Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Церковная-история

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему История православия на Кольском полуострове, вторая половина XVI — начало XX века. Опыт отечественной историографии.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ.. 7

1.1. Ключевые тенденции изучения церковной истории в ХХ
веке. 7

1.2. Основные направления изучения церковной истории в ХХ
веке. 11

Выводы к главе 1. 19

ГЛАВА 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ПРАВОСЛАВНОЙ ОБЩИНЫ НА КОЛЬСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ В XVI – XIX ВЕКАХ.. 21

2.1. Современные подходы к периодизации процессов
христианизации Кольского полуострова. 21

2.2. Укрепление позиций православия на Кольской земле и
отражение данного процесса в историографии. 35

Выводы к главе 2. 43

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ НА КОЛЬСКОМ
ПОЛУОСТРОВЕ НА РУБЕЖЕ ХІХ – ХХ ВЕКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ.. 45

3.1. Общая характеристика деятельности Церкви на Кольском
полуострове в конце ХІХ – начале ХХ века. 45

3.2. Образовательно-просветительская деятельность Церкви. 51

Выводы к главе 3. 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 63

  

Введение:

 

Актуальность работы. Актуальность исследования
исторических перипетий функционирования Русской Православной Церкви на
протяжении ее существования является неоспоримой, поскольку данная тема
представляет собой перспективнейшее направление всей церковно-исторической
науки. Исследователи получили к ней доступ только во время перестройки в СССР,
когда появилась возможность объективно провести научное исследование. Мощный
интерес к данной теме привел к тому, что в последнее время активно печатаются и
публикуются многочисленные сборники, содержащие исторические документы и
церковно-исторические работы, благодаря которым можно доходчиво представить
многие значительные события и этапы истории, пережитые отечественным
православием в прошлом веке.

По причине того, что, по сути, работа над основными
историческими источниками относительно данной темы, особенно над теми из них,
которые пополнили государственные архивохранилища, лишь начинается, в
отечественной науке нет работы, которая имела бы исчерпывающий эффект относительно
раскрытия указанной тематики. Не является исключением даже последнее
десятилетие, когда особенное развитие получила оцифровка и интернетизация
информационных ресурсов.

Однако пристального внимания заслуживает ситуация с
православием в регионах на момент революционных преобразований. Одним из таких
регионов является Кольская земля – край, ставший местом соприкосновения многих
народов, один из форпостов Русского Севера. Именно потому необходимо
комплексное изучение историографии православия на Кольском полуострове. Особое
внимание, на наш взгляд, следует уделить периоду формирования и развития
основных православных центров в регионе, поскольку истории подвижников и выдающихся
священнослужителей Кольской земли могут способствовать духовно-нравственному
воспитанию современных православных христиан.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Историография
русского православия, оформленного в пределах Русской Православной церкви,
содержит возможность разделения на несколько этапов. Обычно актуальна следующая
периодизация: так, первым периодом является эпоха с начала девятнадцатого до
начала двадцатого века. Второй период затрагивает период существования
Советского Союза – со времени Октябрьского переворота до конца восьмидесятых
годов, когда начался демонтаж советской системы. Третьим периодом является
временной промежуток, затрагивающий наше время и начинающийся с девяностых
годов прошлого века, то есть со времен, когда структуры Русской Православной
церкви начали возрождаться. Впрочем, данной периодизации присуща большая
условность, однако она является достаточно точной и последовательной в
отношении накопленного материала, а также позволяет своевременно его
интерпретировать.

Революция
оказала существенное негативное влияние на развитие исторических исследований.
Октябрьский переворот стал началом гонений на Церковь, поэтому впоследствии
стало некомфортно исследовать историю церковных отношений, ведь практически все
представители образованного духовенства были репрессированы или вовсе устранены
физически. Соответственно, архивные источники для церковных историков также
были недоступны, поскольку доступ был официально закрыт. Поэтому стоит
отметить, что ввиду невозможности осуществления подобной деятельности на
территории, подконтрольной советской власти, особенно ввиду революционных
событий и общественно-гражданских преобразований в СССР, она началась за
рубежом, а ее активными осуществителями стали представители русской эмиграции.

По
результатам проведенного исследования можно определить четыре этапа христианизации
саамов. Первый этап связан с деятельностью Лазаря Муромского в XIV веке.
Следующий, второй этап, характеризуется миссионерской активностью Соловецкого
монастыря, а именно – преподобных Феодорита и Трифона. На третьем этапе, в
XVII-XVIII веках темпы христианизации замедляются по причине внутриполитических
проблем российского государства, и военной угрозы с западного направления.
Четвертый, последний период христианизации саамского населения, связан с
деятельностью церкви по просвещению и укреплению в вере уже крестившихся
саамов. Приоритет при этом отдается деятельности церковно-приходских школ на
саамских территориях.

На
первом этапе распространение новой религии среди саамов является делом
добровольным, подвижническим. К XVI веку уже стал явным экономический интерес
церкви и государства в вопросе о саамских территориях: увеличение вотчин и
количества тяглового населения.

Для
политически нестабильных шестнадцатого и семнадцатого века не было характерно
наличие существенных изменений относительно характера, присущего
христианизации. Однако необходимо отметить, что в этот период произошло
существенное снижение экономической мощи церкви и того политического значения,
который она имела в государственной жизни того времени. Следовательно, церковь
утратила доступ к ресурсам, необходимым для того, чтобы проводить планомерную
христианизацию населения, которое по тем или иным причинам не исповедовало
православие.

Неминуемым
стало снижение темпов распространения христианства и среди саамского населения
Кольского полуострова. Помимо этого, стоит отметить также, что даже те из
представителей саамского народа, которые приняли крещение, не привлекались к
планомерной работе, призванной утвердить их в вере. Совокупность данных
факторов оказалась благотворной для сохранения саамских верований и культуры
без особых изменений вплоть до девятнадцатого века.

Подробно рассмотрев вопрос о том, какое место
занимало православие на Кольском полуострове по состоянию на рубеж
девятнадцатого и двадцатого веков, можно выделить ряд ключевых моментов,
отличавших религиозную ситуацию здесь, на Крайнем Севере, от сложившейся по
России в целом, особенно в ее центральных губерниях.

Во-первых, на Кольском полуострове в начале
двадцатого века наблюдается более ровное отношение к Церкви. Это отчетливо
проявляется в широко развернутом строительстве храмов и часовен, которое, что показательно,
ведется в основном не по плану Священного Синода и не на средства казны, а
«тщанием прихожан» (и по их инициативе), на пожертвования частных лиц
(преимущественно местных), большинство из которых принадлежало к крестьянскому
и купеческому сословиям, то есть к далеко не самым обеспеченным.

Церковь по-прежнему занимает видное место в системе
начального образования и просвещения населения края, как детского, так и
взрослого. Здесь наблюдается меньший разрыв между духовенством и прихожанами,
что подтверждается многочисленными просьбами открытия новых приходов,
перенесения места жительства причтов и выделения новых в отдаленные погосты,
частыми «командировками» священников на побережье

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ 1.1. Ключевые тенденции
изучения церковной истории в ХХ веке

Историография
русского православия, оформленного в пределах Русской Православной Церкви,
содержит возможность разделения на несколько этапов. Обычно актуальна следующая
периодизация: так, первым периодом является эпоха с начала девятнадцатого до
начала двадцатого века. Второй период затрагивает период существования
Советского Союза – со времени Октябрьского переворота до конца восьмидесятых годов,
когда начался демонтаж советской системы. Третьим периодом является временной
промежуток, затрагивающий наше время и начинающийся с девяностых годов прошлого
века, то есть со времен, когда структуры Русской Православной церкви начали
возрождаться. Впрочем, данной периодизации присуща большая условность, однако
она является достаточно точной и последовательной в отношении накопленного
материала, а также позволяет своевременно его интерпретировать.

Революция
оказала существенное негативное влияние на развитие исторических исследований.
Октябрьский переворот стал началом гонений на Церковь, поэтому впоследствии
стало некомфортно исследовать историю церковных отношений, ведь практически все
представители образованного духовенства были репрессированы или вовсе устранены
физически. Соответственно, архивные источники для церковных историков также
были недоступны, поскольку доступ был официально закрыт. Поэтому стоит
отметить, что ввиду невозможности осуществления подобной деятельности на
территории, подконтрольной советской власти, особенно ввиду революционных
событий и общественно-гражданских преобразований в СССР, она началась за
рубежом, а ее активными осуществителями стали представители русской эмиграции.
Не стоит приуменьшать значимость их усилий, поскольку историки-эмигранты не
имели доступа к большей части источников.

Дебютной
книгой данного плана стало произведение Валентинова «Черная книга или Штурм
небес. Сборник документальных сведений о борьбе Советской власти против
религии»[1].
Она была выпущена в 1925 году в Париже. Данное издание является, судя по
названию, сборником документальных сведений об антирелигиозной борьбе Советской
власти. Соответственно, практически все исторические сведения о русском
православии на территории Советского Союза связаны с гонениями, которые
осуществляло государство в отношении Церкви. Данные гонения имели разные формы
и завершились лишь с распадом Советского Союза.

1923
годом датирован выход книги Гидулянова «Церковь и государство по
законодательству РСФСР»[2].
Стоит, впрочем, сделать скидку на то, что это издание было советским, поэтому в
нем содержалось умолчение многих подзаконных актов, которые в реальности
осуществляли регламентацию репрессивной государственной политики. В
двадцатые-тридцатые годы серьезные работы, в которых содержались бы хоть
какие-то первичные сведения о происходящем в Русской Православной Церкви, по
сути, отсутствовали даже за рубежом. Эта тематика была представлена лишь
отдельными газетными и журнальными публикациями, но не более. Однако, когда
прошло некоторое время, произошло и появление первых историко-обзорных работ,
которые носили полемический характер.

Среди
данных работ возможно упоминание написанных соответственно в 1928 и 1930 гг.
очерков «Краткая годичная история Русской Православной Церкви. 1927–1928
гг.»  и «Обзор главнейших событий
церковной жизни России за время с 1925 г. до наших дней». Появление обоих
названных произведений связано со средой, которая находилась в оппозиции
митрополиту Сергию. Соответственно, в России они просто не могли быть
опубликованы.

Однако стоит отметить, что и сторонниками митрополита
Сергия умножалась историко-полемическая литература. Так, к примеру, можно
говорить о книге, автором которой является профессор-эмигрант И. А. Стратонов
«Русская церковная смута. 1921–1931 гг.», которая увидела свет в 1932 году в
Берлине. Вопросы, связанные с антисергианской оппозицией, затронуты в книге
«Последние отпадения (1927–1931 гг.)». У И. [1] Валентинов А.А. Черная книга
(«Штурм небес»). Сборник документальных данных, характеризующих борьбу
советской коммунистической власти против религии. – Париж, 1925. [2] Гидулянов П. В. Церковь и
государство по Законодательству РСФСР : Cборник узаконений и распоряжений с
разъяснениями V отдела НКЮ / П. В. Гидулянов; под ред. П. А. Красикова. — М. :
[Тип. ГПУ], 1923. – 100 c.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы