Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Юриспруденция Международное право

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему История создания и международно-правовые основы деятельности АСЕАН

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Историко-теоретические основы создания и деятельности АСЕАН.. 5

1.1. Предпосылки, причины
и история создания АСЕАН.. 5

1.2. Цели и задачи
деятельности АСЕАН.. 10

Глава 2. Международно-правовые
основы деятельности АСЕАН.. 17

2.1. Система
международных правовых актов, регулирующих создание и деятельность АСЕАН.. 17

2.2. Этапы
интеграционного процесса. 22

Глава 3. Международное
партнерство и тенденции развития АСЕАН.. 36

3.1. Международное
партнерство государств-членов АСЕАН.. 36

3.2. Перспективы развития
АСЕАН.. 46

Заключение. 50

Список использованной
литературы.. 53

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. 8 августа 1967 года в Бангкоке была образована Ассоциация
государств Юго-Восточной Азии (далее – АСЕАН). За 54 года существования АСЕАН
стала одним из самых успешных интеграционных объединений планеты. Приоритеты
АСЕАН – это развитие торговли внутри региона, а также повышение уровня развития
региона. То есть АСЕАН не имеет цели выйти на верхние позиции всевозможных
международных рейтингов; подтверждением чему является тот факт, что последние
20 лет доля организации в мировом ВВП растет достаточно медленно (2000 г. –
4,8%, 2010–5,5%, 2019 – 6,4%). Но, в то же время, темпы роста ВВП стран АСЕАН
достаточно высоки (116% в 2011 году, 106% в 2019 году)[1]. Сегодня
внешнеполитический интерес интеграционного объединения – не проиграть Китаю в
борьбе с Китаем за роль центрального действующего лица в АТР. Во всяком случае,
АСЕАН прилагает все усилия, чтобы защищать свою позицию и не следовать лишь
китайской повестке. Стоит отметить, что в рамках проекта «пояса и пути» у КНР
действительно есть возможность сместить АСЕАН с его позиций в регионе. В то же
время, АСЕАН авторитетно заявляет о себе в качестве инициатора и ключевого
участника целого ряда многосторонних объединений.

Очень
эффективным показывает себя формат «АСЕАН+3». Это диалоговое партнёрство, в
которое входят непосредственно страны АСЕАН, а также три страны
Северо-Восточной Азии: Китай, Япония, Республика Корея.

15
ноября 2020 года страны АСЕАН, Китай, Австралия, Республика Корея и Япония
подписали соглашение о всестороннем региональном экономическом сотрудничестве
(ВРЭП), в рамках которого страны снимут целый ряд пошлин на товары и услуги
различных сфер, от финансов до интеллектуальной собственности. Данное
соглашение стало крупнейшим соглашением о свободной торговле в мире, ведь доля
ВВП стран-участниц в мировом ВВП составляет около 30%.

Сегодня
АСЕАН – одно из самых быстро развивающихся интеграционных объединений в мире.
Конечно, Ассоциация не только добивается успехов и растет, но и борется с
большим количеством проблем, решение которых непосредственно влияет на
дальнейшую судьбу АСЕАН.

Целью
настоящей работы является исследование истории создания и международно-правовых
основ деятельности АСЕАН.

Задачи
исследования:

— рассмотреть предпосылки, причины и
история создания АСЕАН;

— раскрыть цели и задачи деятельности
АСЕАН;

— проанализировать систему международных
правовых актов, регулирующих создание и деятельность АСЕАН;

— охарактеризовать этапы интеграционного
процесса;

— исследовать международное партнерство
государств-членов АСЕАН;

— определить перспективы развития АСЕАН.

Объектом исследования является Ассоциация
государств Юго-Восточной Азии (далее – АСЕАН).

Предмет исследования – исторические и
правовые основы создания и деятельности АСЕАН.

Методы исследования: обобщение, анализ,
синтез, дедукция, сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический
методы.

Структура работы включает введение, три
главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников
и литературы. [1] Страны АСЕАН
подписали крупнейшее соглашение о свободной торговле, русская служба Би-Би-Си,
15.11.2020 // www.bbc.com/russian/news-54949425

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По
результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.

Нельзя
отрицать важность международного сотрудничества, это платформа для построения
диалога, повод для налаживания социокультурных связей, в некоторых случаях
гуманитарное сотрудничество может помочь решить проблемы, существующие в
обществе. Более того — хорошие взаимоотношения с соседями, прочные культурные
связи и общность проектной деятельности обеспечивает более глубокое
взаимопонимание, предотвращает распространение сепаратистских настроений и
увеличивает уровень жизни граждан государства. Ассоциация сумела наладить
диалог в области культуры, спорта, здравоохранения как среди стран-участниц,
так и привлечь к данному вопросу другие государства, создав множество
диалоговых площадок.

АСЕАН
составляет документы, подтверждающие сотрудничество в разных гуманитарных
областях. Одним из важнейших является План социокультурного сообщества АСЕАН.
Данный план предусматривает долгосрочные перспективы сотрудничества, в нем
подводятся итоги деятельности за определенный отрезок времени, также
рассматриваются новые области сотрудничества, возможные общественные угрозы и
дальнейшие перспективы.

В
деятельности АСЕАН основной упор делается на сотрудничество в области
здравоохранения, образования и культуры и спорта; была создана Университетская
сеть АСЕАН, которая предполагает повышение социальной мобильности не только
молодежи, но и обмен специалистами-преподавателями.

Сегодня АСЕАН – одно из самых быстро
развивающихся интеграционных объединений в мире. Конечно, Ассоциация не только добивается
успехов и растет, но и борется с большим количеством проблем, решение которых
непосредственно влияет на дальнейшую судьбу АСЕАН.

Основными проблемами АСЕАН являются:

1. Сложность сохранения лидирующей
роли в интеграционном процессе в АТР на фоне роста Китайского влияния;

2. Мировой экономический кризис,
вызванный пандемией COVID-19 (пока мы не обладаем актуальными статическими
данными, но с уверенностью можем заявлять, что локдауны и сам кризис стали
сильным ударом для экономики настолько развитого интеграционного объединения);

3. Разногласия стран-членов
Ассоциации касаемо процесса дальнейшей интеграции;

4.
Разногласия государств-членов по вопросам соблюдения прав человека;
несогласие в вопросе пересмотра принципа невмешательства АСЕАН во внутренние
дела стран-участниц;

5.
Территориальные споры в Южно-Китайском море.

Очень
важным моментом в деятельности АСЕАН является осознание важности сохранения
идентичности государств-участников. Юго-Восточная Азия — сложный регион не
только с точки зрения разрыва в экономическом развитии, но и в историческом
формировании, уровне жизни населения, религиозном вероисповедании. Именно
понимание того, что каждая страна уникальная, помогает странам сплотиться и
сотрудничать в рамках этой идеи. Именно это и формирует особенности
двусторонних гуманитарных контактов. Страны, которые имеют разное историческое
прошлое, разные государственные религии могут кооперировать свои силы для
продвижения культур друг друга, построению долгосрочных перспектив
сотрудничества.

Эффективность
данного вида сотрудничества в регионе сложно оценить однозначно. С одной
стороны, существует большое количество саммитов, на который АСЕАН активно
показывает свою позицию готовности в сотрудничестве не только с государствами,
но и с международными организациями. На территории стран-участниц АСЕАН
действует большое количество проектов как японских — “KAKEHASHI Project” —
программа обмена студентами и научными деятелями, так и австралийских — «Новый
план Коломбо» — план для повышения студенческой мобильности. Между
странами-участницами Юго-Восточной Азии взаимодействие происходит также
неравномерно. Некоторые государства, несмотря на свой высокий уровень
экономического развития, настроены на ведение сотрудничества со своими
соседями, некоторые же пытаются разрешить конфликты, возникшие давно и не
прекращающиеся по сей день. Безусловно, в современных реалиях гуманитарное
сотрудничество является инструментом сдерживания или преодоления проблем внутри
государства, помогая, таким образом, с социальными проблемами населения,
увеличивая туристические потоки, преодоления неграмотности населения,
уменьшение темпов распространения экстремизма и прочее. Однако, проанализировав
полученную информацию, стоит прийти к выводу, что в регионе Юго-Восточной Азии
сотрудничество в гуманитарной сфере между государствами только начинает
набирать обороты и является скорее новой тенденцией, нежели исторически
сложившейся.

Дальнейшие
перспективы развития этой области взаимодействия между странами весьма
позитивны — АСЕАН наращивает свой потенциал, появляясь на международной арене
как особый вид развития кооперации между странами. Более того — Юго-Восточная
Азия весьма прибыльный и быстрорастущий регион благодаря богатым природным
ресурсам, дешевой рабочей силе и благоприятному инвестиционному климату.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Историко-теоретические основы создания и
деятельности АСЕАН

1.1. Предпосылки, причины и история создания АСЕАН Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
(АСЕАН) была основана в 1967 году Индонезией, Малайзией, Филиппинами,
Сингапуром и Таиландом. Позже АСЕАН расширила свое членство, включив
Бруней-Даруссалам, Камбоджу, Лаос, Мьянму и Вьетнам. Папуа-Новая Гвинея и Тимор-Лешти
действуют как государства-наблюдатели. АСЕАН занимает примерно 4,5 миллиона км.кв.
земли, что сопоставимо с территориальной протяженностью Европейского Союза. Его
общая численность оценивается примерно в 600 миллионов человек[1].

Современный мир – это сложная
система, состоящая из огромного количества связей и взаимодействий. Субъектами
и объектами данной системы выступают государства, которые действуют
самостоятельно или в союзе с другими странами. В последнее время очень ярко
выражена тенденция к образованию различных ассоциаций и других типов
объединений, что служит ярким примером явления глобализации.

Наибольшей степени развития
интеграционные процессы достигли в Европе в рамках Европейского союза. В то же
время активные процессы происходят и в Северной Америке (НАФТА), и в
Юго-Восточной Азии (АСЕАН), и в других регионах.

Распад биполярного мира привел к
изменению расстановки сил не только в Европе, но и в Азиатско-Тихоокеанском
регионе. Существующая во времена холодной войны система международных отношений
обусловила разделение стран на два лагеря и выделение ряда стран, что последовательно
проводили политику неприсоединения. При таких условиях проведение
скоординированной политики в определенном регионе с участием ряда государств
несколько усложнялось.

Глобализация привела к кардинальным
политическим трансформаций, впрочем, завершение Холодной войны не стало точкой,
разделившей развитие Азиатско-Тихоокеанского региона на до и после, впрочем, активизировались
интеграционные процессы. Значительную роль в заполнении политического вакуума
сыграла АСЕАН, созданная еще в 1967 г. Аббревиатура ASEAN происходит от английского
названия объединения: Association of Southeast Asian Nations (Ассоциация
государств Юго-Восточной Азии).

Данная проблематика основательно
исследована в трудах зарубежных и отечественных ученых. Так, японский профессор
Т. Содзи[2]
рассматривает сотрудничество стран АСЕАН в сфере безопасности. Индонезийский
ученый Г. Бенни и его малазийский коллега К. Абдулла[3]
исследуют проблемы восприятия Ассоциации гражданами Индонезии на современном
этапе. АСЕАН как фактор становления новой системы международных отношений в
регионе находится в центре внимания российских авторов С. Меньшиковой[4],
Л. Васильева[5] и
О. Мартыновой[6].

Ядром организации являются пять
учредителей: Таиланд, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, подписали
договор об образовании организации 8 августа 1967 г. в городе Бангкок («бангкокская
декларация»). Все перечисленные страны, кроме Таиланда (бывший Сиам), долгое
время были колониями европейских метрополий: Индонезия-Нидерландов; Малайя,
Савак и Саравак (нынешняя Малайзия), Сингапур, Бруней и Бирма – Великой Британии;
Вьетнам, Лаос и Камбоджа входили в состав Французского Индокитая; Филиппины
были подчиненные США. Независимость они обрели лишь после Второй мировой войны[7].
Колониальное прошлое обусловило определенное недоверие к возможным
интеграционным образований, ведь в первые годы национальный интерес заключался
в сохранении территориальной целостности и защите государственного
суверенитета. Характерной чертой этого периода стала двусторонняя конфронтация
по линиям “Малайзия – Сингапур”, “Индонезия – Малайзия”, “Малайзия –
Филиппины”. Причина противостояния заключалась в территориальных претензиях со
стороны каждой страны, а в случае с Сингапуром решался также вопрос суверенитета
последнего. Да, правительство Филиппин не признавало территориального
суверенитета Малайзии над провинции Сабах и надеялось склонить малайзийское правительство
к компромиссу при поддержке США. В то же время малайзийско-индонезийская
конфронтация на острове Калимантан длилась более 9 лет. Индонезийское
правительство, возглавляемое генералом Сукарно, с недоверием отнеслось к
новообразованному королевству, утверждая, что Малайзия представляет опасность
для территориальной целостности Индонезии. Сукарно и тогдашний премьер-министр
Малайзии А. Тунку имели полярные взгляды на перспективы дальнейшего развитие
региона.

Сукарно выступал за полнейший
нейтралитет в советско-американскому противостоянию и отрицательно воспринимал
любые действия бывших метрополий в азиатском субрегионе. Со своей стороны, глава
малайзийского правительства не рассматривал Великобританию как неизбежную
угрозу и поддерживал развитие двусторонних отношений с бывшей метрополией.

Двусторонняя конфронтация
усиливалась еще и тем, что индонезийское правительство воспринимало Малайзию
как потенциального лидера в Юго-Восточной Азии. Наконец, конфликт между
Малайзией и Сингапуром был успешно решен путем предоставления островному городу
независимости в 1965 г., который в течение последующих десятилетий практически
с нуля построил экономическую, военную, образовательную системы.

Несмотря на сложную предысторию
создания регионального интеграционного образования, основными целями АСЕАН,
провозглашенными в бангкокской декларации 1967 г., стали:

— ускорение экономического,
социального и культурного развития государств-членов на основе сотрудничества и
взаимопомощи;

— содействие установлению мира и
стабильности в регионе на основе соблюдения принципов справедливости и
законности и выполнения норм Устава ООН;

– поддержка взаимовыгодного
сотрудничества с другими международными организациями.

В Азиатском регионе, в частности в
Юго-Восточной Азии, интеграция послужила ответом на политические вызовы 1960-х
годов. Вьетнамская война, распространение и укрепление коммунистической
идеологии на севере региона, а также угроза продвижения коммунизма на юг
заставили государства объединиться. Результатом такого решения стала Ассоциация
государств Юго-Восточной Азии или АСЕАН, образованная в 1967 году. В состав
Ассоциации изначально вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины[8].

Интересно
проследить эволюцию АСЕАН как региональной организации, сумевшей за полвека
занять важное место в структуре Азиатско-Тихоокеанской подсистемы международных
отношений. В частности, особенно интересно рассмотреть, какие факторы
обеспечили рост международной субъектности АСЕАН – той самой субъектности,
которая позволяет ей развивать равноправные партнерские отношения как с
внерегиональными державами, так и с другими региональными объединениями.

В
качестве главного фактора следует назвать концепцию центральности АСЕАН (или
концепцию асеаноцентричности), предполагающую выстраивание межрегиональных
отношений вокруг асеановского “ядра”. Идея о центральной роли АСЕАН восходит к
середине 1970-х годов, когда на базе ежегодных конференций министров
иностранных дел стран-членов Ассоциации начали проводиться встречи с их
коллегами из Австралии, Европы, США, Японии, получившие название
“постминистерских конференций”. Так был заложен механизм привилегированного
взаимодействия АСЕАН с ведущими западными державами, который был расширен в
середине 1990-х годов за счет подключения к нему Китая, Индии и России. Этот
механизм способствовал тому, что малые и средние государства Юго-Восточной
Азии, которые взяли на себя лидерскую функцию в организации многостороннего
сотрудничества с существенно превосходящими их по мощи и влиянию
внерегиональными акторами, постепенно превратились в движущую силу
макрорегиональной интеграции.

Как
отмечает ведущий эксперт Центра АСЕАН при МГИМО МИД России Е.В. Колдунова, “ХХ
век АСЕАН завершила с широким инструментарием влияния на макрорегиональные
процессы и в статусе (по крайней мере формальном) равноправного партнера
ведущих международных игроков”. Благодаря доверительным контактам с лидерами
великих держав, распространяющимся на политическую, экономическую и военную сферы,
страны АСЕАН сумели значительно повысить свой международный престиж и даже
выступить в качестве локомотива азиатско-тихоокеанского сотрудничества в сфере
экономики и безопасности. Это позволило политикам и аналитикам отнести
“центральность” АСЕАН к ключевым аспектам ее функционирования. В частности, в
Хартии АСЕАН “поддержание центральности и проактивной роли АСЕАН как ведущей
движущей силы во взаимоотношениях и сотрудничестве с внешними партнерами в
рамках открытой, прозрачной и инклюзивной региональной архитектуры” названо
одной из первоочередных целей Ассоциации[9].

Развитию Ассоциации в определенной
степени способствовало решение о возможности участия в ее работе с 1987 г.
внерегиональных государств. Это влияет на статус АСЕАН и более ответственное отношение
государств-участников к своему членству.

Современная деятельность Ассоциации
оценивается подчас с противоположных позиций. Негативные оценки вызваны
медлительностью в принятии оперативных решений. Вместе с тем в ряде случаев это
способствует снижению напряженности в регулярно возникающих конфликтных
ситуациях. Но если события станут развиваться быстрее, чем темпы регулирования
процессов в АСЕАН, могут быть серьезные последствия, чреватые возникновением
рисков региональной безопасности. [1] Белокриницкий В. Я. Южная Азия в
мировой политике / В. Я. Белокреницкий, — М.: АСТ, 2018. – С. 116-117. [2] Shoji T. ASEAN Security Community: An Initiative for Peace and
Stability [Text] /T. Shoji //NIDS Security Reports. – 2008. – №4. – P.17–34. [3] Benny G. Indonesian Perceptions and Attitudes toward the ASEAN
Community [Text] /G. Benny, K. Abdullah //Journal of Current Southeast Asian
Affairs. – 2011. – Vol.1. – P.39–67. [4] Меньшикова С.М. Роль АСЕАН в становлении региональной
архитектуры в АТР [Текст] /С.М. Меньшикова //Вестник МГИМО Университета. –
2012. – №4. – С.101–108. [5] Васильев Л. АСЕАН в начале ХХІ века. Актуальные проблемы и
перспективы [Текст] /Л.Васильев. – М. : ИД ФОРУМ, 2010. – 368 с. [6] Мартынова Е.С. АТЭС vs АСЕАН: генезис, эволюция, перспективы
развития [Текст] /Е.С. Мартынова //Вестник международных организаций. – 2012. –
№2(37). – С.145–162. [7] Ключник Р.М. АСЕАН и международное
сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Гилея: научный вестник. 2015. № 95. С. 423-426. [8] Черкасова Н.Н., Пылёва А.О. АСЕАН
как инструмент интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии // В сборнике:
Актуальные проблемы международных отношений в условиях формирования
мультиполярного мира. Сборник научных статей III Международной научно-практической
конференции. под редакцией: Бычковой Л.В., Кузьминой В.М., 2015. С. 168-171. [9] Ефремова К.А. АСЕАН как
потенциальный субъект глобального управления: предпосылки, возможности и
перспективы // Полис. Политические исследования. 2020. № 3. С. 44-55.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы