Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Исследование психических особенностей детей 5-6 лет в условия детского сада

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава 1. Особенности психического развития детей в
возрасте 5-6 лет по опубликованным научным источникам……………………………………………6

1.1. Способы
познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста  6

1.2.
Индивидуальные аспекты развития детей старшего дошкольного возраста  19

1.3. Кризисы,
страхи и проблемы психического развития ребенка. 26

Глава 2. Методы и методики исследования детей в условиях
детского сада. 34

2.1. Описание
группы испытуемых. 34

2.2. Основные
методы и методики диагностики психических особенностей детей  36

2.3.
Процедура проведения диагностики детей старшего дошкольного возраста в условиях
детского сада. 38

Глава 3. Анализ эмпирических данных исследования
психических особенностей детей 5-6 лет в условиях детского сада. 44

3.1.
Исследования темперамента детей старшего дошкольного возраста. 44

3.2.
Исследование когнитивной сферы психического развития детей в возрасте 5-6 лет в
условиях детского сада. 49

Заключение. 55

Выводы.. 59

Список литературы.. 61

  

Введение:

 

Актуальность исследования.
ФГОС дошкольного образования выдвигает требования к результатам освоения
основной образовательной программы дошкольного образования, они включают в себя
формирование основ умения учиться и способность к организации своей
деятельности; сформированность мотивации к обучению и познанию, а еще
готовности и способности обучающихся к саморазвитию. На основании этого можно
утверждать, что проблема педагогической диагностики психических особенностей
дошкольников является в настоящее время одной из наиболее актуальных.

Проблема
влияния психических особенностей на развитие личности имеет важное значение,
потому что в настоящее время происходят социально-экономические, культурные,
политические изменения в обществе, и такие качества, как личностная активность,
самостоятельность в суждениях, волевые черты характера, несомненно, становятся
залогом полноценной жизни человека в социуме. Именно врожденные индивидуальные
особенности, связанные с работой нервной системы, во многом определяют
уникальный путь развития личности и лежат в основе выработки индивидуального
стиля деятельности и общения, обеспечивающего гармоничное развитие личности, успешность
процесса социализации, вхождения ребенка в мир взрослых.

В
связи с резким увеличением в настоящее время числа невротизированных детей
закономерно встает вопрос о причинах такого роста, среди которых врожденные
индивидуальные особенности играют не последнюю роль. Своевременная диагностика
индивидуальности ребенка помогает предсказать появление возможных негативных
феноменов в психическом развитии личности, а также дает возможность
сформировать оптимальную стратегию взаимоотношений с ребенком, уже имеющим
какие либо отклонения.

Проблеме
психических особенностей старших дошкольников посвящены труды многих
ученых-педагогов (Л.М. Аристовой, М.А. Данилова, П.И. Пидкасистого, Г.И.
Щукиной и др.). Сущность педагогической диагностики в дошкольном возрасте нашла
отражение в исследованиях, проведенных Э.И. Александровой, В.В.Давыдовым,
Л.В.Занковым, Н.Б.Истоминой, Ю.М.Колягиным, Л.Г. Петерсон, А.М. Пышкало,
Л.А.Стойловой, М.Н.Скаткиным, Д.Б.Элькониным.

Вопрос
о средствах педагогической диагностики психических особенностей детей
дошкольного возраста решался в рамках проблемы активизации учения,
исследованной в трудах В.С.Данюшенкова, Е.В.Коротаевой, В.И.Лозовой,
А.В.Троцко, Т.И.Шамовой и др. А.В.Сластенин отмечал, что успех обучения в
конечном итоге определяется отношением дошкольника к учению, их стремлением к
познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений, навыков,
их активностью.

Объектом
исследования были дети в возрасте 5-6 лет, посещающие детский сад.

Предмет
исследования — психическое развитие детей 5-6 лет.

Цель
работы: исследование психических особенностей детей 5-6 лет в условиях детского
сада.

Задачи
исследования:

1.
Изучить особенности психического развития детей 5-6 лет по опубликованным
научным источникам. 2.
Выбрать объект исследования, выдвинуть гипотезу, подобрать методы и
методики работы,

3.
Провести диагностику психического развития детей старшего дошкольного возраста
в условиях детского сада.

4.
Проанализировать результаты диагностики психических особенностей старших
дошкольников.

Гипотеза исследования: предполагаем,
что в результате диагностики психического развития у детей старшего дошкольного
возраста будет преобладать средний уровень развития воображения,
наглядно-образного мышления, зрительной памяти, а также завышенный уровень
самооценки.

Методы исследования:


для теоретического анализа проблемы изучалась психолого — педагогическая
литература, методические пособия по теме исследования; —
для сбора эмпирических данных использовались беседа, наблюдение и психодиагностические
методики; —
для анализа полученного массива данных применялись качественный и
количественный методы (математические методы обработки — анализ
среднестатистических данных).

Методики
исследования должны удовлетворять следующим требованиям:


апробированность в отечественных условиях;


возможность представлять результаты исследования в виде цифр;


доступность для понимания контингентом (с учетом возрастных,
характеристик);


валидность и надежность;


простота применения.

В
исследовании использовался следующий блок методик:

1.
Методика «Рисунок несуществующего животного». (М.З. Дукаревич) — оценка уровня
воображения дошкольников.

2.
Методика «Нелепицы» (Р.С. Немов) – оценка уровня наглядно-образного мышления.

3.
Методика «Лесенка» (автор Т.Д. Марцинковская) – исследования самооценки
дошкольников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
первой главе рассмотрели особенности психического развития детей в возрасте 5-6
лет по опубликованным научным источникам. Пришли к выводу, что в организации
познания окружающего мира в условиях ДОО, важно правильное создание предметно —
развивающей среды, направленное на обогащение возможностей познавательного
развития ребенка в таких видах деятельности, как экспериментирование,
наблюдения, игровая деятельность, направленная на познание. Наиболее
эффективными методами и способами работы по ознакомлению с окружающим миром, в
условиях ДОО, является организация опытно-экспериментальной деятельности,
проектная деятельность и познавательные дидактические игры разной
направленности. При этом необходимо продуманное и тесное взаимодействие с
родителями с привлечением родителей к познавательному развитию ребенка. Очень
важно, чтобы у ДОО и родителей была единая линия на формирование правильных
представлений об окружающем мире в познавательном развитии дошкольников и для
этого в арсенале педагога существуют разнообразные формы взаимодействия с
родителями, такие как консультации, круглые столы, родительские лектории и др.

Старший
дошкольный возраст – это период интенсивного развития, появления ряда
психических новообразований, становления важных черт личности, это возраст
формирования тех особенностей психики, которые определяют поведение детей, их
отношение к окружающему миру и представляют собой фундамент личности. Этот
период является наиболее сензитивным с точки зрения формирования
социально-ценностного поведения, которое рассматривается нами как активность
личности, проявляющаяся во взаимоотношениях с социумом, основанных на
соблюдении общепринятых норм и ценностей, воспринимаемых ребенком как личностно
значимые.

В
старшем дошкольном возрасте наступает один из микрокризисов развития, связанный
с дозреванием основных структур коры головного мозга, которые контролирует
эмоции. Это кризис перехода в старший дошкольный возраст. С этого момента от
ребенка можно требовать большего контроля за своим эмоциональным поведением. В
этом возрасте начинаются процессы с осознанием пола, выстраиванием сценария
вперед, происходит скачковое усложнение внутреннего мира, возникает
максимальное количество страхов. Ребенок делает серьезные обобщения о мире,
жизни, сильно расширяется поле действия его фантазий. Также в старшем дошкольном
возрасте возрастает возможность возникновения страхов. Страхи у старших дошкольников
— достаточно распространенный негативный фактор в воспитании ребенка.
Проявления детских страхов очень многообразны.

Во
второй главе проанализировали методы и методики исследования детей в условиях
детского сада. Для решения указанных задач были использования следующие методы
исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения,
педагогический эксперимент, беседа, тестирование, метод обобщения, метод
математико-статистической обработки данных. В практической части работы были
использованы следующие диагностические методики: методика «Рисунок
несуществующего животного». (М.З. Дукаревич) — оценка уровня воображения
дошкольников, методика «Нелепицы» (Р.С. Немов) – оценка уровня наглядно-образного
мышления, методика «Лесенка» (автор Т.Д. Марцинковская) – исследования уровня
самооценки дошкольников, методика «Узнавание фигур» (вариант теста Н.А.
Бернштейна в модификации М.А. Рыбакова) – исследования памяти, методика изучения темперамента (Р. Р. Кашапов)
— диагностики типа темперамента у дошкольников.

В
третьей главе провели анализ эмпирических данных исследования психических
особенностей детей 5-6 лет в условиях детского сада. В результате проведения методики на изучения темперамента Ю.А.
Самарина «Перенос кубиков» получили
следующие результаты, наибольший процент составляют дети-холерики –
40% человек. Они более настойчивы в достижении цели. Вторую позицию занимают
дети-флегматики 24%.  Дети не сразу
включаются в игру. Они спокойны, долго присматриваются, двигаются медленно, не
суетятся, не делают резких движений. Детей-меланхоликов выявлено 20% человек.
Дети
долго не начинают выполнять задание. Наименьшее число детей — 16% человек являются
обладателями сангвинического типа темперамента. Эти
дети очень охотно включаются в игру, рвутся выполнять задание в числе первых.

Результаты
методики «Рисунок несуществующего животного» показывает, что у 7 детей (28%)
выполнение методики было достаточно примитивно. 12 дошкольников (48%)
изобразили своё животное с помощью частей тела уже существующих животных
(например, голова льва, а хвост крокодила). 6 дошкольников (24%) изобразили
животных более оригинальным способом. Можно сделать вывод, что половина детей
имеет средний уровень воображения.

В
результате проведения методики «Нелепицы», получили следующие результаты: 11 (44%)
испытуемых показали средний уровень развития наглядно-образного мышления. 9 (36%)
испытуемых за 3 минуты успели заметить все 8 нелепиц, сумели удовлетворительно
объяснить как должно быть, были очень увлечены заданием и активны. И показали
высокий уровень развития наглядно-образного мышления. 5 (20%) детей показали
низкий уровень развития наглядно-образного мышления.  Они не правильно оценивали ситуацию,
проявляли недостаточно самостоятельности в работе и организованности.

Полученные
данные по результатам исследования уровня самооценки дошкольников по методике
«Лесенка» свидетельствуют օ том, что большинство дошкольников имеют завышенный
уровень самооценки. Таких детей выявлено 15 (60%) человек. Завышенная
самооценка у дошкольников определяет, что ребенку трудно отделить свои умения
от собственной личности в целом. У 2 (8%) дошкольников выявлена адекватная самооценка.
Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида
деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Необходимо отметить, что
у 5 (20%) человек диагностирована заниженная самооценка. Дети с заниженной
самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к
другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях.

Результаты
уровней развития объема зрительной памяти  у старших дошкольников по методике «Узнавание
фигур» показывают, что высокий уровень развития объема зрительной памяти
показали 5 (20%) детей. Дети с высоким уровнем развития памяти имеют хороший
объем зрительной памяти. Средний уровень обнаружен у 9 (36%) детей.
Преобладающим является низкий уровень – 11 (44%) человек.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 5-6 ЛЕТ ПО ОПУБЛИКОВАННЫМ НАУЧНЫМ ИСТОЧНИКАМ 1.1. Способы познания окружающего мира детьми
старшего дошкольного возраста Собственная
ценность дошкольного возраста заключается в том, что этот промежуток наиболее
благоприятен для развития в ребенке личности и стабильного улучшения его
физических и психологических способностей. В этот период происходит бурный
подъем и активное формирование самосознания дошкольника: ребенок начинает
осознавать собственное место в своем окружении, отделяет себя из мира
предметов, учится сознательно разбираться в находящемся вокруг вещественном и
природном мирах и вычленять их значения [13].

В
означенный период формируются также основные принципы взаимодействия с окружающим
миром, природой и осуществляется обучение ребенка при помощи старших пониманию
его как единой значимости для абсолютно всех людей. Многие выдающиеся
преподаватели, деятели и мыслители придавали огромное значение окружающему
миру, натуре как лекарству воспитания ребенка. Я. А. Коменский представлял в
природе источник знаний и инструмент для развития ума, эмоций и свободы. К. Д.
Ушинский говорил о введении «ребенка в природу» для рассказа ему всего
легкодоступного и нужного с целью их словесного и интеллектуального
формирования [9].

Содержание
естественнонаучного образования в дошкольных образовательных организациях
включает в себя очень широкие направления и области естественнонаучных знаний о
природе и мире, описывающих последовательные причинно-следственные связи
материальных объектов и систем материальных объектов в поле
времени-пространства среды их нахождения. В дошкольном возрасте ход познания у
детей совершается чувственно — практичным путем по той простой причине, что, в
сущности, любой ребенок является хорошим экспериментатором, а природа
представляет собой один из источников знания окружающей среды. Ход этого знания
базируется на непосредственном эмоциональном восприятии, созерцании и общении с
предметами, явлениями и действиями находящейся вокруг реальности [11].

Для
формирования представлений об окружающем мире у воспитателя имеется ряд
эффективных методов и способов, которые можно задействовать как во время
проведения НОД, так и в любых моментах пребывания ребенка в ДОО — это: —
вовлечение ребенка в игровую деятельность (дидактические, подвижные,
настольные, сюжетно-ролевые и иные игры, несущие познавательную
составляющую); —
организация проектной деятельности в определенной теме;


организация наблюдений в природе; —
организация экспериментирования.

Остановимся
на последнем, наиболее новом, но эффективном направлении в познавательном
развитии детей — экспериментировании.

Научно-педагогические
основы организации детского экспериментирования как особой формы
самостоятельной поисковой деятельности намечены в трудах выдающихся
отечественных учёных двадцатого столетия — С.Л.Рубинштейна, А.В.Запорожца,
Л.А.Венгера, Н.Н.Поддьякова. Публикации учёных этой лаборатории, были
чрезвычайно интересны и достаточно широко применялись педагогами-практиками. В
зависимости от характера наблюдения и экспериментов их проведение в распорядке
дня может быть разным:  случайные
эксперименты;  плановые эксперименты; эксперимент,
как ответ на детский вопрос; 
эксперименты в рамках исследовательской работы [16].

В
результате у детей формируется представления: о материалах, о природных
явлениях, о мире растений, о способах исследования объекта, о предметном мире.
Экспериментирование — метод познания закономерностей и явлений окружающего
мира, относится к познавательному развитию. Потребность ребёнка познавать
каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, потому что
оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,
о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Детское
экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности — наблюдением и
развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в
то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Словарь детей
пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления или
объекты природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, высоко — низко —
далеко, мягкий — твёрдый — тёплый и прочее).

Дети, по своей природе являются исследователями,
они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё
вокруг новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных
ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит.
Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы