уроки изобразительного искусства в начальной школе будут способствовать эстетическому воспитанию учащихся при соблюдении следующих педагогических условий:

— при выявлении актуального уровня эстетической воспитанности младших школьников и последующем учете этого уровня в педагогическом процессе;

— при выборе эффективных средств эстетического воспитания учащихся и разработке соответствующих дидактических материалов;

— при стимулировании творческого подхода учащихся к выполнению работ в рамках изобразительной деятельности.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:

1. Представить психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста.

2. Рассмотреть понятие «эстетическое воспитание» и охарактеризовать критерии эстетической воспитанности.

3. Проанализировать уроки изобразительного искусства в начальной школе и их вклад в эстетическое воспитание учащихся.

4. Выполнить диагностику уровня эстетической воспитанности младших школьников.

5. Разработать и внедрить комплекс уроков изобразительного искусства, ориентированных на эстетическое воспитание младших школьников.

6. Реализовать анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования:

— анализ психолого-педагогической и философской литературы по теме исследования;

— обобщение педагогического опыта;

— анализ нормативно-правовой литературы по проблеме исследования;

— наблюдение;

— тестирование;

— педагогический эксперимент;

— проектирование;

— качественный и количественный анализ эмпирических данных.

Методики исследования:

— методика «Дорисовывание фигурок», разработанная О.А. Дьяченко;

— тест «Геометрия в композициях»;

— тест «Матисс»;

— тест «Ван Гог».

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части (представленной двумя главами: теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы, приложений. Выпускная квалификационная работа представлена на __ страницах. Список использованной литературы содержит библиографическое описание 50 источников.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели исследования, что позволило теоретически обосновать, составить и апробировать на практике комплекс уроков изобразительного искусства, ориентированных на эстетическое воспитание младших школьников.

Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:

— были представлены психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста;

По итогам решения задачи было уточнено, что младший школьный возраст является периодом развития ребенка, связанным с обучением в начальном звене школы (период с 6,5-7 лет до 11 лет). Социальная ситуация развития в этом возрасте обусловлена началом школьного обучения. Ведущей деятельностью периода является учебная деятельность. Именно под влиянием учебной деятельности, а еще из-за роста произвольности поведения, происходит трансформация познавательной, мотивационно-потребностной и эмоционально-личностной сфер развития ребенка. Младший школьный возраст сензитивен для эстетического развития, поскольку ребенку становятся доступны сложные чувства, в т.ч. эстетического толка.

— было рассмотрено понятие «эстетическое воспитание» и охарактеризованы критерии эстетической воспитанности;

По итогам решения задачи было выявлено, что эстетическое воспитание трактуется в качестве целенаправленного и систематического воздействия на детскую личность, ориентированного на формирование и развитие способности понимать прекрасное и ценить его во всех сферах жизни: природе, искусстве, рукотворном мире. К основным критериям эстетической воспитанности целесообразно относить эстетические чувства, эстетическое сознание, эстетическое отношение и эстетические качества личности.

— были проанализированы уроки изобразительного искусства в начальной школе и их вклад в эстетическое воспитание учащихся;

По итогам решения задачи мы узнали, что под изобразительной деятельностью понимается художественно-творческая деятельность, которая ориентирована как на воспроизведение впечатлений, которые были получены на протяжении жизни, так и на передачу личного отношения к изображенному. Уроки изобразительного искусства в начальном звене обладают большим потенциалом для эстетического воспитания младших школьников. Во-первых, большинству школьников нравится процесс рисования, поэтому на урок они идут охотно, предвкушая интересное и креативное времяпрепровождение. Во-вторых, творческая атмосфера и отсутствие жесткой регламентации результата деятельности, свойственное занятиям изобразительным искусством, обеспечивает психологически комфортную для школьника обстановку, стимулируя его к анализу окружающего мира, его гармонии и красоты. В-третьих, по итогам урока изобразительного искусства обучающийся получает материальный результат своего труда – рисунок или поделку. Когда он оказывается доволен этим продуктом, то у него возникает ощущение удовлетворения от деятельности и ощущения приобщения к прекрасному.

— была выполнена диагностика уровня эстетической воспитанности младших школьников;

По итогам решения задачи было установлено, что высокий уровень развития творческих способностей зафиксирован только у 20% выборки. Средний уровень свойственен 50% детей, а низкий – 30%. Уровень развития чувства формы у испытуемых младших школьников находится на низком уровне (2,1 балла из 6 возможных). Чуткость к художественной манере определена как недостаточно развитая (2,3 балла из 10 возможных). Развитие культурно-эстетической ориентации также носит недостаточный характер (2,1 балла из 6 возможных). Полученные результаты обусловили необходимость целенаправленного и организованного эстетического развития изучаемых младших школьников.

— был разработан и внедрен комплекс уроков изобразительного искусства, ориентированных на эстетическое воспитание младших школьников;

По итогам решения задачи был составлен и апробирован комплекс из пяти уроков, посвященных мезенской росписи. В ходе формирующего эксперимента обучающиеся познакомились с историей создания мезенской росписи, узнали основные орнаменты указанной росписи, научились выполнять роспись (в базовых элементах) самостоятельно и провели презентацию своих работ. Также нами был использован потенциал дидактических игр для развития эстетической воспитанности младших школьников на уроках изобразительного искусства. Для этого были подобраны и проведены дидактические игры эстетической направленности.

— был реализован анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

По итогам решения задачи было выявлено, что на контрольном этапе исследования не были выявлены младшие школьники с низким уровнем художественных способностей, а процент детей со средним уровнем развития изучаемого параметра вырос с 50% до 80%.

Также под воздействием проведенной системы мероприятий у младших школьников из экспериментальной группы возросли все изучаемые компоненты эстетической воспитанности: чувство формы (с 2,1 до 3,3 балла), чуткость к художественной манере (с 2,3 до 3,2 балла) и культурно-эстетическая ориентация (с 2,1 до 3,9 балла).

Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что уроки изобразительного искусства в начальной школе будут способствовать эстетическому воспитанию учащихся при соблюдении следующих педагогических условий:

— при выявлении актуального уровня эстетической воспитанности младших школьников и последующем учете этого уровня в педагогическом процессе;

— при выборе эффективных средств эстетического воспитания учащихся и разработке соответствующих дидактических материалов;

— при стимулировании творческого подхода учащихся к выполнению работ в рамках изобразительной деятельности.

Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

В заключение отметим, что выполненная работа имеет теоретическую и практическую значимость.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении на основе анализа научно-методической литературы и опытно-экспериментальной работы педагогических условий, способствующих результативному и эффективному эстетическому воспитанию учащихся на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанного комплекса уроков изобразительного искусства, посвященных мезенской росписи по дереву, в педагогическом процессе в начальном звене школы с целью стимулирования эстетического воспитания младших школьников.


 

Фрагмент текста работы:

 


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения изобразительного искусства в школе как средство эстетического воспитания учащихся

1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста

Возраст в научном мире трактуется в качестве обособленного периода человеческого развития, имеющего особенности на каждом из своих этапов. На основании научных теорий, социально-культурных установок, онтогенетических процессов и социальных представлений конкретного общества определяются отрезки возраста – возрастные периоды. Эти периоды могут быть обусловлены, прежде всего, физиологическими процессами, происходящими в организме человека или социальными трансформациями, имеющими место в его жизни. Младший школьный возраст – пример того, когда возрастной период обусловлен, в большей мере, важным социальным событием – началом обучения в школе.

В вопросах возрастной периодизации значительную роль играет позиция Л.С. Выготского [6]. Он полагал, что при выделении возрастных периодов важнее всего учитывать саму суть онтогенеза, и трактовал процесс развития ребенка как процесс усвоения им опыта взрослых в отношении социального взаимодействия, учебных и трудовых навыков.

Научные положения Л.С. Выготского [6] в отечественной науке были развиты Д.Б. Элькониным [50], который сформулировал основные характеристики для описания своеобразия каждого возрастного периода (см. табл. 1).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы