Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему История и современное состояние оценки функциональной грамотности обучающихся в России и за рубежом по модели «PISA»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ.. 6
1.1. Понятие и сущностные характеристики функциональной
грамотности в России и за рубежом. 6
1.2. Особенности и история создания международной
программы по оценке функциональной грамотности «PISA» за рубежом. 16
Выводы по первой главе. 25
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ
РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ «PISA» В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 27
2.1. Содержание контрольно-измерительных материалов для
оценки функциональной грамотности «PISA». 27
2.2. Результаты реализации международной программы по
оценке функциональной грамотности «PISA» в России и за рубежом в 2003-2015 гг. 39
2.3. Стратегические задачи России по оценке
функциональной грамотности в условиях внедрения обновленного ФГОС.. 43
Выводы по второй главе. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 57
ЛИТЕРАТУРА.. 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
Введение:
Актуальность темы
исследования. Переход от концепции образования на всю
жизнь к концепции образования на протяжении жизни, усиление влияния
образовательной практики на ход социально-экономического, технического,
информационного и культурного развития современного общества представляют образование
взрослых как один из самых влиятельных факторов построения знания общества.
Необходимость удовлетворения начальных образовательных потребностей обострялась
с каждым шагом к прогрессу в развитии человечества. В сегодняшних условиях
грамотность – это право для обучения на протяжении жизни, основа улучшения
благосостояния, создание комфортных условий жизнедеятельности, воплощающая в
себе залог устойчивого и всестороннего развития.
Согласно Федеральным
государственным образовательным стандартам (ФГОС) нового поколения (2021 год)
приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение
Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования.
Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования
функциональной грамотности обучающихся[1].
Современные глобальные
трансформации в образовании усиливают интерес ученых к изучению специфики
развития отрасли. Анализируя динамику общественного мнения относительно
характеристики функциональной грамотности, следует отметить исследования
отечественных исследователей, а именно: И.Ю. Алексашиной, О.А. Абдулаевой,
Ю.П. Киселева, В.А. Ермоленка, И.Б. Короткиной, Л.Е. Сигаевой,
И.Д. Фрумина, М.С. Добряковой, К.А. Баранникова, И.М. Реморенка и др. Эти
ученые посвятили свои исследования изучению освещаемого нами вопроса в России
или в зарубежных странах.
Функционально неграмотные
– это лица, которые учились в школе, но не приобрели или потеряли навыки
быстрого чтения и элементарного письма; они не могут разобраться в инструкциях
к механизмам, химическим реактивам, правилам безопасности на производстве.
Неудивительно, что во многих странах, наряду с безработицей, существует
значительное количество рабочих мест, которые не могут быть заполнены в связи с
недостаточной образованностью претендентов[2].
Понятие «функциональная
неграмотность» непостоянно. Оно может приобретать иной смысл в зависимости от
уровня технико-экономического развития отдельной страны, от сложности
социальной структуры, специфики политической и общественной позиции. Граница
между функциональной грамотностью и функциональной неграмотностью является
подвижной. Тот уровень образования, которым сегодня обеспечивается
функциональная грамотность, может скоро стать недостаточным. Преодоление
безграмотности зависит как от многих педагогических, так и непедагогических
факторов – экономических, политических, социальных.
Объект исследования ‒
процесс оценки функциональной грамотности обучающихся в России и за рубежом.
Предмет исследования ‒
процесс зарождения, развития и современное состояние оценки функциональной
грамотности обучающихся в России и за рубежом по модели «PISA».
Цель исследования ‒
проанализировать историю и современное состояние оценки функциональной
грамотности обучающихся в России и за рубежом по модели «PISA».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и
сущностные характеристики функциональной грамотности в России и за рубежом.
2. Описать особенности и
историю создания международной программы по оценке функциональной грамотности
«PISA» за рубежом.
3. Провести анализ
содержания контрольно-измерительных материалов для оценки функциональной
грамотности «PISA».
4. Проанализировать
результаты реализации международной программы по оценке функциональной
грамотности «PISA» в России и за рубежом в 2003-2018 гг.
5. Провести анализ
стратегических задач России по повышению качества образования в рамках
формирования функциональной грамотности и внедрения обновленного ФГОС.
Методы исследования, позволяющие
решить поставленные задачи, являются следующими:
‒ анализ литературы по
теме исследования;
‒ синтез и обобщение;
‒ анализ современных
подходов к оценке и интерпретации результатов реализации международной
программы по оценке функциональной грамотности «PISA» в России и за рубежом.
Теоретическая значимость
работы состоит в том, что нами обобщена информация
относительно истории и современного состояния оценки функциональной грамотности
обучающихся в России и за рубежом по модели «PISA».
Практическая значимость
исследования состоит в том, что собранный нами материал
может быть использован для дальнейших разработок данного вопроса.
Структура работы обусловлена целью и
задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованной литературы, двух приложений. [1] Приказ Министерства просвещения РФ
от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс].
‒ URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения:
25.05.2022). [2] Алексашина И.Ю. Формирование и
оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И.Ю.
Алексашина, О.А. Абдулаева, Ю.П. Киселев; науч. ред. И.Ю. Алексашина. ‒ СПб.:
КАРО, 2019. ‒ 160 с.
Заключение:
Функциональная
грамотность представляет собой способность человека к использованию навыков
чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (прочитать инструкцию,
заполнить анкету обратной связи и т.д.). Иначе говоря, функциональная
грамотность позволяет человеку вступать в отношения с внешней средой и
максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Для современного человека
функциональная грамотность является той необходимостью, которая позволить
осуществлять эффективную деятельность в самых разных сферах.
Основная цель международной
программы по оценке функциональной грамотности «PISA» за рубежом ‒ это не соревнование
между государствами. Сравнительный характер исследования определяется в первую
очередь возможностью проанализировать результаты страны в различных циклах
исследования. Результаты программы являются показателем качества системы
образования в той или иной стране, поскольку проект PISA обеспечивает регулярную
оценку ученической успеваемости в сочетании с проявлением факторов социального
происхождения учащихся.
Существуют на сегодняшний
день учебные пособия-тренажёры, позволяющие формировать у обучающихся функциональную
грамотность, в которых предлагаются тексты, написанные довольно сложным языком,
а также есть вопросы к каждому тексту, ответ на которые обучающимися позволяет
понять степень понимания им прочтенного текста.
Участие России в
международных исследованиях качества образования, в частности, в рамках проекта
проект PISA, ‒ это двигатель образовательных реформ, что будет способствовать
изменению подходов к обучению, поиску новых форм подачи материала.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
1.1. Понятие и сущностные
характеристики функциональной грамотности в России и за рубежом Измерительные материалы
для проведения Национальных исследований качества образования (НИКО),
Всероссийских проверочных работ (ВПР) в нашей стране, как отмечают
К.П. Вергелес, Г.С. Ковалева, Н.И. Колачев, И.О. Садовщикова, используют в
качестве обратной связи средний балл за выполнение работы, а также эквивалент
этого балла по пятибалльной шкале. Так, в отчетах НИКО по математике представлены
результаты теста на уровне средних баллов, максимальных баллов, эквивалентности
баллов по тесту традиционной системе отметок, некоторой сопоставимости с
баллами Единого государственного экзамена, а также процент выполнения заданий с
типичными ошибками[1].
По мнению исследователей (К.П. Вергелес, Г.С. Ковалева, Н.И. Колачев, И.О. Садовщикова),
данный подход предоставляет учителям довольно ограниченный спектр информации о
проблемных местах учащихся и не раскрывает в полной мере компетентностную
составляющую результатов учеников. В результате этого учителя обладают недостаточными
данными, что затрудняет работу над индивидуальными траекториями развития
учащихся[2]. [1] Опыт предоставления обратной связи
в процессе оценки и формирования функциональной грамотности / К.П. Вергелес, Г.С. Ковалева, Н.И. Колачев, И.О.
Садовщикова // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 2. – №
2(70). – С. 9-10. [2] Опыт предоставления обратной связи
в процессе оценки и формирования функциональной грамотности / К.П. Вергелес,
Г.С. Ковалева, Н.И. Колачев, И.О. Садовщикова // Отечественная и зарубежная
педагогика. – 2020. – Т. 2. – № 2(70). – С. 9-10.